МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ординская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании Директор МБОУ педагогического совета «Ординская СОШ» Протокол № 1 приказ № 341 от «28»августа 2024 г. от «28»августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «РУКОТВОРНЫЙ МИР» для 3 класса на 2024-2025 учебный год (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) с.Орда , 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу «Чтение с увлечением» составлена на основе Федеральной рабочей программы и включает пояснительную записку, содержание курса, планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. Программа реализуется во внеурочной деятельности, обучающимися 1вой ступени обучения в рамках общеинтеллектуального направления и рассчитана на детей в 8-10 лет. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ» Программа представляет собой интеграцию предметов «Литературное чтение» и «Русский язык» (развитие речи) и является одним из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному. овладению изучаемым материалом, повышению читательской культуры, привитию навыков самостоятельной работы. Актуальность программы обуславливается потребностью общества в развитии духовно-нравственных, эстетических качеств личности человека; формировании социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности с помощью произведений о детях и их взаимоотношениях друг с другом и с взрослыми, Произведения имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они помогают усвоить высокие нравственные принципы людей. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ» Основными целями изучения интегрированного курса «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» являются: • формирование у детей нравственных качеств личности. оценивание героев произведения, размышление над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, освоение идеи произведения; • формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения и русского языка через задания творческого и занимательного характера; • создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся. Программа определяет ряд задач: • совершенствовать навыки чтения обучающихся; • формировать мотивацию чтения младших. школьников, развивать‚ их устойчивый и осознанный интерес к чтению детских произведений; • знакомить обучающихся с детской книгой как явлением культуры; • формировать читательские умения, расширять читательский кругозор; • формировать основы читательской культуры; • вырабатывать привычку к осознанному чтению, умению применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения и русского языка (развитие речи); • способствовать формированию информационной культуры обучающихся через разные виды заданий работы с текстами; • развивать воображение, литературно-творческие способности учеников; • развивать устную и письменную речь младших школьников; •совершенствовать коммуникативные навыки; • создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика; • формировать стремление ребенка к рассуждению и поиску. Курс «Чтение с увлечением» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе. На «Чтение с увлечением» в 3 классе отводится 34 часа ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ. ПО СТРАНИЦАМ ДОБРЫХ КНИГ» 3 класс Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир; • воспитание духовно-нравственных качеств, художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей на основе опыта чтения произведений для детей; • формирование нравственных качеств и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; • восприятие литературного произведения как особого вида искусства; • формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств еѐ осуществления; • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; • учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом; • учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные универсальные учебные действия: • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; • активное использование речевых средств для решения познавательных задач; • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Коммуникативные универсальные учебные действия: • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах; • активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); • слушать и понимать речь других; • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Предметные результаты: • понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе; • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, работать с планом произведения; • осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о доброте, заботе; формирование потребности в систематическом чтении; • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; • понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев. Ожидаемые результаты освоения программы В результате изучения курса «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» обучающиеся получат возможность: • закрепить умение работать с книгой; • закрепить умение работать с текстом; • проявить интерес к книге; • расширить читательский кругозор. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 класс Рассказы и сказка В. Осеевой (3 ч) Отомстила. (1 ч) Почему? (1 ч) Волшебная иголочка (сказка). (1 ч) Рассказы Н. Артюховой (10 ч) 11 Подружки. (1 ч) Три копухи. (1 ч) Камень. (1 ч) Строгая бабушка. (1 ч) Большая берѐза, (1 ч) Мяу. (1 ч) Фарфоровые шаги. (1 ч) Совесть заговорила. (1 ч)ии Кролик и репутация. (1 ч) Новые соседи. (1 ч) Рассказы Л. Воронковой (2 ч) Что сказала бы мама? (1 ч) Ласковое слово. (1 ч) Рассказы Е. Пермяка (4 ч) Чужая калитка. (1 ч) Надѐжный человек. (1 ч) Обманное озеро. (1 ч) Славка. (1 ч) Рассказы и сказки В. Драгунского (2 ч) Сверху вниз, наискосок! (1 ч) Надо иметь чувство юмора. (1 ч) Рассказы и сказки Н. Носова (7 ч) Леденец. (1 ч) Про репку. (1 ч) Карасик. (1 ч) Клякса. (1 ч) Прятки. (1 ч) Замазка. (1 ч) Про тигра. (1 ч) Рассказ А. Гайдара (1ч) Совесть (1ч) Рассказы М. Зощенко (4 ч) Трусишка Вася. (1ч) Показательный ребенок (1 ч) Лѐля и Минька: Бабушкин подарок (1 ч) Лѐля и Минька: не надо врать (1 ч) Итоговое занятие (1 ч) Конкретные предметные результаты и основанные виды учебной деятельности прописаны к каждому произведению в календарнотематическом планировании. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс № Название тем Всего часов 1 Рассказы и сказки В. Осеевой 3ч 2 Рассказы Н. Артюховой 10ч 3 Рассказы Л. Воронковой 4 Рассказы Е. Пермяка 2ч 4ч 5 Рассказы В. Драгунского 2ч 6 Рассказы Н. Носова 7ч 7 Рассказы А. Гайдара 1ч 8 Рассказы М. Зощенко 4ч 9 Итоговое занятие 1ч Итого: № Календарно-тематическое планирование 3 класс Тема занятия Деятельность учителя Электронные с учѐтом рабочей программы цифровые воспитания образовательные ресурсы 6 В. Осеева «Отомстила» Л. Воронкова «Что сказала бы мама?» Е. Пермяк «Чужая калитка» В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок» Н. Артюхова «Подружки» Н. Носов «Леденец» 7 А. Гайдар «Совесть» 8 М. Зощенко «Трусишка Вася» Н. Носов «Про репку» 1 2 3 4 5 9 34ч привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; - побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися); Google-класс https://edu.google.com/ Облако знаний https://www.imumk.ru/ Skysmart https://skysmart.ru/ Google-класс https://edu.google.com/ Облако знаний https://www.imumk.ru/ Skysmart https://skysmart.ru/ Глобальная школьная лаборатория https://globallab.org/ 10 В. Осеева «Почему?» Учи.Ру https://uchi.ru/ 11 М. Зощенко «Показательный ребѐнок» 12 Н. Носов «Карасик» Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc4c4 13 Н. Артюхова «Три копухи» 14 Н. Артюхова «Камень» 15 Е. Пермяк «Надѐжный человек» 16 Н. Носов «Клякса» инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально 17 В. Драгунский «Надо значимой информации; иметь чувство юмора» - использовать воспитательные 18 Н. Артюхова «Строгая возможности содержания учебного предмета через бабушка» 19 Е. Пермяк «Обманное демонстрацию обучающимся примеров ответственного, озеро» гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; 20 Л. Воронкова - применять на уроке «Ласковое слово» интерактивные формы работы 21 Н. Артюхова с обучающимися: «Большая берѐза» интеллектуальные игры, 22 В. Осеева «Волшебная стимулирующие иголочка» познавательную мотивацию обучающихся. 23 Н. Носов «Прятки» 24 Н. Артюхова «Мяу» 25 Е. Пермяк «Славка» 26 Н. Артюхова «Фарфоровые шаги» 27 Н. Носов «Замазка» - организовывать шефство мотивированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее 28 Н. Артюхова «Совесть обучающимся социально заговорила» значимый опыт сотрудничества 29 Н. Артюхова «Кролик и взаимной помощи; и репутация» - применять на уроке интерактивные формы работы с 30 М. Зощенко «Лѐля и обучающимися. Минька: Бабушкин Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc4c4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc4c4 IBLS: Платформа дистанционного образования https://ibls.one/, PADLET https://padlet.com/ МЭО https://edu.mobedu.ru/ui/ IBLS: Платформа дистанционного образования https://ibls.one/ IBLS: Платформа дистанционного образования https://ibls.one/ РВИО https://rvio.histrf.ru/ РИО https://historyrussia.org/ IBLS: Платформа дистанционного образования https://ibls.one/ PADLET https://padlet.com/ Новый ДискОбразовкариум https://obr.nd.ru/ Фоксфорд https://foxford.ru/ Skysmart https://skysmart.ru/ 1С:урок https://urok.1c.ru/ подарок» 31 М. Зощенко «Лѐля и Минька: Не надо врать» 32 Н. Артюхова «Новые соседи» 33 Н. Носов «Про тигра» 34 Итоговое занятие - применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. IBLS: Платформа дистанционного образования https://ibls.one/ PADLET https://padlet.com/