Рабочая программа курса внеурочной деятельности ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ 1- 4 класс Шляпниковская ООШ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Ординская средняя общеобразовательная школа"
филиал «Шляпниковская основная общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании

директор
МБОУ
«Ординская СОШ»

педагогического совета

приказ
№
284
от«26»августа 2025 г.

Протокол № 01
от «26» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Чтение с увлечением»
для обучающихся 1-4 классов

Составитель:
Учитель начальных классов
Нуриахметова Т.Н.

с. Орда 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» для
учащихся 1-4 классов разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой
(Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. –
М.: Вентана-Граф, 2011. – 192с.).
Рабочая программа составлена в рамках общекультурного направления внеурочной
деятельности и направлена на
воспитание ученика-читателя через расширение
читательского пространства каждого ребенка, реализацию дифференцированного обучения
и развитие индивидуальных возможностей детей.
Актуальность курса.
Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив
книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят
видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для
них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства
познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать
познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно
внеклассного чтения. Эти занятия способствуют развитию личности ребенка. Они
помогают ориентироваться в мире детских книг.
Внеурочная воспитательная работа имеет преимущества по сравнению с учебной
деятельностью, так как организуется на добровольных началах и имеет большие
возможности для реализации различных видов деятельности, позволяя использовать в
оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. Цели и
задачи программы.
создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг, расширение литературно-образовательного пространства обучающихся.
Задачи программы:
•
совершенствовать навык чтения учащихся;
•
развивать у обучающихся устойчивый и осознанный интерес к чтению
художественной литературы;
•
знакомить обучающихся с детской книгой как явлением культуры, ее
структурой, видами, жанрами, темами;
•
формировать
читательские
умения,
необходимые
для
квалифицированной читательской деятельности;
•
формировать основы читательской культуры, литературного вкуса
младших школьников;
•
вырабатывать привычки к вдумчивому чтению, умение применять в
процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на
уроках литературного чтения.
Основные формы и методы обучения.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух,
рассказывание, инсценирование, беседа.
Отбор
литературных текстов
осуществлялся
на
основе
следующих
литературнопедагогических принципов:
•
ориентация на читательские интересы ребенка;
•
разнообразие тематики и жанров литературных текстов;

•
разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по
внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный
материал уроков классного чтения;
•
важнейшим принципом, определяющим содержание программы,
является принцип художественной значимости изучаемого произведения.
В рамках реализации курса используются следующие формы организации занятий:
•
Викторина
•
Библиотечный урок
•
КВН
•
Путешествие по страницам книг
•
Проект
•
Литературная игра
•
Инсценирование
•
Конкурс – кроссворд
•
Читательская конференция
•
Занятие-диспут
•
Урок-спектакль
•
Интегрированное занятие
•
Литературный ринг
•
Беседа-дискуссия с элементами инсценировки
•
Занятие-интервью
•
Устный журнал
•
Литературная гостиная
Организация обучающихся на занятиях имеет следующие формы:
•
индивидуальная работа (педагог работает с каждым обучающимся
отдельно);
•
работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы);
групповая (обучающиеся обмениваются мнениями, сообща работают и играют);
фронтальная.
Особенности организации занятий.
Программа адресована обучающимся 1-4 классов (7-10 лет).
Курс рассчитан на 34 часа
Занятия проходят в рамках внеурочной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:
•
оценивать (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные
ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
•
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
•
определять и формулировать цель собственной деятельности с
помощью учителя;
•
проговаривать
последовательность
действий
на
уроке;
Познавательные УУД:

•
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
•
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
•
делать выводы в результате совместной работы учащихся и учителя;
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на
уровне предложения или небольшого текста);
•
слушать и понимать речь других; Предметные результаты:
Ученик научится:
•
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение)
в исполнении учителя, учащихся;
•
осмысленно, правильно читать (переход на чтение целыми словами);
•
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
•
пересказывать текст;
•
составлять устный рассказ по картинке;
•
заучивать наизусть небольшие стихотворения;
•
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
•
различать рассказ и стихотворение
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Русский народный фольклор (2 часа)
Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: обложка, страница,
иллюстрация, заглавие. Составление рассказа по картинке. Учимся разгадывать загадки различной
тематики.

