МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ординская средняя общеобразовательная школа" РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета директор МБОУ «Ординская СОШ» Протокол №1 от «28» августа 2024 г. приказ № 341 от «28» августа 2024 г. РАБОЧАЯПРОГРАММА КУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЛОВАРИ – НАШИ ДРУЗЬЯ» для обучающихся 4 классов Орда,2024 1 Пояснительная записка внеурочной деятельности «СЛОВАРИ – наши друзья» обучающихся4-х классов исоставлена всоответствиис Рабочая программа предназначена для нормативнымидокументами: Федеральнымзаконом«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»от29.12.2012г.№273-ФЗ (редакция от 30.12.2021 г. сизм. идоп. вступ. в силус 01.01.2022 г.); приказомМинпросвещенияот31.05.2021№286«Обутверждениифедерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; ФГОСНОО(утвержденприказомМинистерстваобразованияинаукиРФот31.05.2021г. №286); СтратегиейразвитияивоспитаниявРоссийскойФедерациинапериоддо2025года (Распоряжение ПравительстваРФ от29.05.2015 № 996-р); Концепциейдуховно-нравственногоразвитияивоспитаниягражданинаРоссииподред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова; Москва,«Просвещение», 2009; КонцепциейпрограммыподдержкидетскогоиюношескогочтениявРФ(утверждена распоряжением ПравительстваРФ от 03 июня2017г. №1155-р); КонцепциейпреподаваниярусскогоязыкаилитературывРоссийскойФедерации(утверждена Распоряжением Правительства РФ от 09.04.2013 г. №637-р); Санитарно-эпидемиологическимитребованиямикорганизациивоспитанияиобучения, отдыхаиоздоровлениядетейимолодежиСП2.4.3648-20,утвержденнымипостановлением ГлавногогосударственногосанитарноговрачаРФот28.09.2020№28(действуютс 01.01.2021, срок действия ограничен 01.01.2027); Санитарнымиправиламиинормами1.2.3685-21«Гигиенические нормативыитребованияк обеспечениюбезопасностии(или)безвредностидлячеловекафакторовсредыобитания», утвержденнымипостановлениемГлавногогосударственногосанитарноговрачаРФот 28.01.2021 г. № 2 (действуют с 01.03.2021, срокдействия ограничен 01.03.2027); ПримернойООПНОО,одобреннойрешениемфедеральногоучебно-методического объединения по общемуобразованию(протокол №1/22 от18.03.2022г.); Примернойрабочейпрограммойвоспитаниядляобщеобразовательныхорганизаций, одобреннойрешениемфедеральногоучебно-методическогообъединенияпообщему образованию (протоколот 23 июня 2022г. № 3/22); ООП НООМБОУ «Ординская СОШ»,наосновеавторскойпрограммыЛ.А.Красиной«Словари– нашидрузья»,реализуетсяврамках занятийвнеурочнойдеятельности,направленныхнареализациюособыхинтеллектуальныхи социокультурныхпотребностей обучающихся. Цельвнеурочнойдеятельности«Словари–нашидрузья»:формированиепредставлениймладших школьниковоразличныхвидахсовременныхсловарей,знакомствосмалоизвестнымимладшим школьникамсловарямирусскогоязыка,совершенствованиенавыкапоисканеобходимой справочнойинформации спомощью компьютера. Цельреализуетсяв конкретныхзадачах: познакомитьобучающихсяс разнообразнымивидами словарей; научитьпользоватьсяобучающихся словарной статьѐй различныхсловарей; помочь осознать значение словарей как источника обогащения словарного запаса; развиватьустную иписьменную речь; пробуждать интересилюбовь к родномуязыку черезиспользованиесловарей; мотивироватьобучающихсяксистематическомуиспользованиюсловарейвурочной, внеурочной, проектно-исследовательскойдеятельности; 2 совершенствоватьнавыкпоисканеобходимойсправочнойинформацииспомощью компьютера. Вопрос обогащения словарного запаса современных школьников, повышения коммуникативнойкомпетенции,сохранениялитературнойнормывнастоящеевремячрезвычайно актуален.Вусловияхнаучногопрогрессавобиходвходятвсѐновыеиновыеслова,понимание которыхнередковызываеттрудности.Всвязисэтимпервостепеннойзадачейявляетсяработапо обогащениюсловарногозапасаобучающихся.ФранцузскийлексикографАланРейсчитал современнуюцивилизацию«цивилизациейсловарей».Словарипомогаютизучитьисториюслова, определитьегозначение,установить,какпоследовательноразвивалисьлексическиезначения слова.Словари–этоисторияожизнилюдей,ихдумах,бедахирадостях,традициях.