Положение о внутренней системе оценки качества образования Ординская СОШ

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования, организационную и
функциональную структуру внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) в
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Ординская средняя
общеобразовательная школа» (далее – Школа).
1.2. Положение разработано в соответствии:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 N 458 «Об
утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 N 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012г. №413»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 N 462
«Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 N 1324
«Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей
самообследованию»;

- приказом Рособрнадзора N 590, Минпросвещения Российской Федерации от 06.05.2019 N
219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в
общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества
подготовки обучающихся»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.10.2020 N 546 «Об
утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем
общем образовании и их дубликатов»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи СанПиН 2.4.3648-20, утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 «Об
утверждении Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
- приказом Минобрнауки от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей,
характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»;
- Законом Пермского края от 12.03.2014 года № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае»;
- Уставом Школы;
- локальными нормативными актами Школы.
1.3. Независимо от формы получения образования и формы обучения ФГОС является
основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной
деятельности и подготовки обучающихся.
1.4. В Школе организована оценка качества образования в соответствии с требованиями
ФГОС, т.е.:
- отражает содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной
деятельности;
- обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения программы,
позволяющий осуществлять оценку предметных и метапредметных результатов;
- предусматривает оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм
обучения, взаимно дополняющих друг друга, в том числе проектов, практических, командных,
исследовательских, творческих работ, самоанализа и самооценки, взаимооценки, наблюдения,
испытаний (тестов), динамических показателей освоения навыков и знаний, в том числе
формируемых с использованием цифровых технологий;
- предусматривает оценку динамики учебных достижений обучающихся;
- обеспечивает возможность получения объективной информации о качестве подготовки
обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений.
1.5. В Положении использованы следующие понятия и аббревиатуры:
- внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) - это функциональное единство
должностных лиц, локальных актов, процедур и методов оценки, посредством которых
обеспечивается своевременная и полная информация о соответствии образовательной
деятельности Школы требованиям ФГОС и потребностям участников образовательных
отношений;
- качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности
подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия ФГОС, федеральным
государственным требованиями (или) потребностям физического или юридического лица, в
интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
- качество условий – это выполнение санитарно-гигиенических норм организации
образовательной деятельности; организация питания в образовательной организации; реализация
мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательной деятельности;
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет
обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной

нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, требования к условиям
организации образовательной деятельности;
- независимая оценка качества образования (НОКО) - регламентируемый на федеральном
уровне инструмент внешней оценки качества образования, осуществляемой официально
уполномоченным оператором;
- основная образовательная программа (ООП) – комплекс основных характеристик
образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических
условий, структура которых задана требованиями ФГОС общего образования;
- внутришкольный контроль – общий административный контроль качества образования в
ОО, основанный на данных ВСОКО и обеспечивающий функционирование ВСОКО;
- оценка (оценочная процедура) — установление степени соответствия фактических
показателей планируемым или заданным в рамках основной образовательной программы;
- диагностика—контрольный замер, срез;
- мониторинг—длительное системное наблюдение за управляемым объектом;
- ВПР - всероссийская проверочная работа;
- ГИА - государственная итоговая аттестация;
- ЕГЭ - единый государственный экзамен;
- ОГЭ - основной государственный экзамен;
- КИМ—контрольно-измерительные материалы;
- НИКО – национальные исследования качества образования;
- НОКО – независимая оценка качества образования;
- ООП—основная образовательная программа;
- УУД — универсальные учебные действия;
- АООП – адаптированная основная образовательная программа;
- ОВЗ – ограниченные возможности здоровья;
- СанПиН – санитарно-эпидемиологические правила и нормы;
- ДОТ – дистанционные образовательные технологии.
1.6. ВСОКО функционирует как единая система контроля и оценки качества образования в
Школе и включает в себя:
- субъекты контрольно-оценочной деятельности;
- контрольно-оценочные процедуры;
- контрольно-измерительные материалы;
- аналитические документы для внутреннего потребления;
- информационно-аналитические продукты для трансляции в публичных источниках.
2. Принципы, цели и задачи оценки качества образования,
источники информации
2.1. ВСОКО основывается на следующих принципах:
- объективности и достоверности информации;
- информационной открытости;
- сочетания внутренней и внешней оценки качества образования;
- ориентации на потребности и интересы обучающихся;
- ориентации на ФГОС;
- развития современных инструментов оценки качества образования;
- ориентации на оценивание как подготовки обучающихся, так и образовательной
деятельности Школы, в том числе профессиональной деятельности педагогических работников.
2.2. Целями ВСОКО являются:
- повышение качества образования в Школе;
- повышение эффективности управления качеством образования в Школе;
- совершенствование основных образовательных программ начального, основного и среднего
общего образования на основе анализа результатов различных процедур оценки качества
образования;
- развитие и совершенствование механизмов и процедур оценки качества подготовки
обучающихся с учетом современных вызовов;