Мои первые книжки (3 часа)
Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов. Знакомство с
понятием «Сказочный зачин». Выборочное чтение. Друзья детства» (3 часа)
Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки». Выборочное
чтение. Установление причинно-следственных связей. Рассматривание сборника стихов
«Игрушки», выразительное чтение стихотворений.
О наших сверстниках (3 часа)
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями,
составление характеристики главных героев. Рассматривание сборника Б. Заходера «В
стране Вообразилии», выразительно е чтение выбранного стихотворения. Разучивание
повторяющихся четверостиший. О хороших людях (4 часа)
Слушание, чтение и рассматривание книги сборника. Выделение фамилии автора в
оглавлении, беседа с элементами рассуждения, иллюстрирование знаменитого корабля
«Аврора». Введение понятия «былина». Пересказ сказки от имени девочки, петушка.
Рассматривание сборника «О мамах», выразительно е чтение. Чтение наизусть стихов о
маме.
Книги о животных (6 часов)
Слушание, чтение и рассматривание книги. Пересказ по вопросам, составление
характеристики героя. Выразительно е чтение (интонация: радость, чувство облегчения,
удивления, неудовольствия, усталости). Словесное рисование портрета главного героя.
Оформление выставки книг «О животных». Рассматривание сборника книг «О животных»,
комментированное чтение. Пересказ по серии картинок, выбрать самый радостный эпизод, самый
грустный. Выделение научно - познавательных сведений.

Русская литература» (7 часов)
Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых загадок,
воспроизведение тех, которые запомнили. Знакомство с понятием «рифма».
Рассматривание сборника стихов И. Сурикова, выразительное чтение. Разучивание
волшебной песенки. Рисование цветика - семицветика. Соотнесение эпизодов сказки с
лепестками волшебного цветка. Воспроизведение содержания по вопросам учителя.
Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое
чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Построение небольшого
монологического высказывания о произведении.
Зарубежная литература» (5 часов)
Чтение и рассматривание книги. Литературно е слушание. Замена характеристики
главного героя (волк положительный герой; Красная шапочка – отрицательный герой).
Восстановление диалога по памяти. Составление характеристики героев, выборочное
чтение. Чтение рассматривание сборника сказок А. Алиша. Работа с содержанием.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Колво
часов

Тема занятия

Формы
организации

Виды деятельности

«Русский народный фольклор» (2 часа)

1

Докучные сказки: «Сказка про
белого бычка», «Сказка про
сороку и рака»

1

Групповая, игровая

2

«Ни окошек, ни дверей». Загадки

1

Индивидуальная,
работа в парах

Инсценирование одного
эпизода по выбору
Выделение
тематических
групп
загадок,
иллюстрирование

«Мои первые книжки» (3 часа)
3

4

5

6
7
8

Разыгрывание диалогов,
пересказ по серии картинок.
Инсценировка сказки,
оформление выставки книг К.
К.Чуковский «Бармалей»
1
Групповая, игровая
И.
Чуковского.
Занятие-диспут.
Литературный эксперимент:
К.Чуковский «Доктор Айболит»
1
Групповая
сравнение сказки в
стихотворной форме (по Гью
Лофтингу) и прозе.
«Друзья детства» (3 часа)
С.Маршак «Усатый полосатый»

А. Томилин «Сказка о Веселом мастере
на все руки»
Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают»
Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто
«Игрушки»

1

Индивидуальная,
групповая

1

Индивидуальная

1

Индивидуальная

1

Индивидуальная,
групповая

«О наших сверстниках» (3 часа)

Изготовление игрушки из
бумаги, пластилина
Литературная игра
Выставка рисунков к
знакомым стихам А. Барто по
выбору. Составление книжной
выставки «Стихи Барто»

9

Игровая, групповая Викторина по произведениям
Н.Носова.
Подготовка вопросов
А. Соколовский «Бабушкина вешалка
1
Работа в парах
олимпиады
Парад домашних творческих
Б.Заходер «Детям», Э.Успенский «Над
Индивидуальная,
1
достижений «В стране
нашей квартирой».
игровая
Вообразилии»
«О хороших людях» (4 часа)
Н.Носов «Метро», «Леденец»

