МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации Ординского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ординская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
Педагогический совет
Протокол № 1
от «26» августа 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
Приказ №284
от 26 августа 2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Среднее общее образование, 10 класс
2025 – 2026 учебный год
с. Орда, 2025
1
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 18.05.2023 г. № 371;
- Основной образовательной программой МБОУ «Ординская СОШ»;
- Положением об индивидуальном проекте обучающихся 10-11 классов в рамках ФГОС СОО.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Цель:
- формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов,
технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для
достижения практико-ориентированных результатов образования;
- формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации
обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение
научной, личностно и (или) социально-значимой проблемы.
Задачи:
- сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
- выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
- продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, а
также самостоятельного применения приобретѐнных знаний и способов действий при решении
различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных
областей;
- развивать навыки постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования
работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации
результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности
обучающихся (учебное исследование, учебный проект).
Проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной
теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной
области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной,
художественно-творческой, иной).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного
времени и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или
разработанного проекта
с защитой на школьной комиссии или на научно-практической
конференции школьников (любого уровня) и оценивается по пятибалльной системе.
На уровне среднего общего образования роль учителя сводится к минимуму.
Старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему, ставят
цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики
ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического
использования проектного и исследовательского продукта.
Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:
- естественно-научные исследования;
- исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной
программы, например в психологии, социологии);
- экономические исследования;
- социальные исследования;
- научно-технические исследования;
- творческое.
Возможные формы представления результатов проектной деятельности:
2
- макеты, модели, схемы, план-карты;
- постеры, презентации;
- альбомы, буклеты, брошюры;
- эссе, рассказы, стихи, рисунки;
- документальные фильмы, мультфильмы;
- выставки, игры, тематические вечера, концерты;
- сценарии мероприятий;
- веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.
Результаты учебно-исследовательской деятельности могут быть представлены в виде:
- реферата;
- проекта;
- исследовательской работы.
Защита индивидуального проекта проходит на заседании школьной комиссии или на научнопрактической конференции школьников (любого уровня) и оценивается по пятибалльной системе.
Функциональные обязанности участников образовательных отношений
Роль куратора
Куратор на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность школьника:
- консультирует (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку
деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п.);
- мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как
ситуацию выбора и свободы самоопределения);
- провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления, самостоятельной оценки
деятельности, моделирует различные ситуации);
- наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать во время
консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности
учащихся). Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности;
- координирует работу обучающихся;
- контролирует ход выполнения работы обучающимся, готовность к защите.
Роль обучающегося:
- выступает активным участником, т.е. становится субъектом деятельности;
- имеет определенную свободу в выборе способов и видов деятельности для достижения
поставленной цели;
- несет ответственность за выполнение работы и ее результаты;
- самостоятельно планирует деятельности и презентация еѐ результатов.
Регламент проведения защиты реализованного проекта, параметры и критерии оценки проектной
деятельности должны быть известны обучающимся заранее.
Формы организации занятий:
- индивидуальная;
- парная;
- групповая;
- коллективная;
- самостоятельная работа.
Формы контроля освоения программы
Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам
представления продукта/учебного исследования.
Оценивание производится на основе критериальной модели по пятибалльной системе
(приложение).
Место индивидуального проекта в учебном плане
Индивидуальный проект обязателен для выполнения обучающимися по выбранному предмету/
направлению. В соответствии с учебным планом МБОУ «Ординская СОШ» на выполнение
индивидуального проекта обучающимися 10 класса отводится 1 час.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- уважение к личности и еѐ достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;
3
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- готовность и способность к самоорганизации и самореализации;
- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и
обязанностей ученика;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и приятия;
- умение конструктивно разрешать конфликты;
- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения,
общественно полезной деятельности;
- умение строить жизненные планы с учѐтом конкретных социально-исторических,
политических и экономических условий;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
- готовность к выбору профильного образования.