- развитие различных форм оценки системы образования с точки зрения ее направленности
на индивидуальное развитие обучающихся и повышение их конкурентоспособности;
- развитие механизмов управления качеством образования;
- повышение профессионализма педагогических работников Школы;
- повышение заинтересованности всех участников образовательных отношений в
совершенствовании образовательной деятельности и улучшении его результатов.
2.3. ВСОКО решает следующие задачи:
- оценка степени соответствия подготовки обучающихся требованиям ФГОС к результатам
освоения образовательных программ;
- оценка степени соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС к условиям
реализации образовательной деятельности;
- оценка степени соответствия подготовки обучающихся их потребностям;
- подготовка отчета о самообследовании Школы;
- оценка профессиональной деятельности педагогических работников Школы;
- предоставление объективной информации о качестве образования в Школе участникам
образовательных отношений, общественности;
- предоставление объективной информации о качестве образования в Школе органам
управления образованием.
2.4. ВСОКО используются различные группы источников данных, в том числе:
- результаты текущего контроля качества образования;
- результаты промежуточной аттестации обучающихся по предметам учебного плана;
- результаты федерального государственного контроля качества образования и
государственной аккредитации;
- исследования на основе практики международных исследований качества подготовки
обучающихся (TIMSS, PIRLS, PISA);
- национальные исследования качества образования (НИКО);
- всероссийские проверочные работы (ВПР);
- основной государственный экзамен (ОГЭ);
- единый государственный экзамен (ЕГЭ);
- государственный выпускной экзамен (ГВЭ);
- региональные мониторинговые исследования (мониторинг формирования функциональной
грамотности обучающихся);
- процедуры оценки качества подготовки обучающихся, связанные с развитием современных
инструментов оценки качества образования и проводимые в период действия национального
проекта «Образование»;
- результаты внутришкольного контроля;
- данные, полученные в ходе социологических опросов.
3. Функции субъектов ВСОКО
3.1. Организационная структура ВСОКО включает следующие субъекты, осуществляющие
оценочную деятельность:
- педагогический совет;
- администрация;
- педагогические работники;
- родительский комитет.
3.2. К функциям педсовета относятся:
- разработка, принятие и изменение локальных актов школы, регламентирующих
функционирование и развитие ВСОКО в образовательной организации;
- организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;
- разработка и принятие образовательных программ;
- перевод обучающихся в следующий класс и (или) на следующий уровень образования;
- рассмотрение и выработка предложений по улучшению работы по обеспечению питанием и
медицинскому обеспечению обучающихся и работников;
- рассмотрение и формирование предложений по улучшению деятельности педагогических

организаций и методических объединений.
3.3. К функциям администрации относятся:
- разработка и корректировка критериев и показателей внутренней оценки качества
образования;
- организационное, информационное и методическое обеспечение процедур оценки качества
образования;
- анализ данных, полученных в результате проведения внутренней оценки качества
образования, и подготовка рекомендаций по повышению качества образования и эффективности
функционирования ВСОКО;
- сбор, хранение, статистическая обработка информации о состоянии и динамике качества
образования;
- обеспечение функционирования системы поиска и поддержки талантов и профориентации
обучающихся;
- анализ профессиональной деятельности педагогических работников, создание условий для
осуществления повышения квалификации педагогов в соответствии с результатами оценочных
процедур и их запросами, в том числе для функционирования системы наставничества;
- обеспечение информационной открытости результатов внутренней оценки качества
образования в соответствии с действующим законодательством;
- проведение самообследования образовательной организацией и подготовка отчета.
3.4. К функциям педагогических работников относятся:
- осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся;
- учет динамики личных достижений обучающихся (в бумажном и (или) электронном виде).
3.5. В функции общешкольного родительского комитета в рамках ВСОКО входят:
- общественная оценка качества образования как составляющая внешней оценки качества;
- оценка эффективности реализации программы развития образовательной организации,
обеспечения качества условий обучения (ежегодный опрос-анкетирование).
4. Организация ВСОКО
4.1. В рамках ВСОКО оценивается:
- качество образовательных программ;
- качество условий реализации образовательных программ;
- качество образовательных результатов обучающихся;
- удовлетворенность потребителей качеством образования.
4.2. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение всего
учебного года, результаты обобщаются на этапе подготовки отчета о самообследовании Школы.
4.3. Основные мероприятия ВСОКО:
- оценка соответствия реализуемых в Школе образовательных программ федеральным
требованиям;
- контроль реализации основных образовательных программ;
- контроль освоения основных образовательных программ;
- оценка условий реализации ООП (по уровням общего образования) федеральным
требованиям;
- контроль состояния условий реализации ООП (по уровням общего образования);
- мониторинг сформированности и развития метапредметных образовательных результатов;
- оценка уровня достижения обучающимися планируемых предметных и метапредметных
результатов освоения ООП (по уровням общего образования);
- мониторинг личностного развития обучающихся, сформированности у обучающихся
личностных УУД;
- контроль реализации Программы воспитания Школы;
- контроль реализации плана коррекционной работы;
- оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образования
(анкетирование);
- систематизация и обработка оценочной информации для отчета о самообследовании;

- подготовка отчета по итогам учебного года.
4.4. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал и сроки
контрольно-оценочных мероприятий определяются руководителем Школы.
4.5. Контрольно-оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО включаются в
годовой план работы Школы.
5. Оценка образовательных результатов обучающихся
5.1. В отношении учащихся, осваивающих ООП (по уровням общего образования),
разработанных на основе ФГОС, оценке подвергаются только предметные образовательные
результаты.
5.2. Оценка предметных результатов по указанной группе учащихся проводится в следующих
формах:
- промежуточная аттестация;
- анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских проверочных работ;
- итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА (предметы учебного плана);
- анализ результатов ГИА.
5.3. В качестве объекта оценки результатов реализации ООП (по уровням общего
образования), разработанных на основе ФГОС, выступают:
- предметные результаты обучения;
- метапредметные результаты обучения;
- личностные результаты;
- достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях различного уровня;
- достижения учащихся в олимпиаде различного уровня (приложение 5);
- удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов.
5.4. Оценка достижения предметных результатов освоения ООП (по уровням общего
образования) в соответствии с ФГОС определяется на основании показателей
согласно
приложению 1.
5.5. Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП (по уровням общего
образования) проводится на основании результатов региональных мониторингов и исследований
метапредметных результатов и функциональной грамотности.
5.6. Достижение личностных результатов освоения ООП диагностируется в ходе мониторинга
личностного развития обучающихся 1-х классов по параметрам согласно приложению 2.
5.7. Оценка реализации внеурочной деятельности, программ дополнительного образования,
профориентационной деятельности, программы воспитании согласно приложению 6.
5.8.Достижения учащихся в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня
фиксируется в бумажном и (или) электронном виде.
5.9. Удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов оценивается во
второй половине каждого учебного года на основании опроса-анкетирования.
5.10. Все образовательные достижения обучающегося подлежат учету. Результаты
индивидуального учета фиксируются:
- в сводной ведомости успеваемости;
- в бумажном и (или) электронном виде.

6. Оценка образовательной деятельности
6.1. Оценке подлежат ООП соответствующего уровня общего образования, разработанные
согласно требованиям образовательных стандартов (ФГОС начального общего, основного общего
и среднего общего образования) согласно приложению 3.
6.2. Информация приложения 3 включается в отчет о самообследовании.
7. Оценка условий реализации образовательных программ

7.1. Структура оценки условий реализации образовательных программ разрабатывается на
основе требований ФГОС к кадровым, финансовым, психолого-педагогическим, материальнотехническим и информационно-методическим условиям.
7.2. Оценка условий реализации образовательных программ предусматривает проведение
контроля состояния условий, на основе критериев, указанных в приложении 4.
7.3. Совокупность параметров оценки и их распределение по группам условий реализации
образовательных программ соответствует федеральным требованиям к показателям эффективности
деятельности организации, подлежащей самообследованию.
7.4. Оценка условий реализации образовательных программ проводится:
- на этапе разработки ООП;
- ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании.
7.5. Ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании проводится контроль состояния
условий.
7.6. Результаты ежегодной оценки совокупного состояния условий образовательной
деятельности Школы включаются в отчет о самообследовании.
8. Мониторинг
8.1. В рамках ВСОКО проводятся мониторинги:
- личностного развития обучающихся;
- достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов;
- показателей отчета о самообследовании.
8.2. Мониторинг показателей отчета о самообследовании проводится ежегодно, а его
результаты вносятся в аналитическую часть отчета о самообследовании.
9. Документы ВСОКО
9.1. В рамках ВСОКО ответственные лица готовят справки по результатам оценочных
мероприятий, сводные аналитические справки по итогам мониторингов.
9.2. Состав конкретных документов ВСОКО ежегодно обновляется и утверждается
руководителем Школы.

Приложение 1
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Показатели оценки предметных образовательных результатов
№
1
2
3
4
5
6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16
17
18

Показатели оценки предметных образовательных результатов
Численность / удельный вес численности обучающихся, успевающих на «4» и «5»
по результатам промежуточной аттестации, в общей численности обучающихся
Средний балл ОГЭ выпускников 9-х классов по русскому языку
Средний балл ОГЭ выпускников 9-х классов по математике
Средний балл ЕГЭ выпускников 11-х классов по русскому языку
Средний балл ЕГЭ выпускников 11-х классов по математике (профиль)
Численность / удельный вес численности выпускников 9-х классов, получивших
неудовлетворительные результаты на ОГЭ по русскому языку, в общей
численности выпускников 9-х классов
Численность / удельный вес численности выпускников 9-х классов, получивших
неудовлетворительные результаты на ОГЭ по математике, в общей численности
выпускников 9-х классов
Численность / удельный вес численности выпускников 11-х классов, получивших
результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по
русскому языку, в общей численности выпускников 11-х классов
Численность / удельный вес численности выпускников 11-х классов, получивших
результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по
математике, в общей численности выпускников 11-х классов
Численность / удельный вес численности выпускников 9-х классов, не
получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности
выпускников 9-х классов
Численность / удельный вес численности выпускников 11-х классов, не
получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности
выпускников 11-х классов
Численность / удельный вес численности выпускников 9-х классов, получивших
аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности
выпускников 9-х классов
Численность / удельный вес численности выпускников 11-х классов, получивших
аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности
выпускников 11-х классов
Численность / удельный вес численности обучающихся, принявших участие в
различных предметных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности
обучающихся
Численность/удельный вес численности обучающихся - победителей и призеров
предметных олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности обучающихся, в
том числе:
- муниципального уровня;
- регионального уровня;
- федерального уровня;
- международного уровня
Численность / удельный вес численности обучающихся, получающих образование
с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей численности
обучающихся
Численность / удельный вес численности обучающихся, получающих образование
в рамках профильного обучения, в общей численности обучающихся
Необъективность оценивания при проведении ВПР
- доля учителей (педагогических работников), продемонстрировавших

Единица
измерения
Чел. / %
Балл
Балл
Балл
Балл
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %

19

необъективность в оценивании при проведении ВПР
Результативность участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде
школьников:
- число обучающихся 7 - 11 классов - победителей и призеров муниципального
уровня;
- число обучающихся 9 - 11 классов - победителей и призеров регионального
уровня;
- число обучающихся 9 - 11 классов - победителей и призеров федерального
уровня

Чел.
Чел.
Чел.

