МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ординская средняя общеобразовательная школа" РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета директор МБОУ «Ординская СОШ» Протокол №1 от «28» августа 2024г. Сарапульцева О.Н. __________________ приказ № 341 от «28» августа 2024 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности Творческая мастерская «Рукотворный мир» (направление художествнно-эстетическая творческая деятельность) для 4-а класса на 2024-2025 учебный год Составитель: Осетрова Алевтина Анатольевна, учитель начальных классов Орда, 2024 Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Рукотворный мир» по художественно-эстетическому творческому направлению для 1-9 классов разработана на основе: Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденным Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», а также Программы воспитания. Примерной программы «Художественное творчество: станем волшебниками» (Автор Т.Н.Проснякова. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. Москва, «Просвещение». 2018г.) Программа внеурочной деятельности «Рукотворный мир» разработана с учетом требований следующих нормативных документов: Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»; Приоритетной целью художественного образования является духовнонравственное развитие ребѐнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуро созидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребѐнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рукотворный мир» имеет художественную направленность, способствует развитию обучающихся изобразительных, конструкторских способностей, художественно-эстетического вкуса, пространственного мышления и зрительной координации, творческой индивидуальности. Занятия ручным трудом способствуют развитию мелкой моторики, двигательной и зрительной памяти, творческому мышления. Обучающиеся учатся фантазировать, создавать интересные образы и композиции. Занятия полезны для детей, испытывающих сложности в усидчивости, способности проявлять терпение и выдержку, проявляющих импульсивность. Коллективное творчество способствует развитию коммуникативных качеств личности. В процессе творческого труда, изготовления ими поделок, подарков родным и близким активнее развивается художественная культура обучающихся. Использование национально-регионального компонента в работе объединения помогает получить новые знания о культурных традициях народов севера, развить интерес к изучению родного края. Занятия в объединении формируют у обучающихся художественно-эстетический вкус, дают необходимые навыки и умения, обеспечивают психологическую и практическую подготовку к труду, воспитывают организованность, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РУКОТВОРНЫЙ МИР» Целью курса является: гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества; дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться. Задачи курса: развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в художественном творчестве; формировать прикладные умения и навыки; научить приѐмам исполнительного мастерства; научить видеть, понимать и анализировать произведения искусства; научить правильно использовать термины, формулировать определение понятий, используемых в опыте мастеров искусств; воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РУКОТВОРНЫЙ МИР» Методологической основой курса является системно-деятельностный подход. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки. На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах. Следует помнить, что задача каждого занятия – освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы. Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид творческой работы школьников позволяет вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Программой предусмотрена организация работы, направленная на формирование творческих отношений внутри коллектива, осуществления дифференцированного подхода к детям различной подготовленности и одаренности. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают задачи художественного воспитания, развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Рукотворный мир» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания: - патриотизма, через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов; - трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.); - ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественноценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов); - ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.); - ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.). Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РУКОТВОРНЫЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа курса внеурочной деятельности «Рукотворный мир» рассчитана на 10 лет (с 11 дополнительного первого класса по 9 класс). В учебном плане на изучение предмета отводится: АООП (вариант 2) – 338 часов 11 класс – 33 часа за год (1 час в неделю); 1 класс – 33 часа за год (1 час в неделю); 2 класс – 34 часа за год (1 час в неделю); 3 класс – 34 часа за год (1 час в неделю); 4 класс – 34 часа за год (1 час в неделю); ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РУКОТВОРНЫЙ МИР» Предметные результаты Предметные результаты отражают сформированность у обучающихся умений: уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека; понимать образную сущность искусства; сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка; выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка; воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства; создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного. Личностные результаты Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами курса внеурочной деятельности. Личностные ценности Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасѐт мир». Общественные ценности Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованью, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РУКОТВОРНЫЙ МИР» Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, ярмарках, массовых мероприятиях, создании портофолио, показах мод, презентациях и защите проектов. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На курс внеурочной деятельности «Рукотворный мир» в 4 классе отводится по 1 часу в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели). 4 КЛАСС Работа с природными материалами (8 часов) Аппликация из листьев и цветов. Аппликация из различных природных материалов. Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе. Объемные поделки из шишек и желудей. Букет из сухих цветов. Поделки из сухих листьев. Композиция «Дары природы». Коллективная работа. Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность. Работа с бумагой и картоном (8 часов) Моделирование цветов из бумаги и проволоки. Квиллинг: цветы, панно. Симметричное силуэтное вырезание. Оригами. Объѐмные игрушки. Сюжетная композиция оригами на плоскости. Динамическая открытка с аппликацией. Игрушки из картона с подвижными деталями. Объѐмная композиция из деталей оригами. Коллективная работа. Лепка из солѐного теста (11 часов) Цветы. Ваза с цветами. Объемное панно. Цветное тесто. Объемное панно. Забавные фигурки. Изготовление фигурок для коллективной композиции. Объемно – пространственная композиция «Сказочный город». Чайный сервиз. Украшения из соленого теста. Сочетание соленого теста с другими материалами. Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность. Работа с «бросовым» материалом (7 часов) Моделирование из бумажных салфеток. Мозаика из блѐсток и бисера. Аппликация из кружев и ткани. Коллаж из различных материалов. Рамки для фотографий. Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность. Итоговая выставка «Мои успехи». 4 КЛАСС № п/п Тема Кол-во часов Работа с природными материалами 1 Аппликация из листьев и цветов. 2 Аппликация из различных природных материалов. 3 Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе. 4 Объемные поделки из шишек и желудей. 5 Букет из сухих цветов. 6 Поделки из сухих листьев. 7 Композиция «Дары природы». Коллективная работа. 8 Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность. Работа с бумагой и картоном 9 Моделирование цветов из бумаги и проволоки. 10 Квиллинг: цветы, панно. 11 Симметричное силуэтное вырезание. 12 Оригами. Объѐмные игрушки. 13 Сюжетная композиция оригами на плоскости. 14 Динамическая открытка с аппликацией. 15 Игрушки из картона с подвижными деталями. 16 Объѐмная композиция из деталей оригами. 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 Коллективная работа. Лепка из солѐного теста 17 Цветы. 18 Ваза с цветами. 19 Объемное панно. Цветное тесто. 20 Объемное панно. 21 Забавные фигурки. 22 Изготовление фигурок для коллективной композиции. 23 Объемно – пространственная композиция «Сказочный город». 24 Чайный сервиз. 25 Украшения из соленого теста. 26 Сочетание соленого теста с другими материалами. 27 Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность. Работа с «бросовым» материалом 28 Моделирование из бумажных салфеток. 29 Мозаика из блѐсток и бисера. 30 Аппликация из кружев и ткани. 31 Коллаж из различных материалов. 32 Рамки для фотографий. 33 Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность. 34. Выставка работ учащихся. 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Анетте Байер, Инге Вальц, Габи Зайбольд. Книга для маленькой принцессы. Волшебное рукоделие. – Я.: Академия развития, 2010. – 128с.: ил. Аппликация и бумагопластика.-М.: АРТ, 2008. – 164с., ил. Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек: Секреты – самоделки – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 64 с. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. 212с., ил. Евсеев Г.А. Бумажный мир. –М.: АРТ, 2006. – 107 с., ил. Планируемые результаты начального общего образования под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение 2011 (Стандарты второго поколения) Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. Прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л. В. Горнова и др. – Волгоград. Учитель, 2008 – 250 с. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/[А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова.- 2 изд. – М.: Просвещение 2010 10. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2011. – 104 с. – (Золотая библиотека увлечений). 11. Проснякова Т.Н. Энциклопедия технологий прикладного творчества. Бабочки. Издательство 12. Проснякова Т.Н. Энциклопедия технологий прикладного творчества. Деревья. Издательство 13. Проснякова Т.Н. Энциклопедия технологий прикладного творчества. Собачки. Издательство 14. Проснякова Т.Н. Энциклопедия технологий прикладного творчества. Цветы. Издательство 15. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. – 224с., ил. 16. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Министерство образования и науки РФ. Федерации. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения) 17. Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста.- М.: Скрипторий, 2005. – 217с., ил. 18. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил. 19. Энциклопедия юного дизайнера. М. 2022. 9. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ 2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/ 3. Библиотека Московской электронной школы (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/catalogue 4. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ 5. Сайт «Страна Мастеров» http://stranamasterov.ru 6. Сайт «Всѐ для детей» http://allforchildren.ru 7. http://festival.1september.ru/ 8. Сайт «Детские поделки» http://www.detskiepodelki.ru 9. https://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo 10. Сайт «Своими руками» https://svoimirukamy.com/ 11. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru/ 12. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов 1. http://schoolcollection.edu.ru/