МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ординская средняя общеобразовательная школа" РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании Директор МБОУ педагогического совета «Ординская СОШ» Протокол № 1 приказ № 341 от «28»августа 2024 г. от «28»августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Музыкальная капель » (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) Орда,2024 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Музыкальная капель» разработана в соответствие с требованиями ФГОС НОО Программа рассчитана на 1 раз в неделю 3 кл. – 34 ч., Человек наделен от природы особым даром - голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение обучающихся к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства. Новизна данной программы заключается в том, что она отвечает запросам и требованиям, предъявляемым ФГОС НОО – это формирование творческой, всесторонне-развитой личности, создание условий для реализации тех универсальных учебных действий, которыми должна обладать личность в настоящее время. Программа дает возможность для реализации развития индивидуальности, музыкальных и творческих способностей детей, помогает открыть перспективу для будущего развития личности, дает возможность ей самоутвердиться. Актуальность программы состоит в том, что музыкальное воспитание занимает одно из ключевых мест в системе эстетического воспитания. Воспитание обучающихся на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с воспитанниками различного возраста. Занятия пробуждают уобучающихся интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать их музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Музыкальноэстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит хоровому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству. Замечательный педагог современности В. Сухомлинский писал: «Душа ребенка – душа чуткого музыканта». Он подчеркивал, что музыка может формировать у детей способность чувствовать сердцем движения души другого человека, любит, сострадать, творить добро, открывать прекрасное. Таким образом, алгоритм музыкального воспитания, по мнению В.А. Сухомлинского, можно выразить фразой: «Через красивое – к человечному». Реализация программы направлена на достижение следующей ЦЕЛИ: создание условий для формирования музыкальной культуры детей как важной и неотъемлемой части всей духовной культуры, приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра Реализации данной цели способствуют следующие ЗАДАЧИ: расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре через изучение детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен, углубить знания обучающихся в области музыки: классической, народной, эстрадной, обучить воспитанников вокальным навыкам; развивать индивидуальные творческие способности на основе исполняемых произведений; развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение; привить навыки сценического поведения учить обучающихся быть чуткими слушателями и исполнителями; создавать условия для формирования у детей творческой инициативы, коммуникативных качеств. воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций; Содержание программы внеурочной деятельности «Музыкальная капель»соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится во внеурочной деятельности.Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, литературой, ритмикой. Связь с предметом Связь с предметом литературное чтение музыка звукообразование Вокально- Последовательность звуков Правильное различной длительности формирование гласных; четкое и короткое хоровая произношение согласных работа звучания, Чтение и разучивание текста песен, Работа над Скорость певческим последовательность звуков, соотнесение с ритмом стихотворений Связь с внеурочным занятием ритмика Спокойный вдох, правильный выдох Выполнение движений под музыку, создание материало м Сценическ ое искусство Слушание музыки объединенных смысловым двигательных образов, содержанием, основная гармония движений тема Выразительность, Дикция и основные правила произношения в Сценическая импровизация, образность пении, литературные образы героев песни движение под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару, культура поведения на сцене Введение понятий: Рассказ о песне как об одном из видов Пластическое выражение вступление, запев, припев, музыкального искусства, о жизни темы и содержания куплет, вариации. идеятельности композиторов. Беседа о музыке и тексте песни.Народная песня. Раскрытие ее значения, как выразительницы исторического прошлого нашегонарода. Основные методы работы В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения. 1. 2. 3. 4. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у обучающихся осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно - педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом. Особенности реализации программы Основная форма образовательной работы с обучающимися: музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого обучающегося. Занятия включают чередование различных видов деятельности: слушание музыки, музыкально-голосовые упражнения и игры, творческие задания, просмотр тематических видеофильмов, клипов. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: музыкальная грамота, беседы о композиторах, истории музыкальных жанров. Одной из форм проведения занятий являются музыкальные игры, разучивание музыкальных физминуток, итоговая игра «Минута славы» Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Программа рассчитана 1 час в неделю (135 ч.) 3 кл. – 34 ч. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Первый год обучения: наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению; проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); Формы организации подведения итогов: занятие – смотр знаний; участие в школьном концерте; сообщение об истории возникновения изученного музыкального произведения; размещение материала в портфолио; выступление на родительском собрании; МинутаСлавы ные 3 класс Сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех, проявить себя в период обучения как яркую индивидуальность, создать неповторяемый сценический образ. Раскрепощаясь сценически, обладая природным артистизмом, ребенок может мобильно управлять своими эмоциями, преображаться, что способствует развитию души, духовной сущности человека. Личност- Личностные Личностные результаты Метапредметные результаты. Регулятивные 3 класс проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение действовать по плану и планировать свою деятельность. воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Познавательные 3 класс осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации. Коммуникативные 3 класс учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс Название разделов программы 1. 2. 3. 4. Вокально-хоровая работа Слушание музыки Сводные репетиции Концертная деятельность. ИТОГО Количество часов общее теорет. практ. 17 2 8 5 4 0,5 1,5 - 13 1,5 6,5 5 34 6 28 Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет конкретные виды деятельности учащихся.Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений духовно-нравственного воспитания. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. . Материально – техническое обеспечение программы Занятия проводятся в кабинете или актовом зале школы с использованием: - ПК, оснащенного звуковыми колонками, мультимедийного проектора для просмотра документальных роликов о строении голосового аппарата, о вокальной манере разных исполнителей, - детских песен из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки); - наглядных демонстрационных пособий (портреты композиторов, изображение музыкальных инструментов, нотный стан - школьной библиотеки (словари, справочники) - ИНТЕРНЕТ – ресурсов. Список используемой литературы: 1. Агапова, И.Н., Давыдова, Е.В. Музыкальные вечера в школе. М. Просвещение, 2001 2. Алеев В.В., Науменко Т.И. Программа для общеобразовательных учреждений по курсу «Музыка 1-8 классы» М. Просвещение, 2003 3. Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит. М. Просвещение, 2000 4. Миклухо Л.С. Рабочая программа специального курса «Сольное пение» 5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов» Ярославль: «Академия развития», 2000 6. Овчарук Т. Праздничная культура в народной педагогике. М.: Просвещение, 2009 7. Орлова Т.М. Учите детей петь. 2005г 8. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. М. Айрис-пресс, 2008 9. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры. М.: Айрис - пресс, 2005 10.Силкачева Л.М. Хороведение. Кемерово, 2003 11.Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения. М. Просвещение, 2001 12.Шаинский, В. Твои любимые песни. М.: Советский композитор, 2002 Интернет ресурсы для педагога и обучающихся: http://muzyka.net.ru/slovar/h/ - музыкальный словарь http://voisstar.isite.by/manual.html - мультимедийный учебник по вокалу http://enc-dic.com/music/Lad-245.html - музыкальный словарь http://www.mp3sort.com/ http://www.notomania.ru/view.php?id=207 Приложения к программе внеурочной деятельности «Музыкальная капель» Приложение к программе «Музыкальная капель» ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Аккомпанемент - музыкальный фон к основной мелодии, имеющий в произведении второстепенное значение. Аккорд - созвучие, звучание нескольких (не менее трех) музыкальных тонов, взятых, как правило, одновременно. Ансамбль – 1.Название относительно самостоятельных музыкальных эпизодов в опере, представляющих собой одновременное пение двух или нескольких певцов, вокальные партии которых не тождественны; по числу участников Ансамбли разделяются на дуэты, трио или терцеты, квартеты, квинтеты, секстеты и т. д. 2. Пьеса, предназначенная для совместного исполнения несколькими музыкантами, чаще всего инструменталистами. 3. Качество совместного исполнения, степень слаженности, слитности общего звучания. Артикуляция - Способ исполнения звуков при пении и игре на муз.инструм. Основное правило — пение, не прерывая дыхания, на гласных, с перенесением согласных, заканчивающих слог, к след.слогу, а также "пропевание" сонорных (звучащих) согласных. Атака звука - начальный момент его возникновения (термин применяется к фонации чистых гласных). Механизм атаки звука прост: дыхание посылается узкой струей, как ―укол‖, в высокую позицию (к корням верхних зубов). Виртуоз - музыкант-исполнитель, в совершенстве владеющий своим инструментом или голосом, легко, с блеском преодолевающий любые технические трудности. Виртуозность - мастерство и техническое совершенство музыкального исполнения. Виртуозная музыка - музыка, изобилующая техническими трудностями, требующая блестящего, эффектного исполнения. Гимн - торжественное хвалебное песнопение. Квартет - оперно-вокальный или инструментальный (чаще всего струнный) ансамбль четырех участников. Квинтет - оперно-вокальный или инструментальный ансамбль пяти участников. Диапазон - звуковой объем голоса (инструмента) от самого нижнего до самого верхнего звука. Динамика - 1. Сила, громкость звучания. 2. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального повествования («динамика развития»). Дуэт - оперный или камерный ансамбль двух участников. Запев - начало хоровой песни, исполняемое одним певцом - запевалой Интонация - (произношу нараспев) — одно из важнейших музыкально-теоретических и эстетических понятий. В широком смысле под интонацией понимают воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Импровизация - творчество в процессе исполнения, без предварительной подготовки, по вдохновению; также характеристика определенного рода музыкальных произведений или их отдельных эпизодов, отличающихся прихотливой свободой изложения. Колядка - общее название славянских народных обрядовых песен языческого происхождения, связанных с празднованием рождества (канун нового года). Композитор - сочинитель, составитель, создатель - автор музыкального произведения. Марш - жанр, связанный с ритмом ходьбы, характеризуемый четким, размеренным, энергичным движением. Марш бывает походный, торжественный, траурный; размер 2/4 или 4/4. Мелодия - пение - основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности. Мотив - 1. Часть мелодии, имеющая самостоятельное выразительное значение; группа звуков мелодия, объединенная вокруг одного акцента - ударения. 2. В общераспространенном значении - напев, мелодия. Нота - условный знак, находящийся на нотном стане и указывающий высоту и относительную длительность какого-либо звука Нотный стан - система из 5-ти горизонтальных параллельных линий для написания нот (ноты пишутся на линиях, а также над, под и между ними) Опера - жанр музыкального искусства, включающий драматическое действие, пение и танцы Оркестр - многочисленный коллектив музыкантов-исполнителей, предназначенный для совместного исполнения музыкальных произведений. Песня - основной вокальный жанр народного музыкального творчества и родственный ему по характеру жанр вокальной музыки вообще. Припев - часть песни, неизменно, вместе с одним и тем же словесным текстом, повторяющаяся после каждого ее куплета. Речитатив - омузыкаленная речь, наиболее гибкая форма сольного пения в опере, отличающаяся большим ритмическим разнообразием и свободой построения. Ритм - важное выразительное средство музыкального искусства, достигающее особого богатства и разнообразия в танцевальной музыке, связанной с пластикой движения человеческого тела. Скоморохи - носители русского народного искусства в XI-XVII веках, бродячие актеры, музыканты и плясуны. Соло - самостоятельное выступление одного исполнителя. Исполнитель соло - солист. Тембр - специфическое качество, характерная окраска звука голоса или инструмента. Темп - скорость исполнения и характер движения в музыкальном произведении. Темп обозначается словами: очень медленно - ларго, медленно – адажио, спокойно, плавно – анданте, умеренно быстро - модерато, быстро - аллегро, очень быстро - престо. Иногда темп определяется ссылкой на общеизвестный характер движения: «в темпе вальса», «в темпе марша». Унисон - одновременное звучание двух тонов одной и той же высоты Фраза - всякий небольшой относительно завершѐнный муз.оборот. Хор - крупный певческий коллектив, состоящий из нескольких групп, каждая из которых исполняет свою партию Примерный песенный репертуар для 3 класса: № Название произведения Автор слов Композитор 1. «Осень рыжая» Г. Фѐдоров И. Фетисова Мюллесон 2. «Листопад» Т.Гунбин С. Ранд 3. «Ёлочка» И. Шаферан И. Фельцман 4. «Что такое Новый год?» М. Пляцковский Ю. Чичков 5. «Песенка Красной Шапочки» Ю.Ким А. Рыбников 6. «Крылатые качели» Ю. Энтин Е. Крылатов 7. «О той войне» Елена Плотникова Елена Плотникова 8. "Майский вальс" М. Ясень И. Лученок 9. «Маленькая страна» И. Николаев И. Николаев Елена Плотникова Елена Плотникова 10. «Наша перемена» Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки. Тема 1. 2. Музыка в нашей жизни Музыка и ее выразительные возможности. Название произведения Композитор Дата изучения Музыкально-литературная композиция «Щелкунчик» П.И. Чайковский Ноябрь Симфоническая музыка. Разнообразие жанров симфонической музыки. Римский – Корсаков, Л.В. Бетховен Январь