Приложение 2
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Диагностическая карта формирования УУД 1 класс

ФИ ученика ______________________________ класс 1 «__»
№
Формируемые УУД

Критерии

1
полугодие

Сформированность познавательных УУД
1

2

3

4

5

Ориентироваться в
учебнике: определять
умения, которые будут
сформированы на основе
изучения данного
раздела
Отвечать на простые
вопросы учителя,
находить нужную
информацию в учебнике

Балл
(2-0)

Умеет ориентироваться в учебнике
Ориентируется в учебнике после
повторного напоминания учителя
Не умеет ориентироваться в учебнике

Отвечает на вопросы учителя, может
найти нужную информацию из учебника
Отвечает на вопрос учителя, но не может
найти подтверждение в учебнике
Не отвечает на вопросы учителя
Умеет сравнивать предметы (находит
существенные признаки)
Сравнивать предметы,
объекты: находить общее Сравнивает предметы при помощи
и различие
наводящих вопросов учителя
Не может сравнить предметы
Группирует предметы, объекты на основе
Группировать предметы, существенных признаков
Группирует предметы, объекты на основе
объекты на основе
существенных признаков несущественных признаков
Не может сгруппировать предметы
Подробно пересказывать прочитанное или
Подробно пересказывать прослушанное; определять тему
прочитанное или
При подробном пересказе требуется
прослушанное;
помощь учителя, главным в теме
определять тему
определяет несущественное
Не может определить тему, не может
пересказать прочитанное

Год

ИТОГО:
10-9 баллов высокий уровень, 8-5 баллов средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.

1

2

3

4

5

Сформированность регулятивных УУД
Организует своѐ место в соответствии с
требованиями учителя
Организовывать свое
рабочее место под
Требуется повторное напоминание
руководством учителя
учителя
Не может организовать своѐ место
Определять цель
Определяет цель выполнения заданий с
выполнения заданий на
помощью учителя
уроке, во внеурочной
Требуется повторное напоминание о целях
деятельности, в
заданий учителем
жизненных
Не может определить цель выполнения
ситуациях под
заданий даже под руководством учителя
руководством учителя
Определять план
Определяет план выполнения заданий с
выполнения заданий на
помощью учителя
уроках, внеурочной
Требуется повторное напоминание о плане
деятельности,
выполнения заданий учителем
жизненных
Не может определить план выполнения
ситуациях под
заданий даже под руководством учителя
руководством учителя
Может использовать в своей деятельности
простейшие приборы
Использовать в своей
деятельности
Необходима помощь учителя в
простейшие приборы:
использовании простейших приборов
линейку, треугольник и
Не может пользоваться простейшими
т.д.
приборами даже после дополнительной
помощи учителя
Умеет объективно оценивать свою работу
и соотносить с готовым результатом
При соотношении работы обнаруживается
Оценка результатов
расхождение в оценке
своей работы
Не может соотнести свою работу с
готовым результатом, оценка
необъективна
ИТОГО:

10-9 баллов высокий уровень, 8-5 баллов средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.

1

Сформированность коммуникативных УУД
Участвовать в диалоге на Участвует в диалоге.
уроке и в жизненных
Участвует в диалоге по просьбе учителя.
ситуациях.
Не участвует в диалоге.

2

Отвечать на вопросы
учителя, товарищей по
классу.

3

Соблюдать простейшие
нормы речевого этикета:
здороваться, прощаться,
благодарить.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей
по классу.
Испытывает трудности при ответах на
вопросы.
Не отвечает на вопросы учителя,
товарищей по классу.
Самостоятельно соблюдает простейшие
нормы речевого этикета.
Соблюдает простейшие нормы речевого
этикета с помощью напоминания учителя.
Не соблюдает простейшие нормы
речевого этикета.

4

Слушать и понимать
речь других.

5

Участвовать в паре.

Слушает и понимать речь других.
Старается высказать своѐ мнение, не
слушая других собеседников.
Не слушает и не понимает речь других.
Может участвовать в паре с любым
учеником
Участвует в паре только избирательно.
Отказывается работать в паре.
ИТОГО:

10-9 баллов высокий уровень, 8-5 баллов средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.

1

2

3

Сформированность личностных УУД
Самооценка
Чувствует необходимость учения,
предпочитает классные занятия занятиям
дома
Положительное отношение к школе,
привлекает в первую очередь не учение. А
внеучебная деятельность
Отрицательное отношение к школе,
стремится к дошкольному образу жизни
Мотивация
Стремится к получению высоких оценок,
проявляет устойчивый интерес к новому
Стремится к получению хороших оценок,
проявляет частичный интерес к новому
К школе безразличен, учебные мотивы
слабые или отсутствуют
Личностный моральный
Справедлив в отношениях с
выбор
одноклассниками. Правдив, имеет
представление о нравственных нормах
Не всегда справедлив в отношениях с
одноклассниками. Правдив, имеет
неполное или неточное представление о
нравственных нормах
Неправильное представление о моральных
нормах, проблемы нравственно-этического
характера в отношениях с
одноклассниками
ИТОГО:

6-5 баллов высокий уровень, 4-3 баллов средний уровень, 0-2 балла низкий уровень.

Вывод Итоги формирования УУД (регулятивных, познавательных,
коммуникативных, личностных) 36-33 баллов – высокий уровень;3218 баллов – средний уровень; 0-17 баллов – низкий уровень.

