Рабочая программа курса внеурочной деятельности ПРАКТИКУМ МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 11 класс

Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации Ординского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ординская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «26» августа 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
Приказ №284 от 26.08.2025г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Практикум методы физических задач»
Среднее общее образование, 11 класс
2025 – 2026 учебный год

с. Орда 2025 г.

Введение
Одна
из
проблем
профилизации
старших
классов
большинства
общеобразовательных школ во многих случаях — недостаточное число учащихся для
комплектования профильных классов. Поэтому удовлетворить запросы учащихся,
собирающихся продолжить обучение в вузах и нуждающихся в изучении физики на
профильном уровне, можно с помощью элективных курсов, дополняющих базовый
уровень. Одним из таких курсов может быть «Готовимся к ЕГЭ по физике», где
уровень обучения повышается не столько за счет расширения теоретической части
курса физики, сколько за счет углубления практической — решения разнообразных
физических задач.
Мы предлагаем программу курса, рассчитанную на учащихся XI классов,
календарно-тематическое планирование этого курса, а также тексты работ для
текущего и итогового контроля, которые могут одновременно служить
репетиционными работами для подготовки к ЕГЭ. В конце изучения курса
проводится тестирование.
Цель курса
— обеспечить дополнительную поддержку учащихся классов универсального
обучения для сдачи ЕГЭ по физике (эта часть программы напечатана прямым
шрифтом и предусматривает решение задач главным образом базового и отчасти
повышенного уровня);
— развить содержание курса физики для изучения на профильном уровне (эта
часть программы выделена курсивом и предусматривает решение задач повышенного и высокого уровня).
Методические особенности изучения курса
Курс опирается на знания, полученные при изучении курса физики на базовом
уровне. Основное средство и цель его освоения - решение задач. Лекции
предназначены не для сообщения новых знаний, а для повторения теоретических
основ, необходимых для выполнения практических заданий, поэтому носят
обзорный характер при минимальном объеме математических выкладок.
Теоретический материал удобнее обобщить в виде таблиц, форму которых может
предложить учитель, а заполнить их должен ученик самостоятельно. Ввиду предельно
ограниченного времени, отводимого на прохождение курса, его эффективность
будет определяться именно самостоятельной работой ученика, для которой
потребуется не менее 3-4 ч в неделю.
В процессе обучения важно фиксировать внимание обучаемых на выборе и
разграничении физической и математической модели рассматриваемого явления,
отработать стандартные алгоритмы решения физических задач в стандартных
ситуациях и в измененных или новых ситуациях (для желающих изучить предмет и
сдать экзамен на профильном уровне). При решении задач рекомендуется широко
использовать
аналогии,
графические методы, физический
эксперимент.
Экспериментальные задачи включают в соответствующие разделы. При отсутствии
в школе необходимой технической поддержки эксперимента рекомендуется использовать электронные пособия.
Программа, рассчитанная на 68 ч, может использоваться и в классах с
повышенным уровнем изучения физики для углубления профильного учебного
предмета.
Распределение часов для изучения различных разделов программы не является
жестко детерминированным. Оно может варьироваться в зависимости от подготовленности и запросов учащихся.

Формы и виды самостоятельной работы и ее контроля
Самостоятельная работа предусматривается в виде выполнения домашних
заданий.
Предусматриваются виды контроля, позволяющие оценивать динамику усвоения
курса учащимися и получить данные для определения дальнейшего совершенствования содержания курса:
— текущие;
— получасовые контрольные работы-тесты (по окончании каждого раздела);
— итоговое тестирование в форме репетиционного экзамена.
Ввиду малочисленности группы учащихся, достаточно двух вариантов работы по
6 задач по любой теме.
Содержание программы
XI класс
(68 ч, 2 ч в неделю)
1. Эксперимент—1 ч
Основы теории погрешностей. Погрешности прямых и косвенных измерений.
Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.
2. Механика—11 ч
Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения.
Графики основных кинематических параметров.
Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения,
гравитационного притяжения. Законы Кеплера.
Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.
Движение тел со связями - приложение законов Ньютона.
Законы сохранения импульса и энергии и их совместное применение в
механике. Уравнение Бернулли - приложение закона сохранения энергии в гидро- и
аэродинамике.
3. Молекулярная физика и термодинамика – 12 ч
Статистический и динамический подход к изучению тепловых процессов.
Основное уравнение MKT газов.
Уравнение состояния идеального газа. Следствие из основного уравнения MKT.
Изопроцессы. Определение экстремальных параметров в процессах, не являющихся
изопроцессами.
Газовые смеси. Полупроницаемые перегородки.
Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов
изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний
веществ. Насыщенный пар.
Второй закон термодинамики. Расчет КПД тепловых двигателей, круговых
процессов и цикла Карно.
Поверхностный слой жидкости, поверхностная энергия и натяжение.
Смачивание, Капиллярные явления. Давление Лапласа.
4. Электродинамика – 16 ч
Электростатика. Напряженность и потенциал электростатического поля точечного
и распределенных зарядов. Графики напряженности и потенциала. Принцип
суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.

