1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Медиастудия «КИНО-ОТАКУ» составлена на основе следующих нормативных
документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- письмо Министерства образования и науки РФ от 25.07.2016 № 09-1790 «Рекомендации по совершенствованию
дополнительных образовательных программ, созданию детских технопарков, центров молодежного инновационного
творчества и внедрению иных форм подготовки детей и молодежи по программам инженерной направленности»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей».
- программа «Мастерство тележурналиста «DearFilm/Диафильм» (2016г.) педагога дополнительного образования
Баженовой С.М. (ГБОУ ЦРТДиЮ «Технорама на ЮгоВостоке»),
- программа «Детская телестудия +» (2016г.) педагога дополнительного образования Спиридоновой Т.И. (ГАОУ ДПО
«ТемоЦентр»)
- программа «Телестудия» (2015г.) педагога дополнительного образования Григорьева Б.В. (МБУ ДО ЦРТДиЮ
«Полярис»).
Образовательная программа делится на 3 уровня:
- базовый: 68 часов по 40 минут каждый;
- углубленный: 68 часа по 40 минут каждый.
Форма проведения учебных занятий – групповая. Наполняемость группы до 10 человек. В ходе реализации
программы применяется дифференцированный, индивидуальный подход к обучающимся.
Проведение занятий:
- базовый уровень: 1 раз в неделю по 2 часа;
- углубленный уровень: 1 раз в неделю по 2 часа.
Время проведения модуля и количество этапов может быть увеличено или сокращено учителем по своему
усмотрению, в зависимости от возможностей и потребностей обучающихся.
Модуль проводится в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ.
Модуль может быть проведен для обучающихся со 6 по 11 класс. Параллель, на которой лучше провести модуль,
учитель должен определить самостоятельно в зависимости от уровня обучения и интеллектуального развития детей, с
учетом специфики учебного плана и плана внеурочной деятельности школы. Также модуль может проводиться для
разновозрастной учебной группы.
Цель - обучение основам профессии тележурналиста, оператора, режиссера, режиссера монтажа, развитие
творческой личности посредством вовлечения в коллективную деятельность по созданию продуктов средств массовой
информации.
Задачи:
Обучающие:
- обучение теории и методике журналистского творчества,
- опыту отбора и обработке информации;
- обучение теории, практике операторского искусства и видеомонтажа;
- знакомство с основами телевизионных профессий.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти и творческих способностей;
- развитие способности выражать собственное мнение, позицию;
- развитие интеллектуальных, коммуникативных способностей личности.
- воспитание культуры обучения с позиции самообразования.
2. Планируемые результаты освоения учебного курса
По итогам реализации Программы, обучающиеся будут знать:
- основы журналистского творчества, операторского искусства и видеомонтажа;
- телевизионные жанры и выявлять их отличительные особенности, анализировать структуру.
По итогам реализации Программы, обучающиеся будут уметь:
- создавать собственный текст в условиях ограниченного времени;
- грамотно и аргументированно выражать собственные мысли, точку зрения, позицию;
- продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом;
- оценивать чужую и свою речь.
- ориентироваться в информационном пространстве;
- дискутировать, аргументируя свою позицию;
- брать интервью;
- вести репортаж с места событий;
- вести видео и фотосъемку;
- работать с программами по монтажу видео.
3. Содержание учебного предмета, курса
Введение в Программу. Правила поведения в студии. Исторический, экономический и культурный контекст
возникновения массовой культуры, первые годы развития медиакультуры.
Репортер или универсальный журналист, кто он? Определение понятий. Разбор кейсов, поиск мультимедийности в
жизни обучающихся. Работа в малых группах. Использование гаджетов для создания презентаций. Презентации.
Артикуляционная гимнастика. Упражнения. Звуковой ряд. Скороговорки. Игротехнологии. Задание в
видеоформате (самопрезентация). Задание для самостоятельной работы.
Работа в кадре. Искусство интервью. Интервью. Цели и особенности интервью. Подготовка вопросов для
интервью. Требования к вопросу. Взаимодействие журналиста и оператора при съёмке интервью. Введение в монтаж.
Новости. Критерии отбора новостей. Вёрстка новостного выпуска. «Классический», «домашний»,
«публицистический» стиль новостей. Сбор информации. Источники информации. Достоверность информации.
Информационный повод. Особенности работы над информационным сюжетом. «Подводка» к информационному
сюжету. Креативное и дизайн-мышление.
4.Тематическое планирование
№
п/п
Дата
Название темы (раздела)
Кол-во
Кол-во
часов
на часов (теория/
изучение
практика)
Базовый уровень, 68 часов (30/38)
1
Вводное занятие. Правила
поведения. Охрана труда
2
2/0
2
Репортаж, сюжет
12
4/8
3
Видеозарисовка, клип
12
4/8
4
Интервью, ток-шоу
12
4/8
5
Рекламный
социальная реклама
сюжет,
14
4/10
6
Жанры
сетей
социальных
14
4/10
7
Подведение итогов
2
2/0
видео
Углубленный уровень, 68 часов (30/38)
1
Вводное занятие. Правила
поведения. Охрана труда
2
2/0
2
Конкурсная
работа
«Молодежная программа»
12
4/8
3
Конкурсная работа «Сюжет
12
4/8
Примечание
об истории села»
4
Конкурсная работа «Клип»
12
4/8
5
Конкурсная
работа
«Социальный видеоролик»
14
4/10
6
Конкурсная
работа
«Документальный фильм»
14
4/10
7
Подведение итогов
2
2/0
5. Календарно - тематическое планирование
Кол-во
№
п/п
Название темы (раздела)
Количеств
о часов на
изучение
часов
(теория/
Формы
работы
Контроль
Используемое
оборудование
Планируемые
предметные
результаты
практика)
Базовый уровень, 68 часа (30/38)
1
2
Вводное занятие. Правила
поведения. Охрана труда
Репортаж, сюжет
2
12
2/0
4/8
Фронтальная,
групповая
Фронтальная,
групповая
Опрос
Демонстрация
видеоролика
Компьютер, проектор,
презентация,
видеокамера Sony HXRMC88,
фотокамера
Nikon D5600, штатив,
микрофон-петличка
Компьютер, проектор,
презентация,
видеокамера Sony HXRMC88,
фотокамера
Nikon D5600, штатив,
Вести
видео
фотосъемку.
