Рабочая программа курса внеурочной деятельности СЛОВАРИ НАШИ ДРУЗЬЯ 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации
Ординского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ординская
средняя общеобразовательная школа"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогический совет

Директор школы

Протокол № 1 от «26»
августа 2025 г.

Приказ № 284 от «26»
августа 2025 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Словари – наши друзья»
для обучающихся 4 класса
начального общего образования

Орда,2025-2026
1

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности
«СЛОВАРИ – наши друзья»
предназначена для обучающихся 4-х классов и составлена в соответствии с нормативными
документами:
 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273ФЗ (редакция от 30.12.2021 г. с изм. и доп. вступ. в силу с 01.01.2022 г.);
 приказом Минпросвещения от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
 ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 31.05.2021 г.
№286);
 Стратегией развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
 Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России под ред.
А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, «Просвещение», 2009;
 Концепцией программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 03 июня 2017г. № 1155-р);
 Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждена Распоряжением Правительства РФ от 09.04.2013 г. №637-р);
 Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20, утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 (действуют с
01.01.2021, срок действия ограничен 01.01.2027);
 Санитарными правилами и нормами 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 г. № 2 (действуют с 01.03.2021, срок действия ограничен 01.03.2027);
 Примерной ООП НОО, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол № 1/22 от 18.03.2022г.);
 Примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22);
 ООП НОО МБОУ «Ординская СОШ», на основе авторской программы Л.А.Красиной
«Словари – наши друзья», реализуется в рамках занятий внеурочной деятельности,
направленных на реализацию особых интеллектуальных и социокультурных потребностей
обучающихся.
Цель внеурочной деятельности «Словари – наши друзья»: формирование представлений
младших школьников о различных видах современных словарей, знакомство с малоизвестными
младшим школьникам словарями русского языка, совершенствование навыка поиска
необходимой справочной информации с помощью компьютера.
Цель реализуется в конкретных задачах:
 познакомить обучающихся с разнообразными видами словарей;
 научить пользоваться обучающихся словарной статьѐй различных словарей;
 помочь осознать значение словарей как источника обогащения словарного запаса;
 развивать устную и письменную речь;
 пробуждать интерес и любовь к родному языку через использование словарей;
 мотивировать обучающихся к систематическому использованию словарей в урочной,
внеурочной, проектно-исследовательской деятельности;

2

 совершенствовать навык поиска необходимой справочной информации с помощью
компьютера.
Вопрос обогащения словарного запаса современных школьников, повышения
коммуникативной компетенции, сохранения литературной нормы в настоящее время чрезвычайно
актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят всѐ новые и новые слова, понимание
которых нередко вызывает трудности. В связи с этим первостепенной задачей является работа по
обогащению словарного запаса обучающихся. Французский лексикограф Алан Рей считал
современную цивилизацию «цивилизацией словарей». Словари помогают изучить историю слова,
определить его значение, установить, как последовательно развивались лексические значения
слова. Словари – это история о жизни людей, их думах, бедах и радостях, традициях. Каждое
слово, помещѐнное в словаре, связано с жизнью и деятельностью народа – творца языка, поэтому
их называют «спутниками цивилизации».
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности «Словари – наши
друзья» осуществляется через:
 вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
 формирование детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и
педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
 создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определѐнные социально
значимые формы поведения;
 поддержку обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установку на
сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
 поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления
Рабочая программа внеурочной деятельности «Словари – наши друзья» направлена на
обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной
образовательной программы НОО за счет расширения информационной, предметной,
культурной среды, формирования личностных и метапредметных универсальных
учебных действий, необходимых для дальнейшего обучения на уровне основного общего
образования, обеспечивает преемственность программ начального общего образования
и основного общего образования; реализацию системно-деятельностного подхода в
организации образовательной деятельности.
Программа разработана для обучающихся 4-х классов. Срок реализации программы 1 год.
Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий
4 классы - 40 минут.
I.
Содержание
программы внеурочной деятельности «Словари – наши друзья» 4 класс
Знакомство со словарем
Определение словаря. Типология словарей. Типология словарей Л.В.Щербы. Параметры
классификации словарей. Основные словари русского языка. Функции словарей. Устройство
словарей. Основные структурные компоненты словаря. Лексикография как теория и практика
составления словарей. Словари энциклопедические и лингвистические, важнейшие их отличия.
Электронные словари и компьютерная лексикография.
Роль словарей в жизни человека
Роль лексических словарей в жизни человека. Основные социальные функции. Методы
увеличения активного словарного запаса.
Из истории русской лексикографии
Рукописные словари. Словарь Древнерусского языка. Предшественники академических толковых
словарей. Словари Академии Российской. Словарь 1848 г. Словарь Даля. История создания
первого лексического словаря. Словарь Ушакова. Словарь Ожегова. Словарь современного языка:
в 17 томах. Толковый словарь русского языка конца 20 века.
Словарная статья
Понятие о словарной статье и еѐ устройстве. Особенности словарной статьи различных
лексических словарей. Заглавное слово. Структура словарной статьи. Составитель словаря и
3

