Пояснительная записка
Программа модуля разработана на основе:
- Программы «Промышленный дизайн. Проектирование материальной среды», авторы Саакян С.Г.,
Рыжов М.В. – М.: Фонд новых форм развития образования, 2017, базовая серия «Методический
инструментарий тьютора»;
- Методических рекомендаций для педагогов по разработке и /или корректировке рабочих программ
дополнительного образования и внеурочной деятельности Центров «Точки роста» (Составитель:
Леонова Вера Сергеевна, учитель высшей категории по предметам информатика-технология, педагог
дополнительного образования ДТ «Кванториум. Фотоника», 2021г.);
- с учетом требований обновленного стандарта ООО, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021;
- в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»; письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. № 06-1844 «О
примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; письма Минообрнауки
РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» вместе с методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно
уровневые программы)
- с учетом
интересов
и возможностей детей, материально-технического обеспечения
образовательного процесса, уровнем квалификации и профессионализма педагога.
Программа модуля направлена на формирование практических навыков в технологии пошива
швейных изделий и в сфере дизайна вещей; работу с современным высокотехнологичным
оборудованием; стимулирование интереса обучающихся к саморазвитию, творчеству и
использованию новых технологий.
Цель модуля: привлечение обучающихся к процессу создания модных вещей собственного
дизайна с использованием высокотехнологичного оборудования.
Цели программы:
- разработка и изготовление сувениров, подарков, швейных изделий собственного дизайна с
использованием сублимационной или плоттерной печати и т.п.: 5-6 кл. - многоразовой эко – сумки
(шоппера), 7-8 кл. – летнего комплекта (топ, шорты или брюки) или спортивного костюма;
- привлечение внимания к состоянию окружающей среды, к масштабам ее загрязнения, к модным
вещам, изготовленным своими руками, через кейс – технологию.
- овладение сублимационной печатью и применение ее в дизайне.
Реализация программы планируется на базе кабинета технологии, используемого Центром
образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», а так же квантума «Хайтек»
Детского технопарка «Кванториум. Фотоника» г. Перми в рамках сетевого взаимодействия.
Представление результатов освоения модуля:
формы подведения итогов реализации модуля: публичная презентация результатов выполнения кейса
- дефиле; выставка лучших работ в рамках Дня открытых дверей «Это наша Точка роста» и других
подобных мероприятий; участие в конкурсах различного уровня, в экологических акциях, ярмаркахпродажах.
Материально-технические условия реализации программы:
Рабочая программа реализуется в кабинете технологии, используемым Центром образования
цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», оснащенном высокотехнологичным
оборудованием, поступившим в рамках проекта Цифровая Образовательная Среда (ЦОС) и
приобретенным образовательной организацией.
Оборудование, используемое в ходе освоения программы:
- Швейные машины TOYOTA (7шт.), ZINGER (3шт.);
- Краеобмёточная машина (оверлок, 1шт.);
- компьютер;
- презентационное оборудование с возможностью подключения к компьютеру - интерактивный
комплекс с вычислительным блоком (интерактивная плазменная панель -1 комплект);
- ноутбуки (6 шт. - 4административных и 2 учительских);
- МФУ Pantum M6550 series;
- единая сеть Wi-Fi;
- фотоаппарат Nikon D5 600 (1 шт.);
- Термопресс для термопереноса с различными насадками З8100
Программное обеспечение:
- офисное программное обеспечение;
- графический редактор CorelDRAW;
- карта памяти для фотоаппарата (1 шт.);
Инструменты, приспособления, расходные материалы:
- утюг, гладильная доска;
- ножницы — по количеству обучающихся;
- ткань, нитки для швейных изделий;
- бумага А4 для рисования и распечатки;
- набор простых карандашей — по количеству обучающихся;
- набор чёрных шариковых ручек — по количеству обучающихся;
- маркеры для росписи тканей – 4 шт.;
- линеры, маркеры для скетчинга - по 2шт.;
- материалы для термопереноса (бумага, краски для сублимационной печати).
Для выполнения термотрансферной (плотерной) печати на ткани планируется использование
оборудования и расходных материалов квантума «ХАЙТЕК» детского технопарка «Кванториум.
Фотоника» г. Пермь в рамках сетевого взаимодействия.
Учебно-тематический план
№
темы
Название темы
Варианты реализации программы
№1
№2
№3
№4
№5
№6
Промышленный дизайн и решение экологической проблемы.
Мода и дизайн в подростковой одежде. Направления 2025-2026г.
Техномода. Термотрансферная и сублимационная виды печати на
ткани, 3Д-аппликация, графичный рисунок.
