УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ординская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Ординская
СОШ»
Приказ №341 от 28.08.2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности (социальное направление)
для учащихся 5 -8-ых классов по ФГОС
«Театральный балаганчик»
(школа ведущего)
Орда, 2024 г.
Автор: Шихова Н.Г.
Заместитель директора по ВР
1
Пояснительная записка.
Актуальные реалии современного мироустройства таковы, что нормой становится
жизнь в постоянно изменяющихся условиях, которые требуют умения решать возникающие новые, нестандартные проблемы, в том числе в области коммуникации и сотрудничества. Время требует активных, предприимчивых, деловых людей.
Данная программа направлена на формирование именно таких качеств, т.к. ведущий
должен уметь быстро принимать решения, находить выход из нестандартных ситуаций,
общаться с большим количеством людей. В этом актуальность программы.
Не вызывает сомнения, и то, что творчество – одна из главных движущих сил в организации социальной и нравственной жизни людей. Ведь человек творческий,
обладающий многими компетенциями, чувствует себя уверенно в самых различных
ситуациях бытового, межличностного, делового, профессионального общения. Эти
компетенции не даются нам готовыми при рождении, их необходимо развивать. Но при
существующей системе образования и воспитания у большинства детей возникает
справедливое противоречие между школьным опытом, его установками на обучение как
получение готовых знаний и требованиями в постоянном творческом поиске способов
самореализации и адекватных моделей поведения, предъявляемыми обществом.
Новизна данной программы заключается в гармоничном соединении следующих
педагогических
технологий:
• технологии коллективного творческого воспитания (Иванов И.С), согласно которой,
мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию;
• технологии исследовательского обучения (Дж. Брунер), согласно которой воспитанники
самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их от педагога в
готовом
виде;
• проектной технологии (Дж. Дьюи), согласно которой, итогом комплексной деятельности
всех участников работы над проектом является творческий продукт совместного труда.
А также в интеграции различных видов деятельности: сценическое движение, сценическая
речь, грим, актерское мастерство, мастерство ведущего.
Цель программы: способствовать формированию активной, творческой личности, способной к самоопределению и самореализации на основе выработки умений по разработке
и реализации социально значимых творческих проектов досуговых программ и готовности
осуществлять индивидуальную творческую практику в сфере ораторского искусства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
2
Задачи программы:
- расширение кругозора в области ораторского и театрального искусства;
понятие об особенностях устной монологической речи, рассчитанной на
определенную аудиторию в определённой речевой ситуации;
- выявление и развитие лидерских, организационных и творческих качеств;
-формирование умения и навыки
выступлениях, проектной деятельности);
уверенного
поведения
при
публичных
- приобретение навыков лидерского поведения и норм поведения в обществе, индивидуальной и коллективной деятельности;
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов уни-
версальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия:
•
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
принятия образца «хорошего ученика».
•
Мотивационная основа учебной деятельности.
•
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам реше-
ния новой частной задачи.
Регулятивные универсальные учебные действия:
•
Умение принимать и сохранять учебную задачу.
•
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
•
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
•
Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
•
Адекватно воспринимать оценку учителя.
•
Оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
•
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
•
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
•
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
•
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях.
3
Коммуникативные универсальные учебные действия:
•
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
•
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
•
Формулировать собственное мнение и позицию.
•
Договариваться и приходить к собственному решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов.
•
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.
•
Задавать вопросы.
•
Использовать речь для регуляции своего действия.
•
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Особенности программы
Программа дополнительного образования детей «Театральный балаганчик (Школа ведущих)» имеет социально-педагогическую направленность и призвана помочь детям в решении этих сложных жизненных задач. В этом ее практическая значимость.
Программа «Театральный балаганчик (Школа ведущих)» рассчитана на 1 год обучения, 2
часа в неделю. Состав группы – постоянный, возраст – учащиеся 5-8 классов.
Программа ориентирована на детей подросткового и юношеского возраста, поэтому при
ее составлении учитывались психологические особенности данных возрастных категорий.
А именно, интерес подростков и юношей к изучению своего внутреннего мира, осознание
своей неповторимости, наличия собственной системы жизненных ценностей, высокая
потребность в самореализации в социуме. Программа способствует приобретению
позитивного опыта освоения учащимися социальных ролей, помогает в формировании
осознанного профессионального выбора посредством их самореализации в сфере
ораторского искусства.
