Рабочая программа курса внеурочной деятельности ХИМИЯ ВОКРУГ НАС 9 класс Шляпниковская ООШ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ординская
средняя общеобразовательная школа"
филиал «Шляпниковская основная общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании

директор МБОУ
«Ординская СОШ»

педагогического совета

приказ № 341
от«28»августа 2024 г.

Протокол № 01
от «28» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Название: Химия вокруг нас
Направление: информационная культура
Класс 9

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Химия вокруг нас"
рассчитана на обучающихся 9 класса. Данный курс позволяет расширить и углубить
практическое применение полученных теоретических знаний по химии.
Курс рассчитан на 34 учебных часа, 1 час в неделю. Данный курс предназначен как для
учащихся 9 классов, желающих связать свою будущую профессию с химией или
медициной, так и для учащихся, желающих увеличить свой багаж химических знаний,
более глубоко понимать современный мир бытовой химии.
Содержание курса знакомит обучающихся с миром бытовой химии,
пищевыми продуктами, косметическими средствами, лекарствами и
правилами безопасного обращения с веществами быту. Кроме того, данный
курс предусматривает экологическую направленность химического
образования, ознакомление учащихся с химическими аспектами современной
экологии и экологических проблем.
Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют
рациональное поведение человека в окружающей среде, повседневной жизни, где
с каждым годом возрастает роль бережного отношения человека к своему
здоровью, здоровью окружающих, природе. Данный курс развивает интерес к
химии, аналитические способности учащихся, расширяет их кругозор, формирует
научное мировоззрение, способствует повышению уровня культуры поведения
учащихся в мире веществ и химических превращений.
Цель: формирование у обучающихся целостного представления о мире и
роли химии в современном мире и жизни общества.
Задачи:
1.расширение знаний учащихся о применении веществ в быту и мерах
безопасного обращения с ними;
2.овладение умениями наблюдать химические явления в повседневной жизни;
3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения
знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

4.применение полученных знаний и умений для безопасного использования
веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения
практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих
вред здоровью человека и окружающей среде.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные

результаты

отражают

готовность

обучающихся

руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение
опыта деятельности на её основе, в том числе в части:
1) патриотического воспитания:
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и
научному наследию, понимания значения химической науки в жизни современного
общества,

способности

владеть

достоверной

информацией

о

передовых

достижениях и открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
2) гражданского воспитания:
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе,

коммуникативной

компетентности

в

общественно

полезной,

учебно­исследовательской, творческой и других видах деятельности.
3) ценности научного познания:
мировоззренческие представления о веществе и химической реакции,
соответствующие современному уровню развития науки и составляющие основу
для понимания сущности научной картины мира, представления об основных
закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о
роли химии в познании этих закономерностей;
4) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных
привычек
5) трудового воспитания:

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе
применения предметных знаний по химии.
6) экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознания глобального характера
экологических проблем и путей их решения
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование представлений о целостной научной картине мира, и
универсальные

учебные

действия

(познавательные,

регулятивные),

которые

обеспечивают

коммуникативные,

формирование

готовности

к

самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний:
раскрывать смысл химических понятий ;
выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых объектов –
химических веществ и химических реакций, выявлять общие закономерности,
причинно-следственные связи и противоречия в изучаемых процессах и явлениях.
Базовые исследовательские действия:
приобретение

опыта

по

планированию,

организации

и

проведению

ученических экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно
прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе.
Работа с информацией:
умение

использовать

и

анализировать

в

процессе

учебной

и

исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности,
сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной среды.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умения представлять полученные результаты познавательной деятельности в
устных и письменных текстах; делать презентацию результатов выполнения

химического эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по
исследованию свойств веществ, учебного проекта);
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение

самостоятельно

определять

цели

деятельности,

планировать,

осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою
деятельность.
Содержание курса.
Тема 1. Основы безопасного обращения с веществами (5 часов)
Вещества в быту. Классификация бытовых веществ. Правила безопасного
обращения с веществами.
Основные пути проникновения вредных веществ в организм человека (через рот,
через кожу, через органы дыхания).
Первая медицинская помощь при отравлениях и ожогах. Практикум.
Тема 2. Пищевые продукты (8 часов)
Основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), микроэлементы.
Калорийность (энергетическая ценность) пищевых продуктов.
Первая медицинская помощь при пищевых отравлениях.
Состав пищевых продуктов. Химические компоненты продуктов питания:
консерванты, красители, загустители, ароматизаторы.
Вещества, используемые при приготовлении пищи. Уксусная кислота, её
консервирующее действие. Растительное масло. Животные жиры.
Напитки. Чай. Кофе. Их состав. Кофеин, его действие на организм. Чем лучше
всего утолять жажду. Практическая работа
Тема 3. Домашняя аптечка (9 часов)
Лекарства. Сроки годности лекарств. Антибиотики. Противоаллергические
средства. Витамины. Инструкции по применению лекарств.
Почему нельзя употреблять лекарства без назначения врача.
Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами.
Тема 4. Средства бытовой химии (4 часа)

