МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ординская
средняя общеобразовательная школа"
филиал «Шляпниковская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
директор МБОУ
«Ординская СОШ»
педагогического совета
Протокол № 01
от «28» августа 2024 г.
приказ № 341
от«28»августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Название__Юные патриоты______________________________
Направление_ духовно-нравственное_________________________
Класс _5-8
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5-8 класса составлена на
основе примерной программы внеурочной деятельности имеет военно-патриотическую
направленность.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда стояла в центре
внимания педагогической науки, всего общества, так как любовь к Родине, стремление к её
процветанию является основой могущества государства.
В последнее время в России происходят коренные изменения. С одной стороны,
улучшается социально-политическое, экономическое положение страны; возрождается
вера в силу российской армии, русского оружия и русского солдата. С другой стороны, в
сознании большинства людей широко распространяется равнодушие, эгоизм, агрессия,
снижается воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как
основных факторов формирования патриотизма.
Особая роль в решении данных трудностей отводится детско-юношеским военнопатриотическим организациям и объединениям. Их деятельность направлена на воспитание
и развитие у подрастающего поколения лучших человеческих качеств, формирование
мировоззрения, социально-нравственных ценностей, норм поведения.
В связи с этим разработана дополнительная образовательная программа.
Программа имеет военно-патриотическую направленность, так, как призвана, решать
проблему патриотического воспитания и способствовать формированию у обучающихся
общественно значимых ориентаций, готовности к военной службе.
Содержание данной программы воспитывает у подростков уважение и любовь к Родине,
её героическому прошлому, к традициям Вооружённых Сил, способствует формированию
знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки будущих защитников Отечества,
сохранению и укреплению здоровья, развитию социальной активности обучающихся,
решению
проблемы
расширения
образовательного
пространства.
Всё это делает программу значимой и актуальной.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Цели:
Способствовать патриотическому воспитанию обучающихся и ориентировать их на
службу в армию, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к
своей жизни и к жизни окружающих как к ценности.
Задачи:
дать подросткам основные теоретические знания по разделам: «Физическая подготовка»,
«История вооружённых сил, виды ВС РФ», «Строевая подготовка», «Военная топография»,
«Огневая (стрелковая) подготовка», «Основы медицинских знаний», «Радиационная,
химическая, биологическая защита».
привить практические навыки в избранной области деятельности в условиях,
приближенных к реальным;
развивать физические способности подростков;
содействовать сохранению и укреплению здоровья воспитанников;
способствовать воспитанию чувства патриотизма, коллективизма, морально-нравственных,
волевых качеств обучающихся;
развить активность и самостоятельность, коммуникативные способности воспитанников;
организовать разумный, созидательный досуг и отдых для обучающихся;
создать условия необходимые для более быстрой адаптации к армейской среде;
ориентировать учащихся на выбор профессии, связанной с защитой Отечества;
осуществлять взаимодействие с военно-патриотическими организациями, объединениями,
образовательными учреждениями, занимающимися решением подобных задач.
