МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Управление образования администрации Ординского муниципального округа МБОУ «Ординская СОШ» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Педагогический совет Директор Протокол №1 от «28» августа 2024 г. МБОУ «Ординская СОШ» Приказ №341 от «28» августа 2024 г. Рабочая программа элективного курса «Сочинение разных жанров» для учащихся 11 класса Орда, 2024 Пояснительная записка Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. Введение элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что часть 3 (С) ЕГЭ составляет примерно 1/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в вуз. Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащихся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ. Использует в качестве программно-методического сопровождения: - Г. Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С. - Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ. Программа элективного курса состоит из 2-х разделов. Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства. Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности. Программа включает в себя: 1) пояснительную записку; 2) содержание программы; 3) технологию организации учебного процесса; 4) формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки; 5) требования к результатам освоения ЕГЭ; 6) основные термины и понятия, необходимые для овладения элективным курсом; Цели элективного курса: 1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания части С ЕГЭ. 2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе. 3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью. 4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей. 5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте. 6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений. Задачи элективного курса: 1. Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе). 2. Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе. 3. Способствовать развитию письменной речи. 4. Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ. В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать: основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа; определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания; виды текста; определение понятий «вступление» и «заключение»; что такое проблема текста, комментарий, позиция автора; Обучающиеся должны уметь: указывать средства связи между частями текста; определить тему и основную мысль текста; определить тип и стиль речи; использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста; понимать и интерпретировать содержание исходного текста; анализировать форму исходного текста; находить характерные для исходного текста языковые средства; создавать связное высказывание; излагать последовательно собственные мысли; использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка. оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка. Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ. Технология организации учебного процесса Реализация данной программы предусматривает использование личностноориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса. Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков: - уроки-лекции; - уроки применения знаний на практике; - уроки навыков (тренировочные); - уроки комплексного применения знаний. Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются: - работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе); - самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли); - работа в группах; - индивидуальная работа. Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоциональноделовых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности. Набор заданий для работы помещѐн в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределѐн в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ. Формы итогового контроля и критерии их оценки Контроль уровня сформированности по освоению курса осуществляется на трѐх уровнях: текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке); промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов); итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов; Содержание программы РАЗДЕЛ I Разноаспектный анализ текста. (18 часов) Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов) Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи. Тема 2. Лингвистический анализ текста. (9 часов) Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение. Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы. Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись. Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы. Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции. РАЗДЕЛ II Сочинение-рассуждение на основе текста. (16 часов) Тема 1. Анализ текста. (4 часа) Содержание исходного текста. Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе. Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов) Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция. Основная часть сочинения. Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения. Тренировочные сочинения. (6 часов) Практические работы: 1) написание сочинений-рассуждений; 2) редактирование. Основные термины и понятия Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория. Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет. Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, параллелизм, эпифора. присоединительные конструкции, синтаксический Календарно-тематическое планирование № п/п Тема Вид урока Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста (9 часов) 1 Текст. Тема и основная мысль текста Лекция 2 Средства связи между частями текста Способы связи лекция предложений в тексте 3 Выделение микротем в тексте Практическая работа 4 Лексические средства организации текста Лекция 5 Морфологические средства организации текста Лекция 6 Синтаксические средства организации текста Лекция 7 Стили речи Тренировочный 8 Контрольная работа 1 (промежуточная ) Тренировочный 9 Типы речи Тема 2. Лингвистический анализ текста (9часов) 10 Изобразительно-выразительные средства оформляющие описание и рассуждение Анализ изобразительно-выразительных оформляющих описание и рассуждение языка, Лекция средств, 11 Многозначные слова. Переносное значение слова. Практикум Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм 12 Синонимы. Контекстные Контекстные антонимы 13 Фонетические средства выразительности: аллитерация, Практикум ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись 14-15 Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, Практикум ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы синонимы Антонимы. Практикум 16-17 18 Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, Практикум лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции Промежуточная контрольная работа 2 Тема 3. Анализ текста. (4 часа) 19 Содержание исходного текста Лекция 20 Тексты функционального стиля. Анализ композиции Практикум текстов научного, публицистического, разговорного стилей 21 Рецензия. Эссе 22 Промежуточная контрольная работа 3 Урок комплексного применения знаний Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов) 23-24 Выступление к сочинению. Смысловые и Практикум грамматические связи предложений. Авторская позиция 25-26 Основная часть сочинения. Изложение собственного Практикум мнения Заключительная часть сочинения Практикум 28-32 Тренировочные сочинения Практикум 33-34 Итоговая контрольная работа 27 Итого -34 часа Интернет-ресурсы Материалы сайтов: 1. http://www.ege.edu.ru 2. http://rustest.ru 3. wwwfipi.ru 4. http://www.prosa.ru 5. http://www.pritchi.nm.ru Контролирующие материалы 1. Практическая работа. ( Приложение №1) 2. Написание сочинения-рассуждения. (Приложение №2) Приложение №1 Практические задания: 1. Прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится. 2. Прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора. 3. Определить, какое утверждение противоречит позиции автора. 4. Определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…). 5. Найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения (указательного местоимения и другие средства связи). 6. Написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце. 7. Какой из перечисленных тропов используется в указанном предложении. Приложение №2 Примерный текст для написания сочинения - рассуждения: Людей всегда мучают разнообразные сожаления — большие и малые, серьѐзные и смешные. Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето — то «невозвратное» лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства. Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. А между тем ты ещѐ не увидел сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг. Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа. Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. Наоборот, по ночам они разгораются. И нет такого снотворного, чтобы усыпить их. Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть ещѐ одно, липкое, как сосновая смола. Это — сожаление о том, что не удалось — да, пожалуй, и не удастся — увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии. Да что там — весь мир! На знакомство даже со своей страной не хватает ни времени, ни здоровья. Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. Но не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству. Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. Всѐ зависит от пытливости и от остроты глаза. Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, — вплоть до множества оттенков совершенно разного зелѐного цвета в листьях бузины или в листьях черѐмухи, липы или ольхи. Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони — с их нежной припухлостью между тоненьких жилок.( По К.Г. Паустовскому).