МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации Ординского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ординская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Ординская СОШ»
___________Сарапульцева О.Н.
Приказ №341 от 28.08.2024г.
Рабочая программа
курса «Основы проектирования»
( 8-е классы)
Орда, 2024 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектирования»
для 8-х классов разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, 2010 г.
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 №413 «Об утверждении
и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки РФ с изменениями от
29.12.2014 г., 31.12.2015г., 29.06.2017 г.);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 №093564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных
программ";
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189;
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектирования»
является авторской программой и предназначена для обучающихся 8-х классов.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектирования»
реализуется на основе использования УМК:
1.С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. Сборник
программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность.
Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа. 2-е изд. - М. : Просвещение, 2014 -96с. - (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-509-02839-0.
2.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое
пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп.—
М.:АРКТИ,
2008.
—
80
с.
(Метод,
биб-ка).
3.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологииобучения. –
Директор школы № 6, 1995
4.Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении.
– Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2007.
2
Общие цели и задачи курса
Цель: Формирование универсальных учебных действий обучающихся через освоение
социальных ролей, необходимых для проектной деятельности. Овладение
обучающимися
продуктивно-ориентированной деятельностью при помощи
последовательного освоения основных этапов, характерных для проектной работы.
Задачи:
- обучение целеполаганию, планированию и контролю;
- овладение приёмами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка,
анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование) и
простыми формами анализа данных;
- обучение методам творческого решения проектных задач;
- формирование умений представления отчётности в вариативных формах;
- формирование конструктивного отношения к работе;
- создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире
профессий;
- применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самоопределение и
самостоятельность обучающегося в процессе работы, и контроль за соблюдением этапов
деятельности;
- поддержка научного уровня, ориентированности на результат и инновационной
направленности проектных разработок;
- обучение приёмам и методам проектной деятельности, творческого поиска и работы с
информацией;
- разработка банка заданий, проблем, тем и учебно-методических комплексов для
обеспечения многообразия видов деятельности;
- владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации,
повышения индивидуальной эффективности деятельности отдельных учащихся и работы
группы в целом.
Условия реализации программы
Для реализации программы сформирована группа учащихся 8-х классов. Согласно
учебному плану
на изучение программы внеурочной деятельности
«Основы
проектирования» отводится по 2
часа в неделю, 68 часов в год.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
⎯ потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие
основы знаний, личный, социальный, исторический, жизненный опыт;
⎯ основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
3
⎯ основы ценностных суждений и оценок;
⎯ уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать
невежество и предрассудки, развивать теоретические знания, продвигаться в
установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
⎯ основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования
различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред
и эпох.
Метапредметные результаты:
⎯ самоопределение в области познавательных интересов;
⎯ умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном
информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых
образовательных ресурсов и каталогов библиотек;
⎯ умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические
знания для выполнения условий проекта;
⎯ умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для
решения проблемы;
⎯ владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создания
итогового проектного продукта;
⎯ умение взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы
или на конкретный результат;
⎯ умение представлять и продвигать к использованию результаты и продукты
проектной деятельности;
⎯ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;
⎯ владение нормами и техникой общения;
⎯ учёт особенностей коммуникации партнёра;
⎯ повышение предметной компетенции подростков;
⎯ расширение кругозора в различных областях;
⎯ умение оперировать качественными и количественными моделями явлений;
⎯ формирование умений организации системы доказательств и её критики;
⎯ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;
⎯ владение нормами и техникой общения;
⎯ учёт особенностей коммуникации партнёра;
⎯ строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей, основам реализации проектной деятельности;
⎯ использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
⎯ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
⎯ осуществлять контроль по результату и способу действия.
Предметные результаты:
4
⎯ приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы,
способствующей
воспитанию
самостоятельности,
инициативности,
ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
⎯ в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением
выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и
в ситуациях неопределённости;
⎯ получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов
решений, поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее
приемлемого решения.
5
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Введение в проектную деятельность (3 часа).
Что такое метод проектов? История развития проектного метода. Возможности и
смыслы проекта. Классификация проектов. Чем проект отличается от исследования. Где
использует человек проекты, с какой целью?
Тема 2. Работа над проектом (3 часа).
