МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Ординская средняя общеобразовательная школа"
филиал «Шляпниковская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
директор МБОУ
«Ординская СОШ»
педагогического совета
приказ № 258
от«28»августа 2023 г.
Протокол № 01
от «28» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультативного курса «Читательская грамотность»
для обучающихся 8 класса
Составитель:
Учитель
Шляпникова Т.И.
с. Орда 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы читательской
грамотности» для учащихся 8 класса составлена с опорой на:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. № 189);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования");
- Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования»;
- Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС
ООО»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
На усвоение данного курса в 8 классе отводится 17 ч ( 0,5 часа в неделю)
Цель программы: Создать условия, актуализирующие потребность в свободном,
осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста
как социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
1. Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к
книге, работе с текстом;
2. Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет
обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
3. Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения
как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и
интерпретация информации; оценка информации;
4. Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные
формы социального и учебно-исследовательского проектирования с
использованием потенциала текстов разной природы;
5. Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью
своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
6. Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для
формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей,
родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностнозначимой ценности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного
тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность
человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения
учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве
результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных
действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В
Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве
приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности
школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
1. умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
2. умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте
собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте
информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Общая характеристика курса.
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие
навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных
(возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)
особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей.
Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного,
эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система
базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей,
которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Содержание курса.
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов.
Функционально- стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный
стиль, официально-деловой стиль, научный стиль).. Языковые особенности разных стилей
речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые
средства..
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения
читательского опыта, освоения и использования информации.
Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Способы связи
предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.. Смысловые части текста,
микротема, абзац, план текста Простой, сложный, тезисный план. Понимание
информации, представленной в неявном виде.
Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы,
знака. Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).
Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании
текста. Составление схем с опорой на прочитанный текст.
Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация. Недостающая или
избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
учащиеся научатся
- осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения
положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных
познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
- использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования
собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметныерезультаты:
учащиеся овладеют
- элементарными навыками работы с книгой;
- умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид
чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
- элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь
научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе
умений:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и
жизненный опыт;
- находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
- находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную,
фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
- выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе
умений:
- понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и
письменной форме главное в содержании текста;
- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
- сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в
несплошных текстах);
- интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте
информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи,
делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли
текста;
- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
- прогнозировать содержание текста;
- находить скрытую информацию в тексте;
- использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе
умений:
- составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
- делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом;
- приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
- преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления
информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить
деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со
своими представлениями о мире;
- оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений / тезисов;
- оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиеся получат возможность
- использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках
разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных)
действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях
моделирования и проектирования;
- обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с
информацией (текстами) в разных предметных областях.
Календарно-тематическое планирование.
№
Дата
По плану
Тема урока
Фактически
1
Восприятие на слух и понимание различных видов
сообщений. Типология текстов.
2
Функционально- стилевая дифференциация текстов
(разговорный стиль, художественный стиль, официальноделовой стиль, научный стиль)..
3
Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста
4
Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и
языковые средства..
5
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса,
приобретения читательского опыта, освоения и использования
информации.
6
Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция
7
Способы связи предложений в тексте. Средства связи
предложений в тексте..
8
Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста
9
Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации,
представленной в неявном виде..
10
Разные способы представления информации: словесно, в виде
символа, таблицы, схемы, знака.
11
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).
12
Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов,
основанных на содержании текста
13
Составление схем с опорой на прочитанный текст.
14
Выражение собственного мнения о прочитанном и его
аргументация.
15
Недостающая или избыточная информация. Пути
восполнения недостающей информации.
16
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой
зрения.
17
Итоговый урок.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга
для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева,
И.П.Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования Российской академии образования», 2018.
2. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык
издательский дом “Первое сентября”
3. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки
для учителей и родителей.-- Тлн.: Арго, 2017
4. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития
познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.
5. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm
6. . Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
7. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://www.gramota.ru
8. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru