МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ординская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании Директор МБОУ педагогического совета «Ординская СОШ» Протокол № 1 приказ № __341___ от «28» августа 2024 г. от «_28__»___08___2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ПОЖАРНЫЙ» (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) Орда,2024 Пояснительная записка Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников. Цель: воспитание ребенка, знающего правила поведения при пожаре. Задачи: изучать правила пожарной безопасности и действия на случай возникновения пожара; изучать основные причины и обстоятельства возникновения пожара; формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных пожароопасных ситуациях; развивать у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих, окружающей среде; воспитывать коммуникабельность, доброту, милосердие. Работа кружка «Юный пожарный» может стать воспитывающей, развивающей деятельностью для школьников, помочь в организации работы по предупреждению пожаров и детского травматизма. Работа кружка представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде пожарной безопасности. Программа кружка рассчитана для учащихся 2-4 классов школы. Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые, коллективное творчество. Направление внеурочной деятельности социальное Возраст учащихся, на который рассчитана программа 8-11 лет Срок реализации программы 3 года Форма проведения занятий: занятия - беседы, рассказ, викторины, сюжетные игры, видео просмотры, практическая работа, КТД. Сроки реализации программы: 2 класс - 34 часа (1 час в неделю), 3 класс - 34 часа (1 час в неделю), 4 класс - 34 часа (1 час в неделю). Работа кружка включает в себя 3 этапа: - теоретический этап накопления знаний; - практический этап (отработка последовательности действий при пожаре); - пропаганда знаний по противопожарной безопасности. Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать: 1. Основные причины пожаров в жилом доме. 2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных. 3.Сведения о подсобных средствах тушения пожара. 4. Правила пожарной безопасности в общественных местах. 5.Виды травм, полученных при пожаре. 6. Знаки пожарной безопасности. Уметь: 1. Эвакуироваться из здания школы. 2. Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара. Результат деятельности учащихся: - участие в школьных и городских мероприятиях по данному направлению, - выставки творческих работ. Реализация программы курса«Юный пожарный» позволит: привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни; сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определѐнных понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. На отдельных занятиях возможно привлечение психологов или муниципальных работников школы (медсестра или врач), а также (представителей МЧС России – спасателей, пожарных и др.) Планируемые результаты освоения программы Личностные: • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. Метапредметные: • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предметные: 1. В познавательной сфере: • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области пожарной безопасности. 2. В ценностно-ориентационной сфере: • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения. 3. В коммуникативной сфере: • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях. Содержание программы 2 класс Введение. «Понятие опасности и чрезвычайной ситуации» Знакомство с работой кружка. Цели и задачи отряда ЮП. Разработка эмблемы отряда ЮП. Общее понятие опасности и чрезвычайной ситуации. Профилактика опасных ситуаций. Практическая часть Разработка эмблемы отряда ЮП. Раздел 1. «Что такое служба противопожарной безопасности» Знакомство с профессией пожарного. Основное направление деятельности пожарной охраны. Беседа «Пожарные собаки». Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки». Практическая часть Аппликация «Пожарные машины». КТД «Пожарный – профессия героическая». Раздел 2. «Правила пожарной безопасности дома» Как себя вести, когда ты дома один. Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Причина возникновения пожаров в доме (помещении). Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме. Практическая часть Викторина «Это нужно знать!» Сюжетно – ролевая игра «Наш дом» Раздел 3. «Источники возможной опасности в доме» Беседа «Беда из коробка». Правила пользования спичками. Электричество и газ как источник возможной опасности. Огонь и человек. Беседа – занятие «Новый год. Как не испортить праздник». Правила установки ѐлки. Использование электрогирлянд. Правила ухода за естественными и искусственными ѐлками. «Фейерверк – не игрушка». Практическая часть Рисунок на тему «Спички не тронь – в спичках огонь» Загадки на тему «Электробытовые предметы» Рисунок на тему «Огонь – друг, огонь – враг». Аппликация «Пожарные знаки». Раздел 4. «Противопожарный режим в общественных местах» Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Пути эвакуации. Первичные средства пожаротушения. Пожар в общественном транспорте, правила поведения. Просмотр тематического фильма. Беседа «Страх, навыки безопасного поведения». Опасная высота опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках. Просмотр тематического фильма. Раздел 5. «Оказание первой медицинской помощи» Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Просмотр тематического фильма. Ожоги. Дым и опасность. Беседа «Первая медицинская помощь при отравлении газами». Практическая часть Практическое занятие «Правильное оказание помощи при ожоге» Раздел 6. «Лесные пожары» Лесные пожары. Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду. Пожарная опасность торфяников. Последствия от сжигания сухой травы, тополиного пуха. Действия школьников по предупреждению лесных пожаров. Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра. Практическая часть Аппликация «Пусть, не затихнет птичий гомон!» Оформление стенгазеты «Береги лес!» Раздел 7. «Повторение правил пожарной безопасности» Повторение и обобщение пройденного материала. Практическая часть Викторина «Юный пожарный» Учебно-тематический план № п\п Название разделов 1. Введение. 1 «Понятие опасности и чрезвычайной ситуации» . 2. Раздел 1. «Что такое служба противопожарной безопасности» 3. Раздел 2. «Правила пожарной Кол-во часов 2 4 безопасности дома» 4 4. Раздел 3. «Источники возможной опасности в доме» 6 5. Раздел 4. «Противопожарный режим в общественных местах» 5 6. Раздел 5. «Оказание первой медицинской помощи» 4 7. Раздел 6. «Лесные пожары» 4 8. Раздел 7. «Повторение правил пожарной безопасности» 5 Итого 34 3 класс Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий. Раздел 1. «Изучение теоретических основ противопожарной безопасности» Теория: Первичные средства пожаротушения. Виды и назначение огнетушителей Правила эксплуатации огнетушителей. Снаряжение пожарного. Спасательная веревка. Просмотр видеороликов с инструкциями по вязке спасательных узлов, используемых пожарными. Практика: Практическое занятие по вязке спасательного узла. Отработка практических навыков пользования огнетушителем. Раздел 2. «Причины пожаров в жилом доме» Теория: Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами Презентация «Шалость детей с огнем». Видео просмотр «Неосторожность при курении». Рисунок на тему «Когда огонь становится врагом». Раздел 3. «Действия при возникновении пожара. Эвакуация из помещения» Теория: Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения Практика: Отработка действий при эвакуации из помещения при возникновении пожара. Раздел 4. «Экскурсии и встречи с профессиональными пожарными» Теория: Истории пожарной охраны. День пожарной охраны. Подвиги пожарных в мирное время. Видеоролик «Огнеборцы». Экскурсия в пожарно-спасательную часть. Встреча с ветеранами пожарной охраны. Раздел 5. «Травмы, полученные при пожаре» Теория: Травмы, полученные при пожарах: ожоги, отравления угарным газом, поражение электрическим током, переломы, кровотечения». Раздел 6. «Пропаганда правил противопожарной