1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы мультипликации» составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- письмо Министерства образования и науки РФ от 25.07.2016 № 09-1790 «Рекомендации по совершенствованию
дополнительных образовательных программ, созданию детских технопарков, центров молодежного инновационного
творчества и внедрению иных форм подготовки детей и молодежи по программам инженерной направленности»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей».
Образовательная программа состоит из одного уровня:
- базовый: 34 часа по 80 минут один раз в неделю.
Форма проведения учебных занятий – групповая. Наполняемость группы до 15 человек. В ходе реализации
программы применяется дифференцированный, индивидуальный подход к обучающимся.
Проведение занятий:
- базовый уровень: 1 раз в неделю по 2 часа;
Время проведения модуля и количество этапов может быть увеличено или сокращено педагогом по своему
усмотрению, в зависимости от возможностей и потребностей обучающихся.
Модуль проводится в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ.
Модуль может быть проведен для обучающихся со 2 по 4 класс. Параллель, на которой лучше провести модуль, учитель
должен определить самостоятельно в зависимости от уровня обучения и интеллектуального развития детей, с учетом
специфики учебного плана и плана внеурочной деятельности школы. Также модуль может проводиться для
разновозрастной учебной группы.
Цель - создание условий для формирования у детей младшего школьного возраста стремления к самоопределению и
самореализации в современном информационном мире, насыщенном компьютерными технологиями и ресурсами,
приобщение к техническому творчеству через создание собственного медиапродукта (мультфильма).
Задачи:
Обучающие:
- познакомить младших школьников с основными видами мультипликации (рисованная, пластилиновая,
кукольная);
- познакомить с основными этапами создания мультфильма;
- научить придумывать короткие сюжеты для создания мультипликационных зарисовок;
- освоить работу с микрофоном и озвучивать мультфильм;
- познакомить младших школьников с процессом разработки и изготовления персонажей, фонов и декораций.
Развивающие:
- способствовать развитию интеллекта и творческих способностей детей;
- развивать художественные навыки и умения;
- развивать художественно-эстетический вкус, фантазию;
-развивать эмоциональный интеллект благодаря просмотру известныхдетских мультфильмов и проигрыванию
эмоциональных состояний.
2. Планируемые результаты освоения учебного курса
По итогам реализации Программы, обучающиеся будут знать:
- основные виды мультипликации и основные виды анимации (рисованная, пластилиновая, кукольная);
- основные этапы создания мультфильма;
- создавать персонажей и декорации;
- создавать короткие сюжеты для собственного мультфильма;
- основы анимации собственных персонажей.
По итогам реализации Программы, обучающиеся будут уметь:
- сочинять короткие истории для собственного мультфильма;
- анимировать персонажей мультфильма;
- пользоваться программой «AnimaShooter»;
-пользоваться шумотекой для создания спецэффектов в мультфильме;
-пользоваться микрофоном для озвучивания героев.
3.
Содержание
учебного
предмета,
курса
Детская мультипликация включает в себя огромное число различных видов творческой художественной и
технической деятельности, которые дети осваивают в процессе создания мультфильма. Это художественное и
литературное творчество, навыки работы с техническими средствами: фотоаппаратом, видеокамерой, микрофоном,
компьютером.
1. Создание сценария
Работа над мультфильмом начинается с создания сценария. Это стимулирует детей придумывать истории,
наблюдать за событиями и людьми, задумываться над тем, какие чувства и переживания за ними стоят. В дошкольном
возрасте литературное детское творчество выражено в сочинении историй.
2. Раскадровка
На основании сценария создается “раскадровка” - серию схем-рисунков, которые будут показывать все, что будет
происходить в кадре от начала до конца истории. Каждый рисунок соединяется с текстом и словами персонажей. В силу
возрастных особенностей дошкольников схемы-рисунки создаются педагогом при участии детей. Задача детей –
разложить схемы-рисунки в соответствии с последовательностью событий.
3. Создание персонажей и декораций
Создание персонажей и декораций - это возможность активизировать художественные способности ребенка.
Персонажи мультфильма и декорации выполняются в той технике, которая выбрана для создания мультфильма.
4. Съемка
Во время съемки персонажи оживают и начинают двигаться. Съемка мультфильма обучение детей созданию
движения персонажей на экране. Выполняется в специализированной программе для покадровой съемки, которая
позволяет оператору, используя фотокамеру, фиксировать движения персонажей.
5. Озвучивание
Во время озвучивания мультфильма ребенок имеет возможность проявить свои актерские и речевые способности,
придав выразительность и эмоциональную окраску голосу. Задача педагога, помочь ребенку создать интонационную
выразительность образа.
6. Монтаж
Монтаж видео- и аудио- материала при работе с детьми дошкольного возраста осуществляется педагогом.
