Рабочая программа курса ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 2-4 класс Шляпниковская ООШ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ординская
средняя общеобразовательная школа"
филиал «Шляпниковская основная общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании

директор МБОУ
«Ординская СОШ»

педагогического совета

приказ № 258
от«28»августа 2023 г.

Протокол № 01
от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультативного курса «Функциональная грамотность»
для обучающихся 2-4 классов

Составитель:
Учитель начальных классов
Усова Д. И.

с. Орда 2023

Рабочая программа факультативного курса
«Функциональная грамотность»
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Функциональная грамотность»» для обучающихся 24 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования и на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон
от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС
НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 15785)
3. Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений во ФГОС НОО,
утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом
России 4 февраля 2011 г., рег. № 19707)
4. Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений во ФГОС НОО,
утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»(зарегистрирован Минюстом
России 12 декабря 2011 г., рег. № 22540)
5. Приказ Минобрнауки РФ от 18.12.2012 г № 1060 «О внесении изменений во ФГОС НОО,
утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом
России 11февраля 2013г., рег. № 26993)
6. Приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2014г № 1643 «О внесении изменений в приказ
Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении вдействие ФГОС НОО,
утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом
России 6 февраля 2015 г., рег. № 35916)
7. Приказ Минобрнауки РФ от 18.05.2015г № 507 «О внесении изменений в приказ
Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО,
утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»
8. Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений во ФГОС НОО,
утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрировано в Минюсте
России 02.02.2016г. № 40936)
9. СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29.12.2010 № 189(с изменениями и
дополнениями от 29.06.2011г. № 85, от 25.12.2013г. № 72, от 24.11.2015г. № 81, ред. № 5 от
22.05.2019г);
10.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
(Протокол от 8 апреля 2015 г № 1/15)
11.
Примерная АООП НОО обучающихся с ОВЗ (протокол от 22.12.2015г.);
12.
Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В.В. Козлова, А.М.
Кондакова. – 2-е изд. – Москва, «Просвещение», 2010. (Стандарты второго поколения).
13.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/под ред.
А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова; Москва, «Просвещение», 2009 (Стандарты второго
поколения)
14.
Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ от 3.06.2017г. №
1155–р;
15.
Авторская программа Данилюка А.Я. "Основы религиозных культур и светской этики"
16.

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2-4
классов в сфере экономики семьи. Формирование функционально грамотных людей – одна из
важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности
личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания,
умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений.
Цель программы:создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся
к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для
достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни
общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия
на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и
мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа
мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для
принятия соответствующих решений.
Задачи:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
-находит и извлекает информацию из различных текстов;
- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором»,
«комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе,
науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Содержание курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль
математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и
использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
•распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть
решены средствами математики;
•формулировать эти проблемы на языке математики;
•решать проблемы, используя математические факты и методы;
•анализировать использованные методы решения;
•интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
•формулировать и записывать результаты решения.
Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную
гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность
интересоваться естественнонаучными идеями.
Учащиеся, овладевшие естественнонаучной грамотностью, способны:
•использовать естественнонаучные знания,
•выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего
мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений;
•строить развернутые высказывания;
•устанавливать надежность информации;
•сотрудничать.
Модуль «Финансовая грамотность».
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• развитие экономического образа мышления;
• воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в
семье;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
функциональной грамотности.
Во2-4классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного
содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и
электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме.
Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и
производство, общество и др.).
Программа рассчитана на 3 года (102 часа):2 класс - 34 часа, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа

Планируемые результаты освоения программы
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности» является
формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения,
установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при
взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения
коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ
текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов,
правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой
ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление
и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно,
аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения,
выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для
успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой
ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление
и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим
(возможно, аудио, видео) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения,
выбирать уместные, эффективные речевые средства

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
Модуль

Программное
содержание

« Основы
читательской
грамотности». (
9 ч)

Михаил
Пришвин.
Беличья память.
И. СоколовМикитов. В
берлоге.
Лев Толстой.
Зайцы.
Николай
Сладков.
Веселая игра.
Обыкновенные
кроты.
Эдуард Шим.
Тяжкий труд.
Полевой хомяк.
Про бобров.
Позвоночные
животные.

