Рабочая программа курса внеурочной деятельности УМНИКИ И УМНИЦЫ 4 класс

1

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ординская
средняя общеобразовательная школа"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

директор
МБОУ
«Ординская СОШ»

Протокол №1
от «28» августа 2024г.

Сарапульцева О.Н.
__________________
приказ № 341
от «28» августа 2024 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
(Общеинтеллектуальное направление)
для 4 –а класса
на 2024-2025 учебный год

Составитель:
Осетрова Алевтина Анатольевна,
учитель начальных классов

Орда, 2024

2

Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на
основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга,
2012 г. – с. 191 – 210.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий
для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В четвѐртом классе 34 часа
(1 час в неделю). Программа четвѐртого класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в
соответствии с образовательным планом .
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки:
педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы
развивающих занятий.

Основные задачи курса:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности:
анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и
опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли,
давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку
зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в
коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и
деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных
дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие
познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то
конкретных знаний и умений.

3

Описание ценностных ориентиров
содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и
жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие
отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь
ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к
средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются
занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки,
игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач.
Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения,
управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного
вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой
трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех
детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи
продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи,
которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный
эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, разли чные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет
сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому
же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть

4

включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повтор яются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на
развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их
примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи,
направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий
отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена
автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания
происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все
задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на
развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и
распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных
умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь,
а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и
зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся
осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с
тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая
память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования
сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

5

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь)
и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления.
С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без
предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими
предписаниями (шаговое выполнение задания).
Модель занятия в 4 классе такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в
основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость
внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать
интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой д олей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, мышления (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих
так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности
увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по
геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они
не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное
составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над
словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

6

Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего
развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в
зону актуального развития.

Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса в 4-м классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей
правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога,
как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 4-м классе являются формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей
тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические
объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и
задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

7

Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 4-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трѐм уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со
своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,
труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребѐнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний, начинает их ценить
(или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом
социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей,
которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно
становится (а не просто узнаѐт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным
человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
В 4 классе возможно достижение результатов третьего уровня.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

8


Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;


Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих
потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещѐ предстоит решить в
ходе осуществления деятельности.

Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При
этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и
развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве
листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной,
смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объѐма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объѐма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных
предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в
соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение
сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений,
путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено
с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать
несложные определения понятиям.

Требования к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения курса
В результате изучения данного курса в 4-ом классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей
правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога,
как поступить.

9

Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей
тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические
объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и
задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.

10

Учебно-тематический план (34 часа)
№ занятий
1
2
3
4

Колво часов
2
2

5
6

2

7
8
9
10
11
12

2

13
14

2

15
16
17
18

2

19
20

2

21
22
23
24

2

25
26

2

27
28

2

29
30

2

31
32
33
34

2

2
2

2

2

2

Развиваемые способности
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.
Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных
операций.
Графический диктант.
Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.
Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных
операций.
Графический диктант.
Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных
операций.
Графический диктант.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти
и мышления на конец учебного года.
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных
операций.
Графический диктант.

11

№
1

2

3

4

Дата

Тема,
тип урока, форма проведения
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Основные виды учебной деятельности учащихся
Различать главное и существенное на
основе развивающих заданий и
упражнений, сравнивать предметы.

Контрольно-оценочная деятельность
Прогностический

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Выделять закономерности, завершать
схемы.

Самооценка

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.
Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

5

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

6

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

7

8

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Пооперационный контроль

Самоконтроль
Рефлексивный контроль

Называть предметы по описанию.
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание.

Прогностический контроль
Контроль по результату

Объяснять значение слов и выражений.

Рефлексивный контроль

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Прогностический контроль

Различать предметы по цвету, форме,
Развитие аналитических способностей.
размеру.
Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант.
Описывать то, что было обнаружено с
помощью органов чувств.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Ри- Составлять и преобразовывать фигусуем по образцу.

Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
Прогностический
Пооперационный контроль

12

9

10

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.
Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

ры.

Самооценка
Самоконтроль

Определять на глаз размеры предмета.

Рефлексивный контроль

Демонстрировать чувство времени,
веса, расположенности в пространстве.

11

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

Прогностический контроль

12

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

Рефлексивный контроль

13

Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант.

Прогностический контроль

14

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль

15

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Прогностический

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

Самооценка

Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мыш-

Рефлексивный контроль

16

17

Прогностический контроль

Пооперационный контроль

Самоконтроль

13

18

19

20

21
22

23

24

25

26

ления. Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

Прогностический контроль
Самоконтроль

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Прогностический

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

Самооценка

Пооперационный контроль

Самоконтроль

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.
Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Определять главное и существенное
на основе развивающих заданий и
упражнений, путем логических задач
и проведения дидактических игр.

Прогностический

Объяснять закономерности.

Рефлексивный контроль

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Описывать признаки геометрических
фигур.

Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

Самооценка
Самоконтроль

Выделять черты сходства и различия.

Находить и выделять признаки разных
предметов.
Узнавать предметы по их признакам.
Давать описание предметов, явлений в

Прогностический контроль
Контроль по результату
Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

14

27

28

29

30

31

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

соответствии с их признаками.

Рефлексивный, прогностический контроль

Ориентироваться в пространстве лиРазвитие аналитических способностей. ста.
Прогностический
Совершенствование мыслительных
Пооперационный контроль
операций. Графический диктант.
Составлять загадки, небольшие расСовершенствование воображения. За- сказы, сочинять сказки.
Самооценка
дания по перекладыванию спичек. РиДавать несложные определения поня- Самоконтроль
суем по образцу.
тиям.
Развитие логического мышления. СоРефлексивный контроль
вершенствование мыслительных опеОпределять на глаз размеры предмета.
раций. Графический диктант.
Демонстрировать чувство времени,
Развитие концентрации внимания.
веса, расположенности в пространстве. Прогностический контроль
Тренировка внимания. Развитие мышКонтроль по результату
ления. Графический диктант.
Самоконтроль

32

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

Прогностический контроль

33

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

Прогностический контроль

34

Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант.

Рефлексивный, прогностический контроль,

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Ри-

Прогностический

15

суем по образцу.

Пооперационный контроль

Выявление уровня развития внимания,
восприятия, воображения, памяти и
мышления на конец учебного года.

Итоговый контроль,
Самоконтроль

16

Учебно – методическая литература для учителя
№
1.

2.

5.

6.

7.

Автор, год издания
Холодова О., Москва:
РОСТ книга, 2011 г

Название пособия
«Юным умникам и умницам:
Задания по развитию познавательных способностей »
Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов
/ Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш.
квалиф. и переподготовки работников образования, 2005. – 34
с. – ( Серия «Умники и умницы»)
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]:
методический конструктор: пособие для учителя /
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223
с. – (Стандарты второго поколения)
Оценка достижения планируемых результатов в начальной
школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е
изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго
поколения)
Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для
учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е
изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго
поколения)

Вид пособия
Методическое пособие
для 4 класса
Программа развития
познавательных способностей учащихся
Пособие для учителя

Пособие для учителя

Пособие для учителя

Дополнительная учебно – методическая литература для учителя
№
1.

2.

Автор, год издания
Языканова Е.В. ,М.:Издательство «Экзамен»,
2012
Орг А.О., Белицкая Н.Г.М.:Издательство «Экзамен»,
2011

Название пособия
«Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4
класс»
«Олимпиады по математике.
4 класс»

Вид пособия
Учебное пособие
Пособие


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».