Каждое слово,помещѐнноевсловаре,связаносжизньюидеятельностьюнарода–творцаязыка,поэтому их называют«спутникамицивилизации». Реализациявоспитательногопотенциалавнеурочнойдеятельности«Словари–нашидрузья» осуществляетсячерез: вовлечениеобучающихсявинтереснуюиполезнуюдлянихдеятельность,которая предоставитимвозможностьсамореализоватьсявней,приобрестисоциальнозначимые знания,развитьвсебеважныедлясвоеголичностногоразвитиясоциальнозначимые отношения,получитьопытучастия в социально значимыхделах; формированиедетсковзрослыхобщностей,которыемоглибыобъединятьобучающихсяипедагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениямидруг кдругу; созданиевдетскихобъединенияхтрадиций,задающихихчленамопределѐнныесоциально значимые формы поведения; поддержкуобучающихсясярковыраженнойлидерскойпозициейиустановкуна сохранение иподдержание накопленныхсоциально значимых традиций; поощрение педагогическими работниками детскихинициатив идетского самоуправления Рабочаяпрограммавнеурочнойдеятельности«Словари– нашидрузья»направленанаобеспечениедостиженияребенкомпланируемыхрезультатовосвоен ияосновнойобразовательнойпрограммы НООзасчетрасширенияинформационной,предметной,культурнойсреды,формирования личностныхиметапредметныхуниверсальныхучебныхдействий,необходимыхдлядальнейшег о обучениянауровнеосновногообщегообразования,обеспечиваетпреемственностьпрограмм начальногообщегообразованияиосновногообщегообразования;реализациюсистемнодеятельностногоподхода в организации образовательнойдеятельности. Программаразработанадляобучающихся4-хклассов.Срокреализациипрограммы1год. Программа рассчитанана 34 часа.Занятия проводятся 1 разв неделю.Продолжительностьзанятий 4 классы - 40 минут. I. Содержание программывнеурочнойдеятельности«Словари–нашидрузья»4 класс Знакомство со словарем Определениесловаря.Типологиясловарей.ТипологиясловарейЛ.В.Щербы.Параметры классификациисловарей.Основныесловарирусскогоязыка.Функциисловарей.Устройство словарей.Основныеструктурныекомпонентысловаря.Лексикографиякактеорияипрактика составлениясловарей.Словариэнциклопедическиеилингвистические,важнейшиеихотличия. Электронные словарии компьютерная лексикография. Роль словарей вжизничеловека Рольлексическихсловарейвжизничеловека.Основныесоциальныефункции.Методы увеличения активного словарного запаса. Из истории русскойлексикографии Рукописныесловари.СловарьДревнерусскогоязыка.Предшественникиакадемическихтолковых словарей.СловариАкадемииРоссийской.Словарь1848г.СловарьДаля.Историясоздания первоголексическогословаря.СловарьУшакова.СловарьОжегова.Словарьсовременногоязыка: в 17 томах. Толковый словарь русского языка конца 20 века. Словарная статья Понятиеословарнойстатьеиеѐустройстве.Особенностисловарнойстатьиразличных лексическихсловарей.Заглавноеслово.Структурасловарнойстатьи.Составительсловаряи 3 пользовательсловаря.Обучениеумениюпользоватьсяразличнымисловарями,втомчисле электронными. Толковые словари. Однозначные и многозначныеслова Знакомствосоднозначнымиимногозначнымисловами.Способыипричиныобразования несколькихзначенийуслова.Практическаяработастолковымсловарѐм«Найдимногозначныеи однозначныеслова».Игра«Прямоеипереносноезначениеслов».Созданиепамятки«Как работать столковым словарѐм». Орфографические словари Знакомствосорфографическимсловарем.Функциясловаря.ОрфографическиесловариВ.И.Даля,Д.Н. Ушакова,С.И.Ожегова. Практическаяработасословарем.Созданиепамятки«Какработатьс орфографическим словарѐм». Словариомонимов Омоним.Разграничениемногозначностииомонимии.Омографы,омофоны,омоформы.«Словарь омонимоврусскогоязыка»О.С.Ахмановой,«Словарьомонимииврусскогоязыка»Н.П. Колесникова. Создание памятки«Как работатьсо словарѐм омонимов». Словарисинонимов Синоним.Синонимическийряд,стержневоеслово.Синонимияуразныхчастейречи.Пути возникновениясинонимов.Работасословами-синонимамииправильнымупотреблениемихв речи.З.Е.Александрова«Словарьсинонимоврусскогоязыка».Созданиепамятки«Какработать со словарѐм синонимов». Этимологические словари Понятие«этимология»,строениесловарнойстатьи этимологическогословаря.