Рабочая программа курса внеурочной деятельности ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРА ДВИЖЕНИЯ 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации
Ординского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Ординская средняя общеобразовательная школа"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогический совет

Директор школы

Протокол № 1 от «26»
августа 2025 г.

Приказ № 284 от «26»
августа 2025 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Юные инспектора движения»
для обучающихся 4 -х классов
начального общего образования

с.Орда, 2025-2026

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы движения»
составлена на основе Примерной программы внеурочной деятельности
«Юные инспекторы дорожного движения» начального общего образования и
направлена на формирование у младших школьников культуры безопасности
жизнедеятельности.
Целями программы являются:
• создание условии для саморазвития, самопознания, самореализации
личности;
• формирование у учащихся потребности в охране жизни и здоровья;
• обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках
безопасного образовательного пространства.
Достижение поставленных целей невозможно без решения
конкретных задач:
• привлечение школьников к активной пропаганде Правил дорожного
движения;
• вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного
травматизма.
Для выполнения намеченной работы необходимо подготовить:
кабинет для теоретических занятий по ПДД, спортивный зал для ОФП,
наглядные пособия, методическую литературу и велосипеды.
Структура курса
Отличительными особенностями данной программы следует считать
непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на
улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе;
взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся. Программа рассчитана на 4 года.
Методы достижения цели:
Уровень освоения программы – общекультурный. Ребята не только
обучаются сами, они передают свои знания другим: участвуют в
общешкольных мероприятиях по безопасности, выступают с агитационной
программой. Внеурочная деятельность направлена на формирование у
учащихся основных знаний, умений и навыков безопасного поведения на
дорогах. Дети обучаются ПДД, поведению на улице, оказанию первой
медицинской помощи, получают навыки фигурного вождения велосипеда.
Таким образом, дети овладевают знаниями, непосредственно относящимися
к охране жизни и здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди
детей и подростков.
Программа имеет два этапа.
Особое внимание уделяется первому этапу, т.е. пропаганде
безопасного поведения на дорогах. Получение знаний об основных правилах
поведения на дорогах, о дорожных знаках, проведение театрализованных игр
с детьми, т к. эмоционально окрашенные сюжеты запомнятся куда лучше,
чем сухо изложенные правила.

Второй этап по пропаганде основ безопасности – проводятся ролевые
игры, театрализованные представления. К подготовке мероприятий
привлекаются работники ГИБДД, родители. Пропаганда безопасного
поведения на дорогах ведется и через творческие формы работы. Дети
участвуют в конкурсах плакатов и рисунков, отгадывают кроссворды по
основам безопасности. Новые понятия расширяются и углубляются, когда
дети моделируют ситуацию на макете и пытаются ее разрешить. Ребята
анализируют и комментируют дорожную ситуацию, пытаются ее разрешить.
Все это проводится в кабинете ПДД.
В рамках программы учащиеся школы приобретают знания по
технике безопасности и жизненно важным гигиеническим навыкам;
усваивают правила дорожного движения и оказания первой доврачебной
медицинской помощи. У учащихся формируется интерес к регулярным
занятиям велоспортом, улучшается физическая и психологическая
подготовка. Полученные результаты позволяют оценивать состояние работы
по формированию правил безопасного поведения на дорогах, развитие
воспитательного процесса, прогнозировать новые достижения.
Программа
способствует
решению
проблемы
обеспечения
безопасности детей и подростков, а также воспитанию здорового поколения.
Она оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств
детей, обогащение их положительного опыта.
Требования к результатам обучения младших школьников
Первого года обучения:
• знать основные части улицы и дороги, общие правила ориентации,
правила перехода
улиц и дорог;
• знать название, назначение и возможные места установки изученных
дорожных знаков;
• определять наиболее опасные участки улиц и дорог, где не следует
переходить улицу.
Второго года обучения:
• знать название, назначение дорожных знаков, изученных за два года
обучения и места
их установки;
• знать значение сигналов светофоров, регулировщиков;
• знать правила безопасного поведения на городских улицах и
загородных дорогах;
• самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и
дорог, входить и
выходить из общественного транспорта.
• знать где разрешено школьникам кататься на велосипедах;
• знать правила безопасного поведения школьников при движении
группой и колонной
на улице;
• безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой
школьников.