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
усвоение и соблюдение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных, экстремальных и опасных ситуациях, а также правил поведения на дорогах
и на транспорте;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонациональн
ого
российского
общества, воспитание
патриотизма,
чувства
ответственности перед Родиной, готовности служить ей и защищать ее;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню
развития науки
и
общества,
учитывающего
социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного
мира, осознание своего места в этом мире;
осознание себя в качестве активного и ответственного гражданина, уважающего закон и
правопорядок, правильно понимающего и выполняющего свои конституционные права и
обязанности,принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистич
еские и демократические ценности, обладающего чувством собственного достоинства;
готовность и способность вести диалог с другими людьми, формирование
коммуникативных
навыков
общения
и сотрудничества со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной,
исследовательской, творческой и других видов деятельности;
готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию, к
осознанному
выбору будущей
профессии,
успешной
профессиональной
и
общественной деятельности;
сформированность основ экологического мышления, осознание влияния социальноэкономических процессов на состояние окружающей среды, приобретение опыта бережного
и ответственного отношения к природе;
бережное, ответственное и компетентное отношение к своему здоровью и здоровью других
людей, умение оказывать первую помощь и самопомощь;
принятие и реализация ценностей здорового и разумного образа жизни, потребность
в физическом
самосовершенствовании и спортивно-оздоровительной
деятельности,
неприятие курения, употребления алкоголя и наркотиков;
осознание значения семьи в жизни человека и общества;
сформированность антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
o
o
o
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своей деятельности, формулировать и ставить
перед собойзадачи в учебной и внеучебной работе, составлять планы и контролировать их
выполнение,
использовать необходимые ресурсы
для достижения целей,
выбирать правильное решение в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать
позиции
другого,
разрешать конфликты, находя решение на основе
согласования позиций и учета интересов;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
умениями
в
разрешении проблем,
способность
и готовность к самостоятельному поиску способов решения практических задач, применен
ию различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая
умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать
информацию,
получаемую
o
o
o
o
из различных источников, достаточная компетентность в области использования информа
ционно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
умение оценивать свои возможности и согласовывать действия в опасных и чрезвычайных
ситуациях спрогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и
корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
владение языковыми средствами – умение
ясно,
логично
и точно излагать свою точку зрения,
формулировать термины и понятия в области безопасности жизнедеятельности;
владение приемами действий и способами применения средств защиты в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
сформированность и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение
применять его впознавательной, коммуникативной и социальной практике, для
профессиональной ориентации.
Регулятивные универсальные учебные действия:
* в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать
цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться
обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему
проекта с помощью учителя;
* составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового
характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно;
* работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные
средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
* умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
* в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,
совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные универсальные учебные действия:
* извлекать информацию;
* ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
* делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;
* добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; *
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной
задачи;
* перерабатывать информацию для получения результата, в том числе и для создания
нового продукта (выполнять анализ, выбирать основания для сравнения, классификации
объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать
логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям);
* использовать информацию в творческой деятельности под руководством учителяконсультанта.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
осуществление взаимного контроля;
умение задать вопросы, обращаться за помощью;
умение формулировать своё затруднение;
умение предлагать помощь и сотрудничество;
умение слушать собеседника;
умение договариваться и приходить к общему решению;
умение формулировать собственное мнение и позицию;
адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
II. Содержание программы
1. Огневая подготовка
Неполная разборка- сборка АК-74
Навыки безопасного обращения с АК-74
Строевые приёмы с оружием
- подготовка юнармейцев к военно-спортивным соревнованиям «Достойная смена отцов и
дедов»
2. Оказание первой медицинской помощи
Теоретическая часть:
- подготовка детей к конкурсу Оказание первой медицинской помощи
Понятие о ранах и их осложнениях. Виды кровотечений и их характеристика. Причины
ожогов и их степень тяжести, понятие об ожоговой болезни.
Шок. Причины возникновения шока. Признаки и степень тяжести травматического шока.
Практическая часть:
Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Материалы, используемые
для наложения жгута. Методика наложения жгута. Способы остановки венозных и
капиллярных кровотечений. Виды повязок. Основные типы бинтовых повязок.
Перевязочный материал.
3. Основы военной службы.
- подготовка юнармейцев к конкурсу «Меткий стрелок».
Приемы стрельбы и способы стрельбы из пневматического оружия
Теоретическая часть:
Техника выполнения выстрела. Инструктаж по технике безопасности при обращении с
пневматической винтовкой.
Практическая часть:
Тренировка в изготовке к стрельбе.
Тренировка в стрельбе с упора. Тренировка в стрельбе лежа.
- подготовка юнармейцев к конкурсу «Смотр строя и песни»
Одиночная строевая подготовка: строевая стойка, повороты на месте, движение строевым
шагом, обозначение шага на месте, начало движения и остановка.
Строй. Управление строем. Повороты на месте. Движение строевым и походным шагом.
Повороты в движении.
Перестроение из одно шереножного строя в двух шереножный и обратно.
4. История вооружённых сил
Великие полководцы и покровители морей XVIII века
Значимые события и герои Первой Мировой войны
История Вооруженных сил России. Дни Воинской славы России.