Подпись учителя:_______________________
Подпись родителей: ____________________

Приложение 3
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
№

Критерии оценки образовательных программ
Единица измерения*
Критерии оценки

1. Образовательная деятельность
1.1
1.2

1.3

1.4

Общая численность обучающихся, осваивающих основную
Чел.
образовательную программу:
Общая численность обучающихся, осваивающих основную образовательную программу:
– начального общего образования;
Чел.
– основного общего образования;
Чел.
– среднего общего образования
Чел.
Формы получения образования в ОО:
– очная;
Имеется/не имеется.
Количество чел.
– очно-заочная;
Имеется/не имеется.
Количество чел.
– заочная
Имеется/не имеется.
Количество чел.
Реализация ООП по уровням общего образования:
– сетевая форма;
Имеется/не имеется.
Количество чел.
– с применением дистанционных образовательных технологий;
Имеется/не имеется.
Количество чел.
– с применением электронного обучения
Имеется/не имеется.
Количество чел.

2. Соответствие образовательной программы требованиям ФГОС
2.1

Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС

2.2

Наличие материалов, подтверждающих реализацию в ООП
части, формируемой участниками образовательных отношений
Соответствие объема части ООП, формируемой участниками
образовательных отношений, требованиям ФГОС
Отражение в пояснительной записке к ООП специфики и
традиций образовательной организации, социального запроса
потребителей образовательных услуг
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по
составу предметных областей и наименованиям учебных
предметов
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по
объему часов
Соответствие учебного плана ООП требованиям СанПиН

2.3
2.4

2.5

2.6
2.7
2.8

2.9
2.10

Соответствует/не
соответствует
Имеется/не имеется
Соответствует/не
соответствует
Имеется/не имеется
Соответствует/не
соответствует
Соответствует/не
соответствует
Соответствует/не
соответствует
Имеется/не имеется

Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) по всем предметам учебного плана, их
соответствие требованиям ФГОС
Наличие рабочих программ курсов части учебного плана,
Имеется/не имеется
формируемой участниками образовательных отношений
Наличие и количество индивидуальных учебных планов для обучающихся:
– с ОВЗ на основаниях инклюзии в классах с нормативно
Количество ед./не

2.16
2.17

развивающимися сверстниками
– 10-х классов, реализующих индивидуальные проекты в рамках
учебного плана
Наличие плана внеурочной деятельности
Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям
ФГОС по составу и наименованию направлений внеурочной
деятельности
Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям
ФГОС по объему часов
Наличие рабочих программ курсов внеурочной деятельности для
курсов внеурочной деятельности, внесенных в план внеурочной
деятельности
Соответствие рабочих программ курсов внеурочной
деятельности требованиям ФГОС
Наличие Программы воспитания
Соответствие Программы воспитания требованиям ФГОС

2.18

Реализация программ дополнительного образования

2.11
2.12

2.13
2.14

2.15

имеется
Количество ед./не
имеется
Имеется/не имеется
Соответствует/не
соответствует
Соответствует/не
соответствует
Имеется/не имеется
Соответствует/не
соответствует
Имеется/не имеется
Соответствует/не
соответствует
Имеется/не имеется

Приложение 4
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
№
1.1
1.2

1.3

1.4

2.1
2.2
2.3
2.4

2.5
2.6
2.7
2.8

2.9
2.10

2.11.
2.12
2.13

Оценка условий реализации образовательных программ
Критерии оценки
Единица измерения
1. Образовательная деятельность
Общая численность обучающихся, осваивающих основную
Человек
образовательную программу
Общая численность обучающихся, осваивающих основную образовательную программу:
• начального общего образования
Человек
• основного общего образования
Человек
• среднего общего образования
Человек
Формы получения образования в ОО:
• очная
Имеется / не
имеется.
• очно-заочная
Количество человек
• заочная
Реализация ООП по уровням общего образования:
• сетевая форма
Имеется / не
имеется.
• с применением дистанционных образовательных технологий
Количество человек
• с применением электронного обучения
2. Соответствие образовательной программы требованиям ФГОС
Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС
Соответствует/не
соответствует
Наличие материалов, подтверждающих реализацию в ООП части, Имеется/не имеется
формируемой участниками образовательных отношений
Соответствие объема части ООП, формируемой участниками
Соответствует/не
образовательных отношений, требованиям ФГОС
соответствует
Отражение в пояснительной записке к ООП специфики и
Имеется/не имеется
традиций образовательной организации, социального запроса
потребителей образовательных услуг
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по составу Соответствует/не
предметных областей и наименованиям учебных предметов
соответствует
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по объему Соответствует/не
часов
соответствует
Соответствие учебного плана ООП требованиям СанПиН
Соответствует/не
соответствует
Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов,
Имеется/не имеется
дисциплин (модулей) по всем предметам учебного плана, их
соответствие требованиям ФГОС
Наличие рабочих программ курсов части учебного плана,
Имеется/не имеется
формируемой участниками образовательных отношений
Наличие и количество индивидуальных учебных планов для
обучающихся:
– с ОВЗ на основаниях инклюзии в классах с нормативно
Количество ед./не
развивающимися сверстниками
имеется
– 10-х классов, реализующих индивидуальные проекты в рамках
Количество ед./не
учебного плана
имеется
Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС
Соответствует/не
соответствует
Наличие плана внеурочной деятельности
Имеется / не имеется
Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям ФГОС Соответствует / не
ОО по составу и наименованию направлений внеурочной
соответствует

