1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «В гостях у сказки» составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- письмо Министерства образования и науки РФ от 25.07.2016 № 09-1790 «Рекомендации по совершенствованию
дополнительных образовательных программ, созданию детских технопарков, центров молодежного инновационного
творчества и внедрению иных форм подготовки детей и молодежи по программам инженерной направленности»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей».
Образовательная программа состоит из одного уровня:
- базовый: 17 часа по 60 минут один раз в неделю в течение первой четверти.
Форма проведения учебных занятий – групповая. Наполняемость группы до 15 человек. В ходе реализации
программы применяется дифференцированный, индивидуальный подход к обучающимся.
Проведение занятий:
- базовый уровень: 1 раз в неделю по 1 часу;
Время проведения модуля и количество этапов может быть увеличено или сокращено педагогом по своему
усмотрению, в зависимости от возможностей и потребностей обучающихся.
Модуль проводится в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ.
Модуль может быть проведен для обучающихся с 4 по 9 класс. Параллель, на которой лучше провести модуль, учитель
должен определить самостоятельно в зависимости от уровня обучения и интеллектуального развития детей, с учетом
специфики учебного плана и плана внеурочной деятельности школы. Также модуль может проводиться для
разновозрастной учебной группы.
Программа «В гостях у сказки» имеет художественную направленность.
Актуальность программы
заключается а том, что она ориентирована на решение комплекса задач социальной адаптации детей, направлена
на развитие творчества в ребенке, удовлетворяя его желание играть, рисовать, думать. Сказкотерапия – метод,
использующий сказочную форму для интеграции личности ребенка в окружающий мир, для целостного развития
личности ребенка.
Привлекательность сказкотерапии можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью:
• Сказка информативна. Через анализ придуманной ребенком сказки психолог получает информацию о его
жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
• Сказка экологична. Не анализируя реальную ситуацию, а, находясь в драматической реальности, как ребенок,
так и психолог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск эмоционального срыва, возникает доверие
ребенка к психокоррекционному процессу.
• Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет,
изменяет и обогащает свою жизнь.
• Сказка наглядна. Обращаясь к сказкотерапии, психолог может использовать различные куклы, костюмы,
музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности ребенка (рисунки, аппликации, поделки),
психологический кукольный и драматический театр.
• Сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевтических сессиях ребенок накапливает положительный
эмоциональный заряд, формирует свой социальный навык взаимодействия с людьми.
• Сказка мудра. Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку новые способы и алгоритмы выхода
из сложившихся ситуаций.
Педагогическая целесообразность программы
Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психологического здоровья человека.
Использование сказкотерапии помогает ребенку справиться со своими проблемами, восстановить эмоциональное
равновесие и устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствует
интеллектуальному развитию. Умственное развитие детей 6-9-летнего возраста характеризуется сформированным
образным мышлением, которое позволяет ребенку создавать модели той действительности, с которой он имеет дело,
грамотно выстраивать ее описание. Сказка в этом процессе может выступать знаковой системой, позволяющей ребенку
интерпретировать окружающую действительность. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие
разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает
необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяет
сказка и игра.
Новизна программы
заключается в использовании игровых технологий.
Игра - необходимый элемент творческого освоения действительности. Через игру осуществляется разрушение
психической энергии, если она уже накоплена индивидом, происходит прорыв информации с подсознания на уровень
сознания. С этих позиций игра активизирует работу правого полушария мозга и, соответственно, интуицию. игра творит
и, творя, моделирует творчество, подготавливает человека к жизни как к творчеству. Игра – это всегда модель
счастливой жизни. Чувствуя себя психологически комфортно, ребенок может попытаться проявить себя нестандартно,
по-новому, творчески.
Все это является очевидным признаком соответствия современным требованим к организации учебновоспитательного процесса.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка младшего
школьного возраста:
1. Потребность в автономности. В каждой сказки герой самостоятельно, на протяжении всего пути, делает выбор,
принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как
правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то
помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т.д. Иногда вначале поведение героя не является
активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Программа курса включает следующие основные направления:
Поскольку сказка многогранный материал, можно выделить несколько направлений сказкотерапии:
1. Аналитическое направление.
Служит для развития умственной сферы ребенка.
Суть этого направления – интерпретация сказок.
Цель метода – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, конструкцией
сюжета.