•
•
•
Гражданская война. Трагический характер судеб гражданской войны.
История Вооруженных сил России. Дни Воинской славы России.
Великая Отечественная война. Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву.
Первые дни войны.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
занятия
Сроки
План
1.
Великие полководцы и покровители морей XVIII века
2
Значимые события и герои Первой Мировой войны
3
Гражданская война. Трагический характер судеб
гражданской войны.
4
История Вооруженных сил России. Дни Воинской славы
России.
5
Великая Отечественная война. Начало Великой
Отечественной войны. Битва за Москву. Первые дни
войны.
6
Основы военных знаний. ВС РФ. Общевоинские Уставы.
Уставы ВС РФ
7
Основы общей и специальной физической подготовки.
Освоение навыков физической подготовки.
8
Основы первой доврачебной помощи. Виды
кровотечений. Способы остановки кровотечения.
9
ПМП при ожогах и обморожениях.
10
Огневая подготовка. Устройство и назначение автомата
Калашникова АК - 74. Принадлежности для чистки
автомата.
11
Порядок неполной разборки автомата АК - 74. Меры
безопасности при обращении с оружием; порядок
организации стрельб.
12
Основы и правила стрельбы. Дыхание при выстреле.
13
Практическая стрельба из пневматической винтовки.
14
Практическая стрельба из пневматической винтовки.
15
Практическая стрельба из пневматической винтовки.
16
Практическая стрельба из пневматической винтовки.
17
Практическая стрельба из пневматической винтовки.
Факт
18
Практическая стрельба из пневматической винтовки.
19
Практическая стрельба из пневматической винтовки.
20
Практическая стрельба из пневматической винтовки.
21
Строевая подготовка. Основные строевые приемы.
Порядок выполнения команд "Становись", "Равняйсь",
"Смирно", "Вольно", "Заправиться", "Разойдись".
Порядок выполнения поворотов на месте.
22
Строевая подготовка. Основные строевые приемы.
Порядок выполнения команд "Становись", "Равняйсь",
"Смирно", "Вольно", "Заправиться", "Разойдись".
Порядок выполнения поворотов на месте.
23
Строевая подготовка. Основные строевые приемы.
Порядок выполнения команд "Становись", "Равняйсь",
"Смирно", "Вольно", "Заправиться", "Разойдись".
Порядок выполнения поворотов на месте.
Строевая подготовка. Основные строевые приемы.
Порядок выполнения команд "Становись", "Равняйсь",
"Смирно", "Вольно", "Заправиться", "Разойдись".
Порядок выполнения поворотов на месте.
24
Строевой шаг. Выполнение строевых приемов в
движении, воинское приветствие.
25
Строевой шаг. Выполнение строевых приемов в
движении, воинское приветствие.
26
Строевой шаг. Выполнение строевых приемов в
движении, воинское приветствие.
27
Строевой шаг. Выполнение строевых приемов в
движении, воинское приветствие.
28
Строевой шаг. Выполнение строевых приемов в
движении, воинское приветствие.
29
Строевой шаг. Выполнение строевых приемов в
движении, воинское приветствие.
30
Строевой шаг. Выполнение строевых приемов в
движении, воинское приветствие.
31
Строевой шаг. Выполнение строевых приемов в
движении, воинское приветствие.
32
Ознакомление с элементами полосы препятствий.
33
Ознакомление с элементами полосы препятствий.
34
Ознакомление с элементами полосы препятствий.
Список литературы
1. Правила дорожного движения РФ. – М.: Эксмо,2010.
2. Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей:
пособие для учащихся 5-9 классов. – М.: Просвещение,2008.
3. Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: Методическое пособие для
5-9 классов. – М.: Просвещение,2010.
4. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Академический школьный
учебник. 5-7 классы. – М.: Просвещение,2010.
5. Отечество. Честь. Долг: Учебно-методическое пособие по общественногосударственной подготовке для руководителей учебных групп//Под общей
редакцией генерал-полковника В.Ф. Кулакова. М.: 2011.
6. Журнал "ОБЖ. Основы безопасности жизни".