«Основы
естественнонауч
ной
грамотности». (8
ч)

Про белочку и
погоду.
Лесные
сладкоежки.
Про зайчишку и
овощи.
Лисьи норы.
Корень часть
растения.
Занимательные
особенности
яблока.
Про хомяка и
его запасы.
Материал для
плотин.
Позвоночные
животные.

Основные виды
деятельности
обучающихся

Использования
электронных
(цифровых)
образовательных
ресурсов, являющихся
учебнометодическими
материалами
Определение
1. «Единая коллекция
основной темы и
цифровых
главной мысли в
образовательных
произведении.
ресурсов» Определение
http://schoolавторской позиции в
collektion.edu/ru
художественном
2. «Федеральный центр
тексте. Работа с
информационных
текстом: как понимать образовательных
информацию,
ресурсов» содержащуюся в
http://fcior.edu.ru, http://
тексте, как
eor.edu.ru
преобразовывать
3. Федеральный портал
текстовую
«Российское
информацию с учётом образование»
цели дальнейшего
http://www.edu.ru
использования.
4. Инфоурокhttps://infourok.ru/
Наблюдения в
природе, описание
живых
объектов.Выяснять,
что такое экология.

1. «Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов» http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных
ресурсов» http://fcior.edu.ru, http://
eor.edu.ru
3. Федеральный портал
«Российское
образование»
http://www.edu.ru
4. Инфоурокhttps://infourok.ru/

Воспитательная
работа

Духовнонравственное:
содействие
формированию
познавательных
интересов,
активности,
любознательности
и
самостоятельност
и в познании.

Экологическое:
беречь и охранять
природу
(ухаживать за
комнатными
растениями в
классе
или дома,
заботиться о
своих домашних
питомцах и, по
возможности, о
бездомных
животных в своем
дворе;
подкармливать
птиц в морозные
зимы; не засорять
бытовым мусором
улицы, леса,
водоемы);
проявлять
миролюбие – не

«Основы
математической
грамотности». (
8 ч)

Про беличьи
запасы.
Медвежье,
потомство.
Про зайчат и
зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого
хомяка.
Бобры
строители.
Встреча друзей

Применение чисел и
действий над ними.
Счет и десятичная
система счисления.
Разбиение объекта на
части и составление
модели.Практические
упражнения

«Основы
финансовой
грамотности». (
9 ч)

Беличьи деньги.
Поврежденные и
фальшивые
деньги.
Банковская
карта.
Безопасность
денег на
банковской
карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для
денег.
Такие разные
деньги.
Встреча друзей.

Рассуждать, как
разумно делать
покупки. Кто такие
мошенники.
Беседа о личных
деньги. Сколько стоит
«своё дело».

1. «Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов» http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных
ресурсов» http://fcior.edu.ru, http://
eor.edu.ru
3. Федеральный портал
«Российское
образование»
http://www.edu.ru
4. Инфоурокhttps://infourok.ru/
1. «Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов» http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных
ресурсов» http://fcior.edu.ru, http://
eor.edu.ru
3. Федеральный портал
«Российское
образование»
http://www.edu.ru
4. Инфоурокhttps://infourok.ru/

затевать
конфликтов и
стремиться
решать спорные
вопросы, не
прибегая к силе;
стремиться
узнавать что-то
новое, проявлять
любознательность
, ценить знания;
Духовнонравственное:
воспитывать у
учащихся
логическую
культуру
мышления,
строгость и
стройность в
умозаключениях;
Нравственное:
ознакомление с
историческими
материалами.

