Рабочая программа курса внеурочной деятельности ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ 4 класс Шляпникоская ООШ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ординская
средняя общеобразовательная школа"
филиал «Шляпниковская основная общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании

директор МБОУ
«Ординская СОШ»

педагогического совета

приказ № 258
от«28»августа 2023 г.

Протокол № 01
от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»
Общекультурное направление
4 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования и направлена на реализацию основных целевых установок
начального общего образования: становление основ гражданской идентичности и
мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.
В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество
чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких
средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс
детского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся
обществе приводит к снижению читательской, информационной, общекультурной
компетентности подрастающего поколения.Целью образования становится в современной
школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к
самообразованию и саморазвитию. Одним из условий успешного самообразования является
сформированность ключевых компетентностей. Центральное место в перечне ключевых
компетентностей занимает читательская компетентность или иными словами читательская
грамотность.
Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло
ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня
грамотности. Мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой
реальную основу. В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как
предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. Современному школьнику
необходимо не только быстро читать и понимать содержание прочитанного, но и уметь нужную
информацию в тексте, выделять его основную идею, формировать выводы на основании
прочитанного, определять точку зрения автора, то есть так овладеть чтением, чтобы оно стало
средством дальнейшего обучения.
Программа «Читательская грамотность», имеет практическую значимость. В
современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять
способность находить информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и
формата, в которых поднимается одна и та же проблема, соотносить информацию из разных
текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями, критически оценивать информацию и делать
собственный вывод.
Цель:
- общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии
продуктивного чтения на основе совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе
чтения.
Задачи:
Обучающие:
– познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного чтения;
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг.
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного.
Развивающие:
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;

– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором»,
«комментированное чтение» и др.
Воспитательные:
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе,
науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Программа рассчитана на 34 занятия, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения курса.
Первый уровень результатов предполагает приобретение школьниками знаний:
- об экологии, о животных и растениях;
- о принятых в обществе нормах поведения и общения с животными;
- об основах отношения к животным и растениям;
- о правилах конструктивной групповой работы;
- об основах разработки социальных проектов и организации коллективнойтворческой
деятельности;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
- о правилах проведения исследования.
Второй уровень результатов предполагает:
- детиулучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
- будут стремиться охранять природу, не загрязнять леса, парки, природные объекты;
- стараться улучшать экологию родного края;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формируемые УУД
Личностные результаты:
- оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;
- формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному формулирует
собственную.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной
текст – иллюстрация, таблица, схема);
– пользоваться словарями, справочниками;
3

- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно – следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Система отслеживания и оценивания результатов
Формами подведения итогов и результатов обучения детей выступают:
- обзор – беседа;
- пятиминутки чтения;
- выполнение заданий межпредметного характера;
- выполнение творческих заданий по тексту;
- комплексная работа над текстом;
- чтение с заданием;
- анализ текста;
- чтение по памятке;
- чтение с применением стратегий критического мышления и т.д.
Содержание курса.
Введение. (2 часа).
Вводное занятие. Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык. Слово, словосочетание,
предложение.
Раздел I.Работа с текстом. (20 часов).
Определение основной темы и главной мысли в произведении. «Зонтик» (по Т. Нуждиной),
«Емеля - охотник» Д. Мамин – Сибиряк. Сопоставление содержания текстов разговорного
стиля. Личная ситуация в текстах. «Серьёзная птица» Н. Сладков. Работа с текстом: как
выделить главную мысль текста или его частей? "Маленький принц" Антуан Де СентЭкзюпери, «Жаркий час» М. Пришвин. Типы текстов: текст описание. «Осень» И. Бунин,
«Cказка о жабе и розе» В. Гаршин
Типы текстов: текст повествование. «Первый шаг» И. Полуянов. «Неслышимка» по В. Бианки.
Типы текстов: текст рассуждение. «Моя родина» М. Пришвин, «Арбат» (Азбука московская для
детей и родителей). Работа со сплошным текстом. «Каштанка» А. П. Чехов, «Бедный принц» ,
А. Куприн «Стёклышко» ,Н. Абрамцева.
Работа с несплошным текстом. Игра «Праздник к нам приходит»,игра «День рождение», игра
«Магазин», игра «Билет в цирк».

4

Раздел II.Работа с эталонными заданиями. (13 часов)
Работа с эталонным заданием. «Сизиф». Читаем текст, выполняем задания.
Проверяем себя. Учимся оценивать.Работа с эталонным заданием. «Кругобайкальская железная
дорога». Читаем текст, выполняем задания.Проверяем себя. Учимся оценивать.
Работа с эталонным заданием. «Дневники против ночников». Читаем текст, выполняем
задания.Проверяем себя. Учимся оценивать.Работа с эталонным заданием. «Антарктида».
Читаем текст, выполняем задания.Проверяем себя. Учимся оценивать.
Работа с эталонным заданием. «Тунгусский «Метеорит». Читаем текст, выполняем
задания.Проверяем себя. Учимся оценивать.Работа с эталонным заданием. «Киберспорт».
Читаем текст, выполняем задания.Проверяем себя. Учимся оценивать.Итоговое занятие. Квест
«Читательская грамотность».