Конденсаторы. Энергия электрического поля. Параллельное и последовательное
соединения конденсаторов. Перезарядка конденсаторов. Движение зарядов в
электрическом поле.
Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет
разветвленных электрических цепей. Правила Кирхгофа. шунты и добавочные
сопротивления. Нелинейные элементы в цепях постоянного тока.
Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей. Силы Ампера и
Лоренца. Суперпозиция электрического и магнитного полей.
Электромагнитная индукция. Применение закона электромагнитной индукции в
задачах о движении металлических перемычек в магнитном поле. Самоиндукция.
Энергия магнитного поля.

5. Колебания и волны - 10 ч
Механические гармонические колебания. Простейшие колебательные системы.
Кинематика и динамика механических колебаний, превращения энергии. Резонанс.
Электромагнитные
гармонические
колебания.
Колебательный
контур,
превращения энергии в колебательном контуре. Аналогия электромагнитных и механических колебаний.
Переменный ток. Резонанс напряжений и токов в цепях переменного тока.
Векторные диаграммы.
Механические и электромагнитные волны. Эффект Доплера.
6. Оптика - 11 ч
Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света. Построение
изображений неподвижных и движущихся предметов в тонких линзах, плоских и
сферических зеркалах. Оптические системы. Прохождение света сквозь призму.
Волновая оптика. Интерференция света, условия интерференционного
максимума и минимума. Расчет интерференционной картины (опыт Юнга, зеркало
Ллойда, зеркала, бипризма Френеля, кольца Ньютона, тонкие пленки, просветление
оптики). Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света.
7. Квантовая физика - 6 ч
Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
Применение постулатов Бора для расчета линейчатых спектров излучения и
поглощения энергии водородоподобными атомами. Волны де Бройля для
классической и релятивистской частиц.
Атомное ядро. Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения
заряда, массового числа, импульса и энергии в задачах о ядерных превращениях.
Итоговое тестирование — 1ч

Тематическое планирование учебного материала
(XI класс, 68 ч, 2 ч в неделю)
№
урока.

Тема

Вид занятия

Примеча
ние

I. Эксперимент (1 ч)
1/1
2/1
3/2
4/3
5/4
6/5
7/6
8/7
9/8
10/9
11/10
12/11
13/1
14/2
15/3
16/4
17/5
18/6
19/7
20/8
21/9
22/10
23/11
24/12

25/1
26/2
27/3
28/4
29/5
30/6
31/7
32/8
33/9

Лекция 1
II. Механика (11 ч)
Лекция 2
Кинематика. Динамика
Движение тел со связями. Статика и
Лекция 3
гидростатика.
Практическое занятие 1
Кинематика
Практическое занятие 2
Графики основных кинематических
параметров
Практическое занятие 3
Динамика
Практическое занятие 4
Динамика
Практическое занятие 5
Движение связанных тел
Практическое занятие 6
Статика. Гидростатика.
Законы сохранения
Лекция 4
Практическое занятие 7
Законы сохранения
Уравнение Бернулли
Практическое занятие 8
Контрольная работа № 1 «Механика»
III. Молекулярная физика и термодинамика (12 ч)
Основы MKT. Газовые законы
Лекция 5
Первый и второй законы термодинаЛекция 6
мики
Основное уравнение MKT
Практическое занятие 9
Практическое занятие 10
Уравнение состояния идеального газа.
Газовые законы
Практическое занятие 11
Определение экстремальных
параметров
Практическое занятие 12
Полупроницаемые перегородки
Практическое занятие 13
Первый закон термодинамики
Практическое занятие 14
Агрегатные состояния вещества.
Насыщенный пар.
Круговые процессы
Практическое занятие 15
Поверхностный слой жидкости
Лекция 7
Поверхностный слой жидкости
Практическое занятие 16
Тепловые двигатели
Практическое занятие 17
Контрольная работа № 2 «Молекулярная
физика»
IV. Электродинамика (10 ч)
Лекция 8
Электростатика. Конденсаторы
Постоянный ток
Лекция 9
Практическое занятие 18
Электростатика
Энергия взаимодействия зарядов
Практическое занятие 19
Соединение конденсаторов
Практическое занятие 20
Практическое занятие 21
Движение электрических зарядов в
электрическом поле
Практическое занятие 22
Закон Ома для участка и полной цепи
Правила Кирхгофа
Практическое занятие 23
Перезарядка конденсаторов
Практическое занятие 24
Эксперимент

