Рабочая программа курса внеурочной деятельности ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ 2 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ординская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании

Директор МБОУ

педагогического совета

«Ординская СОШ»

Протокол №1

приказ № 341

от «28» августа 2024 г.

от «28» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
(НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

Орда,2024

1

Пояснительная записка
Актуальность разработки программы определена переходом системы
образования к Стандартам нового поколения, в основе которых лежит системнодеятельностный подход в обучении, а для учащихся начальной школы определена
программа формирования метапредметных умений. Возникает необходимость
формирования исследовательского поведения учащихся. Обучение школьников
специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых
в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного
образования.Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что
это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение
исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку
роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Детская
потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Здоровый ребѐнок
рождается исследователем окружающего мира. Неутомимая жажда новых впечатлений,
любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать
новые сведения о непонятном для себя явлении – это важнейшие проявления детского,
нормального, естественного поведения – исследовательская активность. Именно это
стремление к познанию через исследование создаѐт условия для исследовательского
обучения.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и
практике образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения,
программы дополнительного образования с исследовательской направленностью для
младших школьников.
В основу данной программы легло методическое пособие А.И. Савенкова
«Методика исследовательского развития младших школьников», адресованное учителям и
школьным психологам, в
котором предложены методические пояснения,
ориентированные на решение практических задач исследовательского обучения в
образовательной практике современной начальной школы; описаны доступные
методические приемы и эффективные формы организации исследовательского обучения
младших школьников.
Роль педагога в исследовательском обучении учащихся велика. Учителю необходимо
вовремя заметить огонѐк в глазах учеников при изучении определѐнного материала и
поддержать, организовать исследование в нужном направлении и обучить приѐмам
исследовательской деятельности.
Программа данного курса представляет систему занятий для обучающихся 2
класса - 34 часа (1 час в неделю).
Цель программы:
Обеспечение личностного развития обучающегося в соответствии с его
индивидуальностью, развитие мотивов к познанию, исследовательских способностей и
умений.
Задачи:
1.Образовательные:
 активизировать и актуализировать знания и умения, полученные школьниками
при изучении определѐнных тем по предметам;
 познакомить с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы
школьной программы;
 формировать умения интегрировать знания из различных областей наук.
2. Воспитательные:
2



сформировать коммуникативные умения детей, умение работать в парах,
группах;
 воспитать навыки взаимопомощи, поддержки;
 научить создавать такой продукт, который будет интересен и востребован
другими.
3. Развивающие:
 развивать
умения размышлять, анализировать, сравнивать, делать
собственные выводы, отбирать и систематизировать материал;
 развивать творческие способности;
 формировать умение использовать ИКТ при оформлении проведѐнного
исследования, публично представлять результаты исследования.
Основные принципы построения программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Структура программы:
Этап мотивации
Этап внедрения
Этап обобщения
Последовательность формирования исследовательских умений учащихся:
1. Умение задавать вопросы
2. Умение видеть проблему
3. Умение выдвигать гипотезы
4. Умение давать определения понятиям
5. Умение обобщать и классифицировать
6. Умение и навыки наблюдения
7. Умения и навыки осуществлять наблюдения
8. Умение анализировать и делать выводы
9. Умения и навыки структурирования материала (оформление результатов)
10. Умение работать с текстом
11. Умение доказывать, защищать свои идеи
Проектно-исследовательская деятельность ориентирована на организацию
самостоятельных исследований (с учѐтом возрастных особенностей школьников. При
этом такая проектная деятельность имеет отличительные особенности:

во-первых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный
характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших
школьников: учащиеся обычно утрачивают интерес к длительным исследованиям,
требующим постоянного наблюдения и фиксации результатов;

во-вторых, проектная деятельность носит групповой характер, что будет
способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение
распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в
дискуссии и т.д.;

3


в-третьих, проектная деятельность предусматривает работу с
различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной
компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

