МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации
Ординского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Ординская средняя общеобразовательная школа"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогический совет
Директор школы
Протокол № 1 от «26»
августа 2025 г.
Приказ № 284 от «26»
августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Юные патриоты России »
2 класс
Орда, 2025-2026
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В нашей стране сформирована и активно функционирует обязательная и
добровольная системы подготовки населения к безопасной жизнедеятельности. Они
действуют на всех уровнях: от Федерального - до объектового. Обучение населения
организовано и проводится в соответствии с необходимыми требованиями, учитывая
возрастные и половые признаки, максимально используя материально-техническую базу и
местные условия.
В 1998 году с принятием Федерального закона «О воинской обязанности и военной
службе» началось официальное возрождение обязательной подготовки граждан к военной
службе. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года
№1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к
военной службе» раскрыло механизм реализации данного закона и определило порядок
деятельности федеральных органов исполнительной власти, образовательных учреждений
и общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан и подготовке их к
выполнению конституционного долга по защите Родины.
Программа «ЮПР» для учащихся разработана с учетом того, что главными
ценностями реально становятся национальная безопасность страны, жизнь и здоровье
человека. Предметы и курсы в области управления рисками и безопасности поведения
становятся самыми популярными среди молодежи. Молодежь выбирает культуру
безопасности.
В процессе изучения программы «ЮПР» предполагается приобретение
учащимися следующих знаний, умений и навыков:
► понимание основных положений Концепции национальной безопасности
Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности.
► знание основных видов воинской деятельности;
► знание строевой подготовки;
► знать строи и порядок управления строем отделения и взвода;
► знание обязанностей кадета перед построением и в строй,
► знание государственных и военных символов Российской Федерации;
► знание боевых традиций Вооруженных Сил России;
► умение выполнять строевые приемы на месте и в движении;
► умение выполнять воинское приветствие на месте и в движении;
► умение использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни.
Программа «ЮПР» составлена на основе Строевого устава Вооруженных Сил
Российской Федерации. Он предусматривает обучение строевым приемам и движению без
оружия и с оружием, обучение строям подразделений в пешем порядке и на месте,
обучение порядку выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра,
положению Знамени в строю, порядку его выноса и относа, а также обучение способам
передвижения.
Данная программа имеет военно-профессиональную ориентацию – она является
элементом научно-обоснованных организационных и психолого-педагогических
мероприятий, направленных на формирование у кадетов-учащихся психологической
готовности к различным ситуациям.
Содержание программы помогает кадету оценить свой потенциал с точки зрения
образовательной перспективы, способствует созданию положительной мотивации
обучения в кадетском классе. Перспективным является использование современных
образовательных технологий, роль которых постоянно возрастает при профильном
обучении во второй ступени средней школы.
Содержание программы «Строевая подготовка», с одной стороны, соответствует
познавательным возможностям и способностям кадетов, а с другой стороны,
2
предоставляет ученику возможность работать на уровне повышенных требований,
развивать его учебную мотивацию. Содержание программы предоставляет собой
расширенный, углубленный вариант различных разделов базового учебного предмета
(«Основы военной службы», «Прикладная физическая подготовка»).
В содержании программы «ЮПР» показаны типичные для данного профиля виды
деятельности (профильно и профессионально ориентированные) и различные виды работ
(теоретические и практические занятия, презентации).
Ценностные установки и планируемые результаты
Ценностные установки: любовь к России, к своему народу, закон и правопорядок,
свобода и
ответственность, доверие к людям, долг перед старшим поколением, семьей,
справедливость,
милосердие, честь, достоинство, терпимость, сила духа и воля, поддержание здоровья;
Планируемые результаты:
1.Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной
символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
2. Обучающиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах
исполнения
гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии Родины, о
моральных нормах и правилах поведения.
3. Обучающиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской,
патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,
неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку,
находящемуся в трудной ситуации.
4 Обучающиеся обладают начальными представлениями о правах и обязанностях
человека, гражданина.
Ожидаемые воспитательные результат .
Универсальные учебные действия
-ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно
-историческому наследию, государственной символике, к Конституции и законам
Российской Федерации;
- элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического
долга;
-опыт социальной и межкультурной коммуникации;
-начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина,
товарища;
-начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
-нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими
детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и
обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков
других
людей;
Познавательные учебные действия
-умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
-умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
с использованием различных источников.