В основании метода заложена идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе огромный скрытый смысл,
информацию о том, как из поколения в поколение люди проходили сложные ситуации и выходили из них. Причем,
информация об этом зашифрована не только в подтексте сказки, но и в сказочных образах.
Сказочная ситуация, которая задается детям, должна отвечать определенным требованиям:
1. Ситуация не должна иметь готового правильного ответа;
2. Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему (преодоление препятствий, оказание
взаимопомощи, прогнозирование своих действий);
3. Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно
строить и прослеживать причинно-следственные связи.
Анализ сказки и работа с заданной сказочной ситуацией позволяет решить следующие задачи:
1. Развитие творческого (креативного) мышления ребенка;
2. Совершенствование вербального языка (ребенок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли);
3. Развитие фантазии и воображения;
4. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей;
5. Развитие эмпатии и умения слушать (т.к. в ходе анализа ребенок учится чувствовать главного героя и слушать
то, что говорят другие дети).
2. Рассказывание сказок.
Рассказывание сказок как направление сказкотерапии, имеет свои особенности и формы.
• Рассказывание группе новой или известной сказки от третьего лица. Рассказывает взрослый.
Психокоррекционный смысл такого рассказывания заключается в том, что, зная смысл сказочных ситуаций и то,
как они могут способствовать развитию ребенка, рассказчик может сознательно делать на этом акценты. У ребенка
активизируются собственные бессознательные процессы, способствующие его личностному росту.
• Групповое рассказывание сказок.
1. Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек
сказки. Психолог наблюдает за ходом рассказа и на основе увиденного проводит обсуждение.
2. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
3. Групповое придумывание сказки.
4. Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки. Можно одушевить любой предмет
или часть окружающей среды. Детям такой метод может быть особенно полезен, т.к. он помогает встать на место
другого человека.
Таким образом, различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие задачи:
1. Выявление актуальной для ребенка проблематики, путем анализа эмоционального состояния при
рассказывании, оговорок, интонационных акцентов, стиля и смысла изложения;
2. Развитие фантазии и воображения;
3. Развитие умения выражать свои мысли;
4. Развитие памяти и внимания;
5. Развитие способности слушать другого человека, следить за ходом его мыслей и умение пристраивать свои
собственные мысли и фантазии в контекст повествования;
6. Сплоченность группы;
7. Развитие способности к децентрированию, умение встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.
3. Сочинение сказок.
Сочиненная ребенком сказка само по себе психотерапевтическое явление, потому что есть продукт творческого
акта. Человек, сочиняя сказку, не только отражает в ней свою внутреннюю реальность, но и активирует свои
бессознательные стремления, обеспечивая свое личностное развитие. Анализ сюжета такой сказки позволяет составить
довольно полную картину личности человека.
4. Переписывание сказок.
Переписывание или дописывание сказок актуально, когда ребенку чем-то не нравиться сюжет, конец сказки,
поворот событий. Это является отражением их проблематики и состояния.
5. Изготовление кукол и декораций.
Слушая или читая сказку, ребенок проигрывает, просматривает ее в своем воображении. Он представляет себе
место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Не каждый ребенок
обладает актерским мастерством, чтобы самому играть на сцене, поэтому в программе используется постановка сказок с
помощью кукол.
Используется несколько вариантов кукол – куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы.
Изготовление кукол-марионеток:
1. Развивает мелкую моторику руки;
2. Развивает фантазию и образное мышление;
3. Развивает умение малыми средствами выражать характер;
4. Развивает способность чувствовать другого и происходящее вокруг;
5. Развивает способность к концентрации внимания.
Декорации еще более доступны в исполнении.
Куклы изготавливаются из бумаги и картона с использованием элементов раскрашивания и аппликации. Куклы
для теневого театра используются для работы со страхами и изготавливаются из черного картона.
6. Постановка сказки с помощью кукол.
Оживляя куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие отражается на поведении куклы, т.е. получает
обратную связь на свои действия. Это помогает ребенку самостоятельно корректировать свои действия.
Работа с куклой позволяет:
1. Совершенствовать мелкую моторику и координацию движений;
2. Нести ответственность за управление куклой;
3. Проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни не позволяет себе
проявлять;
4. Осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями состояния куклы;
5. Научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям;
6. Развивает способность к концентрации внимания.
Цели программы:
1. Развивать творческое воображение, оригинальность мышления
2. Воспитывать умение взаимодействовать с людьми, уверенность в себе
3. Способствовать сплочению детского коллектива
Задачи программы.