безопасности» Теория: Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников. Практика: Выступление перед учащимися 1 классов на тему: «Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников». Раздел 7. «Повторение правил пожарной безопасности» Повторение и обобщение пройденного материала. Практика: Викторина «Юный пожарный» Учебно-тематический план № п\п 1 2 3 Название разделов Кол-во часов 1 Вводное занятие. Раздел 1. «Изучение теоретических основ безопасности» Раздел 2. «Причины пожаров в жилом доме» противопожарной 6 6 4 5 Раздел 3. «Действия при возникновении пожара. Эвакуация из помещения» Раздел 4. «Экскурсии и встречи с профессиональными пожарными» 6 Раздел 5. «Травмы, полученные при пожаре» 3 7 Раздел 6. «Пропаганда правил противопожарной безопасности» 4 8 Раздел 7. «Повторение правил пожарной безопасности» 5 4 Итого 5 34 4 класс Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий. Раздел 1. «История пожарной охраны России» Теория: Пожарная охрана России, история еѐ возникновения и развития. Раздел 2. «Причины пожаров в жилом доме» Теория: Неосторожное обращение с огнем. Неправильное обращение с электроприборами. Правила безопасности при использовании пиротехнических средств. Презентация «Шалости детей с огнем». Видео просмотр «Неосторожность при курении». Оформление стенгазеты «Причины пожаров в доме». Раздел 3. «Действия при возникновении пожара» Теория: Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения Практика: Отработка действий при эвакуации из помещения при возникновении пожара. Оформление стенгазеты «Правильная эвакуация из помещения». Раздел 4. «Пожарно-прикладной спорт» Теория: История возникновения пожарно-прикладного спорта. Практика: Виды пожарно-прикладного спорта, тестирование на знание видов ППС. Раздел 5. Пожарные и специальные автомобили Видеозанятие: «Общие сведения об основных видах пожарных автомобилей». Рисунок на тему «Пожарные и специальные автомобили». Раздел 6. «Противопожарная профилактика» Практика: Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности». Выступление агитбригады ЮП перед учащимися 1 классов на тему: «Внимание ОГОНЬ!» Проведение анкетирования среди обучающихся 1-3 классов на тему «Противопожарная безопасность». Раздел 7. «Повторение правил пожарной безопасности» Повторение и обобщение пройденного материала. Практика: спортивная игра-эстафета «Юный друг пожарных». Учебно-тематический план № п\п 1 Вводное занятие. 2 Раздел 1. «История пожарной охраны России» 3 3 Раздел 2. «Причины пожаров в жилом доме» 6 4 Раздел 3. «Действия при возникновении пожара» 5 5 Раздел 4. «Пожарно-прикладной спорт» 5 6 Раздел 5. «Пожарные и специальные автомобили» 3 7 Раздел 6. «Противопожарная профилактика» 6 8 Раздел 7. «Повторение правил пожарной безопасности» 5 Итого Название разделов Кол-во часов 1 34 Календарно-тематическое планирование 2 класс № занятия Наименование разделов и тем Кол – во часов Сроки проведения план Введение. «Понятие опасности и чрезвычайной ситуации» 2 Знакомство с работой кружка. Цели и задачи 1 сентябрь отряда ЮП. Общее понятие опасности и чрезвычайной 1 сентябрь ситуации. Раздел 1. «Что такое служба противопожарной безопасности» 3 Знакомство с профессией пожарного. 1 сентябрь 4 сентябрь 5 Беседа «Пожарные собаки». Чтение рассказа Л.Н. 1 Толстого «Пожарные собаки». Аппликация «Пожарные машины» 1 6 КТД «Пожарный – профессия героическая» октябрь 1 Раздел 2. «Правила пожарной 1 октябрь безопасности дома» 7 Как себя вести, когда ты дома один. 8 Возможные опасности и опасные ситуации, 1 октябрь которые могут возникнуть дома. Викторина «Это нужно знать!» Причина возникновения пожаров в доме 1 ноябрь (помещении). Просмотр тематических фильмов. Правила безопасного поведения при 1 ноябрь возникновении пожара в доме. Игра – практикум «Твои действия при пожаре» Раздел 3. «Источники возможной опасности в доме» 9 10 1 октябрь 1 ноябрь 1 ноябрь 1 декабрь 1 декабрь 15 Правила пользования спичками. Рисунок на тему «Спички не тронь – в спичках огонь». Электричество как источник возможной опасности. День загадок на тему «Электробытовые предметы» Беседа – занятие «Новый год. Как не испортить праздник». Огонь и человек. Рисунок на тему «Огонь – друг, огонь – враг». Аппликация «Пожарные знаки» 1 декабрь 16 Газ как источник возможной опасности. 