2.14
2.15
2.16

2.17
2.18
2.19

3.1
3.2
3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

3.10

3.11

4.1

деятельности
Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям ФГОС
ОО по объему часов
Соответствие мероприятий плана внеурочной деятельности
планируемым результатам ООП
Наличие рабочих программ курсов внеурочной деятельности для
курсов внеурочной деятельности, внесенных в план внеурочной
деятельности
Соответствие рабочих программ курсов внеурочной деятельности
требованиям ФГОС ОО
Наличие программы воспитания
Соответствие программы воспитания требованиям ФГОС ОО

Соответствует / не
соответствует
Соответствует / не
соответствует
Имеется / не имеется
Соответствует / не
соответствует
Имеется / не имеется
Соответствует/ не
соответствует

3. Кадровый потенциал
Общая численность педагогических работников, в том числе:
Чел.
i.
Численность/удельный вес численности педагогических
Чел./%
работников, имеющих высшее образование
Численность/удельный вес численности педагогических
Чел./%
работников, имеющих высшее образование педагогической
направленности (профиля)
Численность/удельный вес численности педагогических
Чел./%
работников, которым по результатам аттестации присвоена
квалификационная категория, в общей численности
педагогических работников, в том числе:
– первая;
– высшая
Численность/удельный вес численности педагогических
Чел./%
работников в общей численности педагогических работников,
педагогический стаж работы которых составляет:
– до 5 лет;
– свыше 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических
Чел./%
работников в общей численности педагогических работников в
возрасте до 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических
Чел./%
работников в общей численности педагогических работников в
возрасте от 55 лет
Численность/удельный
вес
численности
педагогических Чел./%
работников, имеющих профессиональную переподготовку или
повышение квалификации по программам дополнительного
профессионального образования
Численность/удельный
вес
педагогов,
участников Чел./%
муниципального, регионального и всероссийского уровня
конкурсов профмастерства (являющихся этапом Всероссийского
уровня, и/или организуемых органами местного самоуправления)
Численность/удельный
вес
педагогических
работников, Чел./%
участвующих в деятельности профессиональных объединений и
сетевых сообществах на муниципальном и региональном уровнях
Численность/удельный вес педагогических работников,
Чел./%
участвующих в деятельности профессиональных
объединений на институциональном уровне
4. Психолого-педагогическое обеспечение
Численность/удельный вес ставок педагогов-психологов к Ед./%

6.1

необходимому количеству в штатном расписании
Численность/удельный вес ставок социальных педагогов Ед./%
психологов к необходимому количеству в штатном расписании
5. Условия для индивидуальной работы с обучающимися, в том числе
обучающимися с ОВЗ
Наличие оборудованного помещения, приспособленного для Имеется/не имеется
индивидуальных консультаций с обучающимися, родителями
(законными представителями)
Наличие оборудованных образовательных пространств для Имеется/не имеется
психологической разгрузки; рекреационных зон
Наличие специальных средств обучения коллективного и Имеется/не имеется
индивидуального использования для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
Наличие специальных учебников, учебных пособий и Имеется/не имеется
дидактических материалов
Наличие
специальных
технических
средств
обучения Имеется/не имеется
коллективного и индивидуального пользования
6. Материально-техническое обеспечение (в том числе доступная среда)
Количество компьютеров в расчете на одного обучающегося
Ед.

6.2

Оснащенность учебных кабинетов (в соответствии с ФГОС)

6.3

Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
– с обеспечением возможности работы на стационарных
компьютерах или использования переносных компьютеров;
– с медиатекой;
– оснащенного средствами сканирования и распознавания
текстов;
– с выходом в интернет с компьютеров, расположенных в
помещении библиотеки;
– с возможностью размножения печатных бумажных материалов
Численность/удельный вес численности обучающихся, которым
обеспечена
возможность
пользоваться
широкополосным
интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности
обучающихся
Общая площадь помещений, в которых осуществляется
образовательная деятельность, в расчете на одного обучающегося
Условия для доступа в здание образовательной организации
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

4.2

5.1

5.2
5.3

5.4
5.5

6.4

6.5
6.6

6.7

6.8

Наличие знаков доступности
Наличие поручней
Отсутствие бордюров, препятствий
Наличие маркировки
маршрута
Наличие специальных туалетных
комнат
Условия питания для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья:
Наличие места для приема пищи по школьному меню
Условия охраны здоровья для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья:
Охранительный режим
Бегущая строка