Работас различнымиэтимологическимииисторическимисловарями.Архаизмы,историзмы.Знакомство со словарнойстатьейэтимологического словаря.Определение первоисточников слова. Словари антонимов Антонимы.Работаспословицамиипоговорками,фразеологизмами,стихотворнымиипрозаическимите кстами.Работасо«Словаремантонимоврусскогоязыка».Созданиепамятки«Как работатьсо словарѐм антонимов». Словарь фразеологизмов Понятие«фразеологическиеобороты».Изучениеособенностейфразеологическихсочетаний. Правильноеупотреблениефразеологизмоввречи.Нахождениефразеологизмоввотрывках литературныхпроизведений.МолотковА.И.«Фразеологическийсловарьрусскогоязыка». Праздникфразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатыхслов. Словари иностранных слов. Особенностистроениясловарнойстатьисловаряиностранныхслов.Понятие«устойчивые обороты».Работасословареминостранныхсловиопределениемзначенияэтихслов.Создание памятки«Как работать со словарѐм иностранныхслов». Словарь паронимов Паронимы.Словарипаронимов,словарнаястатья.Видыпаронимовиспособыихобразования. Беседаоправильномупотреблениипаронимоввустнойиписьменнойречи.Созданиепамятки«Как работатьсо словарѐм паронимов». Словарьнеологизмов Какипочемупоявляютсяновыеслова?Продолжениезнакомстваслексическимзначениемслов. Работасразличнымитолковымисловарями,систориейпоявленияновыхсловврусскомязыке. Виды неологизмов. В.И.Даль «Пословицыи поговорки» Отличиепословицыотпоговорки.Тематическиегруппы.Использованиевречипословиципоговорок.Сб орникВ.И.Даля«Пословицы и поговорки». Словарь диалектизмов Сбордиалектныхслов.Работастолковымсловарѐм.Составлениесловарныхстатей.Создание памятки«Как работать со словарѐм диалектизмов». Электронные словари Электроннаяформасловарей.Знакомствосэлектронныминосителями.Практическиезанятиясиспольз ованиемкомпьютера,планшета,смартфона.Культураиспользованиятехнических устройств. Творческийпроект«Вгостях у словарей» 4 Инсценировка заседания словарей. Работа учеников, исполняющих роли словарей, соответствующимисловарями:толковым,фразеологическим,орфографическим,словарем синонимов,словарѐмантонимов.Представлениепродуктапроектаввидетеатрализованного представления. с II. Планируемые результаты освоенияпрограммывнеурочнойдеятельности«Словари–нашидрузья» Личностныерезультаты: Врезультатезанятийпопрограммевнеурочнойдеятельности«Словари–нашидрузья» вначальнойшколе уобучающегося будутсформированы следующие личностные новообразования: Гражданско-патриотического воспитания: становлениеценностногоотношенияксвоейРодине–России,втомчислечерезизучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознаниесвоейэтнокультурнойироссийскойгражданскойидентичности,пониманиеролирусс кого языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; сопричастностькпрошлому,настоящемуибудущемусвоейстраныиродногокрая,втом числе черезработус различными видамисловарей; уважениекродному языкуиязыкамдругихнародов,формируемое,втомчисле,наоснове примеров изхудожественных произведений, работы со словарями; первоначальныепредставленияочеловекекакчленеобщества,оправахиответственности, уваженииидостоинствечеловека,онравственноэтическихнормахповеденияиправилах межличностныхотношений. Духовно-нравственного воспитания: признаниеиндивидуальностикаждогочеловекасопоройнасобственныйжизненныйи читательскийопыт; проявление сопереживания,уважения идоброжелательности, в том числе сиспользованием адекватныхязыковыхсредств для выражения своего состояния и чувств; неприятиелюбыхформповедения,направленныхнапричинениефизического и морального вреда другим людям(втомчислесвязанногосиспользованием недопустимыхсредств языка). Эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, литературе, восприимчивостьтрадициям итворчествусвоего идругихнародов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важностирусского языка как средстваобщения исамовыражения. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдениеправилздоровогоибезопасного(длясебяидругихлюдей)образажизнив окружающейсреде(втомчислеинформационной)припоискедополнительнойинформации в процессеязыкового образования; бережноеотношениекфизическомуипсихическомуздоровью,проявляющеесяввыборе приемлемыхспособовречевогосамовыраженияисоблюдениинормречевогоэтикетаиправил общения. Трудового воспитания: осознаниеценноститрудавжизничеловекаиобщества,ответственноепотреблениеи бережноеотношениекрезультатамтруда,навыкиучастиявразличныхвидахтрудовой деятельности,интерескразличнымпрофессиям,возникающийприобсуждениипримеров изхудожественныхпроизведений; Экологического воспитания: бережное отношение кприроде, формируемоев процессе работы стекстами, словарями; неприятие действий,приносящихей вред; культураиспользования техническихустройств(компьютера, планшета, смартфона).Ценности научного познания: 5 первоначальныепредставленияонаучнойкартинемира(втомчислепервоначальные представленияосистемеязыкакакоднойизсоставляющихцелостнойнаучнойкартины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельностьвпознании,втомчислепознавательныйинтерескизучениюрусского языка, активность и самостоятельностьв его познании. Метапредметныерезультаты. К концуобучения уобучающегося формируются следующиеуниверсальныеучебные действия:Познавательные учебные действия: самостоятельно определятьцели, ставить и формулировать задачи; уметьстроитьпричинно-следственные связи, структурировать, строитьсхемы, таблицы; адекватное восприятие ипонимание информации; способностьизвлекатьинформациюиз различных источников; свободно пользоваться словарями различныхтипов; умение воспроизводитьпрочитанный и прослушанныйтекст; способностьправильноизлагать свои мысли; соблюдение в речинорм современного русского литературного языка; способностьучаствоватьв речевом общении; Коммуникативные учебныедействия: умение задаватьвопросы; навык контролироватьдействия партнера; навык позитивно проявлятьсебя в общении; толерантное отношение к другому участникудиалогу; адекватноеиспользованиеречевыхсредствдлярешенияразличныхкоммуникативных задач, построение монологическихвысказываний, овладение диалогическойформойречи. умениедопускатьвозможностьсуществованияулюдейразличныхточекзрения,втом численесовпадающихсегособственной,иориентироватьсянапозициюпартнерав общениии взаимодействии. Регулятивные учебныедействия: умение приниматьи сохранятьучебнуюзадачу; умениеучитыватьвыделенныеучителемориентирыдействиявновомматериалев сотрудничествесучителем; умениепланироватьсвоедействиевсоответствииспоставленнойзадачейиусловиямиее реализации, в том числево внутреннем плане; умение осуществлятьитоговый и пошаговыйконтрольпо результату; умение различать способ и результат действия; навыквыполнятьучебныедействиявматериализованной,громко-речевойиумственной форме. Совместная деятельность: организовыватьподруководствомучителяисамостоятельносовместнуюработувгруппе: обсуждатьзадачу,распределятьроли,выполнятьфункциируководителя/лидераиподчинѐнного ; осуществлятьпродуктивное сотрудничество; проявлятьинтерескработетоварищей;вдоброжелательнойформекомментироватьи оцениватьихдостижения,высказыватьсвоипредложенияипожелания;оказыватьпринеобходи мостипомощь; пониматьособенностипроектнойдеятельности,выдвигатьнесложныеидеирешенийпредлагаем ых проектныхзаданий,мысленносоздавать конструктивный замысел, осуществлятьвыборсредствиспособовдляегопрактическоговоплощения;предъявлять аргументы для защиты продукта проектнойдеятельности. Предметные результаты К концуобучения вчетвертомклассе обучающийсянаучится: применять базовые понятия лексики; проводить лексическийанализслова; осознаватьэстетическую функциюродного языка. 6 опознаватьосновныевыразительныесредствалексикиифразеологиивпублицистическойих удожественнойречии оцениватьих; пониматьособенностипостроения словарной статьив различныхсловарях; пользоваться разными видами словарей; пониматьрольсловарейвовладениисловарнымбогатствомилитературныминормами современного русского литературного языка; проводитьлексическийанализслова,характеризуялексическоезначение,принадлежность словакгруппеоднозначныхилимногозначныхслов,указываяпрямоеипереносное значениеслова,принадлежностьсловакактивной илипассивнойлексике,атакжеуказывая сферу употребления истилистическую окраскуслова; аргументироватьразличие лексического играмматического значенийслова; оцениватьсобственнуюичужуюречьсточкизренияточного,уместногоивыразительного словоупотребления. 