Духовнонравственное:
понимание
необходимости
разумного
отношения к
деньгам и
рационального
финансового
поведения.
учатся оценивать
финансовые
ресурсы своей
семьи.

3 класс
Модуль

Программно
е содержание

Основные виды
деятельности
обучающихся

« Основы
читательской
грамотности».
( 9 ч)

Про
дождевого
червяка.
Кальций.
Сколько
весит облако?
Хлеб, всему
голова.
Про мел.
Про мыло.
История
свечи.
Магнит.

«Основы
естественнонаучн
ой грамотности».
(8 ч)

Дождевые
черви.
Полезный
кальций.
Про облака.
Про хлеб и
дрожжи.
Интересное
вещество
мел.
Чем
интересно
мыло и как
оно
«работает»?
Про свечи.
Волшебный
Магнит.
Расходы и
доходы
бюджета.
Планируем
семейный
бюджет.
Подсчитывае
м семейный
доход.
Пенсии и
пособия.

Определение
основной темы в
фольклорном
произведении.
Пословицы,
поговорки как
источник
информации.
Сопоставление
содержания
текстов
разговорного
стиля. Личная
ситуация в
текстах. Работа с
текстом: как
выделить главную
мысль текста или
его частей?
Изучать природу –
значит любить и
охранять её.
Беседа «Кто и как
живет рядом с
нами».Условия, в
которых мы
живем.

«Основы
математической
грамотности». ( 9
ч)

Беседовать про
историю развития
математики. Из
истории чисел и
цифр. Интересные
приёмы устного
счёта. Виды цифр.
Римская
нумерация. Решать
задачи с
некорректными

Использования
электронных (цифровых)
образовательных ресурсов,
являющихся учебнометодическими
материалами
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru, http://eor.ed
u.ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
4. Инфоурокhttps://infourok.ru/

Воспитательн
ая работа

Гражданскопатриотическо
е:
любить свой
народ, свой
край и свою
Родину;
уважать и
принимать
ценности
семьи и
общества.
Духовнонравственное:
Развивать
умение
работать с
текстом.

1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru, http://eor.ed
u.ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
4. Инфоурокhttps://infourok.ru/

Трудовое:
Формирование
мотивации к
творческому
труду, работе
на результат.
Духовнонравственное:
Формирование
бережного
отношения к
материальным
и духовным
ценностям.

1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru, http://eor.ed
u.ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»

Нравственное:
ознакомление с
историческими
материалами.
Духовнонравственное:
Рассматривать
содержание
математически
х задач,
которые дают

«Основы
финансовой
грамотности». ( 8
ч)

Подсчитывае
м случайные
(нерегулярны
е) доходы.
Подсчитывае
м расходы.
Расходы на
обязательные
платежи.
Подсчитывае
м
сэкономленн
ые деньги.
Что такое
«бюджет»?
Семейный
бюджет.
Откуда в
семье берутся
деньги?
Зарплата.
Откуда в
семье берутся
деньги?
Пенсия и
социальные
пособия.
Откуда в
семье берутся
деньги?
Наследство,
вклад
выигрыш.
На что
тратятся
семейные
деньги? Виды
расходов.
На что
тратятся
семейные
деньги?
Обязательны
е платежи.
Как
сэкономить
семейные
деньги?

данными, с
избыточным
составом
условия. Задачи на
оперирование
понятиями «все»,
«некоторые»,
«отдельные».

http://www.edu.ru
4. Инфоурокhttps://infourok.ru/

возможность
значительно
расширить
кругозор
учащихся,
поднять их
общий
культурный
уровень.

Беседа «Откуда в
семье деньги?».
». В ней
рассматриваются
следующие понят
ия: деньги можно
получить в
наследство,
выиграть в
лотерею или найти
клад, основным
источником
дохода
современного
человека является
заработная плата,
размер заработной
платы зависит от
профессии.Дети
также знакомятся
с тем, что при
нехватке денег их
можно взять
взаймы,
существуют
мошенники,
которые обманом
отбирают у людей
деньги.