Работать
программами
монтажу видео
и
с
по
микрофон-петличка
3
Видеозарисовка, клип
14
4/10
Фронтальная,
групповая
Просмотр
и Компьютер, проектор,
анализ готовых презентация,
видеокамера Sony HXRроликов
MC88,
фотокамера
Nikon D5600, штатив,
микрофон-петличка
4
Интервью, ток-шоу
14
4/10
Фронтальная,
групповая
Игротехнологии.
Просмотр
и
анализ готовых
роликов
5
Рекламный
сюжет,
социальная реклама
14
4/10
Фронтальная,
групповая
Просмотр
и Компьютер, проектор,
анализ готовых презентация,
видеокамера Sony HXRроликов
MC88,
фотокамера
Nikon D5600, штатив,
микрофон-петличка
6
Жанры видео социальных
сетей
14
4/10
Фронтальная,
групповая
Просмотр
и Компьютер, проектор,
анализ готовых презентация,
видеокамера Sony HXRроликов
MC88,
фотокамера
Nikon D5600, штатив,
микрофон-петличка
7
Подведение итогов
2
2/0
Групповая
Письменное
задание
Углубленный уровень, 68 часов (?/?)
Компьютер, проектор,
презентация,
видеокамера Sony HXRMC88,
фотокамера
Nikon D5600, штатив,
микрофон-петличка
Компьютер,
презентация
проектор,
1
Вводное занятие. Правила
поведения. Охрана труда
2
2/0
Фронтальная,
групповая
Опрос
Компьютер, проектор,
презентация,
видеокамера Sony HXRMC88,
фотокамера
Nikon D5600, штатив,
микрофон-петличка
2
Конкурсная
работа
«Молодежная программа»
12
4/8
Фронтальная,
групповая
Просмотр
и Компьютер, проектор,
анализ готовых презентация,
видеокамера Sony HXRроликов
MC88,
фотокамера
Nikon D5600, штатив,
микрофон-петличка
3
Конкурсная
работа
«Сюжет об истории села»
14
4/10
Фронтальная,
групповая
Просмотр
и Компьютер, проектор,
анализ готовых презентация,
видеокамера Sony HXRроликов
MC88,
фотокамера
Nikon D5600, штатив,
микрофон-петличка
4
Конкурсная работа «Клип»
14
4/10
Фронтальная,
групповая
Просмотр
и Компьютер, проектор,
анализ готовых презентация,
видеокамера Sony HXRроликов
MC88,
фотокамера
Nikon D5600, штатив,
микрофон-петличка
5
Конкурсная
работа
«Социальный видеоролик»
14
4/10
Фронтальная,
групповая
Просмотр
и Компьютер, проектор,
анализ готовых презентация,
видеокамера Sony HXRроликов
MC88,
фотокамера
Nikon D5600, штатив,
микрофон-петличка
6
Конкурсная
14
4/10
Фронтальная,
Просмотр
работа
и Компьютер,
проектор,
Вести
видео
фотосъемку.
Работать
программами
монтажу видео
и
с
по
«Документальный фильм»
7
Подведение итогов
2
2/0
групповая
анализ готовых презентация,
видеокамера Sony HXRроликов
MC88,
фотокамера
Nikon D5600, штатив,
микрофон-петличка
Групповая
Отбор
конкурсных
работ
Компьютер,
презентация
проектор,
Список литературы:
1. Вакурова Н. В., Московкин Л. И. Типология жанров современной экранной продукции. М.: Ин-т современного
искусства, 1997.
2. Васильева Л. А. Делаем новости! М.: Аспект-Пресс, 2002.
3. Герман Ю.В. От слайдов к видеофильму. М.:, 1999.
4. Журналистика и социология // Под ред. И.Д. Фомичевой. М.:, 2012.
5. Засорина Т., Федосова Н. Профессия журналист. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1999.
6. Зверева Н. И. Школа регионального тележурналиста/ Н.И. Зверева. – М.:,2004.
7. Игры, тренинги, обучения, досуг…/ Под ред. В.В. Петрусинского. В 4- х книгах. – М.: Новая школа, 1994.
8. Кашинская Л.В. Метод наблюдения в журналистике. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
9. Корконосенко С.Г. Основы журналистики – М.: Аспект пресс, 2001.
10. Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика - МГУ: 2005.
11. Кузнецов И. Н. Информация (сбор, защита, анализ). М.: ООО Изд. Яуза, 2001.
12. Культурология телевидения. Основы истории мировой культуры. М., Айына, 2002.
13. Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. М., 2012.
14. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество - М.:2003.
15. Синицын Е.Л. Я веду репортаж… М., 1983.
16. Хокинс Дж. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. М.: Издательский дом "Классика-XXI",
2011. 16 17. Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. М.:, 1983.