Третьего и четвертого года обучения:
• уметь разбираться в видах дорожных знаков;
• оказывать первую доврачебную помощь;
• знать и выполнять правила безопасного поведения пешеходов;
• знать правила поведения пассажиров и пешеходов;
• знать основы безопасности при езде на велосипеде (скутере)
Уровни воспитательных результатов
1 уровень
Приобретение школьниками социальных знаний, понимания
социальной реальности и
повседневной жизни
2 уровень
Формирование позитивного отношения школьника к базовым
ценностям нашего
общества и к социальной реальности в целом;
3 уровень
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального
действия
Личностные и метапредметные результаты, которые будут
достигнуты учащимися:
Приобретение учащимися знаний по технике безопасности и
жизненно-важным гигиеническим навыкам;
Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге,
оказания первой доврачебной помощи;
Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом,
повышение спортивного мастерства;
Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение
физической подготовки, повышение культурного уровня.
УУД:
Личностные универсальные учебные действия
У ученика будут сформированы:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеучебной
деятельности, в том числена самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности
внеучебной деятельности;
· основы социализации личности в форме осознания «Я» как участник
дорожного движения, осознание ответственности человека за общее
благополучие, осознание ответственности;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
культурой поведения на дороге и в общественных местах.
Ученик получит возможность для формирования:

· внутренней позиции школьника на уровне положительного
отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального
способа оценки знаний;
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
· устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим
способам решения задач;
· адекватного понимания причин успешности/неуспешности
внеучебной деятельности;
· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации
на культуру как значимую сферу человеческой жизни;
· эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и
обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле
способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям
данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
внеучебных заданий с использованием учебной литературы;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов
ИКТ;
· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
его строении, свойствах и связях;
Ученик получит возможность научиться:
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей,
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
· строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно- следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от
собственной позиции других людей;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению
проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;

· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного
решения разнообразных коммуникативных задач.
Сроки реализации программы :
4 года (135 часов – 1 час в неделю
33 часа - первый год обучении
34 часа - второй год обучения
34 часа – третий год обучения
34 часа – четвертый год обучения
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 6-10 лет
Формы организации детского коллектива: работа с классом и в малых
группах
Содержание программы
Тема 1.Улица полна неожиданностей. (11 часов)
Правила дорожного движения в России. Общие положения.
Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров.
Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных
происшествий. Поготовка и проведение игры «Зеленый огонек» в классе.
Тема 2. Это должны знать все. (12 часов)
ПДД для пешеходов– правосторонне движение, правила перехода
дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у
обочины.
Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые
перекрестки. Средства регулирования движения. Мониторинг организации
дорожного пространства вокруг школы Знаки. ПДД для пассажиров – виды
общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки,
правила
поведения
в
салоне
транспорта,
перевоз
грузов.
Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. теория/практика
Выпуск листовок по ПДД.
Тема 3. Наши верные друзья.(10 часов)
Наш друг – Светофор. Подготовка материала, разработка сценария
выступления агитбригады «Безопасность на дороге – наше общее дело».
Подготовка материала, разработка сценария выступления агитбригады
«Безопасность на дороге – наше общее дело»
Тема 4. Дорожная азбука (13 часов)
Улица полна неожиданностей. Безопасность на улице. «Безопасный
путь : Дом-школа-дом». Школа безопасности. Движение пешеходов и машин.
Улица .Тротуар .Проезжая часть. Где и как надо переходить дорогу?

Дорожные знаки. Дорожная разметка и еѐ предназначение. Перекресток и его
виды.
Тема 5. Наш друг – светофор (6 часов)
Светофор и его сигналы. Сигналы регулирования дорожного
движения. Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика.
«Красный, желтый, зеленый».
Тема 6. Мы – ЮИД (15 часов)
Мы - пассажиры. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.
Виды транспорта (наземный, водный, воздушный). Правила поведения в
общественном транспорте. «Учимся соблюдать правила дорожного
движения» . Что такое –хорошо?. ПДД. Мой друг – велосипед. Ремень
безопасности. Гимн ЮИД. ЮИД. Безопасное лето. Вместе. Подготовка
праздничной программы. Мы – ЮИД.
Тема 7. Правила дорожного движения (12 часов)
« Улица и мы». Обязанности пешеходов. Сигналы светофора.
Пешеходные переходы. Правила поведения на улице. Элементы улиц и
дорог. Движение по улицам и дорогам. Переход улицы на нерегулируемом
перекрестке. Сигналы регулировщика. Дорожные знаки. Виды дорожных
знаков. ГИБДД – помощник и друг.
Тема 8.
Общие принципы оказания доврачебной помощи. Знай и умей. Я
сам.Состав и назначение автоаптечки. Чрезвычайные ситуации на дороге.
Поведение при аварийной ситуации. Техника наложения повязок. Первая
помощь при общих ранениях. Наложение жгута и повязок. Первая помощь
при повреждении мягких тканей, суставов, костей. Остановка кровотечений.
Первая помощь при несчастных случаях. Искусственная вентиляция легких и
непрямой массаж сердца. Первая помощь при ожогах и отморожениях.
Транспортировка при различных видах травм. Оказание первой доврачебной
помощи.
Тема 9.
Основы доврачебной медицинской помощи (16 часов) Мой друг –
велосипед! (5 часов)
Правила езды на велосипеде по улицам и на проезжей части. Езда на
велосипеде. Устройство велосипеда. Устройство велосипеда. Требования к
велосипеду. Фигурное вождение велосипеда. Порядок движения группы
велосипедистов. Освоение приемов профилактики и ремонта велосипеда.
Устройство велосипеда.
Тема 10.
Вопросы
страхования
Понятие
«страхование»,
«страхователь», «страховой случай», «страховщик». Виды, формы, отрасли
страхования. Крупные страховые компании. Страховой полис. Договор по

страхованию. Страхование от
автогражданской ответственности.