В основе данной программы лежат следующие важные педагогические принципы:
• Принцип преемственности, последовательности и систематичности, который
направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств,
их
последовательное
развитие
и
совершенствование;
• Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и
самостоятельности
обучающихся
в
сфере
ораторского
искусства.
• Принцип сознательности и активности обучающихся, участвующих в
педагогическом
процессе;
4
• Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
• Принцип
ориентации на духовно-нравственные ценности
современного
общества;
• Принцип гуманизации труда, требующий, чтобы любая работа обучающегося
становилась его личной задачей, пробуждала его интерес и интеллектуальную активность,
а
также
создавала
перспективу
успеха.
• .Принцип практикоориентированности предполагает разработку социально
значимых творческих проектов и досуговых программ, и их реализацию, вариативность,
преемственность;
Для реализации данных принципов и достижения поставленной цели и задач
предполагается использование как традиционных, так и инновационных форм и методов
работы.
Это индивидуальная и групповая формы работы; активное использование
игровых форм (интерактивные, ролевые, деловые игры) и таких методов, как беседа, диспут, тренинг, проектный метод. Это и опросные методы, необходимые для эффективного
проведения рефлексии, как в ходе занятий, так и по результатам проведенной работы. Это
и посещение спектаклей, концертных и праздничных программ, участие в конкурсах профессионального мастерства. И, конечно, активное использование в работе информационных технологий, без которых практически невозможно реализовать себя современному
ведущему.
Результаты освоения программы «Театральный балаганчик (Школа
ведущих)»
К концу обучения формируется дружелюбная социально-активная личность
подростка, обладающая организаторскими способностями, лидерскими качествами,
способная к самореализации в процессе организации досуга и социально значимой
деятельности.
Предметными результатами занятий по программе являются:
- овладение практическими умениями и навыками проведения социально-значимых
мероприятий, алгоритмом действий разработки и создания творческого проекта досуговой
программы.
- овладение знаниями основы теории ораторского искусства: стили ораторской речи;
средства выразительности и качества речи; композиция ораторской речи; средства
общения (вербальные и невербальные);
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно –
компетентности;
познавательная,
коммуникативная
и
социально
–
эстетическая
- приобретение опыта в социально-значимой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
5
- формирование коммуникативных потребностей, ценностей;
- формирование лидерских качеств, организаторских способностей;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности;
Способы отслеживания
программы
результатов
освоения
образовательной
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов
наблюдения и опроса.
Для диагностики творческих способностей используется опросник «Диагностика
личностной
креативности»
(Е.Е.Туник)
и
диагностика
вербальной
креативности (методика С. Медника, адаптирована А.Н. Ворониным).
Для определения коммуникативной
«Коммуникативная компетентность»
компетентности
используется
Опросник
Основной формой подведения итогов работы является активное участие детей в
социально-значимых мероприятиях (согласно рейтингу учета достижений).
Учебно-тематический план
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
Темы занятий
Введение.
Я - театрал
Я – начинающий актер
Я – оратор
Я - ведущий
Проба пера или я – (создание проекта)
Итоговое занятие
всего
Всего часов
теория
практика
2
11
7
6
16
24
2
68
1
5
2
1
5
10
1
25
1
6
5
5
11
14
1
43
Краткое содержание деятельности
Введение. Организационно-вводное занятие: постановка учебных целей, правила поведения, знакомство с содержанием курса. Входная диагностика. Тренинги и игры на знакомство.
Я – театрал. В этот блок входит несколько подтем, связанных с театральным искусством:
Театр как вид искусства. Виды искусства. Своеобразие театрального искусства. Комедия, трагедия, драма, водевиль - основные жанры театрального искусства.
Страницы истории театра. Зарождение театра. Античный театр, его традиции. Становление профессионального театра, его роль в подъеме культуры общества. Средневековый
театр. Театр эпохи Возрождения. Отличительные черты театрального искусства различных эпох. Русский театр, его истоки, традиции, жанры.
Театральные аксессуары. Художественное оформление спектаклей. Бутафория и реквизит, их отличие друг от друга. Грим. Как пользоваться театральным гримом, париком и
наклейками. Использование грима в мастерстве ведущего. Характерный грим.
Актерское мастерство. Достижение сущности перевоплощения. Театральные термины.
Образ героя, определение характера, изображение знакомых образов.
6
Исполнительский стиль актеров. Актер, его амплуа. Индивидуальный стиль игры и
техники актера. Приемы сценического мастерства. Соотношение сценического стиля и
творческого дарования в игре.