1

12

С.Сахарнов «Самый лучший пароход»

1

Индивидуальная

13

А.Митяев «Богатыри»

1

Работа в парах

14

В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие
листья»

1

Групповая.
индивидуальная

15

Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в
тишине», А.Барто «Разлука»

1

Индивидуальная

10
11

Викторина
Мии-проект «О богатырях и о
подвигах».
Пересказ сказки от имени
девочки, петушка. Занятиедиспут
Чтение наизусть стихов о
маме

«Книги о животных» (6 часов)

16

Е.Чарушин «Волчишко» С. Маршак
«Детки в клетке»

1

Групповая

17

М. Горький «Воробьишко»

1

Групповая

18

Ю.Тувим «Птичье радио»

1

Групповая

19

С. Михалков «Как медведь трубку
нашел»

1

Индивидуальная

20

Н.Сладков «Как медвежонок сам себя
напугал»

1

Индивидуальная,
групповая

21

Е.Чарушин «На нашем дворе»

1

Работа в парах

Выставка книг о животных.
Выставка рисунков «Мой
четвероногий друг»
КВН по прочитанному
произведению
Составление выставки книг
«Лес не школа, а всему учит».
Библиотечный урок
Рисование
петушка,
воспроизведение
сюжета
сказки по вопросам учителя
Словесное рисование портрета главного героя..
Оформление выставки книг
«О животных».
Составление правил
обращения с домашними
животными «Братья наши
меньшие» Воспроизведение
диалогов по памяти.
Загадывание друг другу
загадок о животных.

«Русская литература» (7 часов)

22

Стихи и загадки Е. Серова

1

Индивидуальная,
работа в парах

23

И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок
«На лугу»

1

Групповая

24

В.Катаев « Цветик – семицветик»

1

Групповая,
индивидуальная

25

С. Баруздин « Как Алѐше учиться
надоело»

1

Индивидуальная

Отыскание новых загадок в
детских книгах, журналах,
Интернете. Литературная игра
«Отгадайка»
Читательская конференция
Разучивание волшебной
песенки. Рисование
цветикасемицветика.
Соотнесение эпизодов сказки
с лепестками волшебного
цветка.
Воспроизведение
содержания по вопросам

учителя. Подготовка к
проекту

26

Г. Остер «Эхо»

1

Индивидуальная,
групповая

27

С. Воронин «Необыкновенная
ромашка»

1

Индивидуальная

28

«Любимое произведение»

1

Работа в парах

Пересказ по серии картинок,
выбрать самый интересный
эпизод.
Иллюстрирование выбранного
эпизода. Беседа-дискуссия.
Участие в диалоге при
обсуждении прочитанного.
Построение небольшого
монологического
высказывания о
произведении Минипроект
«Моя любимая книга»

«Зарубежная литература» (5 часов)

29

Ш.Перро «Красная шапочка»

1

30

Ш. Перро «Мальчик с пальчик»

1

31
32

Камыр Батыр. Татарские народные
сказки
Абдулла Алиш «Болтливая утка».
Татарские литературные сказки

Индивидуальная,
игровая

Групповая, игровая

1

Работа в парах

1

Индивидуальная

33

М. Крюгер «Принцесса Белоснежка»

1

34

Алексеев С. П. «Рассказы и стихи о
Великой Отечественной войне»

1

Групповая, игровая
Групповая

Замена характеристики
главного героя (волк
положительный герой;
Красная шапочка –
отрицательный герой).
Читательская конференция
Разыгрывание сказки
Составление характеристики
героев, выборочное чтение.
Иллюстрирование выбранного
эпизода
Разыгрывание сказки
Оформление выставки книг
Андерсена.

1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н. Е.
Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
2. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
3. ВолинаВ. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
4. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа,
1999
5. Гостимская Е. С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
6. Ксензова Г. Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. –
Калинин, 1988
7. Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. «Литература как предмет эстетического цикла». Москва,
2005
8. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001
9. Перова Г. М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006
10. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой.
- М.: Русский язык, 1987.
11. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».