0,5 ч
0,5 ч

0,5 ч
0,5 ч

34/10 Нелинейные элементы в цепях
постоянного тока
Контрольная работа № 3
«Электродинамика (электростатика,
постоянный ток)»

Практическое занятие 25

V. Электродинамика (6 ч)
Магнитное
поле.
Электромагнитная
35/1
Лекция 1
индукция
Практическое занятие 1
36/2 Силы Ампера и Лоренца
Практическое занятие 2
37/3 Суперпозиция электрического и
магнитного полей
Практическое занятие 3
38/4 Электромагнитная индукция
39/5 Движение металлических перемычек в Практическое занятие 4
магнитном поле
40/6 Самоиндукция
Практическое занятие 5
Контрольная работа № 4
«Электродинамика»
VI. Колебания и волны (10 ч)
Лекция 2
41/1 Механические колебания и волны
42/2 Электромагнитные колебания и волны Лекция 3
43/3 Кинематика механических колебаний Практическое занятие 6
44/4 Динамика механических колебаний Практическое занятие 7
45/5 Превращения энергии при
Практическое занятие 8
механических колебаниях
46/6 Электромагнитные колебания в контуре Практическое занятие 9
47/7 Превращения энергии в колебательном Практическое занятие 10
контуре
48/8 Переменный ток. Резонанс напряжений Практическое занятие 11
и токов.
49/9 Механические и электромагнитные
Практическое занятие 12
волны
50/10 Векторные диаграммы
Практическое занятие 13
Контрольная работа № 4 «Колебания
и волны».
VII. Оптика (11 ч)
51/1 Законы геометрической оптики.
Лекция 4
Построение изображений
Лекция 5
52/2 Оптические системы
Практическое занятие 14
53/3 Законы преломления. Призма.
Практическое занятие 15
54/4 Построение изображений в плоских
зеркалах
Практическое занятие 16
55/5 Построение изображений в тонких
линзах и сферических зеркалах
Практическое занятие 17
56/6 Оптические системы
Лекция 6
57/7 Волновая оптика
Практическое занятие 18
58/8 Расчет интерференционной картинки
Практическое занятие 19
59/9 Расчет интерференционной картинки
Дифракционная
решетка
Практическое занятие 20
60/10
Практическое занятие 21
61/11 Дисперсия света
Контрольная работа № б «Оптика»
VIII. Квантовая физика (6 ч)

0,5 ч
0,5 ч

0,5 ч
0,5 ч

0,5 ч
0,5 ч

0,5 ч
0,5 ч

62/1
63/2
64/3
65/4
66/5
67/6
68

Квантовая физика
Уравнение Эйнштейна
Применение постулатов Бора
Закон радиоактивного распада
Применение законов распада в задачах
о ядерных превращениях
Волны де Бройля
Контрольная работа № 7 «Квантовая
физика»
Итоговое тестирование

Лекция 7
Практическое занятие 22
Практическое занятие 23
Практическое занятие 24
Практическое занятие 25
Практическое занятие 26