несчастных

случаев.

Страхование

Тема 11. Пропаганда ПДД (18 часов).
Знаешь ли ты правила дорожного движения? В объективебезопасность. «Друзья светофора». Красный , желтый, зеленый. Школа
светофорных наук. Встреча с интересными людьми. Дорожная азбука.
«Перекресток». «Мой друг – велосипед». Автогородок. Безопасность на
дороге. Автогородок. Оказание первой доврачебной помощи. Способы
оказания первой доврачебной помощи. «Внимание, дети!». ЗОЖ. Детидорога.
Формы текущего контроля / промежуточной аттестации
Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия, работы
оцениваются по следующим критериям – качество выполнения изучаемых
на занятии приемов, операций и работы в целом; степень самостоятельности,
уровень творческой деятельности (репродуктивный,частично продуктивный,
продуктивный).
Формы проверки: опрос, творческие задания, викторина, выпуск
информационных листовок и др.
Промежуточный контроль – проводится в конце учебного года, по итогам
реализации программы. Формой промежуточного контроля является
организация мероприятия по безопасности дорожного движения.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по
программе при
проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:
 журнал посещаемости;
 работы, выполненные учащимися в ходе освоения программы;
 грамоты и дипломы учащихся;
 отзывы родителей о работе творческого объединения.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов
программы при проведении промежуточной аттестации являются: участие
обучающихся в акциях, мероприятиях по безопасности дорожного движения.

Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Предметное содержание
п/п

Характеристика
деятельности
обучающихся

1. Улица полна неожиданностей
1

Вводное занятие.
Правила дорожного
движения.

Правила
дорожного движения в
России. Общие положения.
Обязанности пешеходов,
водителей, велосипедистов и
пассажиров.

2

Проблемы
безопасности движения

Проблемы безопасности
движения,
причины дорожнотранспортных происшествий.
Подготовка игры «Зеленый
огонек» в начальных классах.

Решение задач,
карточек по ПДД.

3

Проблемы
безопасности движения

Подготовка и проведение
игры «Зеленый огонек»

Проведение игры

Электронные
образовательные
ресурсы

в классе.
4

ПДД для пешеходов

ПДД для пешеходов–
правосторонне движение,
правила перехода дороги,
места перехода проезжей
части дороги. Обход стоящего
транспорта у обочины.
Движение пеших групп и
колонн. Регулируемые и
нерегулируемые перекрестки.
Средства регулирования
движения. Знаки.

5

ПДД для пешеходов

Мониторинг организации
дорожного пространства
вокруг школы

6

ПДД для пассажиров

ПДД для пассажиров – виды
общественного
транспорта, посадочные
площадки и дорожные знаки,
правила поведения в салоне
транспорта, перевоз грузов.
Взаимовежливые отношения

экскурсия

пассажиров и водителя.
теория/практика Выпуск
листовок по
ПДД
7

ПДД для
велосипедистов

ПДД для велосипедистов –
дорожные знаки,
техническое состояние
велосипеда, движение групп
велосипедистов. Разметка
проезжей части дороги.

8

ПДД для
велосипедистов

ПДД для велосипедистов –
дорожные знаки,
техническое состояние
велосипеда, движение групп
велосипедистов. Разметка
проезжей части дороги.
теория/практика Встреча с
инспектором ГИБДД
по практическим

3. Наши верные друзья.

Встреча с
инспектором ГИБДД

9

Наш друг - Светофор

Изготовление модели
светофора

10

Подготовка
выступления
агитбригады

Подготовка материала,
разработка сценария
выступления агитбригады
«Безопасность на дороге –
наше общее дело»

11

Подготовка
выступления
агитбригады

Подготовка материала,
разработка сценария
выступления агитбригады
«Безопасность на дороге –
наше общее дело»

4. Дорожная азбука
12

Остановка и стоянка
транспортных средств

Остановка и стоянка
транспортных средств.
Влияние
погодных условий на
движение транспортных
средств.
Тормозной и остановочный
пути.

Выступление
агитбригады перед
учащимися начальной
школы

13

Влияние
погодных условий на
движение
транспортных средств.

Влияние
погодных условий на
движение транспортных
средств. Остановка и стоянка
транспортных средств.
Тормозной и остановочный
пути.

6. Мы – ЮИД.
14

Азбука дороги: Сами
не видят, а другим
говорят.