7 III. Тематическое планированиепрограммы внеурочнойдеятельности«Словари–нашидрузья» 4 класс (34 часа) Тема, раздел курса, примерное количество часов Знакомство со словарем. (2ч.) Рольсловарей в жизни человека. (1 ч.) Из истории русской лексикографии. (2 ч.) Словарнаястатья. (2 ч.) Предметноесодержание Определение словаря.Типология словарей.Типология словарей Л.В.Щербы. Параметры классификации словарей.Основные словари русского языка.Функции словарей. Устройство словарей. Основныеструктурные компоненты словаря. Лексикографиякак теорияи практика составления словарей. Словари энциклопедические и лингвистические, важнейшие их отличия. Электронныесловари и компьютерная лексикография. Роль лексических словарей вжизни человека.Основныесоциальные функции. Методы увеличения активного словарногозапаса. Рукописные словари. Словарь Древнерусского языка. Предшественники академических толковыхсловарей. Словари Академии Российской. Словарь1848 г. Словарь Даля. История созданияпервого лексического словаря. Словарь Ушакова. Словарь Ожегова. Словарьсовременного языка: в17 томах.Толковый словарь русского языка конца 20 века. Понятие о словарнойстатье и еѐ устройстве. Особенностисловарной статьи различных лексических словарей. Заглавное слово. Структура словарной статьи. Характеристика деятельности обучающихся Формыпроведения занятий Электронные образовательные ресурсы https://www.youtube.com/ http://fcior.edu.ruhttp://ww w.it-n.ru Понимать,что такое словарь. Различать типы словарей. Классифицировать словари. Знать основныесловари русского языка и их устройство. Ориентироваться в словаре. Знать системусоставления словарей. Различать словари энциклопедические и лингвистические. Использовать электронные словари. Работать над развитием устной и письменной речи. *Беседа натему «Классификациясловарей» *Практикум «Электронные словари и компьютерная лексикография» Оценивать роль лексических словарей в жизни человека. Понимать основныесоциальныефункции словарей. Развиватьактивный словарный запас. Использовать словари. Познакомиться с рукописными словарями, словаремдревнерусского языка, предшественникамиакадемических толковыхсловарей, словарями Академии Российской и др. Развивать кругозор. Работать над развитием устной и письменной речи. Использовать словари. Уважительно относитьсяк истории родного языка. Пользоваться словарной статьей. Знать особенности словарной статьи различных лексическихсловарей.Изучить структурусловарной статьи. Уметь пользоваться словарями,в том числе *Конкурс«Я мудрец» *Выставкаи презентацияна тему «Словари» *Ролевая игра«Свойответ ты объясни, если сможешь– убеди» *Выставкасловарей *Работа с толковым словарем. *Групповая работа «Хочу рассказать…» https://www.youtube.com/ http://fcior.edu.ruhttp://ww w.it-n.ru *Игра «Говорю, пишу, читаю,слушаю» *Беседа «Структура словарей» https://www.youtube.com/ http://fcior.edu.ruhttp://ww w.it-n.ru https://www.youtube.com/ http://fcior.edu.ruhttp://ww w.it-n.ru Толковыесловари. Однозначныеи многозначные слова. (2ч.) Составитель словаря ипользователь словаря. Обучение умению пользоваться различными словарями, в том числе электронными. Знакомство соднозначнымии многозначными словами. Способы и причины образования нескольких значенийуслова. Практическая работа с толковым словарѐм «Найди многозначные иоднозначныеслова». Игра«Прямое и переносное значение слов». Создание памятки «Как работать с толковымсловарѐм». Орфографические словари.(2 ч.) Знакомство сорфографическим словарем.Функциясловаря. Орфографическиесловари В.И. Даля, Д.Н. Ушакова, С.И.Ожегова. Создание памятки «Как работать с орфографическимсловарѐм». Словариомонимов. (2 ч.) Омоним. Разграничение многозначности и омонимии.Омографы, омофоны,омоформы. «Словарь омонимоврусского языка»О.