0,5 ч
0,5 ч

Методические рекомендации при прохождении курса
При решении задач по механике полезно при возможности решать одну
и ту же задачу в разных системах отсчета.
В решении задач по кинематике предпочтительней использовать не
формулы пути, пройденного при равномерном или равноускоренном
движении, а уравнения движения, определяющие координаты движущегося
тела в зависимости от времени.
Следует уделить время решению задач по небесной механике, в том числе с
использованием законов Кеплера; подробно остановиться на совместном
применении законов сохранения в механике: упругий и неупругий
нецентральные удары, разделение неподвижного и движущегося тела на две
или более частей, реактивное движение, уравнение Бернулли и его частные
случаи — истечение жидкости из отверстия в сосуде, течение жидкости в
горизонтальных трубах разного диаметра, измерение давления жидкости в
трубах.
В разделе «Молекулярная физика и термодинамика» целесообразно
остановиться на двух подходах к изучению тепловых явлений —
статистическом и термодинамическом; решить задачи о процессах в газе, не
являющихся изопроцессами.
Необходимо рассмотреть условие равновесия смеси газов в сосуде,
разделенном полупроницаемой перегородкой. Полупроницаемыми называют
перегородки, через которые одни вещества (газы) могут проникать, а другие
не могут. Например, металлы палладий и никель проницаемы только для
водорода и непроницаемы для других газов, а серебро проницаемо только для
кислорода. Когда с обеих сторон от перегородки установятся одинаковые
концентрации проникающего через него газа, потоки газа в обе стороны
выравниваются
и
устанавливается
динамическое
равновесие,
т.е.
результирующий поток через перегородки равен нулю. Другие газы при этом
не
проникают
через
перегородки,
их
парциальные
давления
и,
соответственно, полные давления по разные стороны от перегородки могут
быть различными.
При решении задач по термодинамике об изменениях агрегатного
состояния вещества нужно обратить внимание учащихся на используемое при
решении этих задач уравнение теплового баланса (это не что иное, как
частный случай первого закона термодинамики). Особого внимания требуют
задачи с не определенным в условии конечным равновесным состоянием
вещества.
Круговые процессы могут быть представлены в различных координатах (p,V;
V,T; p,T). Необходимо четко объяснять ученикам, что работа газа в круговом
процессе определяется по площади полученной фигуры из участков графика
только в координатах (р,V).

Следует в краткой, но доступной форме объяснить особенности
молекулярного строения жидкостей, физическую природу дополнительной
(избыточной) энергии молекул жидкости в ее поверхностном слое и,
соответственно, образования поверхностной энергии свободной поверхности
жидкости, сил поверхностного натяжения. Вопросы смачивания и
несмачивания следует увязать с различием в силах притяжения между
молекулой жидкости и молекулой (атомом) твердого вещества, с одной
стороны, и между молекулами жидкости, с другой. Формулу Лапласа для
давления под искривленной поверхностью жидкости можно привести без
вывода, только для сферической поверхности. Объяснение капиллярных
явлений дать со ссылкой на давление Лапласа; формулу высоты подъема
(опускания) жидкости в капилляре вывести как пример применения формулы
Лапласа. Привести примеры проявления капиллярных явлений в природе,
технике, бытовых условиях. Решить экспериментальные задачи на
определение коэффициента поверхностного натяжения.
Раздел «Электростатика» нужно дополнить расчетом напряженности и
потенциала поля распределенных зарядов на примерах равномерно
заряженных сферы, плоскости, бесконечной тонкой нити, тонкого кольца. Для
решения этих задач необходимо ввести понятия линейной и поверхностной
плотности заряда.
Рассматривая суперпозицию электрических полей, полезно вернуться к
пройденному ранее материалу и решить комбинированные задачи на
суперпозицию электрического и гравитационного полей.
Задачи о превращениях энергии при перезарядке конденсаторов в этом
курсе следует усложнить, включив в цепь источники тока для того, чтобы
учесть работу сторонних сил. Закон сохранения энергии в этом случае
целесообразно записывать в форме, аналогичной форме записи первого
закона термодинамики:
ΔW = A + Q,
где ΔW — изменение энергии системы, А - работа сторонних сил, Q —
выделившееся при перезарядке количество теплоты (аналогично ΔU = A + Q).
Расчет разветвленных цепей постоянного тока можно провести с
применением правил Кирхгофа. Достаточно использовать схемы с тремя
контурами (один внешний, два внутренних) как наиболее простые для
применения правил Кирхгофа. В этом случае получается система трех
уравнений (одно - по первому правилу для одного из узлов цепи, два других —
по второму правилу для двух из трех контуров). Рекомендуется после
составления системы уравнений в общем виде подставить числовые значения
для упрощения решения полученной системы.
В раздел «Постоянный ток» целесообразно включить прикладные вопросы о
расчете шунтов и добавочных сопротивлений (способ изменения цены деления
амперметра или вольтметра).
Следует рассмотреть задачи о нелинейных элементах в цепях постоянного
тока (идеальном полупроводниковом диоде, газоразрядной трубке и т.д.) при
прямом и обратном включениях.
В разделе «Магнитное поле, электромагнитная индукция» необходимо
рассмотреть задачи о движении частиц при одновременном действии на них
электрического и магнитного полей (случаи движения частицы по винтовой
линии или по прямой).
Исследуя движение металлических перемычек (подвижный проводник в
замкнутом контуре в магнитном поле) и применяя закон электромагнитной