пользователь словаря. Обучение умению пользоваться различными словарями, в том числе
электронными.
Толковые словари. Однозначные и многозначные слова
Знакомство с однозначными и многозначными словами. Способы и причины образования
нескольких значений у слова. Практическая работа с толковым словарѐм «Найди многозначные и
однозначные слова». Игра «Прямое и переносное значение слов». Создание памятки «Как
работать с толковым словарѐм».
Орфографические словари
Знакомство с орфографическим словарем. Функция словаря. Орфографические словари В.И. Даля, Д.Н.
Ушакова, С.И. Ожегова. Практическая работа со словарем. Создание памятки «Как работать с
орфографическим словарѐм».
Словари омонимов
Омоним. Разграничение многозначности и омонимии. Омографы, омофоны, омоформы. «Словарь
омонимов русского языка» О.С. Ахмановой, «Словарь омонимии в русского языка» Н.П.
Колесникова. Создание памятки «Как работать со словарѐм омонимов».
Словари синонимов
Синоним. Синонимический ряд, стержневое слово. Синонимия у разных частей речи. Пути
возникновения синонимов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в
речи. З. Е. Александрова «Словарь синонимов русского языка». Создание памятки «Как работать
со словарѐм синонимов».
Этимологические словари
Понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с
различными этимологическими и историческими словарями. Архаизмы, историзмы. Знакомство
со словарной статьей этимологического словаря. Определение первоисточников слова.
Словари антонимов
Антонимы. Работа с пословицами и поговорками, фразеологизмами, стихотворными и
прозаическими текстами. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Создание памятки
«Как работать со словарѐм антонимов».
Словарь фразеологизмов
Понятие «фразеологические обороты». Изучение особенностей фразеологических сочетаний.
Правильное употребление фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывках
литературных произведений. Молотков А.И. «Фразеологический словарь русского языка».
Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.
Словари иностранных слов.
Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Понятие «устойчивые
обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. Создание
памятки «Как работать со словарѐм иностранных слов».
Словарь паронимов
Паронимы. Словари паронимов, словарная статья. Виды паронимов и способы их образования.
Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Создание памятки
«Как работать со словарѐм паронимов».
Словарь неологизмов
Как и почему появляются новые слова? Продолжение знакомства с лексическим значением слов.
Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Виды неологизмов.
В.И.Даль «Пословицы и поговорки»
Отличие пословицы от поговорки. Тематические группы. Использование в речи пословиц и
поговорок. Сборник В.И.Даля «Пословицы и поговорки».
Словарь диалектизмов
Сбор диалектных слов. Работа с толковым словарѐм. Составление словарных статей. Создание
памятки «Как работать со словарѐм диалектизмов».
Электронные словари
Электронная форма словарей. Знакомство с электронными носителями. Практические занятия с
использованием компьютера, планшета, смартфона. Культура использования технических
устройств.
Творческий проект «В гостях у словарей»
4