1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru, http://eor.ed
u.ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
4. Инфоурокhttps://infourok.ru/

Духовнонравственное:
понимание
необходимости
разумного
отношения к
деньгам и
рационального
финансового
поведения.
учатся
составлять
личный
финансовый
план.

4 класс
Модуль

Программн
ое
содержание

Основные виды
деятельности
обучающихся

« Основы
читательской
грамотности». ( 9
ч)

Старинная
женская
одежда.
Старинные
женские
головные
уборы.
Старинная
мужская
одежда и
головные
уборы.
Жилище
крестьянской
семьи на
Руси.
Внутреннее
убранство и
предметы
обихода
русской
избы.
История
посуды на
Руси.
Какие деньги
были раньше
в России

Составление плана
на
основе
исходного текста.
Создавать
собственные
тексты, применять
информацию
из
текста при решении
учебнопрактических
задач.

«Основы
естественнонаучн
ой грамотности».
(8 ч)

Томат.
Болгарский
перец.
Картофель.
Баклажан.
Семейство
Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.

Находит и
извлекает
информацию о
естественнонаучны
х явлениях из
различных текстов

Использования
электронных (цифровых)
образовательных ресурсов,
являющихся учебнометодическими
материалами
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru, http://eor.ed
u.ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
4. Инфоурокhttps://infourok.ru/

Воспитательн
ая работа

Гражданскопатриотическое
: формирование
основ
российской
гражданской
идентичности,
чувства
гордости за
свою Родину,
российский
народ и
историю
России,
осознание
своей
этнической и
национальной
принадлежност
и;
Духовнонравственное:
развитие
этических
чувств,
доброжелатель
ности и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам
других людей.
1. «Единая коллекция
Духовноцифровых образовательных
нравственное:
ресурсов» - http://schoolпоследовательн
collektion.edu/ru
ое расширение
2. «Федеральный центр
и укрепление
информационных
ценностнообразовательных ресурсов» - смысловой
http://fcior.edu.ru, http://eor.ed сферы
u.ru
личности,
3. Федеральный портал
формирование
«Российское образование»
способности
http://www.edu.ru
человека
4. Инфоурокоценивать и
https://infourok.ru/
сознательно

выстраивать на
основе
традиционных
моральных
норм и
нравственных
идеалов
отношение к
себе, другим
людям,
обществу,
государству,
Отечеству,
миру в целом;
«Основы
математической
грамотности». ( 9
ч)

«Основы
финансовой
грамотности». ( 8
ч)

В бассейне.
Делаем
ремонт.
Праздничны
й торт.
Обустраивае
м участок.
Поход в
кино.
Отправляемс
яв
путешествие.

Анализировать
данные,
представленные в
таблице, и по этим
данным выполнять
необходимые
вычисления.
Пользоваться

Потребитель
ская корзина.
Прожиточны
й минимум.
Инфляция.
Распродажи,
скидки,
бонусы.
Благотворите
льность,стра
хование.

Беседа «Что такое
потребительская
корзина?»
Выдвигать свои
предположения и
уметь
аргументировать
свой ответ.
Уметь слушать и
слышать
собеседника.

калькулятором.

1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru, http://eor.ed
u.ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
4. Инфоурокhttps://infourok.ru/

Нравственное:
ознакомление с
историческими
материалами.
Формируется
уважение к
достижениям
человеческого
гения,
убежденность в
важности
математически
х знаний в
практической
жизни
человека,
признание
радости
творческого
труда как
одной из
основных
человеческих
ценностей.
1. «Единая коллекция
Духовноцифровых образовательных
нравственное:
ресурсов» - http://schoolпонимание
collektion.edu/ru
необходимости
2. «Федеральный центр
разумного
информационных
отношения к
образовательных ресурсов» - деньгам и
http://fcior.edu.ru, http://eor.ed рационального
u.ru
финансового
3. Федеральный портал
поведения.
«Российское образование»
Знакомятся с
http://www.edu.ru
особенностями
4. Инфоурокфинансовых
https://infourok.ru/
рынков и
институтов.