Монтаж включает в себя обработку и их соединение материала с помощью специальной программы для монтажа. На
этом этапе происходит подбор или создание музыкального сопровождения мультфильма, название мультфильма и
титры.
4.Тематическое планирование
№
п/п
Дата
Название темы (раздела)
Кол-во
Кол-во
часов
на часов (теория/
изучение
практика)
Базовый уровень, 34 часа (11/23)
1
Вводное занятие. Правила
поведения. Охрана труда
1
1/0
2
Введение в курс. История
мультипликации. Просмотр
мультфильмов
(пластилиновая , бумажная
перекладка, кукольная
2
1/1
Примечание
анимация).
3
Обзор оборудования для
съемки
детской
мультипликации:
-мультстанок;
- программное обеспечение
(AnimaSuter,
MovavivideoEditor).
2
1/1
4
Этапы
мультфильма:
8
1/7
создание
3
1/2
персонажей
перекладка,
3
1/2
создания
Написание
сценария,
раскадровка.
Создание
персонажей и фонов.
5
Создание фонов,
персонажей.
6
Анимация
(бумажная
пластилиновая).
7
Анимирование
персонажей,
персонажей.
лица
движение
4
1/3
8
Съемка
мультфильма
с
помощью
программы
4
1/3
AnimaSuter.
9
Создание
мультфильма,
работа с шумотекой.
3
1/2
10
Знакомство
видеоредактором
3
1/2
11
Презентация
короткометражного
мультфильма
1
1/0
с
5. Календарно - тематическое планирование
Кол-во
№
п/п
Название темы (раздела)
Количеств
о часов на
изучение
часов
(теория/
Формы
работы
Контроль
Используемое
оборудование
Планируемые
предметные
результаты
практика)
Базовый уровень, 34 часа (11/23)
1
Вводное занятие. Правила
поведения. Охрана труда
1
1/0
Фронтальная,
групповая
Опрос
Компьютер, проектор,
презентация,
мультстанок.
Обучающиеся будут
знать
основы
мультипликации,
монтажа
и
покадровой съемки.
2
Введение в курс. История
мультипликации.
Просмотр мультфильмов
2
1/1
Групповая
Опрос
Компьютер, проектор,
презентация
Обучающиеся будут
уметь
создавать
короткие
(пластилиновая , бумажная
перекладка, кукольная
анимация).
3
Обзор оборудования для
съемки детской
мультипликации:
-мультстанок;
- программное обеспечение
(AnimaSuter,
MovavivideoEditor).
2
1/1
Групповая
4
Этапы создания
мультфильма:
8
1/7
Групповая
(работа
парах)
Опрос
Анализ
в мультфильма
Компьютер, проектор,
презентация,
муьтстанок,
программное
обеспечение:
AnimaSuter,
MovavivideoEditor.
Компьютер, проектор,
презентация,
видеосюжеты.
Написание сценария,
раскадровка. Создание
персонажей и фонов.
5
Создание фонов, создание
персонажей.
3
1/2
Индивидуальн Обсуждение
о/групповая
цветов
для
создания фонов,
беседа
о
символах цвета.
Картон, пластилин,
гуашь, акварель,
компьютер,
презентация.
6
Анимация персонажей
(бумажная перекладка,
пластилиновая).
3
1/2
Групповая
(работа
парах)
Оценка качества Компьютер,
в работы
мультстанок, программа
AnimaSuter.
7
Анимирование лица
персонажей, движение
4
1/3
Групповая
Игра на эмоции, Компьютер,
оценка качества мультстанок, программа
мультфильмы под
руководством
педагога. Научатся
пользоваться
оборудованием для
покадровой съемки
мультфильма.
персонажей.
работы.
AnimaSuter.
Мастер-класс,
покадровая
съемка.
Компьютер, программа
AnimaSuter.
8
Съемка мультфильма с
помощью программы
AnimaSuter.
4
1/3
Групповая
9
Создание мультфильма,
работа с шумотекой.
3
1/2
Индивидуальн Подбор
ая
необходимой
композиции,
рефлексия.
10
Знакомство с
видеоредактором
3
1/2
Индивидуальн Мастер-класс по Компьютер, программ,
ая
MovavivideoEditor.
монтажу
мультфильма.
11
Презентация
короткометражного
мультфильма
1
1/0
Индивидуальн Презентация
ая
готового
мультфильма.
Компьютер, проектор,
презентация
Компьютер, проектор.
Список литературы:
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983.
2. Красный, Юрий Ешуанович. Мультфильм руками детей : Кн. для учителя / Ю. Е. Красный, Л. И. Курдюкова. - М. :
Просвещение, 1990.
3. Е. Г. Макарова. Движение образует форму. – М.: Самокат, 2012
4. А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. Ступеньки к творчеству.– М.: Издательство: Бином. Лаборатория знаний,
2012