МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Ординская средняя общеобразовательная школа"
филиал «Шляпниковская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
директор МБОУ
«Ординская СОШ»
педагогического совета
приказ № 284
от«26»августа 2025 г.
Протокол № 01
от «26» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «В мире животных»
для обучающихся 7 класса
Составитель:
Учитель химии и биологии
Шерстобитова А.И.
с. Орда 2025
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе авторской программы «В мире животных»
для учащихся 7-х классов 17 часов.
Программа элективного курса «В мире животных» направлена на формирование системы представлений о многообразии и биологических
особенностях животных и расширяет и углубляет курс «Биологии» ФГОС 7 класса по программе В.В. Пасечника.
Знания, полученные на занятиях, будут способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к предмету биологии и представляют
ценность для определения ими путей дальнейшего образования.
Включённый в программу материал может применяться для различных групп школьников с разной степенью обобщенности знаний и модульным
принципом построения программы.
Степень обобщенности знаний соответствует целям обучения и развития мышления обучающихся. Факультативный курс «В мире животных»
рассчитан на 17 часов (0,5часа в неделю).
Программа составлена для обучающихся 7-х классов. Отбор материала выполнен на основе принципов научности, доступности,
познаваемости природы, развивающего обучения с опорой на базовый уровень знаний.
Актуальность программы в том, что данный курс будет способствовать развитию познавательного интереса и любовь к животным.
Цель программы:
углубление знаний о биологических особенностях различных классов и отрядов животных;
Задачи программы:
1.
формирование у учащихся системы представлений о мире животных, как родной страны, так и планеты в целом;
2.
привитие навыков гигиены и охраны труда при работе с животными;
3.
обеспечение условий для развития творческих сил, способностей и дарований обучающихся;
4.
закрепление умений и навыков работы с научной, учебно-методической, учебно-познавательной литературой, работой с
электронными носителями и пользование Интернетом.
5. развивающие - развитие у учащихся интереса к миру живой природы и формирование культуры отношений между человеком и
другими живыми организмами.
6. воспитывающие – воспитание любви к братьям нашим меньшим, аккуратного и бережного отношения к домашним питомцам и
животным, обитающим в природе. Воспитывать нетерпимое отношение к проявлению варварского отношения к живым объектам
природы. Воспитывать активную жизненную позицию по пропаганде и выработке ценностного отношения к живой природе,
развитию творческих способностей, усвоению учащимися норм и правил экологической этики.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей обучающихся, предусматривает связь науки и
жизни, а также способствует самоопределению в будущем.
Программа нацелена использовать разнообразные методы обучения и выявление творческих способностей детей, чтобы дать им возможность
для их проявления (при работе с лабораторно-практическим материалом, работе в группах, представлении презентаций и участия в диспутах).
В работе используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстрированный (рассказ, беседа, практическая работа,
экскурсия), поисковый (презентации, сообщения, реферативные работы), модельный (деловые игры).
Контроль за выполнением учебной программы осуществляется в виде: лабораторно-практических работ, презентаций, индивидуальных
сообщений и творческих работ.
Содержание тем факультативного курса «В мире животных»
В мире животных . Общая характеристика животных (7 ч)
Растения, животные, грибы и микроорганизмы как основные компоненты живой природы. Места обитания животных на Земле.
Животные на суше, в воздухе, в водоёмах, в почве. Особенности животной клетки. Ткани животных. Систематика животных.
Многообразие животных. Беспозвоночные. (5 ч)
Животные в экосистемах. Лесные виды животных (почвенные беспозвоночные, насекомые), их связь с растительностью и место в лесных
сообществах. Виды экологических связей между организмами. Представление о пищевых сетях. Животные – переносчики опасных
заболеваний; меры предохранения. Жалящие насекомые. Ядовитые животные. Наблюдения в природе: муравьи, водные беспозвоночные.
Многообразие животных. Позвоночные. (5 ч)
Многообразие видов животных (рыбы, амфибии и рептилии, птицы, млекопитающие), их связь с растительностью и место в
сообществах. Животные морских глубин. «Живые ископаемые»: мечехвост, латимерия, гаттерия. Животные, ведущие скрытный образ жизни.
Животные болот и лугов. Животные водоёмов. Птицы и млекопитающие, связанные с водными экосистемами. Инстинкт как основа поведения
животных. Сложные формы поведения животных.
Исчезнувшие и истреблённые человеком виды животных. Причины сокращения численности животных. Редкие виды животных.
Красная книга. Пути сохранения видов животных от вымирания.
Календарно – тематическое планирование
7 КЛАСС
№
п/
п
1
2
3
4
Количество часов
Тема урока
Ткани животных. Органы и системы
органов животных. Лабораторная работа
«Исследование под микроскопом готовых
микропрепаратов клеток и тканей
животных»
Опора и движение животных. Практическая
работа «Ознакомление с органами опоры и
движения у животных»
Питание и пищеварение у простейших и
беспозвоночных животных
Дыхание животных. Практическая работа
«Изучение способов дыхания у
животных»
Всег
о
Контрольн
ые работы
Практическ
ие работы
Дата
изучени
я
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d7
c26
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d7
d98
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d7f
1e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d8
09a
5
6
Кровообращение у позвоночных
животных
Выделение у животных
1
1
7
Раздражимость и поведение животных
1
8
Основные систематические категории
животных
1
9
10
11
12
Многообразие простейших. Значение
простейших в природе и жизни человека.
Лабораторная работа «Многообразие
простейших (на готовых препаратах)»
Паразитические плоские черви.
Лабораторная работа «Изучение
приспособлений паразитических червей к
паразитизму (на готовых влажных и
микропрепаратах)»
Многообразие моллюсков. Значение
моллюсков в природе и жизни человека
Многообразие рыб. Значение рыб в природе
и жизни человека
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d8
2ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d8
4fa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d8
6c6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d8
9d2
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d8f
9a
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d9
3b4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d9
a30
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d9
ba2
13
14
15
16
17
Многообразие земноводных и их охрана.
Значение земноводных в природе и жизни
человека
Значение птиц в природе и жизни человека
Многообразие млекопитающих
Поведение млекопитающих. Размножение и
развитие млекопитающих
Животные в городе. Меры сохранения
животного мира
Красная книга
Всего
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863da
070
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863da
53e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863da
89a
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863da
cd2
1
17
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863da
b7e
5