Ед./%
Да / нет
Да / нет
Да / нет
Да / нет
Да / нет
Чел./%

Кв. м

Да/нет
Да/нет
Да/нет
Да/нет
Да/нет
Да/нет
Да/нет
Да/нет

6.9

6.10
7.1

7.2

7.3

7.4
7.5

7.6

8.1
8.2
8.3
8.4
8.5

АРМ
Да/нет
Наличие дополнительных кабинетов
Да/нет
Наличие места для отдыха
Да/нет
Наличие
специального
оборудования
и
Да/нет
дидактического обеспечения
Антитеррористическая защищенность, в том числе:
Система видеонаблюдения по периметру здания
Да/нет
Система видеонаблюдения в здании:
1 этаж
Да/нет
2 этаж
Да/нет
3 этаж
Да/нет
4 этаж
Да/нет
Система видеонаблюдения особо опасных объектов внутри
школы:
- Водомерный узел
Да/нет
- Теплоузел
Да/нет
- Электрощитовая
Да/нет
- Столовая
Да/нет
- Входы в подвальные помещения
Да/нет
Доля случаев травматизма в школе
%
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Количество экземпляров учебной и учебно-методической Ед./%
литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного
фонда, состоящих на учете, в расчете на одного обучающегося
Количество экземпляров справочной литературы в общем Ед.
количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на
учете, в расчете на одного обучающегося
Количество экземпляров научно-популярной литературы в общем Ед.
количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на
учете, в расчете на одного обучающегося
Соответствие используемых учебников и учебных пособий Соответствует/не
федеральному перечню
соответствует
Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
Да/нет
С обеспечением возможности работы на стационарных Да/нет
компьютерах или использования переносных компьютеров
С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в Да/нет
помещении библиотеки
Численность/удельный вес численности обучающихся, которым Чел./%
обеспечена
возможность
пользоваться
широкополосным
Интернетом (не менее 2Мб/с), в общей численности обучающихся
Соответствие содержания сайта требованиям статьи 29 Соответствует/не
Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской соответствует
Федерации»
8. Система условий для саморазвития и самореализации личности ребенка
Охват обучающихся программами дополнительного образования Чел./%
(ПФДО)
Доля детей, принимающих участие в социальных проектах и Чел./%
волонтерском движении
Доля детей с ОВЗ, принимающих участие в социальных проектах Чел./%
и волонтерском движении
Доля детей, принимающих участие в конкурсах, соревнованиях Чел./%
различного уровня
Доля детей с ОВЗ, принимающих
участие в конкурсах, Чел./%

8.6
8.7
8.8
8.9
9.1
9.2
9.3
9.4
9.5
9.6
9.7
10.1.
10.2
10.3
10.4

11.1

11.2

11.3

соревнованиях различного уровня
Проведение мероприятий по сдаче норм ГТО
Да/нет
Количество обучающихся, получивших золотой значок ГТО из Чел./%
числа выпускников 11 класса
Количество обучающихся, получивших серебряный значок ГТО Чел./%
из числа выпускников 11 класса
Количество обучающихся, принявших участие в сдаче норм ГТО Чел./%
9. Качество информационно-образовательной среды
Количество компьютеров, используемых в образовательной Шт.
деятельности
Количество компьютеров, используемых для управленческих Шт.
целей
Доля компьютеров в учебных кабинетах по отношению ко всему %
количеству учебных кабинетов
Количество мультимедийных комплексов (интерактивная панель Шт.
плюс ноутбук учителя плюс 15 ноутбуков обучающихся)
Количество интерактивных досок
Шт.
Количество мультимедийных проекторов
Шт.
Количество компьютерных классов
Шт.
10. Санитарно-гигиеническое благополучие образовательной среды
Наличие санитарно-эпидемиологического заключения
Да/нет
Наличие невыполненных предписаний РОСПОТРЕБНАДЗОРА
Да/нет
Средняя наполняемость классов в соответствии с санитарно- Чел.
гигиеническими требованиями
Оборудование туалетов в соответствии с гигиеническими Да/нет
требованиями
11. Финансовое обеспечение
Исполнение муниципального задания, в том числе:
НОО
%
ООО
%
СОО
%
ДОП
%
Доходы от приносящей доход деятельности, в том числе:
Платные услуги
Сдача в аренду помещений
Благотворительные пожертвования

Приложение 5
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования

Критерии и показатели мониторинга результатов муниципального и
регионального этапов всероссийской олимпиады школьников
№
Критерии
п/п

Показатели

Источники информации

1

Результативность
участников при переходе с
муниципального на
региональный этап
олимпиады

Количество участников
различных этапов, которые
показали минимум 25% от
максимального балла по
системе оценивания

Муниципальный,
региональный рейтинг по
результатам участия в
олимпиаде

2

Участие педагогов Школы
в предметных комиссиях
муниципального и
регионального этапов
олимпиады

Количество учителей
участников жюри предметных
комиссий

Приказы о составе жюри
муниципального и
регионального этапов
олимпиады

Массовость участия в
региональном этапе
олимпиады

Общее количество
участников регионального
этапа в процентах от общего
числа обучающихся в этих
классах.
Положительное состояние
дел, если Школа занимает
более высокое положение
относительно среднего
показателя в
муниципалитете, регионе

Базы участников
регионального этапа
олимпиады

Эффективность
регионального этапа
олимпиады по каждому
предмету

Количество учащихся 9–11-х
классов в списках участников
заключительного этапа
олимпиады.
Положительное состояние
дел, если Школа имеет
участников заключительного
этапа олимпиады

Базы участников
заключительного этапа
олимпиады

5

Результативность участия
в заключительном этапе
олимпиады

Общее количество
победителей и призеров
заключительного этапа
олимпиады.
Положительное состояние
дел, если Школа имеет
призеров и победителей
заключительного этапа
олимпиады

Отчеты жюри
заключительного этапа
олимпиады

6

Реализация цели
профильной ориентации
участников олимпиады

Количество победителей и
призеров регионального
этапа олимпиады для 11-х
классов, сдавших ЕГЭ по

Статистические данные по
вузам

3

4

предмету участия в
региональном этапе на
баллы, позволившие им
поступить в профильные
вузы, в процентах от их
общего числа.
Количество победителей и
призеров заключительного
этапа олимпиады для 11-х
классов, поступивших в
профильные вузы, в
процентах от их общего
числа.
Положительная оценка
профильного характера
олимпиады, если выпускники
выбирают профиль
образования в соответствии
с учебным предметом, по
которому выиграли
олимпиаду