Ученик получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций участников дилеммы,
ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в
поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
Ученик научится:
- определять область своих познавательных интересов;
- искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с
использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с каталогами
библиотек;
- находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе выполнения
учебного исследования или проекта;
- планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя методы,
оборудование и технологии адекватные проблеме:
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного
исследования, формулировать выводы на основании полученных результатов;
- использовать научные методы: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, доказательство,
анализ, обобщение, статистика, эксперимент, наблюдение, рассуждение, опровержение,
установление причинно-следственных связей, построение и выполнение алгоритма и т.д.;
- ясно и логично излагать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, обсуждать проблему,
находить компромиссные решения и т.д.;
- видеть и комментировать разные точки зрения, морально-этические аспекты проблемы;
- предполагать возможное практическое применение результатов учебного исследования и
продукта учебного проекта
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный проект, учебное
исследование;
- целенаправленно и осознанно развивать свои познавательные, регулятивные,
коммуникативные способности;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученной информации, полученных
знаний, качество выполнения проекта, исследования.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат
представление:
4
- о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах,
применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
- о понятиях: концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель,
метод сбора и метод анализа данных;
- об отличительных особенностях исследования в гуманитарных областях и исследования в
естественных науках;
- об истории науки;
- о новейших разработках в области науки и технологий;
- о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
Обучающиеся смогут:
- решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
- использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных
задач;
- использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
- использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских
задач;
- использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
Обучающиеся научатся:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для
достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных
областях деятельности человека;
- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он
повлечет в жизни других людей, сообществ);
- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов.
Обучающиеся получат возможность научаться:
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно
презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения
продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
- самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и
критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на
каждом этапе реализации и по завершении работы;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков.
Содержание и тематическое планирование курса
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Основные понятия проект-
Количест
Форма
во часов организаци
и занятий
2
3
4
Введение. Особенности проектной и исследовательской
2
Групповая
деятельности. Основные требования к исследованию.
Виды
индивидуальных
проектов.
Основные
Содержание
5
ной и исследовательскойдеятель
ности
(3 ч.)
технологические подходы. Особенности монопроекта и
межпредметного проекта.
Подбор
противоречивых
фактов,
интересной
информации, продумывание проблемных ситуаций
Определение темы проекта/исследования. Этапы работы
над проектом/исследованием. Методы исследования.
Технология составления плана работы. Определение
цели,
задач
проекта,
методов.
Выбор
темы
индивидуального проекта. Определение целей, задач
исследования,
выдвижение
гипотез,
определение
предмета и объекта изучения и методов.
Практическая работа № 1. Формулирование темы,
определение актуальности темы, проблемы.
Практическая работа № 2. Формулирование цели,
определение задач, выбор предмета и объекта.
Практическая работа № 3. Составление плана работы
Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с
Раздел 3.
ресурсами Интернета. Работа с электронным каталогом
Алгоритм
библиотеки. Что такое плагиат и как его избегать в своей
работы с
литературой и с работе. Занятие с системами «антиплагиат».
ресурсами
Практическая работа № 4. Работа с каталогами и
Интернета
поисковыми системами
(4 ч.)
Практическая работа № 5. Работа в библиотеке: работа в
тематическом каталоге
Практическая работа № 6. Подбор материалов по теме
проекта/исследования
Помощь и коррекция в определении темы, целей, задач,
Раздел 4.
предмета
и
объекта
исследования
Индивидуальное гипотезы,
проектирование исследования. Коррекция плана работы и списка
информационных источников
(3 ч.)
Формулировка темы, целей, задач. Формулировка
гипотезы, предмета и объекта исследования. Выбор
методов, составление плана работы. Определение
источников информации.
Оказание помощи в фиксации результатов
Раздел 5.
теоретического или экспериментального исследования.
Сбор и
систематизация Практическая работа № 7Планирование и проведение
полученной
эксперимента, сбор материала в виде тезисов, конспектов,
информации
схем, таблиц, рисунков.
(6ч.)
Практическая работа № 8 Определение актуальности
темы и целевой аудитории
Практическая работа № 9 Определение положительных
эффектов от реализации проекта/исследования
Практическая работа № 10 Определение рисков при
реализации проекта/исследования
Раздел 6.
Оказание помощи в обработке полученного материала
Обработка
Раздел 2. Этапы
работы над
проектом,
учебным
исследованием
(5ч.)
1
2
Самостояте
льная
работа
Групповая
3
Самостояте
льная
работа
1
Групповая
3
Самостояте
льная
работа
1
Индивидуаль
ная
2
Самостояте
льная
работа
1
4
Индивидуаль
ная
Самостояте
льная
работа
1
Индивидуаль
ная
6
Практическая работа № 11 Обработка полученного
материала в соответствии с целями и задачами.
Статистическая обработка материала и представление
результатов в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п.
Практическая работа № 12 Систематизация и
обобщение результатов
работы.
Формулирование
выводов (цель-результат)
Редактирование текста и оформления работы, проектного
Раздел 7.
продукта. Обсуждение способов оформления конечных
Оформление
проектной/иссл результатов индивидуального проекта / исследования.
Технология презентации
едовательской
работы
Практическое овладение научным стилем. Написание
(3 ч.)
текста
исследовательской/проектной
работы
в
соответствии с целями и задачами исследования, планом
работы.