Дорожные знаки и их группы:
предупреждающие,
запрещающие,
предписывающие,
информационноуказательные, сервиса,
приоритета, дополнительной
информации. Значение
отдельных дорожных знаков.

15

Азбука дороги: Сами
не видят, а другим
говорят.

Дорожные знаки и их группы:
предупреждающие,
запрещающие,

предписывающие,
информационноуказательные, сервиса,
приоритета, дополнительной
информации. Значение
отдельных дорожных знаков.
7. Правила дорожного движения.
16

Подготовка и
проведение викторины
«Знатоки ПДД

Подготовка и проведение
викторины «Знатоки ПДД», 34 классы

Проведение
викторины для 3-4
классов

8. Основы доврачебной медицинской помощи
17

Основы оказания
первой медицинской
доврачебной
помощи

Основы оказания первой
медицинской доврачебной
помощи. Первая помощь при
ДТП. Информация,
которую должен сообщить
свидетель ДТП. Аптечка
автомобиля и ее содержимое.

18

Основы оказания
первой медицинской

Раны, их виды, оказание
первой помощи.

Практическое занятие

доврачебной
помощи

Виды кровотечения и
оказание первой медицинской
помощи.

19

Основы оказания
первой медицинской
доврачебной
помощи

Наложение
различных видов
повязок. Оказание
первой помощи при
кровотечении.

Практическое занятие

20

Основы оказания
первой медицинской
доврачебной
помощи

Оказание первой помощи при
ушибах, вывихах,
ожогах, обморожении,
переломах, обмороке,
сердечном
приступе.

Встреча с
медицинским
работником по
практическим
вопросам.

21

Основы оказания
первой медицинской
доврачебной
помощи

Оказание первой медицинской
помощи при сотрясении
мозга. Сердечный приступ,
первая помощь.
Реанимация пострадавшего.

Практика с
реанимационным
макетом «Максим»

9. Мой друг – велосипед!

22

Правила вождения
велосипеда

Повторение. ПДД для
велосипедистов – дорожные
знаки,
техническое состояние
велосипеда, движение групп
велосипедистов. Разметка
проезжей части дороги.

23

Правила вождения
велосипеда

Фигурное вождение
велосипеда. Изучение схемы
расположения препятствий.
Изучение каждого
препятствия отдельно.

практика
Прохождение
отдельных
препятствий на
велосипеде.

24

Правила вождения
велосипеда

Фигурное вождение
велосипеда. Прохождение
всей
полосы препятствий.

практика
Прохождение всей
полосы препятствий
на велосипеде.

25

Правила вождения
велосипеда

Фигурное вождение
велосипеда. Прохождение
всей
полосы препятствий.

практика
Прохождение всей
полосы препятствий
на велосипеде.

26

Подготовка и
проведение

Подготовка и проведение
соревнования

Участие в
соревнованиях

соревнования
«Безопасное колесо» в
школе.

«Безопасное колесо» в школе.

10. Вопросы страхования
27

Вопросы страхования.

Понятие «страхование»,
«страхователь», «страховой
случай», «страховщик».
Виды, формы, отрасли
страхования. Крупные
страховые компании.

28

Вопросы страхования

Страховой полис. Договор по
страхованию. Страхование от
несчастных случаев.
Страхование автогражданской
ответственности.

11. Пропаганда ПДД
29

Подготовка
выступления
агитбригады

Подготовка материала,
разработка сценария
выступления агитбригады
«Безопасность на дороге –

«Безопасное колесо» в
школе.

наше общее дело»
30

Подготовка
выступления
агитбригады

Подготовка материала,
разработка сценария
выступления агитбригады
«Безопасность на дороге –
наше общее дело»

31

Подготовка и
проведение социальной
акции «Дети в
безопасности»

Подготовка и проведение
социальной акции «Дети в
безопасности»

32

Проведение
«информационного
десанта безопасности»

Проведение, выпуск
листовок

33

Игра – квест «Правила
дорожного движения –
правила жизни»

Подготовка и проведение
игры-квеста «Правила
дорожного движения –
правила жизни»