в- четвѐртых, в содержании проектной деятельности заложено основание
для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени
работы учителя реальное взаимодействие семьи и школы.
Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент,
наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные занятия,
самостоятельная работа, защита работ, мини-конференция, консультации.
Методы контроля: доклад, защита исследовательских работ,выступление, выставка,
презентация, мини-конференция, научно-исследовательская
конференция.
Предполагаемые результаты реализации программы
Планируемый результат:
1. Ученики должны осознать роль исследований в познании окружающего мира и
научиться добывать самостоятельно достоверную информацию об интересующем объекте
из разных источников.
2. У учащихся должен быть преодолѐн барьер боязни проведения самостоятельных
творческих изысканий в любых сферах деятельности и, прежде всего, в сфере учебных
дисциплин. Должно появиться стремление использовать исследовательские методы в
основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с окружающим
миром. Выпускник начальной школы - сформированный юный исследователь.
Учащиеся должны знать:
- правила юного исследователя;
- понятия исследователя;
- знать структуру создания учебно-исследовательской работы, проекта
Учащиеся должны уметь:
- выполнять действия по организации исследовательской работы;
- задавать вопросы, искать ответы;
- видеть проблему по определенной теме;
- формулировать цель; планировать задачи;
- выдвигать гипотезы и проверять их;
- проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы;
- осуществлять сбор информации из разных источников: справочники, энциклопедии,
Интернет, поиск единомышленников;
-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний,
выводов;
- защищать свои исследования перед сверстниками.
Содержание программы
Что такое исследование? Кто такие исследователи?
(1ч). Исследование,
исследователь. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою
способность исследовать окружающий мир.
Обсуждение готовых проектов. Изучение этапов исследовательской работы (1ч).
Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение.
Эксперимент. Опыт. Обмен мнениями.
Выбор темы, постановка цели и задач (1ч). Выбор темы исследовательской
работы. Обоснование выбранной темы.
Выбор путей решения. Составление плана работы (1). План работы. Распределение
обязанностей. Выбор путей решения.
4

Выдвижение гипотез (1ч). Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезыпредположения. Слова – помощники: предположим, допустим, возможно, что, если…
Проблема, выдвижение гипотез.
Сбор материала (2ч). Выбор путей решения. Работа с различными источниками
информации. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса,
интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.
Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная
работа (5ч). Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Источники получения
информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы
с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала.
Распределение ролей в группе.
Обработка информации (6ч). Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования.
Таблицы, схемы, чертежи.
Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной
теме (1ч). Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование.
Диагностика.
Обобщение материала. Правила оформления материала (4ч). Логическое построение
текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем
исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление
результатов экспериментальной деятельности.
Отчѐт по собранному материалу (2ч). Обработка информации. Оформление
информации.
Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию (1ч).
Индивидуальные консультации. Корректировка работ. Выводы. Итоги работы.
Требования к оформлению работы. Повторение (1ч). Оформление титульного листа.
Оформление страниц “Введение”, “Содержание Оформление титульного листа.
Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и
оформление “Заключения”.
Оформление работы на компьютере (1ч). Правила работы за компьютером.
Подготовка текста и презентации защиты проекта (1ч). Составление текста защиты
проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования.
Продукт проектной деятельности. Индивидуальное и групповое выступление.
Правила подготовки презентации. Приѐмы презентации результатов исследовательской
деятельности.
Защита проекта. Выступление (2ч). Сдача исследовательской работы. Рефлексия.
Праздник исследователей.

5

Календарно-тематическое планирование
№

Дата

Планируемая дата проведения
Фактическая дата проведения

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Примечание:

Тема занятия
Что такое исследование? Кто такие исследователи?
Обсуждение готовых проектов.
Изучение этапов исследовательской работы.
Выбор темы, постановка цели и задач.
Выбор путей решения.
Составление плана работы.
Выдвижение гипотез.
Сбор материала.
Сбор материала.
Работа с источниками информации. Индивидуальная,
групповая, коллективная работа.
Работа с источниками информации. Индивидуальная,
групповая, коллективная работа.
Работа с источниками информации. Индивидуальная,
групповая, коллективная работа.
Работа с источниками информации. Индивидуальная,
групповая, коллективная работа.
Работа с источниками информации. Индивидуальная,
групповая, коллективная работа.
Обработка информации.
Обработка информации.
Обработка информации.
Обработка информации.
Обработка информации.
Обработка информации.
Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента,
диагностики по выбранной теме.
Обобщение материала. Правила оформления материала.
Обобщение материала. Правила оформления материала.
Обобщение материала. Правила оформления материала.
Обобщение материала. Правила оформления материала.
Отчѐт по собранному материалу.
Отчѐт по собранному материалу.
Отчѐт по собранному материалу.
Предварительное прослушивание выводов и итогов по
исследованию.
Требования к оформлению работы.
Оформление работы на компьютере.
Подготовка текста и презентации. защиты проекта.
Защита проекта. Выступление.
Защита проекта. Выступление.

6

№

1.

2.

3.

4.

предмет

Темы проектов
тема проекта

Математика Математика вокруг нас. Создание математического
справочника «Наше село».
Математика вокруг нас. Составление сборника
математических задач и заданий.
Русский
Похвальное слово знакам препинания.
язык
«Говорите правильно!»
Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке
А.С.Пушкина»
Пословицы и поговорки
Литературн Создание календаря исторических событий.
ое чтение
Природа и мы.
Они защищали Родину.
Окружающ
Темы проектов (по выбору ) в 1 полугодии:
ий мир
«Красная книга России»
«Охрана природы в нашем крае»
«Путешествуем без опасности»
«Всемирное наследие России»
«Заповедники и национальные парки»
«Всемирное наследие за рубежом»
«Международная красная книга»
«Национальные парки мира»
«Как защищают природу»
«Экологическая обстановка в нашем крае»
«Красная книга в нашем крае»
«Мой атлас-определитель»
«Мои зелѐные страницы»
«Чему меня научили на уроке экологической
этики»
Темы проектов (по выбору ) во 2 полугодии:
«Путешествие по городам мира»
«Имя на глобусе»
Когда
и
как
появились
профессии
железнодорожника, фотографа, лѐтчика»
«Открытие берестяных грамот»
«Правители древней Руси»
«История открытия пролива между Евразией и
Америкой»
«В дворянской усадьбе»
«В крестьянской избе»
«»День горожанина»
«Новые имена советской эпохи»
«Чему и как учились в начальной школе наши

Формы
организации
проектной
деятельности

групповая
групповая
групповая
групповая
групповая
групповая
коллективна
я
групповая
групповая
индивидуал
ьная

индивидуал
ьная

7

мамы и папы, бабушки и дедушки»
«Календарь праздников моей семьи»
« Наш край в годы В.О.войны»
«В.О.война в воспоминаниях ветеранов»
Список литературы
1.Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. –
Издательский дом Федоров, 2006г. , 205с.
2.Кравец, Т. Н. и др. Младшие школьники проводят исследование Т. Н. Кравец
Начальное образование. – 2005. - №6 - С. 19-25.
3.Савенков, А. И. Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития
познавательных потребностей младших школьников А. И. Савенков Начальная школа. –
2005. - № 4 – С. 27-34.
4. Леонтович, А. В. Рекомендации по написанию исследовательских работ А. В.
Леонтович Завуч. – 2001. - №1 – С. 39-45.
5. Леонтович, А. В. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания А.
В. Леонтович Завуч. – 2001. - №1 – С. 62-64.
6. Семѐнова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся Н. А. Семѐнова Начальная
школа. – 2006. - № 2 – С. 24-27.
7.Шатилова, М.Ю. Проектирование в начальной школе. От замысла к реализации.Издательство Учитель 2012г.,169 с.
8.Шумакова Н.Б. Урок- исследование в начальной школе. М., Издательство Просвещение
2014 г.,168 с.
9.Шорохова М.П. проектируем. Исследуем. Творим. Пермь ,2008г, 47с.
10.Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников.М. Издательский центр
Вентана -Граф 2002 г.,106 с.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».