Инсценировка заседания словарей. Работа учеников, исполняющих роли словарей, с
соответствующими словарями: толковым, фразеологическим, орфографическим, словарем
синонимов, словарѐм антонимов. Представление продукта проекта в виде театрализованного
представления.
II. Планируемые результаты
освоения программы внеурочной деятельности «Словари – наши друзья»
Личностные результаты:
В результате занятий по программе внеурочной деятельности «Словари – наши друзья» в
начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том
числе через работу с различными видами словарей;
 уважение к родному языку и языкам других народов, формируемое, в том числе, на основе
примеров из художественных произведений, работы со словарями;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и
морального
вреда
другим
людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка).
Эстетического воспитания:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре, литературе,
восприимчивость традициям и творчеству своего и других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова;
 осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации в процессе языкового образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и
правил общения.
Трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров
из художественных произведений;
Экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами, словарями;
 неприятие действий, приносящих ей вред;
 культура использования технических устройств (компьютера, планшета, смартфона).
Ценности научного познания:
5

 первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины
мира);
 познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского
языка, активность и самостоятельность в его познании.
Метапредметные результаты.
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия:
Познавательные учебные действия:
 самостоятельно определять цели, ставить и формулировать задачи;
 уметь строить причинно-следственные связи, структурировать, строить схемы, таблицы;
 адекватное восприятие и понимание информации;
 способность извлекать информацию из различных источников;
 свободно пользоваться словарями различных типов;
 умение воспроизводить прочитанный и прослушанный текст;
 способность правильно излагать свои мысли;
 соблюдение в речи норм современного русского литературного языка;
 способность участвовать в речевом общении;
Коммуникативные учебные действия:
 умение задавать вопросы;
 навык контролировать действия партнера;
 навык позитивно проявлять себя в общении;
 толерантное отношение к другому участнику диалогу;
 адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных
задач, построение монологических высказываний, овладение диалогической формой речи.
 умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии.
Регулятивные учебные действия:
 умение принимать и сохранять учебную задачу;
 умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в
сотрудничестве с учителем;
 умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 умение различать способ и результат действия;
 навык выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной
форме.
Совместная деятельность:
 организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе:
обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера и
подчинѐнного; осуществлять продуктивное сотрудничество;
 проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и
оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при
необходимости помощь;
 понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений
предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел,
осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения; предъявлять
аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
Предметные результаты
К концу обучения в четвертом классе обучающийся научится:
 применять базовые понятия лексики;
 проводить лексический анализ слова;
 осознавать эстетическую функцию родного языка.
6










опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической
и художественной речи и оценивать их;
понимать особенности построения словарной статьи в различных словарях;
пользоваться разными видами словарей;
понимать роль словарей в овладении словарным богатством и литературными нормами
современного русского литературного языка;
проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность
слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное
значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая
сферу употребления и стилистическую окраску слова;
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.

7

III. Тематическое планирование программы внеурочной
деятельности «Словари – наши друзья»
4 класс (34 часа)
Тема, раздел курса,
примерное
количество часов
Знакомство со
словарем. (2 ч.)

Роль словарей в
жизни человека.
( 1 ч.)

Из истории русской
лексикографии.
( 2 ч.)

Словарная статья.
(2 ч.)

Предметное содержание

Характеристика деятельности
обучающихся

Формы проведения
занятий

Определение словаря. Типология
словарей. Типология словарей
Л.В.Щербы. Параметры
классификации словарей. Основные
словари русского языка. Функции
словарей. Устройство словарей.
Основные структурные компоненты
словаря. Лексикография как теория
и практика составления словарей.
Словари энциклопедические и
лингвистические, важнейшие их
отличия. Электронные словари и
компьютерная лексикография.
Роль лексических словарей в жизни
человека. Основные социальные
функции. Методы увеличения
активного словарного запаса.