Приложение 6
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Критерии оценки реализации внеурочной деятельности, программ дополнительного
образования, профориентационной деятельности и программы воспитания
№
Критерии оценки
Единица
п/п
измерения
1. Программа внеурочной деятельности
1.1. Численность детей и молодежи, получивших поддержку в виде
Чел./%
премий, стипендий в рамках мероприятий, направленных на
поддержку
способностей
и
талантов
у
детей
и
молодежи/одаренных детей
1.2. Численность на базе образовательных организаций спортивных
ед.
клубов/объединений различной направленности
1.3. Удовлетворение потребности школьников в организации
% да/% нет
внеурочной деятельности
2. Программа дополнительного образования
2.1 Доля обучающихся начальных классов, посещающих занятия по
%
техническому творчеству (робототехника, авиамоделирование,
конструирование и т.п.)
2.2 Доля обучающихся 5-9 классов, посещающих занятия по
%
техническому творчеству (робототехника, авиамоделирование,
конструирование и т.п.)
2.3 Охват детей деятельностью региональных центров выявления,
чел.
поддержки и развития способностей и талантов у детей и
молодежи, технопарков «Кванториум» и центров «IT-куб»
2.4 Доля обучающихся 1-4 классов, занимающихся в системе
%
дополнительного образования, в том числе получающих
дополнительное
образование
на
базе
образовательной
организации
2.5 Доля обучающихся 5-9 классов, занимающихся в системе
%
дополнительного образования, в том числе получающих
дополнительное
образование
на
базе
образовательной
организации
2.6 Доля обучающихся 10,11 классов, занимающихся в системе
%
дополнительного образования, в том числе получающих
дополнительное
образование
на
базе
образовательной
организации
3. Программа профориентационной деятельности
3.1 Доля обучающихся с ОВЗ, охваченных деятельностью
%
регионального центра по выявлению, поддержке и развитию
способностей и талантов у детей и молодежи
3.2 Доля способных и талантливых детей, охваченных психолого%
педагогическим сопровождением
3.3

Доля обучающихся выпускных классов, прошедших диагностику
готовности к профессиональному самоопределению

%

3.4

Доля обучающихся 8-9 классов, охваченных образовательными
программами, курсами, направленными на профессиональное
самоопределение
Охват обучающихся 8-х или 9-х классов информационными,

%

3.5

%

Сроки

По итогам
учебного
года

На 1 января
на 1 июля
На 1 января
на 1 июля
На 1 января
на 1 июля
На 1 января
на 1 июля
На 1 января
на 1 июля
На 1 января
на 1 июля

По итогам
учебного
года
По итогам
учебного
года
По итогам
учебного
года
По итогам
учебного
года
По итогам

практико-ориентированными мероприятиями, направленными на
профессиональное самоопределение
3.6 Доля обучающихся по образовательным программам среднего
общего образования, охваченных мероприятиями, направленными
на раннюю профессиональную ориентацию, в том числе в рамках
программы «Билет в будущее»
3.7 Доля обучающихся, поступивших в профессиональные
образовательные организации и образовательные организации
высшего образования по профилю обучения
3.8 Охват обучающихся 6-7 классов профориентационными
мероприятиями, в том числе с использованием открытых онлайнуроков
3.9 Количество обучающихся 9,10,11 классов с ОВЗ профессионально
самоопределившихся в соответствии со своими
психофизическими особенностями и возможностями
3.10 Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях,
организованных в рамках социального партнерства школ с
профессиональными образовательными организациями и (или)
образовательными организациями высшего образования, от
общего числа обучающихся
3.11 Количество обучающихся, участвующих в конкурсах
профориентационной направленности всех уровней
4. Программа воспитания
4.1 Доля обучающихся, охваченных иными формами развития
образовательных достижений школьников, инженернотехнической, изобретательской, творческой, физкультурноспортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний,
творческих и спортивных достижений
4.2. Доля детей, вовлеченных в добровольческую (волонтерскую)
деятельность
4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

4.9

%

%
чел.
чел.

%

учебного
года
По итогам
учебного
года
По итогам
учебного
года
По итогам
учебного
года
По итогам
учебного
года
По итогам
учебного
года

чел.

По итогам
учебного
года

%

По итогам
учебного
года

%

По итогам
учебного
года
По итогам
учебного
года

Доля школьников, принимающих участие в исследовательской
деятельности, в научно-практических конференциях,
исследовательских
работах по отношению к общему
количеству школьников,
Доля обучающихся, вовлеченных в деятельность детских и
молодежных общественных объединений, органы ученического
самоуправления
Доля обучающихся, состоящих на ведомственном учете группы
риска социально опасного положения

%

Доля обучающихся, состоящих на учете в «группе риска» и
находящихся в социально-опасном положении, охваченных
дополнительным образованием
Доля несовершеннолетних обучающихся, состоящих на
ведомственном учете группы риска социально опасного
положения, вовлеченных в мероприятия детских и молодежных
общественных объединений
Доля учащихся, вовлеченных в мероприятия детских и
молодежных общественных объединений

%

Доля школьников, принимающих участие в благотворительных
акциях, проектах

%

%

%

%

%

По итогам
учебного
года
По итогам
учебного
года
По итогам
учебного
года
По итогам
учебного
года
По итогам
учебного
года
По итогам
учебного

4.10 Доля семей, принимающих участие в мероприятиях, акциях,
проводимых в школе

%

года
По итогам
учебного
года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».