С. Ахмановой,«Словарь омонимии врусского языка»Н.П. Колесникова. Создание памятки«Как работатьсо словарѐм омонимов». электронными. Развивать кругозор. Работать над развитием устной и письменной речи. Различатьоднозначные имногозначные слова. Знать способы и причиныобразования несколькихзначенийуслова. Пользоваться толковымсловарѐмдля определения многозначности слова. Отличать прямое и переносное значение слов. Создать памятку«Как работать с толковым словарѐм». Развивать кругозор. Работать над развитием устной и письменной речи. Использовать словари. Пользоваться орфографическимсловарем. Знать функцию словаря. Использовать орфографическиесловариВ.И. Даля, Д.Н. Ушакова, С.И.Ожегова. Создать памятку«Как работать с орфографическимсловарѐм». Развивать кругозор. Работать над развитием устной и письменной речи. Узнавать омонимы в тексте. Отличать многозначные слова и омонимы, омографы,омофоны, омоформы. Пользоваться словарем омонимов. Создать памятку «Как работать сословарѐм омонимов». Развивать кругозор. Работать над развитием устной и письменной речи. *Практическая работа с толковымсловарѐм «Найди многозначные и однозначныеслова». *Игра «Прямое и переносное значение слов». *Создание памятки «Как работатьс толковым словарѐм». https://www.youtube.com/ http://fcior.edu.ruhttp://ww w.it-n.ru *Практическая работа с орфографическимсловарѐм. *Игра «Правила русской орфографии». *Создание памятки «Как работатьс орфографическим словарѐм». https://www.youtube.com/ http://fcior.edu.ruhttp://ww w.it-n.ru *Создание памятки «Как работатьсо словарѐм омонимов». *Практическая работасо словарѐм омонимов *Игра «Распознай омографы,омофоны, омоформы» https://www.youtube.com/ http://fcior.edu.ruhttp://ww w.it-n.ru Словари синонимов.(2ч.) Синоним. Синонимический ряд, стержневое слово. Синонимияу разных частей речи. Пути возникновения синонимов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблениемих в Узнавать синонимы втексте. Строить синонимическиеряды. Выделятьстержневоеслово. Работатьсо словами-синонимами и правильно употреблять их в речи. Создать памятку «Как работать со словарѐм *Практическая работасо словарѐм «Найди синонимы». *Соревнование«Самая длинная цепочка синонимов». https://www.youtube.com/ http://fcior.edu.ruhttp://ww w.it-n.ru Этимологические словари.(1 ч.) Словари антонимов.(2 ч.) Словарь фразеологизмов. (3 ч.) речи. З. Е. Александрова «Словарь синонимоврусскогоязыка». Создание памятки «Как работатьсо словарѐмсинонимов». Понятие«этимология», строение словарной статьиэтимологического словаря. Работа сразличнымиэтимологическими и историческими словарями. Архаизмы, историзмы. Знакомство со словарнойстатьей этимологическогословаря. Определение первоисточников слова. Антонимы. Работа с пословицами и поговорками,фразеологизмами, стихотворными и прозаическими текстами.Работа со «Словарем антонимов русского языка». Создание памятки «Как работатьсо словарѐмантонимов». Понятие«фразеологические обороты». Изучение особенностей фразеологическихсочетаний. Правильное употребление фразеологизмовв речи. Нахождениефразеологизмовв отрывкахлитературных произведений. МолотковА.И. «Фразеологический словарь русского языка». Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок икрылатых слов. синонимов». Развивать кругозор. Работать над развитием устной и письменной речи. Понимать строениесловарной статьи этимологическогословаря. Работать с различными этимологическими и историческимисловарями. Знать что такоеархаизмы, историзмы. Познакомиться сословарной статьей этимологическогословаря. Развивать кругозор. Работать над развитием устной и письменной речи. Узнавать антонимы втексте. Работать с пословицами и поговорками, фразеологизмами,стихотворными и прозаическими текстами. Работатьсо «Словаремантонимов русского языка». Создать памятку«Как работать сословарѐм антонимов». Развивать кругозор. Работать над развитием устной и письменной речи. Использовать словари. Дать понятие «фразеологические обороты». Изучить особенности фразеологических