Что должен уметь дизайнер? Дизайн – аналитика альтернатив
полиэтиленового пакета/моделей шорт, брюк, сувениров, подарков
Что должен уметь дизайнер? Способы выражения мысли дизайнера
- Основы скетчинга. Методики формирования идей. Фиксация
лучшей идеи
- Графический редактор CorelDRAW. Интерфейс программы
Методики формирования идей. Фиксация лучшей идеи
Изготовление и оформление многоразовой эко - сумки
собственного дизайна/ шорт или брюк, топа или худи, свитшота (по
выбору детей), сувенира, подарка.
Дефиле (участие в выставке, экологической акции, ярмарке –
продаже)
Кол. Кол.
часов часов
8
16
Кол.
часов
34
1
0
4
0
0.5
1
0.5
2
6
0.5
0.5
2
2
1
4
1
8
2
0
3
6
4
10
12
Дополнительно
* В связи с приобретением комплекта оборудования для сублимационной печати в
содержании кейсов тема № 2 дополняется следующими темами:
- Что такое сублимация и что для нее понадобится ? (бумага, чернила, принтер,
термопресс).
- Критерии подбора картинок.
- Этапы сублимационной печати.
Для этого увеличивается количество часов на тренировочные упражнения и
технологию выполнения печати от 2 до 6, отведенных на темы №3 и 4.
Само содержание программы, планируемые результаты, формы и методы обучения
представлены в обучающих кейсах «Эко – сумка (шоппер)», «Летний комплект».
*По ходу реализации программы учитель может вносить изменения, дополнения с
учетом своего профессионального роста и развития.
Обучающий кейс «Эко – сумка (шоппер)»
Проблематизация
Человечество погибнет не от атомной бомбы и бесконечных войн, оно
похоронит себя под горами собственных отходов. (Нильс Бор).
Отходы пластикового производства составляют до 10% всего мусора, который
производят люди. Пластик не разлагается естественным путём, а под
воздействием солнечного излучения разваливается на маленькие токсические
кусочки, а при его сжигании в атмосферу выделяются разные газы – от углерода
до диоксинов. Полиэтиленовые пакеты производятся из нефтепродуктов, то есть
для их производства используется исчерпаемый природный ресурс. По
статистике в мире каждый год потребляется 500 млн. - 1 млрд. таких пакетов!
Это приблизительно 18 млн. литров нефти в год!
В качестве альтернативы такому удобному, но опасному для природы средству
упаковки – полиэтиленовому пакету, в ряде стран предлагают использовать в
магазинах пакеты из бумаги или из ткани - экологически чистого материала, не
создающего проблем при утилизации.
Да, бумажные пакеты являются экологически чистой продукцией! Но,
производство и использование таких пакетов оказывает самое высокое влияние
на глобальное потепление по сравнению с другими типами пакетов и сумок. При
производстве бумажных пакетов выделяется на 70 % больше углекислого газа,
чем при производстве полиэтиленовых пакетов. А самое главное, что при
производстве бумажных пакетов – происходит масштабная вырубка деревьев.
https://www.youtube.com/watch?v=Fvk9bZKbeb0
Во всем мире власти агитируют за использование сумок из полотна. Именно этот
вариант стал очень популярным и даже модным.
Тема
«Эко – сумка (шоппер)», (аналогично - сувенир, подарок)
Цель
- Разработка и изготовление по своим размерам многоразовой эко – сумки –
шоппера собственного дизайна;
- привлечение внимания к состоянию окружающей среды, к масштабам ее
загрязнения
Возраст
5 - 6 класс
Кол-во занятий
8/16/34
План по занятиям
№ п/п
Занятие
№ 1-14
(2-6 -
Наименование
Темы
Пояснение
Промышленный дизайн и решение экологической проблемы. Что
должен уметь дизайнер? Средства дизайна термотрансферная/сублимационная печать
14ч.)
Задачи занятия
Планируемый
результат
-Изучить вопрос по заданной теме;
- найти альтернативу пластиковому пакету в виде многоразовой
тканевой эко-сумки – шоппера и провести дизайн - анализ;
- исследовать используемые для изготовления эко – сумок ткани,
способы и техники их оформления (термотрансферная (плотерная) и
сублимационная печать, графический рисунок маркерами и т.п.).