34

Итоговое занятие

Выступление
агитбригады перед
учащимися начальной
школы

Материально-техническое обеспечение
Используется кабинет площадью около 70 м 2 , рассчитанный на 25
посадочных мест. В интерьере кабинета используется цветовая гамма
пастельных тонов, которые соответствуют возрастным психоэмоциональным
особенностям детей и санитарным правилам. Кабинет оснащен
лампами дневного света, и окна – шторами. Кабинет оснащен столами и
стульями, соответствующими возрасту и росту детей.
Информационное обеспечение
 оргтехника: ноутбук/компьютер, принтер;
 мультимедийная техника: проектор
 мультимедийные презентации по теоретическим темам программы:
В работе с учащимися применяются образовательные ресурсы интернета.
Используются следующие интернет источники:
https://vk.com/public211864127
https://vk.com/video/@detibdd45
http://pdd.nd.ru/view_doc.html?mode=default
https://www.dddgazeta.ru/
https://www.youtube.com/playlist?list=PLeVA7eICJ6d0n9DsXTflMpbQK0KKkj8
AC
https://xn--90adear.xn--p1ai/about/social/children-safety
13
Кадровое обеспечение
Педагог, руководитель творческого объединения, работающий по данной
программе, должен иметь высшее или среднее педагогическое специальное
образование по специальностям: учитель; педагог дополнительного
образования. А также обладать необходимыми знаниями по
детской психологии.
Методические материалы
Программа реализуется по принципу систематичности и последовательности,
предполагает нахождение логических связей между техническими,
природоведческими и обществоведческими знаниями, полученными
ребѐнком на разных ступенях воспитания и обучения.
В данной программе правила дорожного движения (ПДД) рассматриваются с
разных сторон. Это не только рассказ о правилах и знаках, цветах светофора,
но ещѐ и интересные факты из истории дорожного движения и
роисхождения некоторых слов и терминов ПДД.
В программу включены практические занятия по переходу улицы, по
составлению
безопасного маршрута до школы и домой, запланированы экскурсии. Занятия
проходят в классе с
использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-

раздаточного и
демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением
инспектора ГИБДД.
Программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся,
совместную
деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во
время практических
занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения. Программа
предполагает как
групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых
мероприятий.
Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и
профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих
возможностей детей
и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм
проведения занятий:
- тематические занятия;
- игровые тренинги;
- разбор дорожных ситуаций на настольных играх;
- экскурсии, конкурсы, соревнования, КВН, викторины.
Основные методы, используемые для реализации программы:
 в обучении - практический (практическая работа в библиотеках,
практическая работа при
оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный
(изучение правил
ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи,
аптечки…);
словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой
( чтение,
изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод
(просмотр, обучение).
 в воспитании – (по Г. И. Щукиной) – методы формирования сознания
личности, направленные
на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая
беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного
поведения
(воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы
стимулирования поведения и
деятельности (соревнования, поощрения).
В практической работе по реализации программы можно использовать
следующие формы
деятельности:
1. Викторина «Олимпиада автоэрудитов (по истории ПДД).

2. Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных происшествий).
3. Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю,
стихов по ПДД,
рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами)
4. Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой
медицинской
помощи пострадавшему в ДТП).
5. Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой,
работа в группах).
14
6. Викторины, конкурсы, кроссворды.
7. Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам ДД).
8. Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в
группе, в своих
классах.
9. Составление схемы «Безопасный маршрут: дом – школа – дом» в
начальных классах.
10. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов,
викторин по ПДД.
Виды деятельности:
 Создание уголка безопасности дорожного движения;
 Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
 Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
 Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских
знаний и
применения знаний на практике;
 Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
 Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной
безопасности;
 Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета способствуют:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по
Правилам
дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять
рассказы по темам,
делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на
вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура
поведения в
кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил
дорожного движения,
желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости.
Учащиеся учатся
безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков,
плакатов,
литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с
наглядными
материалами;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия,
макеты,
дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к
выступлениям (с
помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками
проводятся
подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Оценочные материалы
Критерии оценки по параметрам диагностики
Знания по основам безопасности дорожного движения
Высокий уровень - обучающийся грамотно и четко отвечает на любой вопрос
по основам
безопасности дорожного движения с подробным теоретическим
объяснением; грамотно
применяет свои знания в различных дорожных ситуациях.
Средний уровень - обучающийся односложно, но правильно отвечает на
поставленные
вопросы по основам безопасности дорожного движения; недостаточно точно
анализирует
сложившуюся дорожную ситуацию.
Низкий уровень - у обучающегося практически отсутствуют знания по
безопасности
дорожного движения; не может правильно и полно ответить на поставленные
вопросы.
15
Знание Правил дорожного движения
Высокий уровень - обучающийся глубоко изучил и освоил ПДД; быстро и
четко отвечает на
поставленные вопросы; умеет анализировать создавшиеся дорожные
ситуации; быстро и
правильно решает тематические задачи.
Средний уровень - обучающийся знает лишь основные темы по ПДД; на
заданные вопросы
отвечает недостаточно полно и твердо, а при решении тематических задач
допускает ошибки, не
отражающиеся на конечном результате.
Низкий уровень - обучающийся не знает основных тем ПДД; не может
достаточно полно и
правильно ответить на поставленные вопросы, а при решении тематических