Коммуникативные УУД
-умение общаться с другими людьми детьми и взрослыми;
-умение выражать свои мысли;
-управление действиями партнера (оценка, коррекция);
-использовать речь для регуляции своего действия.
3
Регулятивные УУД
-волевая саморегуляция;
-оценка;
-коррекция.
Личностные УУД
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-осознание ответственности за общее благополучие;
-развитие этических чувств;
-установка на здоровый образ жизни;
-самооценка
2.Содержание программы и методические рекомендации.
1. Общие положения (2ч.).
1.1. Строи и управление ими.
1.2. Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю.
2. Строевые приемы и движение без оружия (19ч).
2.1. Строевая стойка.
2.2. Повороты на месте.
2.3. Движение.
2.4. Повороты в движении.
3. Строевые приемы и движение с оружием(9ч).
3.1. Строевая стойка с оружием.
3.2. Выполнение приемов с оружием на месте.
3.3. Повороты и движение с оружием.
4. Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй.
Подход к начальнику и отход от него(7ч).
4.1.Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.
4.2.Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении.
4.3.Выход из строя и возращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.
5. Положение Знамени в строю, вынос и относ его(6ч).
5.1. Общие положения.
5.2. Положение Знамени в строю.
5.3.Порядок выноса и относа Знамени.
6. Строи отделения(8ч).
6.1. Развернутый строй.
6.2. Походный строй.
6.3. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.
7. Строи взвода(3ч.).
7.1. Развернутый строй.
7.2. Походный строй.
7.3. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.
8. Строи роты(3ч).
8.1. Развернутый строй.
8.2. Походный строй.
8.3. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.
9. Строи батальона(3ч).
4
9.1. Развернутый строй.
9.2. Походный строй.
9.3. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.
10. Строи полка(1ч).
10.1 Строи полка.(Просмотр проектов)
11. Строи взвода, роты, батальона и полка на машинах(1ч).
11.1. Общие положения.
Строи взвода на машинах.
Строи роты на машинах.
Строи батальона на машинах.
Строи полка на машинах.
Выполнение воинского приветствия (Просмотр проектов)
12. Способы и приемы передвижения личного состава подразделений при действиях
в пешем порядке(3ч).
12.1. Приемы «к бою», «встать».
12.2.Перебежки и переползание.
12.3. Действия личного состава при внезапном нападении противника.
13.Строевой смотр(3ч).
13.1 Общие положения.
13.2. Показательные выступления
13.3. Товарищеские встречи
14. Парад 9 мая
3.Тематическое планирование.
2 часа в неделю (68 часов в год)
Раздел
Общие
положения
Строевые
приемы и
движение без
оружия
Кол-во
часов
Темы
2
Строи и управление ими
1
19
Обязанности командиров
и военнослужащих перед
построением и в строю
Строевая стойка.
Повороты на месте.
1
Движение.
1
Строева
стойка.
Повороты на месте.
1
Расчѐт
2
на
Кол во
часов
1
1
Основные виды деятельности
обучающихся ( на уровне
универсальных учебных действий
Умение
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль своей деятельности в
процессе достижения результата,
определять способы действий в
рамках предложенных условий и
требований,
корректировать
свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и
сверстниками;
работать
индивидуально и в группе:
находить общее решение и
разрешать конфликты на основе
5
1,2Перестроение
в
шеренги.(в2 колонны)
Строевые
приемы и
движение с
оружием
Выполнение
воинского
приветствия,
выход из
строя и
возвращение в
строй. Подход
к начальнику
и отход от
него.
Положение
Знамени,
вынос и относ
его.
9
7
6
2
Расчѐт по3 –перестроение
в 3 шеренги (в3 колонны).
2
Выход из строя (из 1
шеренги, из 2 шеренги, из
3 шеренги)
1
Ходьба на месте.
Ходьба в движении.
Строевая ходьба.
Парадный шаг.
Перестроения в движении
Строевая
стойка
с
оружием.
1
2
2
2
3
3
Выполнение приемов с
оружием на месте.
3
Повороты и движение с
оружием.
3
Выполнение
приветствия.
воинского
2
Выполнение воинского
приветствия с оружием
на месте и в движении.
2
Выход
из
строя
и
возращение
в
строй.
Подход к начальнику и
отход от него.
3
Общие положения.
1
Положение Знамени в
строю.