Понимать, что такое словарь.
Различать типы словарей.
Классифицировать словари.
Знать основные словари русского языка и их
устройство.
Ориентироваться в словаре.
Знать систему составления словарей.
Различать словари энциклопедические и
лингвистические.
Использовать электронные словари.
Работать над развитием устной и
письменной речи.

*Беседа на тему
«Классификация словарей»
*Практикум «Электронные
словари и компьютерная
лексикография»

Оценивать роль лексических словарей в
жизни человека.
Понимать основные социальные функции
словарей.
Развивать активный словарный запас.
Использовать словари.
Познакомиться с рукописными словарями,
словарем древнерусского языка,
предшественниками академических
толковых словарей, словарями Академии
Российской и др.
Развивать кругозор.
Работать над развитием устной и
письменной речи.
Использовать словари.
Уважительно относиться к истории родного
языка.
Пользоваться словарной статьей.
Знать особенности словарной статьи
различных лексических словарей. Изучить
структуру словарной статьи. Уметь
пользоваться словарями, в том числе

*Конкурс «Я мудрец»
*Выставка и презентация на
тему «Словари»
*Ролевая игра «Свой ответ
ты объясни, если сможешь –
убеди»
*Выставка словарей
*Работа с толковым
словарем.
*Групповая работа «Хочу
рассказать…»

https://www.youtube.com/
http://fcior.edu.ru
http://www.it-n.ru

*Игра «Говорю, пишу,
читаю, слушаю»
*Беседа «Структура
словарей»

https://www.youtube.com/
http://fcior.edu.ru
http://www.it-n.ru

Рукописные словари. Словарь
Древнерусского языка.
Предшественники академических
толковых словарей. Словари
Академии Российской. Словарь
1848 г. Словарь Даля. История
создания первого лексического
словаря. Словарь Ушакова. Словарь
Ожегова. Словарь современного
языка: в 17 томах. Толковый словарь
русского языка конца 20 века.
Понятие о словарной статье и еѐ
устройстве. Особенности словарной
статьи различных лексических
словарей. Заглавное слово.
Структура словарной статьи.

Электронные
образовательные
ресурсы
https://www.youtube.com/
http://fcior.edu.ru
http://www.it-n.ru

https://www.youtube.com/
http://fcior.edu.ru
http://www.it-n.ru

Толковые словари.
Однозначные и
многозначные
слова. (2 ч.)

Составитель словаря и пользователь
словаря. Обучение умению
пользоваться различными
словарями, в том числе
электронными.
Знакомство с однозначными и
многозначными словами. Способы и
причины образования нескольких
значений у слова. Практическая
работа с толковым словарѐм «Найди
многозначные и однозначные
слова». Игра «Прямое и переносное
значение слов». Создание памятки
«Как работать с толковым
словарѐм».

Орфографические
словари. (2 ч.)

Знакомство с орфографическим
словарем. Функция словаря.
Орфографические словари В.И.
Даля, Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова.
Создание памятки «Как работать с
орфографическим словарѐм».

Словари омонимов.
(2 ч.)

Омоним. Разграничение
многозначности и омонимии.
Омографы, омофоны, омоформы.
«Словарь омонимов русского
языка» О.С. Ахмановой, «Словарь
омонимии в русского языка» Н.П.
Колесникова. Создание памятки
«Как работать со словарѐм
омонимов».