сочетаний. Правильно употреблять фразеологизмыв речи. Находитьфразеологизмыв отрывках литературных произведений. Развивать кругозор. Работать над развитием устной и письменной речи. Использовать словари. *Создание памятки «Как работатьсо словарѐм синонимов». *Практическая работа сэтимологическимсловарем. *Викторина «Архаизмы и историзмы». https://www.youtube.com/ http://fcior.edu.ruhttp://ww w.it-n.ru *Практическая работас словарѐм «Найди антонимы». *Эстафета «Подбери антоним. Кто быстрее?». *Создание памятки «Как работатьсо словарѐм антонимов». https://www.youtube.com/ http://fcior.edu.ruhttp://ww w.it-n.ru *Практическая работасо словаремфразеологизмов. *Брейн-ринг «Фразеологизмы в нашей жизни». * Праздникфразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов. https://www.youtube.com/ http://fcior.edu.ruhttp://ww w.it-n.ru Словари иностранныхслов. (1 ч.) Особенностистроениясловарной статьи словаряиностранных слов. Понятие«устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных Знать особенности строениясловарной статьи словаряиностранных слов. Познакомиться с понятием«устойчивые обороты». *Практическая работасо словарем иностранных слов. * Создание памятки «Как работатьсо словарѐм https://www.youtube.com/ http://fcior.edu.ruhttp://ww w.it-n.ru слов иопределением значения этих слов.Создание памятки «Как работатьсо словарѐм иностранных слов». Словарь паронимов.(1ч.) Словарь неологизмов. (1 ч.) Д.И.Даль «Пословицы и поговорки».(2 ч.) Работатьсо словарем иностранныхслови определять значения этих слов. Создать памятку «Как работать со словарѐм иностранныхслов». Развивать кругозор. Работать над развитием устной и письменной речи. Паронимы.Словари паронимов, Познакомиться с паронимами.Различать словарнаястатья. Виды паронимов и виды паронимов и способыих способы их образования.Беседа о образования. правильном употреблениипаронимов Правильно употреблять паронимы в устной и вустной и письменной речи. письменной речи. Создание памятки «Как работатьсо Создать памятку«Как работать сословарѐм словарѐм паронимов». паронимов». Развивать кругозор. Работать над развитием устной и письменной речи. Использовать словари. Как и почемупоявляютсяновые Выяснить, как и почемупоявляются новые слова? Продолжение знакомства с слова? лексическим значением слов. Работа Работать над лексическим значением слов. с различными Развивать кругозор. толковымисловарями,с историей Работать над развитием устной и появления новых слов в русском письменной речи. языке. Виды неологизмов. Использовать словари. иностранныхслов».*Игра «Одно и тоже слово на разных языках» Отличие пословицы отпоговорки. Тематические группы. Использование в речи пословиц и поговорок. Сборник В.И.Даля «Пословицы и поговорки». Отличать пословицы отпоговорки. Распределять пословицыот поговорки на тематические группы. Использовать в речи пословицы и поговорки. Познакомитьсясосборником В.И.Даля «Пословицы и поговорки». Развивать кругозор. Работать над развитием устной и письменной речи. Использовать словари. *Практическая работас словарѐм «Найди паронимы». *Конкурс«Подбери пароним ксловуи изобрази». *Созданиепамятки «Как работатьсо словарѐм паронимов». https://www.youtube.com/ http://fcior.edu.ruhttp://ww w.it-n.ru *Практическая работасо словарѐм «Найди неологизмы». *Марафон «Собери неологизмы».*Создание памятки «Как работатьсо словарѐм неологизмов». https://www.youtube.com/ http://fcior.edu.ruhttp://ww w.it-n.ru *Игра «Кто большезнает пословиц и поговорок», «Собери пословицу» *Инсценировка «Угадай пословицу» https://www.youtube.com/ http://fcior.edu.ruhttp://ww w.it-n.ru Словарь диалектизмов. (1 ч.) Сбор диалектных слов. Работа с толковымсловарѐм.Составление словарныхстатей. Создание памятки «Как работать сословарѐм диалектизмов». Собирать диалектныеслова. Работать с толковым словарѐм. Составлять словарные статьи. Создать памятку«Как работать сословарѐм диалектизмов». Развивать кругозор. *Практическая работасо словарѐм «Найди диалектизмы». *Викторина «Узнай диалектизм». *Создание памятки «Как https://www.youtube.com/ http://fcior.edu.ruhttp://ww w.it-n.ru Электронные словари.