Игры "предлагаемые обстоятельства". Работа над собой. Работа с дидактическим материалом. Умение поставить себя в предлагаемые обстоятельства.
Я – начинающий актер. В этом блоке рассматриваются следующие вопросы:
Органические действия актера.
Тренинги с привлечением психолога на снятие внутренних зажимов и страхов. Знакомство с элементами органического действия: настройка на действия, преодоление мышечных зажимов, восприятие и наблюдательность, память на ощущения, действия в условиях
вымысла, развитие артистической смелости и непосредственности, действия с воображаемыми предметами, взаимодействие с партнером.
Работа над этюдом. Смысловая работа с текстом, средствами выразительности.
Практикум «Я- актер». Возможность попробовать себя в роли. Посещение спектаклей
профессиональных актеров.
Я – оратор. Практический блок, включающий в себя практикумы и ролевые игры.
Ораторское искусство: определение. Знакомство со стилями ораторской речи: официально-деловой, научный, публицистический, художественно-беллетристский, разговорный. Композиция ораторской речи: зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка речи. Качество речи: выразительность, эмоциональность, четкость, дикция, правильность. Невербальные средства общения. Исполнение, декламация произведений. Ролевая игра «Я - Греческий оратор!» и «Суд».
Я – ведущий.
Мастерство ведущего.
Сценическая речь. Артикуляционная гимнастика. Распевка гласных. Упражнения для
тренировки нижней челюсти, губных мышц, мышц языка. Дыхание: вдох, выдох. Скороговорки.
Словарь настроений. Работа с текстом по выделению "ведущего настроения". Радостное,
светлое. Печальное, сонное. Хвастливое, хвалебное, насмешливое. Сердитое, возмущенное, обиженное настроение. Таинственное, капризное, противоречивое настроение.
Сценическая культура. Умение вести себя на сцене. Имидж ведущего. Что можно, что
нельзя делать на сцене.
Чтение монологов и диалогов. Монолог и диалог как основное средство раскрытия сценического образа. Монолог и диалог ведущего. Особенности чтения монологов и диалогов.
Ведущий перед выходом на сцену. Выход на сцену. Настрой перед выходом на сцену.
Текст ведущего. Культура поведения на сцене.
Особенности ведения концертов, торжественных мероприятий. Основные правила
ведения торжественных мероприятий. Одежда, речь ведущего. Искусство конферансье.
Практикум «Я – ведущий». Особенности при проведении досуговых мероприятий. Умение завладеть аудиторией. Объяснение правил игры во время праздников. Игры с залом и
командные эстафеты.
Проба пера или я – … (создание проекта). Объемный теоретический и практический
блок программы, позволяющий познакомится с различными видами деятельности при
подготовке и проведении мероприятий.
Мой замысел, идея. Разработка замысла, идеи творческого проекта досуговых программ.
Самостоятельное составление алгоритма работы над творческим проектом досуговой программы. Определение аудитории, формы, темы разрабатываемых творческих проектов.
Я – сценарист и режиссер. Разработка творческого проекта игровой программы: Самостоятельная разработка сценария, игр и творческих заданий, подбор номеров художественной самодеятельности.
Я – дизайнер и модельер. Самостоятельная разработка эскизов костюмов и реквизита для
7
оформления праздника и их создание.
Я
–
звукорежиссер.
Самостоятельный
подбор
музыкального
оформления.
Практикум «Правила работы с микрофоном».
Я реализую свой проект. Получат возможность самим разработать и провести мероприятия, как на своей группе, так и с выходом за ее пределы (школа, класс, детский сад) с последующим анализом своей работы.
Итоговое занятие Итоговая диагностика. Подведение итогов курса. Награждение.
8
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Тема занятия
Организационное занятие. Анкетирование.
Игры на знакомство. Тренинги на
сплочение коллектива.
Театр как вид искусства. Виды и
жанры театрального искусства.
Творческая мастерская: спектакли
разных жанров.
Страницы истории театра. Отличительные черты театрального искусства различных эпох (с привлечением педагога по МХК)
Проект «Виртуальная экскурсия по
театрам различных эпох» (по выбору)
Театральные аксессуары (бутафория, реквизит, грим) Художественное оформление спектаклей
Практическое занятие по гриму (с
привлечением руководителя театрального объединения «Кудесники»)
Актерское мастерство: перевоплощение, театральные термины.
