Рабочая программа курса ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОССИИ 5-7 класс Шляпниковская ООШ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Ординская средняя общеобразовательная школа"
филиал «Шляпниковская основная общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании

директор МБОУ
«Ординская СОШ»

педагогического совета

приказ № 341
от«28»августа 2024 г.

Протокол № 01
от «28» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5291612)
учебного предмета «Основы безопасности и защиты России»
для обучающихся 5 – 7 классов

Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта общего образования (одобрен
решением коллегии Министерства образования России и Президиумом Российской
Академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утверждён приказом Министерства
образования России «Об утверждении федерального компонента государственных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644).
3. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. №1897» (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г.,
регистрационный номер 40937).
4. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего
образования, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089
«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в ред. приказов
Минобрнауки России от 03.06.2008 г. №164, от 31.08.2009 г. №320, с изм., внесёнными
приказами Минобрнауки России от 10.11.2011 г. №2643, от 24.01.2012 г. №39).
5. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2009 г. №241, от
30.08.2010 г. №889, от 03.06.2011 г. №1994, от 01.02.2012 г. №74).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря
2010 г. №189 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях».
7. Учебный план образовательного учреждения
8. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности и защиты
России. 5 – 9 классы.
Рабочая программа откорректирована в соответствии с требованиями к стандартам
второго поколения. Программа соответствует современным требованиям обучения, целям
и задачам образовательного учреждения, конкретизирует содержание предметных тем,
предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность
изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных
потребностей каждого человека, общества и государства.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности
жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у
подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы
здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антиреррористического
поведения.
Учебный курс «Основы безопасности и защиты России» в основной школе строится
так, чтобы были достигнуты следующие цели:
- безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного
и социального характера;
- понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как
индивидуальной и общественной ценности;
- принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового
государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственной власти;
- антиэкстремистского мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том
числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни
человека;
- отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе
наркотиков;
- готовность и способность учащихся к нравственному совершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в
транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному
поведению.
Структура документа
Учебная программа включает разделы: пояснительную записку, общую характеристику
курса, место курса в учебном плане, личностные, метапредметные, предметные
результаты освоения курса, содержание курса с примерным распределением учебных
часов по разделам курса, требования к уровню подготовки учащихся, список
рекомендуемой учебно-методической литературы, КИМ, позволяющие оценить качество
выполнения образовательной программы.
Общая характеристика курса
Курс предназначен для:
- формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях
в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
- выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности,
безопасности окружающих;
- приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в
неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на
различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
- формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения,
отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

Структура курса «Основы безопасности и защиты России» при модульном
построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных
модуля и пять разделов.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской
Федерации.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы
противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации»
Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других
нормативно-правовых актов, в том числе:
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537);
- Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до
2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. №690), а
также на требованиях к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленной в федеральном государственном
образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Место предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане.
На изучение предмета отведено:
5 класс – 17 часов (0,5 часа в неделю).
6 класс – 17 часов (0,5 часа в неделю).
7 класс – 17 часов (0,5 часа в неделю).
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;
- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности,
общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.

Содержание курса
Основы комплексной безопасности
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Пожарная безопасность.
Безопасность на дорогах.
Безопасность в быту.
Безопасность на водоёмах.
Экология и безопасность.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях
Подготовка к активному отдыху на природе.
Активный отдых на природе и безопасность.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной
среде.
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера
Чрезвычайные ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного
и военного времени.
Организационные основы по обеспечению защиты населения от чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства
Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.
Противодействие терроризму в мировом сообществе.
Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму
в Российской Федерации
Положения Конституции Российской Федерации.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до
2020 г.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и
экстремистской деятельности.
Национальный антитеррористический комитет (НАК).
Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по
остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой
базы наркомафии.
Профилактика наркозависимости.
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в
Российской Федерации
Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и
проявлениями экстремизма.
Контртеррористическая операция.
Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании
антитеррористического поведения.
Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на
формирование антитеррористического поведения.
Профилактика террористической и экстремистской деятельности.
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в
террористической и экстремистской деятельности
Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное
поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.
Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Взрывы в местах массового скопления людей.
Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и
удерживание в ни заложников.
Правила поведения при возможной опасности взрыва.
Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл.
Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.

Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Правила поведения при перестрелке.
Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье
Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя,
наркомания).
Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
Инфекции, передаваемые половым путём, и их профилактика.
Правовые аспекты взаимоотношения полов
Семья в современном обществе.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Оказание первой помощи
Первая помощь и правила её оказания.
Средства оказания первой помощи.
Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.
Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути
передачи, меры профилактики.
Первая помощь при неотложных состояниях.
Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях.
Первая помощь при массовых поражениях
Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых
поражениях.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5 – 9 классах учащийся
должен знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера,
наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и
правила личной безопасности;
- основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной
безопасности;
- систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности
личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и
социального характера, их последствия и классификацию;
- основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
- законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации
борьбы с терроризмом;
- правила поведения при угрозе террористического акта;
- государственную политику противодействия наркотизму;
- основные меры по профилактике наркомании.
Учащийся должен уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их
характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при
возникновении чрезвычайных ситуаций;

- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила
личной безопасности;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащийся должен обладать компетенциями по использованию полученных
знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЗР (5 -7 КЛАСС)

Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных ситуациях
1. Человек, среда его обитания, безопасность человека
Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их
деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных
городов. Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе.
Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые
приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и
аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище, и меры по их профилактике.
Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности
природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в
городе с учетом окружающей среды.
Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица,
город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в
городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе (со взрослыми и
сверстниками, с незнакомым человеком).
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения
безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города,
предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
2.

Опасные ситуации техногенного характера
Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения.
Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры
и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.
Пешеход — участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры
безопасного поведения пешехода на дороге.
Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при
следовании в различных видах городского транспорта. Особенности перевозки пассажиров
грузовым транспортом.
Транспортное средство и водитель.
Общие обязанности водителя. Велосипедист — водитель транспортного средства
(велосипеда). Требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда.
Обязанности велосипедиста, правила его поведения на дороге.
Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные
правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.
Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной
жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с
электроприборами, бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер

безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.
3. Опасные ситуации природного характера
Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный
занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.
Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного
поведения на водоемах в различное время года.
4. Опасные ситуации социального характера
Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с
незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.
Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики
криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте.
Нападение в подъезде дома.
Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть
события и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут, движения по
городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД
и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное
устройство на улице.

Раздел II. Чрезвычайные ситуации
5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы,
бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций
природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях
чрезвычайной ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационно опасных
объектах, аварии на пожаровзрывоопасных объектах, аварии на химических объектах.
Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная
система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Организация эвакуации населения.
Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной
местности.

Раздел III. Основы здорового образа жизни
6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая
совершенствование его физических и духовных качеств.
Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально
распределять свое время как основные составляющие здорового образа жизни.
Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования
физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой.
Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении
здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины,
минеральные вещества, вода. Гигиена питания.
Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для
совершенствования духовных и физических качеств.
Вредные привычки (курение, употребление алкоголя), их отрицательное влияние на
развитие способностей человека и его здоровье.

Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на
окружающих. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека. Как
уберечь себя от курения.
Алкоголь — наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные
последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.
Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных
напитков.
Собеседования на тему «Основы здорового образа жизни и профилактика вредных
привычек».
Обсуждаемые вопросы:
1. Влияние курения и употребления спиртных напитков на развитие человека, на его
физические и умственные способности.
2.
Почему курение и употребление спиртных напитков не совместимо с занятиями
физической культурой и спортом?
3. Как подготовить себя к тому, чтобы твердо сказать «нет!», когда предлагают сигарету
или спиртное.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой
медицинской помощи
7. Первая медицинская помощь и правила ее оказания
Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской
помощи.
Ситуации, при которых следует немедленно вызывать «скорую помощь», правила ее
вызова.
Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.
Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при
ушибах, ссадинах, носовом кровотечении.
Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила
оказания первой медицинской помощи при отравлениях.
По выбору преподавателя отрабатываются навыки по оказанию первой медицинской
помощи при отравлении медикаментами, препаратами бытовой химии, кислотами,
щелочами, никотином, угарным газом.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ОБЗР (5-7 КЛАСС)