Задачи программы соответствуют выдвинутым целям и конкретным методикам, использованным в реализации
программы.
В курсе «Сказкотерапия» используются адаптированные варианты известных в практической психологии методик
и технологий, предлагаемые детям в форме игровых занятий и творческих мастерских.
Согласно традиционной форме деления, все задачи можно разделить на:
Обучающие:
1. Формировать умение работать в режиме
творческой мастерской – формулировать задачу, разрабатывать план
действий, находить нестандартные решения поставленной задачи и др.
2. Формировать умение работать в режиме проблемного обучения.
Развивающие:
1. Развивать эмоционально-волевые свойства личности.
2. Развивать личностную сферу поведения.
3. Развивать познавательные процессы учащихся ( мышление, внимание, память, воображение)
4. Развивать познавательную и личностную активность учащихся.
Воспитательные:
1. Формировать основополагающие качества личности
2. Формировать нравственные и моральные нормы поведения.
3. Формировать чувство вкуса и стиля.
4. Формировать индивидуальный стиль поведения и интеллектуальной деятельности учащихся. Расширять
коммуникативные способности детей.
Отличительные особенности данной программы в сравнении с уже существующими:
в ней учтены социокультурные потребности детей, сотрудничество с родителями, личный опыт преподавателя,
использованы методические и авторские материалы ученых-психологов. В данной программе широко применяются
игровые технологии.
Условия для реализации программы:
материал изложен в соответствии с утвержденным в учреждении режимом работы. Программа рассчитана 1 четверть,
8 учебных недель. Количество часов в неделю – 1, за 1 четверть 17 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю,
продолжительность одного занятия один академический час. Возраст детей, участвующих в реализации
образовательной программы: 11-16 лет. Ожидаемые результаты и способы определения результативности:
Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими
персонажами.
Результатом удовлетворения основных потребностей ребенка в процессе сказкотерапии становится формирование
целого ряда качеств личности:
Автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
Активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание
партнеров по общению, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально
откликаться на состояние партнеров;
Социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
• Мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявления доброты, внимания, сочувствия,
сопереживания и содействия);
• Когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы,
потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.
• Поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими
людьми.
Сказка пробуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него
проявляются новые
представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Критерии оценки заключаются в успешном усвоении разделов программы, первоначальном уровне теоретических
знаний, практических умений и навыков.
Отличительные особенности данной программы
Привлекательность метода сказкотерапии заключается в следующем:
1. Отсутствие в сказках дидактики и нравоучений.
Самое большее, что может присутствовать в сказке – это намек на то, как лучше поступать в той или иной
жизненной ситуации. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом,
ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.
2. Неопределенность места действия и главного героя.
«В некотором царстве, в некотором государстве…» Сказка дает понять, что такая история могла произойти где
угодно. Определенное место действия психологически отдаляет ребенка от событий происходящих в сказке.
Главный герой в сказке – собирательный образ. Имена героев повторяются из сказки в сказку. Отсутствие жесткой
персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем.
3. Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.
В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек.
Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом. На примере судеб
сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.
Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, читая сказку, выносит для себя тот
смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется и ту же самую сказку
может воспринять по-другому.
Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать
актуальные для него проблемы.
4. Четкое разделение добра и зла. Победа добра. Психологическая защищенность.
Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности.
Оказывается, что все испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать его более сильным и
мудрым. Герой, совершивший плохой поступок, получит по заслугам. Формируется закон жизни – как ты относишься к
Миру, так и он отнесется к тебе.
5. Наличие тайны и волшебства.
Итак, сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и
развивающим средством.
3.
Содержание
учебного
предмета,
курса
4.Тематическое планирование
№
п/п
Дата
Название темы (раздела)
Примечание
Кол-во
Кол-во
часов
на часов (теория/
изучение
практика)
Базовый уровень, 17 часов (8/9)
1
«Помидор Сашка». Лабиринт
души стр. 20
1
0,5/0,5
Чтение. Ответы на вопросы. Определение главной мысли
сказки.
Составление
плана
пересказа,
пересказ.
Кинезиологические упражнения.
Работа с текстом.
Заучивание наизусть отрывка сказки. Учить продолжать
предложения учителя: Она тоже очень любила Сашку и
заботилась…….. .Как чувствовал себя Сашка в новом
доме? Из-за чего он грустил? Какой совет дала Сашке
Ира? Как еще можно было бы помочь Сашке? Рисование
главного героя.