Из истории использования моющих средств. Синтетические моющие средства
(СМС). О чём говорит ярлычок на одежде. Моющее действие СМС. Химический
состав и назначение СМС. Отбеливатели. Средства для чистки кухонной посуды.
Правила безопасного хранения средств бытовой химии. Правила безопасного
использования средств бытовой химии. Практическая работа
Тема 6. Химия и экология. (8 часов)
Использование природных ресурсов. Надолго ли нам хватит полезных ископаемых.
Вода. Вода в масштабах планеты. Питьевая вода и её запасы.
Минеральные воды. Качество воды. Загрязнители воды. Очистка питьевой воды.
Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. Парниковый эффект,
глобальное потепление климата и их возможные последствия. Озоновый слой и его
значение для жизни на Земле. Смог. Кислотные дожди. Защита атмосферы от
загрязнения. Бытовой мусор. Утилизация бытовых отходов. Практическая работа
Личная ответственность каждого человека за безопасную окружающую среду.
Календарно – тематическое планирование

9 КЛАСС

Количество часов
№
п/

Тема урока

п

Всего

Электронные

Контро

Практи

льные

ческие

работы

работы

Дата
изучен
ия

цифровые
образовательны
е ресурсы
Библиотека ЦОК

1

Химия и ее значение

1

https://m.edsoo.ru/ff0
d210c
Библиотека ЦОК

2

Вещества в быту

1

https://m.edsoo.ru/ff0
d227e

3

Первая медицинская
помощь при отравлениях

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/ff0
d23dc

4

Первая медицинская
помощь при ожогах

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/ff0
d26ca

Библиотека ЦОК
5

Практикум

1

1

https://m.edsoo.ru/ff0
d28c8

6

Основные питательные
вещества

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0

1

d2a6c
Библиотека ЦОК

Калорийность пищевых
7

продуктов

https://m.edsoo.ru/ff0

1

d2be8
Библиотека ЦОК

Пищевые отравления, их
8

профилактика

https://m.edsoo.ru/ff0

1

d2a6c

9

Состав пищевых продуктов

Библиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/ff0
d2d50
Библиотека ЦОК

Вещества, используемые
10

при приготовлении пищи

https://m.edsoo.ru/ff0

1

d2eae
Библиотека ЦОК

Продукты быстрого
11

питания

https://m.edsoo.ru/ff0

1

d323c
Библиотека ЦОК
12

Практическая работа

1

1

https://m.edsoo.ru/ff0
d350c
Библиотека ЦОК

13

Напитки

1

https://m.edsoo.ru/ff0
d5230

14

Лекарства

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/ff0
d37fa
Библиотека ЦОК

Правила употребления
15

лекарств

1

https://m.edsoo.ru/ff0
d3a16

16

Первая медицинская

1

Библиотека ЦОК

помощь при отравлениях

https://m.edsoo.ru/ff0

лекарственными

d3b88

препаратами

17

Домашняя аптечка

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0

1

d5708
Искусственные и
18

натуральные косметические
средства

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0

1

d3f34
Библиотека ЦОК

Косметические средства в
19

нашем доме

1

1

https://m.edsoo.ru/ff0
d40c4

20

Моющие средства

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0

1

d4290

21

Практическая работа

Библиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/ff0
d448e

22

Личная гигиена

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0

1

d4614
Библиотека ЦОК

Синтетические моющие
23

средства

https://m.edsoo.ru/ff0

1

d497a
Библиотека ЦОК

Вещества бытовой химии
24

для дачи и огорода

https://m.edsoo.ru/ff0

1

d4790
Библиотека ЦОК

Безопасное обращение со
25

средствами бытовой химии

https://m.edsoo.ru/ff0

1

d4c4a

26

Практическая работа

Библиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/ff0
d4ae2

27

Природные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0

1

d4dd0

28

Экология атмосферы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0

1

d4dd0

29

Экология почвы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0

1

d50d2

30

Экология и человек

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0

1

d4dd0
Библиотека ЦОК

Практическая работа 31

Свойства воды

1

1

https://m.edsoo.ru/ff0
d4f42
Библиотека ЦОК

Практическая работа 32

Состав почвы

1

1

https://m.edsoo.ru/ff0
d542e

33

Защита проектов

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0

1

d55a0

34

Защита проектов

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0

1

d5708
Всего

34

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».