электронными.
Развивать кругозор.
Работать над развитием устной и
письменной речи.
Различать однозначные и многозначные
слова.
Знать способы и причины образования
нескольких значений у слова. Пользоваться
толковым словарѐм для определения
многозначности слова. Отличать прямое и
переносное значение слов.
Создать памятку «Как работать с толковым
словарѐм».
Развивать кругозор.
Работать над развитием устной и
письменной речи.
Использовать словари.
Пользоваться орфографическим словарем.
Знать функцию словаря.
Использовать орфографические словари В.И.
Даля, Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова.
Создать памятку «Как работать с
орфографическим словарѐм».
Развивать кругозор.
Работать над развитием устной и
письменной речи.
Узнавать омонимы в тексте.
Отличать многозначные слова и омонимы,
омографы, омофоны, омоформы.
Пользоваться словарем омонимов.
Создать памятку «Как работать со словарѐм
омонимов».
Развивать кругозор.
Работать над развитием устной и
письменной речи.

*Практическая работа с
толковым словарѐм «Найди
многозначные и
однозначные слова».
*Игра «Прямое и
переносное значение слов».
*Создание памятки «Как
работать с толковым
словарѐм».

https://www.youtube.com/
http://fcior.edu.ru
http://www.it-n.ru

*Практическая работа с
орфографическим словарѐм.
*Игра «Правила русской
орфографии».
*Создание памятки «Как
работать с
орфографическим
словарѐм».

https://www.youtube.com/
http://fcior.edu.ru
http://www.it-n.ru

*Создание памятки «Как
работать со словарѐм
омонимов».
*Практическая работа со
словарѐм омонимов
*Игра «Распознай
омографы, омофоны,
омоформы»

https://www.youtube.com/
http://fcior.edu.ru
http://www.it-n.ru

Словари
синонимов. (2 ч.)

Синоним. Синонимический ряд,
стержневое слово. Синонимия у
разных частей речи. Пути
возникновения синонимов. Работа
со словами-синонимами и
правильным употреблением их в

Узнавать синонимы в тексте.
Строить синонимические ряды.
Выделять стержневое слово.
Работать со словами-синонимами и
правильно употреблять их в речи. Создать
памятку «Как работать со словарѐм

*Практическая работа со
словарѐм «Найди
синонимы».
*Соревнование «Самая
длинная цепочка
синонимов».

https://www.youtube.com/
http://fcior.edu.ru
http://www.it-n.ru

Этимологические
словари. (1 ч.)

речи. З. Е. Александрова «Словарь
синонимов русского языка».
Создание памятки «Как работать со
словарѐм синонимов».
Понятие «этимология», строение
словарной статьи этимологического
словаря. Работа с различными
этимологическими и историческими
словарями. Архаизмы, историзмы.
Знакомство со словарной статьей
этимологического словаря.
Определение первоисточников
слова.

Словари
антонимов. (2 ч.)

Антонимы. Работа с пословицами и
поговорками, фразеологизмами,
стихотворными и прозаическими
текстами. Работа со «Словарем
антонимов русского языка».
Создание памятки «Как работать со
словарѐм антонимов».

Словарь
фразеологизмов.
(3 ч.)

Понятие «фразеологические
обороты». Изучение особенностей
фразеологических сочетаний.
Правильное употребление
фразеологизмов в речи.
Нахождение фразеологизмов в
отрывках литературных
произведений. Молотков А.И.
«Фразеологический словарь
русского языка». Праздник
фразеологизмов, пословиц,
поговорок и крылатых слов.

синонимов».
Развивать кругозор.
Работать над развитием устной и
письменной речи.
Понимать строение словарной статьи
этимологического словаря.
Работать с различными этимологическими и
историческими словарями.
Знать что такое архаизмы, историзмы.
Познакомиться со словарной статьей
этимологического словаря.
Развивать кругозор.
Работать над развитием устной и
письменной речи.
Узнавать антонимы в тексте.
Работать с пословицами и поговорками,
фразеологизмами, стихотворными и
прозаическими текстами.
Работать со «Словарем антонимов русского
языка».
Создать памятку «Как работать со словарѐм
антонимов».
Развивать кругозор.
Работать над развитием устной и
письменной речи.
Использовать словари.
Дать понятие «фразеологические обороты».
Изучить особенности фразеологических
сочетаний.
Правильно употреблять фразеологизмы в
речи.
Находить фразеологизмы в отрывках
литературных произведений.
Развивать кругозор.
Работать над развитием устной и
письменной речи.
Использовать словари.

