Рабочая программа курса ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ 5 класс Шляпниковская ООШ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ординская средняя общеобразовательная
школа"
филиал «Шляпниковская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании

директор МБОУ
«Ординская СОШ»

педагогического совета
Протокол № 01
от «28» августа 2023 г.

приказ № 258
от«28»августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультативного курса «Лабораторные работы по биологии»
для обучающихся 5 класса
Составитель:
Учитель химии и биологии
Шерстобитова А.И.
с. Орда 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в
ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания.
Программа по биологии направлена на формирование естественно-научной грамотности обучающихся и
организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе по биологии учитываются возможности
учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным
результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на
уровне основного общего образования.
В программе по биологии определяются основные цели изучения биологии на уровне основного общего
образования, планируемые результаты освоения программы по биологии: личностные, метапредметные,
предметные. Предметные планируемые результаты даны для каждого года изучения биологии.
Биология развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, позволяет
сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в
жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой
деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни.
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного
уровня организации;
формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях
сохранения его здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том
числе организма человека;

формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для
объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение
биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей
среды.
Достижение целей программы по биологии обеспечивается решением следующих задач:
приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и
средообразующей роли организмов, человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в
практической деятельности людей;
овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения
за состоянием собственного организма;
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области
биологии, её анализ и критическое оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья
и охраны окружающей среды.
Общее число часов составляет: в 5 классе 17 часов
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
1. Биология – наука о живой природе
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и другие
признаки). Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа – единое целое.
Биология – система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология,
цитология, анатомия, физиология и другие разделы). Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар,
психолог, агроном, животновод и другие (4–5 профессий). Связь биологии с другими науками (математика,

география и другие науки). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности
современного человека.
Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами.
Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск информации с
использованием различных источников (научно-популярная литература, справочники, Интернет).
2. Методы изучения живой природы
Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация.
Правила работы с увеличительными приборами.
Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения (инструменты
измерения). Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии.
Лабораторные работы
Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила
работы с оборудованием в школьном кабинете.
Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними.
Экскурсии или видеоэкскурсии
Овладение методами изучения живой природы – наблюдением и экспериментом.
3. Организмы – тела живой природы
Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. Клетка и её открытие. Клеточное строение
организмов. Цитология – наука о клетке. Клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности
организмов. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Строение клетки под световым
микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов.
Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений,
животных, бактерий и грибов.
Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость,
приспособленность. Организм – единое целое.
Лабораторные и практические работы

Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно
приготовленного микропрепарата).
Ознакомление с принципами систематики организмов.
Наблюдение за потреблением воды растением.
4. Организмы и среда обитания
Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания.
Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде
обитания. Сезонные изменения в жизни организмов.
Лабораторные работы.
Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
5. Природные сообщества
Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в
сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических
веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и другие природные
сообщества).
Лабораторные работы.
Изучение обитателей местного пруда.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по биологии основного общего образования должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

2) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских
учёных в развитие мировой биологической науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного
пункта, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий,
связанных с биологией;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской
деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа
биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

1

Биология — наука о живой природе

3

2

2

Методы изучения живой природы

2

2

3

Организмы — тела живой природы

8

4

4

Организмы и среда обитания

1

1

5

Природные сообщества

3

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

0

10

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368

Поурочное планирование
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Изучение лабораторного
оборудования, правила ТБ

1

2

Экскурсия - Живая и неживая
природа. Признаки живого

1

3

Творческая мастерская "Построение ленты времени"
Роль биологии в жизни

1

4

Методы изучения живой
природы
Наблюдение. Эксперимент

1

5

Лабораторная работа
«Ознакомление с растительными
и животными клетками"

Контрольные
работы

Лабораторные
Работы

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cca60
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ccc0e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cd0c8

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cd65e

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cd866

Почувствуй себя исследователем.
6

Дата
изучения

7

Лабораторная работа «Изучение
клеток различных организмов"

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cdb36

8

Свойства живых организмов.
Лабораторная работа

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ce73e

«Наблюдение за потреблением
воды растением»
Тайны систематики.
Лабораторная работа
«Ознакомление с принципами
систематики организмов»

9

1

10

Проекты. Многообразие и
значение растений

1

11

Проекты Многообразие и
значение животных

1

12

Тайны микологии. Выращивание
плесени

1

1

1
1

13

Тайны бактерий и вирусов

1

14

Сезонные изменения в жизни
организмов

1
1

1

Почувствуй себя фольклористом.
16

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cf684

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cf684

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cf7e2

Раскрытие тайн живой природы
17

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ce8ec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cf508

Тайны дендрологии
15

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ce8ec

17

0

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».