задач делает ошибки,
влияющие на конечный результат.
Знание видов ответственности за нарушение ПДД
Высокий уровень - обучающийся изучил и освоил все виды ответственности
за нарушение
Правил дорожного движения; быстро и четко отвечает на поставленные
вопросы; правильно
решает тематические задачи.
Средний уровень - обучающийся знает лишь основной материал по видам
ответственности
за нарушение Правил дорожного движения; на заданные вопросы отвечает
недостаточно полно и
твердо, а при решении тематических задач допускает ошибки, не
отражающиеся на конечном
результате.
Низкий уровень - обучающийся не знает видов ответственности за
нарушение Правил
дорожного движения; не может правильно ответить на поставленные
вопросы, а при решении
тематических задач делает ошибки, влияющие на конечный результат.
Знания по приемам оказания первой медицинской помощи
Высокий уровень - обучающийся изучил и освоил все виды оказания
медицинской помощи;
грамотно может применять их на практике.
Средний уровень - обучающийся знает основной материал по видам оказания
медицинской
помощи; не всегда точно может применить их на практике.
Низкий уровень – обучающийся не знает основных видов оказания первой
медицинской
помощи; при выполнении практической работы допускает серьезные
ошибки.
Управление велосипедом
Высокий уровень - обучающийся хорошо владеет всеми навыками фигурного
вождения
велосипеда.
Средний уровень - обучающийся владеет лишь основными навыками
управления
велосипедом.
Низкий уровень - у обучающегося отсутствуют навыки вождения велосипеда.
16
Список литературы
1. Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и
дорогах, 1997г.
2. Атлас медицинских знаний
3. Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М:

Издательство АСТ-ЛТД,
1997г.
4. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М:
ООО «Издательство
АСТ-ЛТД», 1997г.
5. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для
учащихся начальной
школы, 1997.
6. Бабина Р.П. Советы Дяди Степы, 4 кл.,1997.
7. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.
8. Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008г.
9. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 3 кл.,
М: Просвещение,
1975г.
10. Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим
безопасность на дороге.2004г.
11. Косой Ю.М. Про дороги и про улицы, 1986г.
12. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма,
Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
13. Методические рекомендации по организации работы по безопасности
дорожного движения в
школе, 2004.
14. Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»
15. Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.
16. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в
школе. Пособие для
учителей М.: Просвещение, 1981.
17. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и
мет. Рекомендаций к
изучению правил безопасного движения в 1кл., 1997.
18. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и
мет. Рекомендаций к
изучению правил безопасного движения во 2кл., 1997.
19. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и
мет. Рекомендаций к
изучению правил безопасного движения в 3 кл., 1997.
20. Терехова Е.А. Образовательная программа «Дети - дорога – дети»,
Ставрополь, 1995г.
21. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах.
Учебное пособие для 7-8
кл., 1997г.
22. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах.
Учебное пособие для 9-11
кл., 1997г.

23. Школа светофорных наук, г.Киров, 2000.
24. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах, 1-3 кл., 1997.
25. Журнал «Педсовет»

12 2.1 Наши друзья
– дорожные
знаки.
Расказ учителя о знаках (теоретич)
13 2.2 Знакомство со
знаками.
Презентация дорожных знаков
(практич)
14 2.3 Дорожные
знаки –
пешеходам.
Занятие в кабинете безопасности
(практич)
15 2.4 Светофор и
его сигналы.
Рисуем светофор (практич)
16 2.5 Виды
пешеходных
переходов.
Беседа (теоретич)
17 2.6 Чтение
дорожных
знаков.
Работа в кабинете безопасности
(практич)
18 2.7 Творческая
мастерская
Изготовление дорожных знаков
(практич)
19 2.8 Безопасный
путь в школу.
Беседа с учащимися (теоретич)
20 2.9 А знаешь ли
ты.
Викторина (теоретич)
21 2.10 Почитаем

знаки?
Занятие в кабинете безопасности
(практич)
Тема 3. Это должны знать все. (12 часов)
22 3.1 Правила
движения в
колонне.
Беседа (теоретич)
23 3.2 Где можно
играть?
Беседа (теоретич)
24 3.3 Мы
пассажиры
общественног
о транспорта.
Игра (практич)
25 3.4 Мы едем,
едем, едем…
Презентация «Виды транспорта»
(теретич)
26 3.5 Мы
пассажиры
личного
транспорта.
Беседа (теоретич)
27 3.6 Загородная
дорога.
Заочная экскурсия (теоретич)
28 3.7 Пешеход на
загородной
дороге.
Занятие в кабинете безопасности
(практич)
29 3.8 Мой друг велосипед
Основыбезопасности (теоретич)
30 3.9 Учимся
соблюдать
ПДД.
Занятие в кабинете безопасности
(практич)
31 3.10 Итоговое
занятие
Подготовка агитбригады (практич)
32 3.11 Выступление
агитбригады
Подготовка агитбригады(практич)
33 3.12 Праздник
«Мы – ЮИД»