(4 ч.) Электронная форма словарей. Знакомство сэлектронными носителями. Практические занятияс использованием компьютера, планшета,смартфона. Культура использования технических устройств. Творческий проект «Вгостяху словарей».(3ч.) Инсценировка заседаниясловарей. Работа учеников, исполняющихроли словарей, ссоответствующими словарями:толковым, фразеологическим, орфографическим,словарем синонимов, словарѐмантонимов.Представление продуктапроекта в виде театрализованного представления. Работать над развитием устной и письменной речи. Познакомиться с электронной формой словарей. Уметь пользоваться электронными носителями. Разработатьправила использования технических устройств. Развивать кругозор. Работать над развитием устной и письменной речи. Подготовить и представить продукт проекта в виде театрализованногопредставления. Развивать кругозор. Работать над развитием устной и письменной речи. работатьсо словарѐм диалектизмов». *Практические занятия с использованием компьютера, планшета, смартфона. *Игра «Самый быстрый поисковик» *Работа в паре сословарями в интернет-пространстве *Творческий проект «В гостях условарей». *Написание сценария *Творческая мастерская по изготовлениюдекораций к спектаклю *Театрализованное представление «В гостях у словарей» https://www.youtube.com/ http://fcior.edu.ruhttp://ww w.it-n.ru https://www.youtube.com/ http://fcior.edu.ruhttp://ww w.it-n.ru Приложение Материально-техническое обеспечение факультатива«Моипомощники- словари» № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.9 . 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Наименование объектов и средствматериально-технического обеспечения Библиотечный фонд(книгопечатная продукция) Литература Александрова З.Е. «Словарь синонимов русского языка». М.1975 Ахманова О.С. «Словарь омонимоврусского языка». М., 1986. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. «Словарь паронимовсовременного русскогоязыка». М.,1994. Вишнякова О.В. Словарьпаронимоврусского языка Григорян Л.Т. Язык мой-друг мой. Материалы для внеклассной работы порусскому языку. Пособие для учителя. М.:Просвещение, 1988. Даль В.И. Пословицы русскогонарода. М.:Просвещение, 1990. Дегтярев В.И., Кудряшова Р.И. и др.Большойтолковый словарьдонскогоказачества.М.: Русские словари; Астрель, АСТ; 2003г. Иванова В.А. Занимательно орусском языке. Пособие для учителя. Л.:Просвещение,1990. Крысин Л.П.Толковый словарьиноязычныхслов.М.: Эксмо, 2008 Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987. Молотков А.И.«Фразеологическом словаре русского языка», М., 1986). Сергеев В.Н. Новыезначения старых слов. М.: Просвещение,1987. Львов М.Р.«Словарь антонимов русскогоязыка»под ред. Л. А. Новикова.М., 1985. Ожегов С.И. Словарь русского языка.Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.:Русский язык, 1986. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М., Просвещение, 2011 Толковый словарьрусского языкапод ред. Ушакова. Шанский Н.М., БоброваТ.А.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов.М.: Дрофа, 2000. ЯранцевР.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. М.: Русский язык,1997. 2. Технические средстваобучения Интерактивная доска. Мультимедийный проектор. Компьютер 3. Электронно-образовательные ресурсы Информационно-коммуникационнаясеть (Интернет) Электронное приложениек учебнику https://uchi.ru/-интерактивнаяобразовательная онлайн-платформа https://resh.edu.ru/-информационно-образовательная среда https://education.yandex.ru/-российская образовательная платформа https://www.yaklass.ru/-цифровойобразовательный ресурс для школ Сайт«Каталогэлектронных образовательных ресурсов Федерального центра»: http://fcior.edu.ruСайт«Сеть творческих учителей»:http://www.it-n.ru 4. Оборудование класса Шкафыдля хранения учебников, дидактическихматериалов, пособий, учебного оборудования Настенныедоски длявывешивания иллюстративного материала. Иллюстративный материал 16