Что такое проектный продукт; требования к целям и содержанию проекта;
структура проекта; требования к оформлению проекта; работа над содержанием проекта;
календарный план работы над проектом. Выбор темы, определение результата,
составление плана работы, подготовка черновика и защита проекта. Знакомство с
основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление
плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Выполнение практической части,
заданий (практические задания типа «что сначала, что потом»)
Тема 3. Источники информации (2 часа).
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и
словарями. Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой
литературы по теме проекта. Понятия: источник информации.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление
списка использованных электронных источников.
Тема 4. Игровые проекты (8 часов).
Понятие об игровых проектах. Постановка проблемы, выделение условий и цели
проекта. Задачи проекта. Работа в группах и распределение ролей. Работа над
проектом. Представление, индивидуальная или коллективная защита проекта.
Примеры проектов (настольных, подвижных, спортивных):
«Буквенное лото», «В мире животных» (настольная игра), «Сценарий веселых
стартов», «Скоро, скоро Новый год!», «Мой подарок», «Новогодняя игрушка»,
«Учимся встречать друзей», «Мой праздник», конкурс проектов «Вместо елки - букет».
Тема 5. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию
(2 часа).
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Тема 6. Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график (3 часа).
Поиск оптимального решения задачи проекта, исследование вариантов
конструкции продукта труда с учетом требований дизайна. На этом этапе особое
внимание уделяется составлению конструкторской документации (схем, рисунков,
графиков).
Практика: создание схем, графиков, рисунков.
6
Тема 7. Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных
Оформление презентации (3 часа).
Работа на компьютере - структурирование материала, создание презентации. Выпуск
брошюры.
Тема 8. Информационные проекты (8 часов).
Особенности информационных проектов. Структура проекта: цель проекта, его
актуальность - методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы
данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование) и обработки информации
(их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные
выводы) - результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.) -презентация (публикация,
обсуждение на конференции и пр.) Структура деятельности с целью информационного
поиска и анализа: предмет информационного поиска -поэтапность поиска с
обозначением промежуточных результатов - аналитическая работа над собранными
фактами - выводы - корректировка первоначального направления - дальнейший поиск
информации по уточненным направлениям -анализ новых фактов - обобщение выводы - получение данных, удовлетворяющих участников проекта - заключение,
оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).
Работа над проектом. Примеры проектов:
«Улицы нашего города» (презентация), «Великие мореплаватели» (бумажный
справочник), «Знаменитые спортсмены России» (презентация), «Ветераны Великой
Отечественной войны нашего города»
(бумажный справочник), «Известные
выпускники и учителя школы» (электронная страница), « История моей семьи»,
«Семейные традиции» (презентации семейного опыта), « Нам весело в школе
живется», «Моя школа».
Тема 9. Ролевые проекты (15 часов).
Понятие ролевых проектов. Ролевые ситуации, имитирующие социальные и
деловые отношения. Примеры ролевых проектов. Структура проектов. Экскурсия в
супермаркет. Работа над проектом. Примеры проектов:
«Пишем учебник по истории своего города» (возможно в форме книги), «Школьная
газета», «Прогулка по супермаркету» (инструкция для продавца «Как правильно
разместить продукты питания на прилавках»)
Тема 10. Прикладные проекты (19 часов).
Что значит область применения продукта деятельности, имеющий конкретного
потребителя, назначение и область применения? Анализ потребностей социального
окружения или определённого сегмента человеческой деятельности рынка для
придания конечному продукту необходимых свойств и качеств. Работа над проектом.
Примеры проектов:
«Эмблема Школы», «Программа действий, направленных на повышение урожайности на
пришкольном участке» (программа), «Проект новой Школы» (выставка макетов).
Основные формы организации и виды деятельности.
Особенности организации учебного процесса. На занятиях внеурочной деятельности
7
учащиеся осуществляют следующие виды деятельности: проектная, развивающая
(экскурсии), познавательная. Теоретические занятия составляют 23 %, практические 77%.
По итогам работы в данном направлении проводится защита проектов, проводятся
конкурсы, соревнования различного уровня, разработка презентаций.
Формы проведения занятий:
- проекты;
-тестирование;
-анкетирование;
-социологический опрос;
-интервьюирование;
- конкурсы;
- диалоги;
- беседы;
- диспуты;
-фронтальный опрос;
-экскурсии
Методы:
словесные (рассказ учителя, инструктаж, беседа, обсуждение);
наглядные (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации);
практические ( подготовка и защита проектов, составление анкет, опросов, проведение
интервью, создание схем, графиков, рисунков, создание презентаций, выпуск брошюр,
буклетов, написание статей).