- ознакомиться с техниками скетчинга
- Изучение вопроса по заданной теме;
- развитие 4К компетенций;
- дизайн-анализ альтернатив;
- выбор ткани для изготовления эко – сумки – шоппера;
- выдвижение 3-5 своих дизайнерских решений ее оформления;
- визуализация идей в виде скетча
Форма подачи
материала
- Осмысление понятия «промышленный дизайн» в ходе
ассоциативной дискуссии (прием «цепочка», визуализация результата
на интерактивной плазменной панели);
- Знакомство с составляющими и правилами промышленного дизайна
в ходе просмотра и обсуждения презентаций «Промышленный дизайн»
и «10 правилами хорошего дизайна Дитер Рамса», высказывание
умозаключений;
- Поиск ответа на вопрос «Что должен знать и уметь дизайнер?»
(работа в парах по составленному гиду);
- Просмотр видеоролика «Шокирующее видео о пластиковых пакетах...
Эко - сумки покоряют мир!»;
- Обсуждение проблемы загрязнения окружающей среды
пластиковым мусором, поиск альтернативы пластиковому пакету,
(работа в группах, «мозговой штурм»)
- Поиск альтернатив пластиковому пакету и их дизайн – аналитика;
- Поиск идей, просмотр презентации «Дизайн эко – сумки –
шоппера», виртуальное путешествие по сайтам сети Интернет с
исследованием используемых для изготовления эко – сумок тканей,
вариантов и техник их оформления;
- Знакомство с новыми технологиями оформления швейных изделий
(термотрансферная (плотерная) и сублимационная* печати,
графический рисунок маркерами по ткани и т.п.);
- Основы скетчинга;
-Набор первоначальных идей и их визуализация в виде скетча.
Педагогические
методы
Метод дискуссии;
Метод ситуационного анализа;
Эвристический метод;
Метод «мозгового штурма»;
Практический метод
Форма
проведения
Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
Место
проведения
Кабинет технологии, используемый Центром образования «Точка
роста»
Оборудование
Интерактивный комплекс с вычислительным блоком (интерактивная
плазменная панель), ноутбуки, Wi-Fi, бумага, маркеры, линеры,
цветные карандаши
Мотивационные
материалы
- Презентации «Промышленный дизайн», «10 правил хорошего
дизайна Дитер Рамса», «Дизайн эко – сумки – шоппера», сайт
https://www.youtube.com/watch?v=Fvk9bZKbeb0
- видеоролик «Шокирующее видео о пластиковых пакетах... Эко сумки покоряют мир!»;
- Презентация «Новые технологии в оформлении швейных изделий»
- Видеоролик «Что такое скетчинг»
https://www.youtube.com/watch?v=-tOkfmLxLDc&t=27s
- «Как рисовать Sketch» (техника выполнения скетча)
https://www.youtube.com/watch?v=RNd6uazSjhU&t=6s
Время
6/14 ч.
Формы контроля - Дизайн – анализ;
- 3-5 идей дизайнерских решений оформления эко – сумки – шоппера,
их визуализация в виде скетча
Рефлексия
Методика
уроке…»
«+»,
«-», «интересно»: заполни табличку «Сегодня на
Мои +
Полученные
компетенции
Занятие
№ 15-22
(8ч)
Мои -
Мне было интересно
Поиск и анализ информации;
Командное решение задачи;
Коммуникативность;
Дизайн-аналитика;
Техника скетча;
Критическое мышление;
Креативность.
Тема
Способы выражения мысли дизайнера. Графический редактор
CorelDRAW
Задачи занятия
- Познакомиться с основными возможностями программами
CorelDRAW
- Выразить свою мысль «дизайнера» по оформлению эко-сумкишоппер в графическом редакторе CorelDRAW
Планируемый
результат
- Создание эскиза эко - сумки - шоппер собственного дизайна в
программе с помощью графических инструментов;
- Создание коллажа сумки - шоппер собственного дизайна дизайна
из готовых рисунков.
-Фиксация идей в программе CorelDRAW
Форма подачи
материала
- Знакомство с панелью инструментов в программе CorelDRAW:
инструменты для рисования, выделения, преобразования.
- Создание эскиза сумки-шоппер собственного дизайна в программе с
помощью графических инструментов;
- Печать созданного эскиза;
- Работа с областями в программе CorelDRAW: сглаживание и
ретушовка, кадрирование нескольких изображений, быстрая маска,
фильтры, умные ножницы, повышение резкости и размывание.
- Создание коллажа сумки-шоппер собственного дизайна из готовых
рисунков (поиск рисунков в сети интернет, создание коллажа).
Педагогические
методы
- Словесный метод;
- Наглядный метод;
- Практический метод.
Занятие
№ 23-34
(4-612ч.)
Форма
проведения
- Индивидуальная работа;
- Групповая работа;
- Фронтальная работа.