5

Календарно-тематическое планирование.
№
п/п

1.
2.

3.
4

5

6.

7.
8

9.
10

11

12.
13
14
15

Тема занятия

Форма
проведения
занятия

Дата
проведения

Введение (2 часа).
Вводное занятие. . Экскурсия в библиотеку.

Беседа. Игровая
программа.
Наша речь и наш язык. Слово, словосочетание, Беседа, конкурс.
предложение.
Раздел I(20 часов).
Определение основной темы и главной мысли в Работа с книгой.
произведении. «Зонтик» (по Т. Нуждиной)
Рассуждение.
Определение
авторской
позиции
в Работа с книгой.
художественном тексте. «Емеля - охотник» Д. Рассказ.
Мамин – Сибиряк.
Сопоставление содержания текстов разговорного Работа с книгой.
стиля. Личная ситуация в текстах. «Серьёзная Рассуждение.
птица» Н. Сладков
Работа с текстом: как выделить главную мысль Работа с книгой.
текста
или
его
частей? Рассуждение.
«Маленький принц»Антуан Де Сент-Экзюпери
Работа с текстом: как выделить главную мысль Работа с книгой.
текста или его частей?«Жаркий час» М. Пришвин Рассказ.
Типы текстов: текст описание. «Осень» И. Бунин. Беседа, дискуссия
в
формате
свободного
обмена мнениями.
Типы текстов: текст описание. «Сказка о жабе и Работа с книгой.
розе» В. Гаршин
Рассуждение.
Типы текстов: текст повествование. «Первый Беседа, дискуссия
шаг» И. Полуянов.
в
формате
свободного
обмена мнениями.
Типы
текстов:
текст Беседа, дискуссия
повествование.«Неслышимка» по В. Бианки.
в
формате
свободного
обмена мнениями.
Типы текстов: текст рассуждение. «Моя родина» Работа с книгой.
М. Пришвин.
Рассуждение.
Типы текстов: текст рассуждение. «Арбат» Работа с книгой.
(Азбука московская для детей и родителей)
Рассказ.
Работа со сплошным текстом. «Каштанка» А. П. Работа с книгой.
Чехов.
Рассуждение.
Работа со сплошным текстом. «Каштанка» А. П. Работа с книгой.
6

16
17
18.
19
20
21.
22

23
24

25

26.

27
28.

29.
30

31
32

Чехов.
Работа со сплошным текстом. «На рыбалке» Г.
Скребицкий.
Работа со сплошным текстом. «Бедный принц» А.
Куприн.
Работа со сплошным текстом. «Стёклышко» Н.
Абрамцева.
Работа с несплошным текстом. Игра «Праздник к
нам приходит».
Работа с несплошным текстом. Игра «День
рождение».
Работа с несплошным текстом. Игра «Магазин».

Рассуждение.
Работа с книгой.
Рассуждение.
Работа с книгой.
Рассуждение.
Работа с книгой.
Рассказ.
Беседа,
дискуссия, игра.
Беседа,
дискуссия, игра.
Беседа,
дискуссия, игра.
Работа с несплошным текстом. Игра «Билет в Беседа,
цирк».
дискуссия, игра.
Раздел II (13 часов)
Работа с эталонным заданием. «Сизиф». Читаем Работа с книгой.
текст, выполняем задания.
Рассуждение.
Работа с эталонным заданием. «Сизиф». Беседа, дискуссия
Проверяем себя. Учимся оценивать.
в
формате
свободного
обмена мнениями.
Работа с эталонным заданием. «Кругобайкальская Работа с книгой.
железная дорога». Читаем текст, выполняем Рассуждение.
задания.
Работа с эталонным заданием. «Кругобайкальская Беседа, дискуссия
железная дорога». Проверяем себя. Учимся в
формате
оценивать.
свободного
обмена мнениями.
Работа с эталонным заданием. «Дневники против Работа с книгой.
ночников». Читаем текст, выполняем задания.
Рассуждение.
Работа с эталонным заданием. «Дневники против Беседа, дискуссия
ночников». Проверяем себя. Учимся оценивать.
в
формате
свободного
обмена мнениями.
Работа с эталонным заданием. «Антарктида». Работа с книгой.
Читаем текст, выполняем задания.
Рассуждение.
Работа с эталонным заданием. «Антарктида». Беседа, дискуссия
Проверяем себя. Учимся оценивать.
в
формате
свободного
обмена мнениями.
Работа с эталонным заданием. «Тунгусский Анализ текста
«Метеорит». Читаем текст, выполняем задания.
Работа с эталонным заданием. «Тунгусский Беседа, дискуссия
«Метеорит». Проверяем себя. Учимся оценивать. в
формате
свободного
7

33

Квест «Читательская грамотность».

34

Итоговое занятие.

обмена мнениями.
Применение
знаний
на
практике
путем
решения заданий
Подведение
итогов курса

8

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для учителя:
Литературное чтение. Диагностика читательской грамотности. 4 класс. ФГОС. О. Б. Панкова –
М.: Издательство «Экзамен», 2017.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций. Г. С. Ковалёва и др. – М: Просвещение, 2020.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».