8
Тематическое планирование курса
внеурочной деятельности «Основы проектирования»
Название тем
Количество
часов
теория
практика
Тема 1. Введение в проектную
деятельность.
Тема 2. Работа над проектом.
3 часа
2 часа
1 час
Тема 3. Источники информации.
1 час
1 час
Тема 4. Игровые проекты.
2 часа
1 час
Тема 5. Обучение анкетированию,
социальному опросу, интервьюированию
Формы контроля
-
7 часов
1 час
фронтальный опрос
практические задания по
составлению плана
работы над проектом
оформление списка
использованных
источников информации
разработка проектов
составление анкет,
опросов. Проведение
интервью в группах.
создание схем, графиков,
рисунков
Тема 6. Знакомство с понятиями: схема,
рисунок, график.
Тема 7. Работа в компьютерном
классе. Обобщение полученных
данных. Оформление презентации.
Тема 8. Информационные проекты
1 час
2 часа
1 час
2 часа
создание презентаций
3 часа
6 часов
Тема 9. Ролевые проекты
Тема 10. Прикладные проекты
5 часов
6 часов
10 часов
13 часов
разработка проектов,
буклетов
разработка проектов
разработка проектов,
брошюр
Итого: 68 часов
25 часов
9
43 часа
Календарно-тематическое планирование курса
внеурочной деятельности «Основы проектирования»
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема
КолДата
во
(план)
часов
Тема 1. Введение в проектную деятельность (3ч.)
Что такое метод проектов?
1
Возможности и смыслы проекта
1
Классификация проектов.
1
Тема 2. Работа над проектом (3 ч.)
Что такое проектный продукт?
1
Планирование деятельности
1
Осуществление деятельности по решению
1
проблемы
Тема 3. Источники информации (2 ч.)
Знакомство с источниками информации
1
Практическая работа« Правила
оформления списка использованной
литературы. Электронных источников»
Тема 4. Игровые проекты (9 ч.)
Погружение в проект
1
Планирование деятельности
Осуществление деятельности по решению
проблемы
14-15
Оформление результатов
16-17 Презентация (защита) результатов
10 -12
13
18
19
20
1
3
1
2
2
Тема 5. Обучение анкетированию, социологическому опросу.
Интервьюированию (2 ч.)
Составление анкет, опросов.
1
Проведение интервью в группах
1
Тема 6. Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график (3 ч.)
Знакомство с понятиями: схема, рисунок,
1
график
10
Дата
(факт)
21-22
23
24-25
26
27-28
29-30
3132
33-34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
Практическая работа
2
«Изображение информации
графически и схематически»
Тема 7. Работа в компьютерном классе.
Обобщение полученных данных. Оформление презентации(3 ч.)
Синтез материала
1
Оформление электронной презентации
2
Тема 8. Информационные проекты (9ч.)
Погружение в проект
1
Планирование деятельности
2
Осуществление деятельности по решению
2
проблемы
Оформление результатов
2
2
Презентация (защита) результатов
Тема 9.Ролевые проекты (15 ч.)
Выбор темы проекта и формулировка
1
проблемы
Целеполагание.
1
Определение сюжета
1
Определение источников информации
1
и литературы
Установление критериев оценки
1
результатов и процесса
Распределение задач между членами
группы
Самостоятельная работа учащихся по
решению задач проекта
Промежуточные обсуждения полученных
данных
Самоанализ и рефлексия
Оформление портфолио
Анализ и синтез данных проекта
Формулирование выводов
Подготовка презентационных
материалов
Подготовка публичного выступления
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59-60
61-62
63-64
65-66
67-68
Защита проекта
1
Прикладные проекты (19 ч.)
Выбор темы проекта и формулировка
1
проблемы
Исследование проблемы
1
Развитие и отбор идей
1
Разработка технического решения
1
Экономическая оценка проектируемого
1
изделия
Экологическая оценка
1
Конструирование изделия
1
Составление плана практической
1
реализации проекта
Выполнение запланированных
1
технологических операций
Текущий контроль качества. Испытание
2
Оформление проекта
2
Оценка качества реализации проекта
Анализ результатов выполнения проектов.
2
Оценка проекта учащимися
Защита проекта.
2
Оценка и коррекция проекта
Анкетирование «Что я знаю о проектной
2
деятельности?». Итог: защита проектов
12