Образ героя, определение характера, изображение знакомых образов.
Исполнительский стиль актеров
(амплуа, стиль игры, техника)
Мини- спектакли (по принципу английского театра)
Игры "Предлагаемые обстоятельства"
Органические действия актера.
Тренинги на снятие внутреннего
зажима и страха (с привлечением
психолога)
Смысловая работа с текстом (с привлечением педагога по литературе)
Работа над этюдом
Практикум «Я – актер»
Посещение театра г. Комсомольск
Обсуждение спектакля (анализ игры актеров)
Введение в ораторское искусство:
стили и композиция речи.
Практикум. Невербальные средства
Вид занятия
теория
Раздел программы
Введение
практика
теория
Дата
план
07.09
07.09
Я - театрал
14.09
практика
14.09
теория
21.09
практика
21.09
теория
28.09
практика
28.09
теория
05.10
практика
05.10
теория
12.10
практика
12.10
практика
19.10
теория
практика
Я – начинающий актер
19.10
26.10
теория
26.10
практика
практика
практика
практика
09.11
09.11
16.11
16.11
теория
практика
факт
Я - оратор
23.11
23.11
9
23
24
25
26
27
28
общения.
Декламация любимых стихов.
Чтение отрывков любимых произведений (проза).
Ролевая игра «Я – греческий оратор»
Ролевая игра «Суд» (речь адвоката
и обвинителя)
Сценическая речь.
Практикум. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения на концентрацию
внимания и дыхание (с привлечением тренера по каратэ)
«Битва» скороговорщиков.
Словарь настроений. Работа с текстом по выделению «ведущего
настроения».
Словарь настроений. Работа с текстом по выделению «ведущего
настроения».
Сценическая культура. Имидж ведущего разных программ.
Мини-проект «Я – ведущий» (создание необходимого имиджа)
Монолог и диалог как основное
средство раскрытия сценического
образа.
Практикум: чтение монологов и
диалогов (по выбору)
Ведущий и сцена: настрой, текст,
культура поведения.
Мини-проект «Я – ведущий» (владение собой на сцене)
Особенности ведения досуговых
мероприятий.
Практикум «Я – ведущий … (концерта, программы, вечеринки…)
Искусство конферансье.
практика
практика
30.11
30.11
практика
07.12
практика
07.12
теория
практика
Я - ведущий
14.12
14.12
практика
21.12
практика
практика
21.12
11.01
практика
11.01
теория
18.01
практика
18.01
теория
25.01
практика
25.01
теория
02.02
практика
02.02
теория
08.02
практика
08.02
практика
15.02
Игры с залом и командные игры
(проведение, объяснение правил)
Начинаем создавать творческий
проект. Деление на творческие
группы.
Мой замысел (идея)
практика
15.02
практика
22.02
теория
01.03
46
Я – сценарист и режиссер (с привлечением руководителя ОТ «Вега»)
Я – сценарист и режиссер
практика
01.03
47
Я – дизайнер и модельер
теория
15.03
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
теория
Проба пера
или я - …
(создание проекта)
22.02
10
48
Я – дизайнер и модельер
практика
15.03
49
Я – звукорежиссер (с привлечением
звукорежиссера ДК Восход)
Я – звукорежиссер
теория
22.03
практика
22.03
практика
05.04
52
Практикум «Правила работы с микрофоном»
Тренинг «Я выхожу на сцену»
практика
05.04
53
Я реализую свой проект: концерт
практика
12.04
54
Анализ проведенного мероприятия
теория
12.04
55
Я реализую свой проект: тематический вечер
Анализ проведенного мероприятия
практика
19.04
теория
19.04
Я реализую свой проект: развлекательное мероприятие
Анализ проведенного мероприятия
практика
26.04
теория
26.04
Я реализую свой проект: игра для
детей детского сада
Анализ проведенного мероприятия
практика
03.05
теория
03.05
Я реализую свой проект: экскурсия.
Анализ проведенного мероприятия
практика
10.05
теория
10.05
практика
17.05
64
Я реализую свой проект: тематический классный час.
Анализ проведенного мероприятия
теория
17.05
65
Капустник «Как это было»
практика
24.05
66
Капустник «Как это было»
практика
67
Диагностика. Подведение итогов.
теория
68
Итоговое занятие. Награждение.
практика
50
51
56
57
58
59
60
61
62
63
Итоговое занятие
24.05
11