Распределение учебного времени по разделам и темам программы ОБЗР
(5-7 класс)
№ раздела Наименование раздела и темы
и темы

Количество часов
Раздел

I

Культура безопасности жизнедеятельности в 2
современном обществе
Цель и основные понятия предмета ОБЗР

Тема
2
1

1

III

Правила поведения в опасных и чрезвычайных
ситуациях
Безопасность в быту
5
Основные опасности в быту. Предупреждение
бытовых отравлений.
Предупреждение бытовых травм.
Безопасная эксплуатация бытовых приборов и
мест общего пользования.
Пожарная безопасность в быту.
Предупреждение
ситуаций
криминального
характера
Безопасность на транспорте
4

IV

Правила дорожного движения.
Безопасность пешехода.
Безопасность пассажира.
Безопасность водителя.
Безопасность в общественных местах

1
1
1
1
3

II

3

1
1
1
1
4

Основные опасности в общественных местах.

1

Безопасные
действия
при
возникновении
массовых беспорядков.
Пожарная безопасность в общественных местах.

1

Здоровье и как его сохранить. Основы 3
медицинских знаний.
Общие представления о здоровье.
Предупреждение и защита от инфекционных
заболеваний.
Первая помощь и самопомощь при неотложных
состояниях.
Всего часов
17
V

5
1

1
3
1
1
1

Поурочное планирование программы ОБЗР (5 -7 класс)
№ раздела, Наименование раздела, темы и урока
темы
и
урока

Количество часов
Раздел

Тема
2

III

Культура безопасности жизнедеятельности в 2
современном обществе
Цель и основные понятия предмета ОБЗР
Правила поведения в опасных и чрезвычайных
ситуациях
Безопасность в быту
5
Основные опасности в быту. Предупреждение
бытовых отравлений.
Предупреждение бытовых травм.
Безопасная эксплуатация бытовых приборов и
мест общего пользования.
Пожарная безопасность в быту.
Предупреждение
ситуаций
криминального
характера
Безопасность на транспорте
4

3.1

Правила дорожного движения.

1

3.2
3.3
3.4
IV

Безопасность пешехода.
Безопасность пассажира.
Безопасность водителя.
Безопасность в общественных местах

1
1
1
3

4.1

Основные опасности в общественных местах.

1

4.2

Безопасные
действия
при
возникновении
массовых беспорядков.
Пожарная безопасность в общественных местах.

1

I
1.1
1.2
II
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

4.3

3

1
1
5
1
1
1
1
1
4

1

Здоровье и как его сохранить. Основы 3
медицинских знаний.
5.1
Общие представления о здоровье.
5.2
Предупреждение и защита от инфекционных
заболеваний.
5.3
Первая помощь и самопомощь при неотложных
состояниях.
Всего часов
17
V

3
1
1
1

Литература
Нормативно – правовые документы
Закон «Об образовании» (последняя редакция).
Закон «О безопасности» (последняя редакция).
Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом
Российской Федерации 5 октября 2009 г.).
Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента
Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. №116).
Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной
системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (последняя редакция).
Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21 мая 2007 г. №304).
Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).
Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом
Президента Российской Федерации от 12 мая 20009 г. №537).
Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму»
(от 15 февраля 2006 г. №116).
Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»
(последняя редакция).
Федеральный закон «О гражданской обороне» (последняя редакция).
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера» (последняя редакция).
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»
(последняя редакция).
Федеральный закон «О пожарной безопасности» (последняя редакция).
Федеральный закон «О противодействии терроризму» (последняя редакция).
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (последняя
редакция).
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
(последняя редакция).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».