Помощь в подготовке к защите и презентации
Раздел 8.
Защита проекта проекта/исследования.
/исследовательс Подготовка к защите. Навыки монологической речи.
кой работы
Аргументированная речь.
(6 ч.)
Защита реализации проекта/исследования
по плану
(примерному):
1. Тема и краткое описание сути проекта/исследования.
2. Актуальность.
3. Положительные эффекты от реализации, которые
получат как сам автор, так и другие люди.
4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые
были привлечены для реализации проекта, а также
источники этих ресурсов.
5. Ход реализации.
6. Риски реализации проекта и сложности, которые
обучающемуся удалось преодолеть в ходе его
реализации.
Организация рефлексии. Подведение итогов, анализ
Раздел 9.
результатов, удовлетворенности работой, возможных
Подведение
перспектив.
итогов (1ч.)
ИТОГО
- аудиторные часы:
- самостоятельная работа:
- общее количество часов:
полученного
материала
(3ч.)
2
Самостояте
льная
работа
1
Индивидуаль
ная
2
Самостояте
льная
работа
1
3
Индивидуаль
ная
Самостояте
льная
работа
К.Р
1
Групповая
2
11
23
34
7
Приложение
Система оценивания при защите реферата
Реферат оценивается комиссией, исходя из установленных школой критериев оценки.
Критерии, используемые при оценивании реферата.
№
Критерий
1
Оформительские требования к работам
2
3
4
5
6
7
Требования к введению (постановка цели, задачи, актуальность темы)
Соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам
Логичность построения работы
Практическая значимость работы
Эстетичность оформления работы, приложений
Заключение с результатами, выводами
Система оценивания при защите проекта
Проект оценивается комиссией, исходя из установленных школой критериев оценки.
Критерии, используемые при оценивании проекта.
№
Критерий
1
Оформительские требования к работам
2
Требования к введению (постановка цели, задачи, проблемы, прогнозируемый
результат, актуальность темы)
3
Соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам,
наличие продукта проекта
4
Логичность построения работы
5
Оригинальность решения проблемы
6
Практическая значимость работы
7
Эстетичность оформления работы, приложений
8
Заключение с результатами, выводами
9
Продукт проекта
Система оценивания при защите исследовательской работы
Исследовательская работа оценивается комиссией, исходя из установленных школой
критериев оценки.
Критерии, используемые при оценивании исследовательской работы.
№
Критерий
1
Оформительские требования к работам
2
Требования к введению (постановка цели, задачи, проблемы, объект и предмет
исследования, гипотеза, прогнозируемый результат, актуальность темы)
3
Соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам
4
Логичность построения работы
5
Научная аргументированность работы, разнообразие методов исследования
6
Оригинальность решения проблемы
7
Практическая значимость работы
8
Эстетичность оформления работы, приложений
9
Заключение с результатами, выводами
№
1
2
3
4
5
6
Критерии оценки защиты работы
Критерий
Четкость и логичность изложения
Полнота, доступность изложения
Владение материалом
Культура речи
Соответствие выводов полученным результатам, четкость выводов, общий доклад
Умение показать полезность работы для себя
8
7
Оформление демонстрационного материала
8
Умение отвечать на вопросы (четкость, правильность, умение вести диалог)
9
Поощрительный балл
Баллы: «3» - полное соответствие критериям; «2-1» - частичное соответствие критериям; «0» - не
соответствие критериям.
Баллы, полученные за выполнение работы, переводятся в оценки успеваемости следующим
образом:
Оценка
Реферат
Проект
Исследовательская
работа
Максимальный балл
48
54
54
«отлично»
39-48
44-54
44-54
«хорошо»
29-38
33-43
33-43
«удовлетворительно»
20-28
22-32
22-32
«неудовлетворительно»
0-19
0-21
0-21
Структура самопрезентации:
1. Наличие титульного слайда с заголовком.
2. Библиография.
3. Содержание.
4. Вставка графиков и таблиц.
5. Наличие текста и идеи ясно изложены.
6. Логическая последовательность слайдов.
7. Эстетическое оформление презентации.
Оформление и структура проекта, исследовательской работы и реферата
Общий объем работы не должен превышать 20-25 страниц машинописного текста через 1,5
интервала, шрифт 14, формат А4. Приложения не включаются в данный объем.
Примерная структура работы:
1. титульный лист (1с);
2. содержание работы (оглавление) (1с);
3. введение (1-2 с.);
4. основное содержание работы, состоящее из двух-трех глав (параграфов);
5. заключение (1-3 с.);
6. список использованной литературы (библиография);
7. приложения.
9