Выступление агитбригады(практич)
Календарно-тематическое планирование
2 класс – 34 часа
(второй год обучения)
№п\п Дата
план
Дата
факт
Колво
часов
Наименование
темы
Форма деятельности учащихся
Тема 4. Дорожная азбука (13 часов)
1 4.1 Вводное
занятие
Мотивация на систематические
занятия по программе.
(теоретич)
2 4.2 Улица полна
неожиданностей
Экскурсия «Наш город где мы
живем» (практич)
3 4.3 Безопасность
на улице
Викторина «Азбука
безопасности» (теоретич)
4 4.4 «Безопасный
путь : Домшкола-дом»
Разработка схемы (Практич)
5 4.5 Школа
безопасности
Игра «Знающий пешеход»
(Практич)
6 4.6 Движение
пешеходов и
машин
Экскурсия «Я – пешеход»
(Практич)
7 4.7 Улица .Тротуар.
Проезжая
часть.
Игровая программа
«Правильное движение»
(Теоретич)
8 4.8 Где и как надо
переходить

дорогу?
Просмотр видеофильмов по
правилам дорожного движения
(теоретич)
9 4.9 Дорожные
знаки
Игра «Найди пару» (практич)
10 4.10 Дорожные
знаки
Конкурс рисунков «Правила
дорожного движения - наши
верные друзья» (практич)
11 4.11 Дорожная
разметка и её
предназначение
Беседа (теоретич)
12 4.12 Перекресток и
его виды
Игра «Перекресток» (практич)
13 4.13 Итоговое
занятие
Викторина (теоретич))
Тема 5. Наш друг – светофор (6 часов)
14 5.1 Светофор и его
сигналы
Беседа (теорет)
15 5.2 Сигналы
регулирования
дорожного
движения
Игра «Сигналы светофора»
(практич)
16 5.3 Изучение и
тренировка в
подаче
сигналов
регулировщика
Игра «Регулировщик» (практич)
17 5.4 «Красный,
желтый,
зеленый»
Развлекательная программа
(практич)
18 5.5 Своими руками Творческая мастерская (практич)
19 5.6 Итоговое
занятие
Тестирование по итогам
программы (теоретич)
Тема 6. Мы – ЮИД (15 часов)

20 6.1 Мы пассажиры
Правила пользования
транспортом (теоретич)
21 6.2 Обязанности
водителей,
пешеходов и
пассажиров
Викторина «Мы за
безопасность на дорогах»
(теоретич)
22 6.3 Виды
транспорта
(наземный,
водный,
воздушный)
Беседа (теоретич)
23 6.4 Правила
поведения в
общественном
транспорте
«От пешехода до пассажира» игра (практич)
24 6.5 «Учимся
соблюдать
правила
дорожного
движения»
занятие – викторина (теоретич)
25 6.6 Что такое –
хорошо?
Игра «Дисциплинированный
пассажир» (практич)
26 6.7 ПДД Занятие в кабинете безопасности
(практич)
27 6.8 Мой друг велосипед
Основы безопасности при
вождении велосипеда (теоретич)
28 6.9 Ремень
безопасности
Беседа, просмотр фильма
(теоретич)
29 6.10 Гимн ЮИД Прослушивание и разучивание
песни (практич)
30 6.11 ЮИД Творческая встреча с ребятами
из команды ЮИД (теоретич)
31 6.12 Безопасное лето Беседа по безопасности
(теоретич)

32 6.13 Вместе Подготовка праздничного
концерта (практич)
33 6.14 Подготовка
праздничной
программы
Подготовка агитбригады
(практич)
34 6.15 Мы - ЮИД Праздник, выступление
агитбригады (практич)
Календарно-тематическое планирование
3 класс – 34 часа
(третий год обучения)
№п\п Дата
план
Дата
факт
Колво
часо
в
Наименовани
е темы
Форма деятельности учащихся
Тема 1. Правила дорожного движения (12 часов)
1 1.1 Вводное
занятие
«Улица и мы»
Инструктаж
Беседа (теоретич)
2 1.2 Обязанности
пешеходов
Диагностика знаний детей по ПДД,
анкетирование (теоретич)
3 1.3 Сигналы
светофора
Игра «Светофор» (практикум)
4 1.4 Пешеходные
переходы
Беседа (теоретич)
5 1.5 Правила
поведения на
улице
Викторина (практич)
6 1.6 Элементы
улиц и дорог
Работа по таблицам (практикум)
7 1.7 Движение по
улицам и
дорогам