индукции,
следует
при
определении
ЭДС
индукции
использовать
эквивалентные схемы: существование ЭДС индукции эквивалентно действию
источника тока с ЭДС, равной ЭДС индукции, возникающей на данном
участке цепи. Знаки полюсов определяют, применяя правило Ленца и правило
левой руки. Составив эквивалентную схему, для ответа на поставленный в
задаче вопрос, можно воспользоваться правилами Кирхгофа. Следует
рассмотреть частный случай: возникновение разности потенциалов на противоположных
параллельных
поверхностях
массивного
проводника,
расположенного в магнитном поле, при прохождении по нему электрического
тока; массивный проводник при этом неподвижен (эффект Холла).
В разделе «Колебания и волны» нужно рассмотреть механические
колебания как результат действия квазиупругих сил. Раздел полезно
дополнить рассмотрением эффекта Доплера в акустике и указать на проявление этого же эффекта в оптике.
Простейшие колебательные системы (математический и пружинный
маятник) рассматривают в случаях ускоренного движения точек подвеса
маятников и влияния внешних сил на движение маятников (например,
действие электрического поля на заряженное тело, входящее в систему
маятника). При рассмотрении электромагнитных колебаний и волн
целесообразно использовать аналогию электромагнитных и механических
колебаний.
В решении задач о цепях переменного тока, резонансе напряжений и
токов целесообразнее использовать векторные диаграммы, чем готовые
формулы. Для последовательного соединения элементов цепи используют
векторную диаграмму напряжений, а для параллельного - векторную
диаграмму токов.
Рассматривая превращения энергии в колебательном контуре, наибольшее
внимание уделяют применению закона сохранения и превращения энергии в
схемах
колебательного
контура
при
изменении
его
параметров
(индуктивности и электроемкости). Здесь могут также быть рассмотрены
задачи с подключением в колебательный контур активного сопротивления
(выделение теплоты на активном сопротивлении). Полезно вернуться к цепям
постоянного тока и обсудить роль катушек индуктивности и конденсаторов в
процессах установления равновесия при размыкании или замыкании цепи.
В задачах о периодических процессах следует широко использовать
графики и таблицы.
В разделе «Геометрическая оптика» задачи о построении изображений в
зеркалах и линзах усложняются рассмотрением изображений движущихся
предметов. Полезно решить задачи на построение изображений в двойных
зеркалах (показать, что все изображения точки в паре плоских зеркал
находятся на одной окружности, центр которой расположен на ребре
двухгранного угла, образованного зеркалами; получить формулу, позволяющую
определить число изображений в двойных плоских зеркалах).
Применением известных учащимся законов отражения и преломления
будут,
по
сути
дела,
задачи
на
построение
изображений
в
плоскопараллельных пластинах, сферических зеркалах.
Следует также рассмотреть зависимость оптической силы линзы от
показателя преломления среды и радиусов кривизны сферических
поверхностей линзы. Выяснить, как определяется оптическая сила и
увеличение оптической системы для случаев, когда отдельные элементы
системы расположены вплотную друг к другу и на расстоянии друг от друга.
Рассмотреть случай расположения линзы на границе раздела сред с

различными показателями преломления.
В волновой оптике нужно не ограничиваться решением формальных
задач на условие возникновения интерференционных экстремумов, а
рассмотреть конкретные интерференционные картины от двух отверстий,
зеркал Ллойда и Френеля, бипризмы Френеля. Рассматривая интерференцию
в тонких пленках, нужно решить практическую задачу о просветлении
оптики, задачу о кольцах Ньютона, клинообразных пластинах. Все виды
задач необходимо рассмотреть как в проходящем, так и в отраженном свете.
В раздел «Квантовая физика» необходимо включить вопрос о квантововолновом дуализме, не рассмотренный в некоторых учебниках физики;
рассчитать длину волны де Бройля для классической (v << с) и релятивистской
(v ≈с) частиц.
При решении задач о давлении света следует вернуться к вопросу о
механизме давления газа и при решении задач использовать модель
фотонного газа. Задачи о фотоэффекте нужно разнообразить определением
характеристик фотоэффекта (ток насыщения, красная граница фотоэффекта,
работа выхода, запирающее напряжение и т.д.) и постоянной Планка,
используя график.
В задачах о линейчатых спектрах излучения и поглощения энергии атомом
обратить внимание на границу применимости постулатов Бора; не
ограничиваться
только
атомом
водорода,
использовать
понятие
+
+
2
3
водородоподобного атома (иона) – 1 D ; 1T ; He ; Li и т.п.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».