Место
проведения
Кабинет технологии, используемый Центром образования «Точка
Роста»
Оборудование
Ноутбуки с установленным программным обеспечением CorelDRAW
доступ в сеть интернет, Интерактивный комплекс с вычислительным
блоком (интерактивная плазменная панель),
Мотивационные
материалы
Коллекция рисунков детей, созданных в программе CorelDRAW
Время
4ч./8ч.
Форма контроля
Демонстрация выполненных эскизов и коллажей.
Рефлексия
Закончи фразу:
Мне сегодня было трудно…
У меня сегодня получилось…
Мне сегодня понравилось…
Мне еще хочется научиться…
Полученные
компетенции
- Коммуникативность;
- Критическое мышление;
- Поиск и анализ информации;
- Работа в программах Paint, Gimp.
Тема
Изготовление многоразовой эко - сумки – шоппер собственного
дизайна
Задачи занятия
- Разработать и изготовить многоразовую эко - сумку – шоппер;
подарок, сувенир.
- Выбрать лучшую дизайнерскую идею оформления эко – сумки,
подарка, сувенира и воплотить ее в реальность
Планируемый
результат
- Готовая эко - сумка – шоппер с собственным дизайном; подарок,
сувенир (кружка, тарелка, футболка) с сублимационной печатью
- Развитие интереса к теме кейса среди ровесников с помощью
организации во время перемен дефиле «Полиэтиленовому пакету –
НЕТ, Эко – сумке – шопперу – да!» в рекреации школы;
- Привлечение внимания обучающихся к состоянию окружающей
среды, к масштабам ее загрязнения;
* Возможно создание коллекции эко-сумок с
достопримечательностями с. Орда или традиционного брендового
мероприятия «Ординский ухаб» для расширения сувенирной
продукции Ординского муниципального округа
Форма подачи
материала
- Учитель проводит мастер – класс «Шьем эко - сумку – шоппер»;
- Дети раскраивают и по технологической цепочке шьют эко – сумку,
при необходимости получают адресную помощь учителя;
- Затем оформляют ее по выбранным дизайнерским идеям
(термотрансферная печать в Кванториуме, графичный рисунок
маркером по ткани, графичный рисунок при помощи шнура,
фигурных машинных строчек, роспись акриловыми красками по
ткани, 3Д-аппликация и т.п.);
- Организация в рекреации школы во время перемен дефиле
«Полиэтиленовому пакету – НЕТ, Эко – сумке – шопперу – да!» и
просмотров видеоролика «Шокирующее видео о пластиковых
пакетах... Эко - сумки покоряют мир!» с целью
привлечения внимания обучающихся к состоянию окружающей
среды, к масштабам ее загрязнения.
Педагогические
методы
Словесный, наглядный, практический
Форма
проведения
Индивидуальная, групповая
Место
проведения
Кабинет технологии №119, используемый ц.о. «Точка роста»
рекреация 1 этажа
Оборудование
В кабинете технологии: швейные машинки «TYOTA», « ZINGER»,
специальная крае обмёточная машина «LUKI», утюг, гладильная
доска, иглы, портновские булавки, ножницы, линейки – карандаши.
Термопресс для термопереноса, расходные материалы для
сублимационной печати, принтер
В рекреации для дефиле - аудиозаписи, телевизор для просмотра
видеоролика
Мотивационные
материалы
Образцы эко-сумок, подарков, сувениров, коллекция рисунков для
дизайна
Время
4-6 -12ч.
Форма контроля
Практическая работа, дизайн (оформление эко-сумки – шоппер в
соответствии с выбранной идеей), демонстрация выполненной работы
Рефлексия
Методика незаконченного предложения: закончи предложение
Было интересно …..
Меня удивило…
Было трудно…
Теперь я могу …
Мне захотелось…
Полученные
компетенции
Совершенствование умений и навыков кроя и шитья, работы на
швейных машинках;
Умение доводить начатое до конца, воплощать идею в реальность;
Командное решение задач;
Коммуникативность;
Креативность;
Критическое мышление
Для обучающихся 7-9 классов все аналогично, только кейс более сложный - «Летний
комплект» или «Спортивный костюм из флиса» (по выбору обучающихся)
Проблематизация
Не все что модно, подходит нам
Тема
Мода и дизайн в подростковой одежде. Направления 2025-2026г.
Цель
- Разработка и изготовление по своим размерам летнего комплекта (Топ и
шорты или топ и брюки)
- привлечение внимания к модной одежде, изготовленной своими руками
Возраст
6-9 класс
Кол-во занятий
17 по 2ч.