2
«Сказка о глупенькой маме».
Лабиринт души. Стр. 21
1
0,5/0,5
Чтение. Ответы на вопросы учителя. Работа по тексту.
Направленность: Переживания, связанные с непростыми
взаимоотношениями
с
родителями.
Конфликтные
отношения с родителями. Негативные чувства (обида,
злость и пр.) по отношению к родителям. Неадекватная
реакция на наказание и неодобрение. Музыкальные игры.
Написание изложения. Рисование обиды.
3
«Гномик»
1
0,5/0,5
Чтение сказки. Пересказ. Выделение главной мысли
текста. Работа по тексту письменно. Заучивание отрывка
наизусть. Музыкальные игры. Просмотр мультфильма.
Рисование главного героя сказки. Кинезиологические
упражнения.
4
Рассказ
про
карандашей
1
0,5/0,5
Чтение. Ответы на вопросы. Обсуждение сказки.
Выделение главной мысли. Продолжи предложение: Както раз мама готовила супчик, а папа…… .заучивание
наизусть фрагмента сказки. Рисование.
5
«Смелый гномик»
1
0,5/0,5
Чтение. Обсуждение. Просмотр мультфильма. Работа с
текстом. Игра импровизация. Проложи предложение:
Вдруг это дерево заскрипело и оказалось, что это не
дерево, а…… .Гномик сначала хотел убежать, но ноги…..
семью
Мимические
упражнения:
Рисование Гномика.
6
«Сказка о Ежике, который
хотел,
чтобы
на
него
обращали внимание»
1
0,5/0,5
«Страх»,
«Удивление».
Чтение, ответы на вопросы. Работа с текстом сказки.
Направления: Нарушения поведения: гиперактивность,
агрессивность и деструктивное поведение, вызванное
нехваткой внимания. Продолжи предложение: Далекодалеко, за морями, за горами, за………….. На этой
полянке жили всякие разные звери……
Кинезиологические упражнения. Слушание музыки,
угадывания настроение автора. Вопросы для обсуждения
Чего хотелось ежику? Зачем? Тебе хотелось бы того же?
Как ежик пытался привлечь внимание? Как ты думаешь, в
Чем была его ошибка? Каким теперь стал ежик? Что
изменилось в его жизни? Рисование сюжета, фантазия.
7
Фея Равнодушие и Страна
Надежды
1
0,5/0,5
Чтение, рассуждение, пересказ. Работа по тексту.
Музыкальные произведения. Игра на произвольное
расслабление и напряжение мышц. Кинезиологические
упражнения. Продолжи предложение: Затаив дыхание,
сын слушал, как отец…..
Выучить наизусть отрывок из сказки. Рисование эпизода.
8
«Цветик-семицветик»
1
0,5/0,5
Направление: Трудности обучения в школе, конфликты с
учителем, трудности освоения письма. Чтение сказки,
рассуждение, ответы на вопросы. Работа с текстом.
Музыкальные произведения. Продолжи предложение:
Буквы заваливались то влево, то…… Самого Женю это не
очень…….. Но строгая, никогда не улыбающаяся…….
Заучивание наизусть отрывка. Рисование эпизода.
9
«Шустрик и Обжорик»
1
0,5/0,5
Направление: Школьные трудности, переживания из-за
плохих оценок. Неудачи в учебе и вызванные этим
депрессивные настроения. Чтение, рассуждение. Работа с
текстом. Кинезиологические упражнения. Рисование
двумя руками. Рисование сюжета сказки словесное.
Активизация лексики: возлагать надежду, стало неловко,
ударили холода, сила воли. Ответы на вопросы учителя по
сказке письменно. Музыкальные игры. Продолжи
предложение: Наступил ноябрь, ударили…. И решил он
воспитывать в себе…… Упражнение на произвольное
напряжение и расслабление мышц. Кинезиологические
упражнения. Рисунок сюжета сказки.
10
«Сказка о Котенке, или Чего
мне волноваться?»
1
0,5/0,5
Направление: Страх сделать что-либо неправильно. Боязнь
школы, ошибок, оценок. Общая боязливость. Чтение
сказки. Работа с текстом сказки. Обсуждение. Вопросы:
Почему Котенок не хотел ходить в школу? Чего и почему
он боялся?