Порядок выноса и относа
Знамени.
2
3
согласования позиций и учѐта
интересов, аргументировать и
отстаивать свое мнение.
Умение оценивать правильность
выполнения учебной задачи,
собственные возможности еѐ
решения.
Умение
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль своей деятельности в
процессе достижения результата,
определять способы действий в
рамках предложенных условий и
требований,
корректировать
свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и
сверстниками;
работать
индивидуально и в группе:
находить общее решение и
разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учѐта
интересов, аргументировать и
отстаивать свое мнение.
Умение оценивать правильность
выполнения учебной задачи,
собственные возможности еѐ
решения.
Умение
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль своей деятельности в
процессе достижения результата,
определять способы действий в
рамках предложенных условий и
требований,
корректировать
свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и
6
Строи
отделения.
Строи взвода.
Строи роты.
Строи
батальона.
8
3
3
3
Строи полка.
1
Строи взвода,
роты,
батальона и
полка на
машинах.
1
Способы и
приемы
передвижения
личного
состава
подразделений
при действиях
в пешем
порядке.
3
Развернутый строй.
4
Походный строй.
Выполнение воинского
приветствия в строю на
месте и в движении.
2
2
Развернутый строй.
1
Походный строй.
1
Выполнение воинского
приветствия в строю на
месте и в движении.
Развернутый строй.
1
Походный строй.
1
Выполнение воинского
приветствия в строю на
месте и в движении.
1
Развернутый строй.
1
Походный строй.
1
Выполнение воинского
приветствия в строю на
месте и в движении.
1
Строи полка.(Просмотр
проектов)
Общие положения.
Строи взвода на
машинах.
Строи роты на машинах.
Строи батальона на
машинах.
Строи полка на машинах.
Выполнение воинского
приветствия (Просмотр
проектов)
1
Приемы «к бою»,
«встать».
1
сверстниками;
работать
индивидуально и в группе:
находить общее решение и
разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учѐта
интересов, аргументировать и
отстаивать свое мнение.
Умение оценивать правильность
выполнения учебной задачи,
собственные возможности еѐ
решения.
1
1
Умение
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль своей деятельности в
процессе достижения результата,
определять способы действий в
рамках предложенных условий и
требований,
корректировать
свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и
сверстниками;
работать
индивидуально и в группе:
находить общее решение и
разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учѐта
интересов, аргументировать и
отстаивать свое мнение.
Умение оценивать правильность
выполнения учебной задачи,
собственные возможности еѐ
решения.
Умение
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль своей деятельности в
процессе достижения результата,
определять способы действий в
рамках предложенных условий и
требований,
корректировать
свои действия в соответствии с
7
Строевой
смотр.
Всего часов
3
Перебежки и
переползание.
Действия личного состава
при внезапном нападении
противника.
1
Общие положения.
1
Показательные
выступления
Товарищеские встречи
1
1
1
изменяющейся ситуацией.
Умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и
сверстниками;
работать
индивидуально и в группе:
находить общее решение и
разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учѐта
интересов, аргументировать и
отстаивать свое мнение.
Умение оценивать правильность
выполнения учебной задачи,
собственные возможности еѐ
решения.
68
8
Литература:
Список литературы для учителя:
1. Лях, В. И. Физическая культура. 5-7 классы : учеб.для общеобразоват.
учреждений / В. И. Лях. – М. : Просвещение, 2010.
2. Лях В. И. Программы общеобразовательных учреждений : Комплексная
программа физического воспитания учащихся 5-9 классов / В. И. Лях. – М. :
Просвещение, 2011.
3. Виленский М.Я. Физическая культура. 5-7 классы: учеб.для
общеобразоват. учреждений./ М.Я. Виленский.
4. Лях В. И.Учебник по физической культуры для 8-9 классов В.И. Лях. –
М.: Просвещение. 2010.
5.Федорова Н.А. Физическая культура: подвижные игры: 5 – 8 классы.
ФГОС/ Н.А. Федорова. – М.: Издательство «Экзамен», 2016 – 63 с. (Серия
«Учебно-методический комплект»)
Список литературы для учащихся:
Учебник по физической культуры для 5-7классов В.И. Лях «Просвещение»
2010».
Учебник по физической культуры для 8-9 классов В.И. Лях «Просвещение»
2010».
Учебник по физической культуры для 5-7классов М.Я. Виленский
9