1 декабрь 11 12 13 14 Раздел 4. «Противопожарный режим в общественных местах» 17 18 19 Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), 1 причина пожаров. Экскурсия по школе. Правила поведения при возникновении пожара в 1 общественных местах. Пути эвакуации. Первичные средства пожаротушения. 1 январь январь январь факт 20 21 22 23 24 25 Возникновение пожара в общественном 1 февраль транспорте, правила поведения. Опасности, возникающие при нарушении правил 1 февраль поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках. Раздел 5. «Оказание первой медицинской помощи» Основные виды травм у детей младшего 1 школьного возраста. Ожоги. «Правильное оказание помощи при ожоге» 1 февраль Дым и опасность. Беседа «Первая медицинская 1 помощь при отравлении газами». 1 Навыки оказания первой медицинской помощи. март февраль март Раздел 6. «Лесные пожары» Лесные пожары. Действия школьников по их 1 предупреждению. Аппликация «Пусть, не затихнет птичий гомон!». 1 март при 1 апрель 29 Костер. Меры пожарной безопасности разведении костра. Оформление стенгазеты «Береги лес!». 1 апрель 30-33 Раздел 7. «Повторение правил пожарной безопасности» Повторение и обобщение пройденного материала 4 34 Викторина «Юный пожарный» 26 27 28 Итого 34 часа 1 апрель апрельмай май Календарно-тематическое планирование 3 класс № занятия 1 2 3 4 5 Наименование разделов и тем Кол – во часов Сроки проведения план Вводное занятие. Инструктаж по технике 1 сентябрь безопасности во время проведения занятий. Раздел 1. «Изучение теоретических основ противопожарной безопасности»» Первичные средства пожаротушения. Виды и 1 назначение огнетушителей 1 Правила эксплуатации огнетушителей. сентябрь Отработка практических навыков пользования огнетушителем. 1 Снаряжение пожарного. Спасательная веревка. сентябрь сентябрь октябрь 7 октябрь Просмотр видеороликов с инструкциями по вязке 1 спасательных узлов, используемых пожарными. октябрь Практическое занятие по вязке спасательного узла. Раздел 2. «Причины пожаров в жилом доме» 8 Неосторожное обращение с огнем. 1 октябрь 9 Неправильная эксплуатация электросети. 1 ноябрь 10 ноябрь 11 Неосторожное обращение с пиротехническими 1 средствами. Презентация «Шалость детей с огнем». 1 12 Видео просмотр «Неосторожность при курении». ноябрь 13 1 декабрь Рисунок на тему «Когда огонь становится врагом». Раздел 3. «Действия при возникновении пожара» 14 Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения 6 15 16 17 1 ноябрь 1 декабрь 1 декабрь Отработка действий при эвакуации из помещения 1 декабрь при возникновении пожара Отработка действий при эвакуации из помещения 1 январь при возникновении пожара Раздел 4. «Экскурсии и встречи с профессиональными пожарными» 1 январь 19 Истории пожарной охраны. День пожарной охраны. Подвиги пожарных в мирное время. 1 январь 20 Видеоролик «Огнеборцы». 1 февраль 21 Экскурсия в пожарно-спасательную часть. 1 февраль 18 факт 22 Встреча с ветеранами пожарной охраны. 1 февраль Раздел 5. «Травмы, полученные при пожаре» 23 24 25 26 27 28 29 Травмы, полученные при пожарах: ожоги, 1 февраль отравления угарным газом, поражение электрическим током, переломы, кровотечения». Травмы, полученные при пожарах: ожоги, 1 март отравления угарным газом, поражение электрическим током, переломы, кровотечения». Травмы, полученные при пожарах: ожоги, 1 март отравления угарным газом, поражение электрическим током, переломы, кровотечения». Раздел 6. «Пропаганда правил противопожарной безопасности» 1 март Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников. март Выступление перед учащимися 1 классов на тему: 1 «Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников». апрель Выступление перед учащимися 1 классов на тему: 1 «Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников». апрель Выступление перед учащимися 1 классов на тему: 1 «Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников». Раздел 7. «Повторение правил пожарной безопасности» 30-33 Повторение и обобщение пройденного материала 4 34 Викторина «Юный пожарный» 1 Итого 34 часа апрельмай май Календарно-тематическое планирование 4 класс № занятия Наименование разделов и тем Кол – во часов Сроки проведения план 1 Вводное занятие. Инструктаж по технике 1 сентябрь безопасности во время проведения занятий. Раздел 1. «История пожарной охраны России» 2-3 Пожарная охрана России, история возникновения и развития Пожарная охрана в современной России 4 еѐ 2 сентябрь 1 сентябрь Раздел 2. «Причины пожаров в жилом доме» 5 Неосторожное обращение с огнем. 1 октябрь 6 Неправильная эксплуатация электросети. 1 октябрь 7 1 октябрь 8 Неосторожное обращение с пиротехническими средствами. Презентация «Шалость детей с огнем». 1 октябрь 9 Видео просмотр «Неосторожность при курении». 1 ноябрь 10 1 ноябрь Оформление стенгазеты «Причины пожаров в доме» Раздел 3. «Действия при возникновении пожара» 11 Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. 1 ноябрь 12 Способы эвакуации из помещения 1 ноябрь 13 Отработка действий при эвакуации из помещения 1 при возникновении пожара Отработка действий при эвакуации из помещения 1 при возникновении пожара 1 Оформление стенгазеты «Правильная эвакуация из помещения» Раздел 4. «Пожарно-прикладной спорт» январь 2 февраль 18-19 История возникновения пожарно-прикладного спорта. Виды пожарно-прикладного спорта 2 февраль 20 Тестирование 1 март 14 15 16-17 январь январь Раздел 5. Пожарные и специальные автомобили 21-22 23 24 2 март Общие сведения об основных видах пожарных автомобилей 1 март Рисунок на тему «Пожарные и специальные автомобили». Раздел 6. «Противопожарная профилактика» Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности» 1 апрель факт 25-27 28 29 Выступление агитбригады ЮДП перед учащимися 3 1 классов на тему: «Внимание ОГОНЬ!» Проведение анкетирования среди обучающихся 1-3 1 классов на тему «Противопожарная безопасность» 1 Подведение итогов анкетирования апрель апрель апрель Раздел 7. «Повторение правил пожарной безопасности» 30-33 Повторение и обобщение пройденного материала 4 май 34 Спортивная игра-эстафета «Юный друг пожарных» 1 май Итого 34 часа Список литературы 1. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. - М.: Учпедгиз, 1959. – 206 с. 2. Ахачанок А. Юный пожарный. – М.: Россельхозиздат, 1971. - 45 с. 3. Берегите народное добро от огня. Методические рекомендации для проведения бесед на противопожарные темы. - Пенза, 1977 4. Биляева Л., Табоко А. Игра?.. Игра! – М.: Молодая гвардия, 1988. - 25 с. 5. Бородкина Н.И., Лепехин А.Н. Пособие для обучения школьников правилам пожарной безопасности. М.: "Стройиздат", 1991. 6. Виже Р. 30 советов по пожарной безопасности. – М.: Стройиздат, 1982. – 25с. 7. Горбачева Л.А. "Занятия с учащимися по правилам пожарной безопасности".- Свердловск, 1991. 8. Данченко С.П. Рабочая тетрадь по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебное пособие «Учимся бережно и безопасно использовать электричество» для учащихся 1 – 4 классов. – СПб: ООО «Гелиос - Медиа», 2004. – 36с. 9. Иванов А.Ф. Пожарная техника. - М.: Стройиздат, 1988. – 488 с. 10. Мирюков В.И., Швецов В.Д., Тихомиров Л.Я. Пособие по обучению жителей городов правилам пожарной безопасности. – М.: "Стройиздат", 1991. 11. Обухов Ф.В. Советская пожарная охрана.- М.: "Россельхозиздат", 1987. 12. Попок Е.Л. Чтобы не было пожара: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985 13. Попок Е.Л. Осторожно - огонь! - М.: Россельхозиздат, 1991 - (Моя профессия) 14. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.) ; под ред. В.А.Горского. –М.:Просвещение, 2010. 15. Противопожарная работа в школах и дошкольных учреждениях. – Киев: Радяньска школа, 1984. – 34 с. 16. Смирнов В.А. Дружины юных пожарных. - М.: Россельхозиздат, 1986. -43 с. 17. Федеральный закон о пожарной безопасности. – М., Стройиздат, 2002. 18. Шувалов М.Г. Основы пожарного дела. - М.: Стройиздат, 1983.