Чем волшебные слова помогли Котенку? Придумай сам
новые, более сильные волшебные слова. Учим наизусть
отрывок. Дополни предложение: Но наш Котенок не
любил…. Обратно домой он пробирался….. Работа над
лексикой: дальше-больше или чем дальше в лес, тем
больше дров. Победить свой страх.
Кинезиологические упражнения. Рисование радости.
11
«Сказка о двух братьях и
сильной воле». Стр. 41.
«Лабиринт души»
1
0,5/0,5
Направление: Трудности самоконтроля. Нарушения
произвольности. Неумение управлять поведением. Чтение
сказки. Работа с текстом. Темпоритмические упражнения
под музыку. Кинезиологические упражнения. Продолжи
предложение: Давным-давно в одной далекой стране
жили-были…….. А другой брат сказал, что герой должен
быть……… Один из них стал самым…… заучивание
наизусть отрывка. Работа над лексикой: сила воли,
мудрость. Рисунок главного сюжета сказки.
12
Девочка Надя и Баба Яга
1
0,5/0,5
Направление: Высокая тревожность, боязливость. Чувство
вины за нарушение родительских запретов. Чтение сказки,
рассуждение. Работа по тексту. Кинезиологические
упражнения. Выучить наизусть отрывок. Доскажи
предложение: Жила-была маленькая …….. Жила она с
мамой и…………Все у них было хорошо, только иногда,
как и все маленькие дети, Надя ………………
Стр. 46. Лабиринт души
Рисунок любой по сказке.
13
Анна
Смирнова.
Ежик.
Практикум по сказкотерапии
стр.88
1
0,5/0,5
Чтение сказки. Рассуждение по сказке. Задание: обсудить
ее с ребятами и предложить им письменное задание,
например: «Что бы я посоветовал Ежику, чтобы над ним
не смеялись». А после обсудить все это с детьми...
Главный итог подобных занятий — связь с реальным
миром: «Такие Ежики, Белочки, Медвежата и пр. живут
среди нас, и мы сами можем оказаться на их месте. Итак,
что же мы будем делать, если...». Рисунок любого зверька,
которого ни кто не любит.
14
Маленькое
приведение.
Стр.54 Лабиринт души.
1
0,5/0,5
Направленность: Трудности в общении. Ощущение себя
«белой
вороной».
Боязнь
привидений.
Чтение,
рассуждение. Музыкальные игры. Кинезиологические
упражнения. Работа с текстом. Рисунок.
15
«Хвостатик» Лабиринт души.
Стр. 56
1
0,5/0,5
Направление:
Сниженная
самооценка.
Чувство
неполноценности. «Презрение» к себе и желание быть
«другим». Чтение сказки, рассуждение. Ответы на
вопросы. Пересказ. Работа с текстом. Доскажи
предложение: По соседству с ними жила семья ……, один
из них даже учился с ним вместе, ……... Маленький
Хвостатик думал, как ………. Его воображение рисовало
нечто …..., грандиозное, величественное. И это носило
имя Хвоста. Звучит ……, а какой шлейф почета окружает
…………. Родители-Хвосты более чем уважаемые
граждане ……….. Леса. А портрет его деда висит у них
…... Вот было бы здорово носить такое имя — Хвоста!!! А
ведь они почти ………… Определение главного героя,
рисунок Хвоста.
16
Щечка. Лабиринт души стр.
66
1
0,5/0,5
Направление: Заниженная самооценка. Недовольство
своей внешностью. Чтение сказки, рассуждение.
Составление плана пересказа, пересказ. Выучить наизусть
любой отрывок. Продолжи слова учителя: Но она не
хотела — боялась. «Чего ты боишься?» — спрашивали ее
……….. Но Щечка и не думала отвечать им, она давно с
ними ……..: странные они какие-то и с глазами не ………
Работа с лексикой: разум и самооценка. Рисунок любого
отрывка.
17
Бурин, или Когда ребенок
становится
взрослым?
Лабиринт души стр. 77
1
0/1
Направление: Решение проблем, вызванных подростковым
кризисом. Чтение, рассуждение. Ответы на вопросы
учителя. Повторное чтение с элементами методики
глобального чтения. Работа с текстом. Работа с лексикой:
кризис,
грязная
работа.
Слушание
музыки.
Кинезиологические упражнения. Рисунок сюжета.
Список литературы:
1. Шорохова О.А. «Играем в сказку»
2. Лабиринт души. Терапевтические сказки (под редакцией О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева. ).
3. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, практикум по сказкотерапии.