Календарно-тематическое планирование
2 класс
№

Тема урока

Количество часов
Всего

1

2
3
4
5

6
7

8
9
10
11
12
13

14
15

16
17

Михаил
Пришвин.
Беличья
память.
Про беличьи
запасы
Беличьи деньги
Про белочку и
погоду
Иван СоколовМикитов. В
берлоге.
Медвежье
потомство
Повреждённые
и фальшивые
деньги
Лесные
сладкоежки
Лев Толстой.
Зайцы.
Про зайчат и
зайчиху
Банковская
карта
Про зайчишку
и овощи
Николай
Сладков.
Весёлая игра.
Лисьи забавы
Безопасность
денег на
банковской
карте
Лисьи норы
Обыкновенные

1

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

1
1

1
1

Контрольные работы

Дата
изучения
Практические
работы

План

Факт

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

35

кроты
Про крота
Про кредиты
Корень-часть
растения
Эдуард Шим.
Тяжкий труд.
Про ежа
Про вклады
Занимательные
особенности
яблока
Полевой хомяк
Про полевого
хомяка
Ловушки для
денег
Про хомяка и
его запасы
Про бобров
Бобрыстроители
Такие разные
деньги
Материал для
плотин
Позвоночные
животные
Встреча друзей.
Итоговая
диагностическая работа.
Итого

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

34

1

3 класс
№

Тема урока

Количество часов
Всего

Про дождевого
червяка
Дождевой
червяк
Кальций
Полезный
кальций
Сколько весит
облако
Про облака
Хлеб-всему
голова
Про хлеб и
дрожжи
Про мел
Интересное
вещество мел
Про мыло
Чем интересно
мыло и как оно
работает
История свечи
Про свечи
Магнит
Волшебный
магнит
Проверочная
работа
Что такое
бюджет
Расходы и
доходы
бюджета
Семейный
бюджет

1

21

Планируем
семейный бюджет

1

22

Откуда в семье

1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16
17
18
19

20

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1

Контрольные работы

Дата
изучения
Практические
работы

План

Факт

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

23

24

25
26

27

28

29
30

31

32

33

34
35

берутся
деньги?
Зарплата.
Подсчитываем
семейный
доход
Откуда в семье
берутся
деньги? Пенсия
и пособия.
Пенсии и
пособия
Откуда в семье
берутся
деньги?
Наследство,
клад, выигрыш.
Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы.
На что тратятся
семейные
деньги? Виды
расходов.
Подсчитываем
расходы
На что тратятся
семейные
деньги?
Обязательные
платежи.
Расходы на
обязательные
платежи.
Как сэкономить
семейные
деньги
Подсчитываем
сэкономленные
деньги
Проверочная
работа
Итого

1

1

1
1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

34

1

4 класс
№

1

2

3

4

5
6

7
8

9
10
11
12

13
14
15
16
17

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Всего

План

Старинная
женская
одежда
Старинные
женские
головные
уборы
Старинная
мужская
одежда и
головные
уборы
Жилище
крестьянской
семьи на Руси
Внутреннее
убранство и
предметы
обихода избы
История
посуды на Руси
Какие деньги
были раньше в
России
Томат
Болгарский
перец
Картофель
Баклажан.
Семейство
паслёновые

1

Лук
Капуста
Горох
Грибы
Творческая
работа

1
1
1
1
1

1

1

1

1
1

1
1

1
1
1
1

Контроль- Практические
ные работы работы

Факт

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

35

Потребительская корзина
Прожиточный
минимум
Инфляция
Распродажа,
скидки, бонусы
Благотворитель
ность
Страхование
В бассейне
Делаем ремонт
Праздничный
торт
Обустраиваем
участок
Поход в кино

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
Отправляемся в 1
путешествие
Творческая
1
работа.
Составляем
словарик по
финансовой
грамотности
Итого
34

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».