*Создание памятки «Как
работать со словарѐм
синонимов».
*Практическая работа с
этимологическим словарем.
*Викторина «Архаизмы и
историзмы».

https://www.youtube.com/
http://fcior.edu.ru
http://www.it-n.ru

*Практическая работа с
словарѐм «Найди
антонимы».
*Эстафета «Подбери
антоним. Кто быстрее?».
*Создание памятки «Как
работать со словарѐм
антонимов».

https://www.youtube.com/
http://fcior.edu.ru
http://www.it-n.ru

*Практическая работа со
словарем фразеологизмов.
*Брейн-ринг
«Фразеологизмы в нашей
жизни».
* Праздник фразеологизмов,
пословиц, поговорок и
крылатых слов.

https://www.youtube.com/
http://fcior.edu.ru
http://www.it-n.ru

Словари
иностранных слов.
(1 ч.)

Особенности строения словарной
статьи словаря иностранных слов.
Понятие «устойчивые обороты».
Работа со словарем иностранных

Знать особенности строения словарной
статьи словаря иностранных слов.
Познакомиться с понятием «устойчивые
обороты».

*Практическая работа со
словарем иностранных слов.
* Создание памятки «Как
работать со словарѐм

https://www.youtube.com/
http://fcior.edu.ru
http://www.it-n.ru

слов и определением значения этих
слов. Создание памятки «Как
работать со словарѐм иностранных
слов».

Словарь
паронимов. (1 ч.)

Паронимы. Словари паронимов,
словарная статья. Виды паронимов и
способы их образования. Беседа о
правильном употреблении
паронимов в устной и письменной
речи. Создание памятки «Как
работать со словарѐм паронимов».

Словарь
неологизмов.
(1 ч.)

Как и почему появляются новые
слова? Продолжение знакомства с
лексическим значением слов. Работа
с различными толковыми
словарями, с историей появления
новых слов в русском языке. Виды
неологизмов.

Д.И.Даль
«Пословицы и
поговорки». (2 ч.)

Отличие пословицы от поговорки.
Тематические группы.
Использование в речи пословиц и
поговорок. Сборник В.И.Даля
«Пословицы и поговорки».

Работать со словарем иностранных слов и
определять значения этих слов. Создать
памятку «Как работать со словарѐм
иностранных слов».
Развивать кругозор.
Работать над развитием устной и
письменной речи.
Познакомиться с паронимами.
Различать виды паронимов и способы их
образования.
Правильно употреблять паронимы в устной и
письменной речи.
Создать памятку «Как работать со словарѐм
паронимов».
Развивать кругозор.
Работать над развитием устной и
письменной речи.
Использовать словари.
Выяснить, как и почему появляются новые
слова?
Работать над лексическим значением слов.
Развивать кругозор.
Работать над развитием устной и
письменной речи.
Использовать словари.
Отличать пословицы от поговорки.
Распределять пословицы от поговорки на
тематические группы.
Использовать в речи пословицы и поговорки.
Познакомиться со сборником В.И.Даля
«Пословицы и поговорки».
Развивать кругозор.
Работать над развитием устной и
письменной речи.
Использовать словари.

иностранных слов».
*Игра «Одно и тоже слово
на разных языках»

*Практическая работа с
словарѐм «Найди
паронимы».
*Конкурс «Подбери
пароним к слову и
изобрази».
*Создание памятки «Как
работать со словарѐм
паронимов».

https://www.youtube.com/
http://fcior.edu.ru
http://www.it-n.ru

*Практическая работа со
словарѐм «Найди
неологизмы».
*Марафон «Собери
неологизмы».
*Создание памятки «Как
работать со словарѐм
неологизмов».
*Игра «Кто больше знает
пословиц и поговорок»,
«Собери пословицу»
*Инсценировка «Угадай
пословицу»

https://www.youtube.com/
http://fcior.edu.ru
http://www.it-n.ru

https://www.youtube.com/
http://fcior.edu.ru
http://www.it-n.ru

Словарь
диалектизмов.
(1 ч.)