Беседа, игра (теоретич)
8 1.8 Переход
улицы на
нерегулируемо
м перекрестке
Беседа (просмотр фильма)
9 1.9 Сигналы
регулировщик
а
Беседа (встреча с инспектором)
10 1.10 Дорожные
знаки
Экскурсия в «Страну дорожных знаков»
(теоретич)
11 1.11 Виды
дорожных
знаков
Игра (практикум)
12 1.12 ГИБДД –
помощник и
друг
Беседа (теоретич)
Тема 2: Мой друг – велосипед! (5 часов)
13 2.1 Правила езды
на велосипеде
по улицам и на
проезжей
части
Беседа о правилах езды на велосипеде.
(теоретическое)
14. 2.2 Езда на
велосипеде
Овладение умений безопасного вождения
велосипеда. (Практикум)
15 2.3 Устройство
велосипеда
Беседа. Занятие в кабинете ПДД
16 2.4 Устройство
велосипеда
Практикум
17 2.5 Фигурное
вождение
велосипеда
Освоение приемами моневрирования на
велосипеде в условиях площадки для
фигурного вождения велосипеда.
Практикум
Тема 3: безопасность и правила безопасности (16 часов)
18 3.1 Общественный

транспорт
Беседа «Правила для пассажиров»
19 3.2 Я –пассажир Ролевая игра (практикум)
20 3.3 Правила
безопасности
пешехода
Инструктаж по безопасности
Работа творческой группы
21 3.4 Контроль
знаний
Игра «Безопасная дорога»
22 3.5 ПДД и
пешеход.
Игра-викторина (практикум)
23 3.6 Правила
безопасности
пешехода
Беседа
24 3.7 Я- пешеход Викторина. (практикум)
25 3.8 Я б в водители
пошел, пусть
меня научат!
Беседа «Правила для водителя»
26 3.9 Я – водитель! Ролевая игра (практикум)
27 3.10 Поведение во
дворах и
парковых
зонах
Анкета
28 3.11 Мой двор Конкурсный рисунок (практ)
29 3.12 Запрещается,
разрешается.
Закрепление о правилах поведения и
дорожных знаках
30-31 3.13
3.14
Мастерская
дорожных
знаков
Изготовление запрещающих дорожных
знаков (практикум)
32 3.15 В мире
дорожных
знаков
Игра – викторина (практикум)
33 3.16 Итоговый урок Тест-опрос
34 3.17 Праздник Безопасная дорога
Календарно-тематическое планирование
4 класс – 34 часа

(четвертый год обучения)
№п\п Дата
план
Дата
факт
Колво
часо
в
Наименование
темы
Форма деятельности учащихся
Тема 4. Основы доврачебной медицинской помощи (16 часов)
1 4.1 Общие
принципы
оказания
доврачебной
помощи
Беседа
2 4.2 Чрезвычайные
ситуации на
дороге
Просмотр фильма
3 4.3 Знай и умей Беседа об основных умениях и навыках
оказания доврачебной помощи
4 4.4 Я сам Практическое занятие (тест)
5 4.5 Поведение при
аварийной
ситуации
Беседа
6 4.6 Техника
наложения
повязок
Мед практикум
7 4.7 Первая
помощь при
общих
ранениях
Беседа
8 4.8 Наложение
жгута и
повязок
Мед практикум
9 4.9 Первая
помощь при
повреждении
мягких тканей,
суставов,
костей

Беседа
10 4.10 Остановка
кровотечений
Мед практикум
11 4.11 Первая
помощь при
несчастных
случаях
Беседа, опрос
12 4.12 Искусственная
вентиляция
легких и
непрямой
массаж сердца
Мед.практикум
13 4.13 Первая
помощь при
ожогах и
отморожениях
Викторина
14 4.14 Транспортиров
ка при
различных
видах травм
Мед практикум
15 4.15 Оказание
первой
Круглый стол
доврачебной
помощи
16 4.16 Контроль
знаний
Игра – соревнование «Санпост»
Тема 5: Пропаганда ПДД (18 часов)
17 6.1 Знаешь ли ты
правила
дорожного
движения?
Беседа. Викторина
18 6.2 В объективебезопасность
Оформление альбома фоторабот (практич)
19 6.3 «Друзья
светофора»
беседа
20 6.4 Красный ,
желтый,
зеленый.
Конкурс рисунков (практич)

21 6.5 Школа
светофорных
наук
беседа
22 6.6 Встреча с
интересными
людьми
Встреча с инспектором ГИБДД
23 6.7 Дорожная
азбука
Беседа по темам пройденного курса
24 6.8 «Перекресток» Ролевая игра (практич)
25 6.9 «Мой друг –
велосипед»
Правила для велосипедистов . Беседа
26 6.10 Автогородок Практикум
27 6.11 Безопасность
на дороге
Беседа по ПДД
28 6.12 Автогородок Игра -соревнование
29 6.13 Оказание
первой
доврачебной
помощи
Беседа. Викторина
30 6.14 Способы
оказания
первой
доврачебной
помощи
Практикум
31 6.15 «Внимание,
дети!»
Выпуск агитационных листовок
32 6.16 ЗОЖ Конкурс рисунков (практ)
33 6.17 Дети-дорога Викторина
34 6.18 Мы-ЮИД Праздник для детей


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.