Сбор диалектных слов. Работа с
толковым словарѐм. Составление
словарных статей. Создание
памятки «Как работать со словарѐм
диалектизмов».

Собирать диалектные слова.
Работать с толковым словарѐм. Составлять
словарные статьи.
Создать памятку «Как работать со словарѐм
диалектизмов».
Развивать кругозор.

*Практическая работа со
словарѐм «Найди
диалектизмы».
*Викторина «Узнай
диалектизм».
*Создание памятки «Как

https://www.youtube.com/
http://fcior.edu.ru
http://www.it-n.ru

Электронные
словари. (4 ч.)

Электронная форма словарей.
Знакомство с электронными
носителями. Практические занятия с
использованием компьютера,
планшета, смартфона. Культура
использования технических
устройств.

Творческий проект
«В гостях у
словарей». (3 ч.)

Инсценировка заседания словарей.
Работа учеников, исполняющих
роли словарей, с соответствующими
словарями: толковым,
фразеологическим,
орфографическим, словарем
синонимов, словарѐм антонимов.
Представление продукта проекта в
виде театрализованного
представления.

Работать над развитием устной и
письменной речи.
Познакомиться с электронной формой
словарей.
Уметь пользоваться электронными
носителями.
Разработать правила использования
технических устройств.
Развивать кругозор.
Работать над развитием устной и
письменной речи.
Подготовить и представить продукт проекта
в виде театрализованного представления.
Развивать кругозор.
Работать над развитием устной и
письменной речи.

работать со словарѐм
диалектизмов».
*Практические занятия с
использованием
компьютера, планшета,
смартфона.
*Игра «Самый быстрый
поисковик»
*Работа в паре со словарями
в интернет-пространстве
*Творческий проект «В
гостях у словарей».
*Написание сценария
*Творческая мастерская по
изготовлению декораций к
спектаклю
*Театрализованное
представление «В гостях у
словарей»

https://www.youtube.com/
http://fcior.edu.ru
http://www.it-n.ru

https://www.youtube.com/
http://fcior.edu.ru
http://www.it-n.ru

Приложение
Материально-техническое обеспечение
факультатива «Мои помощники - словари»
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Литература
Александрова З.Е. «Словарь синонимов русского языка». М.1975
Ахманова О.С. «Словарь омонимов русского языка». М., 1986.
Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. «Словарь паронимов современного русского языка». М.,1994.
Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка
Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие
для учителя. М.: Просвещение, 1988.
Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Просвещение, 1990.
Дегтярев В.И., Кудряшова Р.И. и др. Большой толковый словарь донского казачества. М.: Русские
словари; Астрель, АСТ; 2003 г.
Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Эксмо, 2008
Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
Молотков А.И. «Фразеологическом словаре русского языка», М., 1986).
Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. М.: Просвещение, 1987.
Львов М.Р. «Словарь антонимов русского языка» под ред. Л. А. Новикова. М., 1985.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 1986.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М., Просвещение, 2011
Толковый словарь русского языка под ред. Ушакова.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение
слов. М.: Дрофа, 2000.
Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. М.: Русский язык,1997.
2. Технические средства обучения
Интерактивная доска.
Мультимедийный проектор.
Компьютер
3. Электронно-образовательные ресурсы
Информационно-коммуникационная сеть (Интернет)
Электронное приложение к учебнику
https://uchi.ru/ - интерактивная образовательная онлайн-платформа
https://resh.edu.ru/ - информационно-образовательная среда
https://education.yandex.ru/ - российская образовательная платформа
https://www.yaklass.ru/ - цифровой образовательный ресурс для школ
Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: http://fcior.edu.ru
Сайт «Сеть творческих учителей»: http://www.it-n.ru
4. Оборудование класса
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Иллюстративный материал

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».