МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ординская средняя общеобразовательная школа" РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета директор МБОУ «Ординская СОШ» Протокол №1 от «28» августа 2023 г. приказ № 258 от «28» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧАС ЗДОРОВЬЯ» (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) Орда, 2023 1 Программа «Час здоровья» (подвижные игры) Программа рассчитана на 66 часов, 2 часа в неделю Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Час здоровья» для учащихся 1 – 4 классов разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы М.,Просвещение,2011г. Данная рабочая программа по внеурочной деятельности соответствует положениям ФГОС начального общего образования. Подвижные игры – важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряжённой умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению. В играх учащиеся упражняются в ходьбе, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений. Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры. Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности. Ценность подвижных игр в том, что приобретённые умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях. Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение. Игровая деятельность всегда связана с решением определённых задач, выполнением определённых обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы. Программа имеет спортивно – оздоровительную направленность. Программа способствует укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках. Цель программы: Здоровьесбережение младших школьников; Развитие ловкости, быстроты, силы; Освоение культурного наследия русского народа. Достижение этой цели, обеспечивается решением следующих основных задач: Образовательные: Формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни; Обучение правилам поведения в процессе коллективных действий; Формирование интереса к народному творчеству. Расширение кругозора младших школьников. 2 Развивающие: Развитие познавательного интереса к русским народным играм, включение их в познавательную деятельность; Развитие активности, самостоятельности, ответственности; Развитие статистического и динамического равновесия, развитие глазомера и чувства расстояния; Развитие внимательности, как черты характера, свойства личности. Воспитательные: Воспитание чувства коллективизма; Формирование установки на здоровый образ жизни; Воспитание бережного отношения к окружающей среде, к народным традициям. Прогнозируемые результаты: Укрепление здоровья; Повышение физической подготовленности двигательного опыта. Развитие физических качеств, силы, быстроты, выносливости. Формирование умения проведения физкультурно – оздоровительных мероприятий. Обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития; Формирование качеств личности: наблюдательность, мышление, внимание, память, воображение; Проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей, сохранение зачётной системы оценивания знаний, проведение конкурсов, соревнований). Способы проверки знаний и умений: проведение массовых мероприятий, соревнований, конкурсов, праздников, обобщающие и закрепляющие занятия. Учебный план № Тема изучаемого раздела 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Игры с бегом . Русские народные игры. Игры на развитие психологических процессов Зимние забавы. Игры с мячом. Игры малой подвижности Подвижные игры . Спортивные игры. Итого: 13 ч. 6ч. 7ч. 12 ч. 11ч. 5 ч. 8 ч. 4ч. 66ч. Список литературы: Былеева Л.В. Подвижные игры / Москва, 1974 Гришина Г.Н. Любимые детские игры / Москва, 1997 Игротека для всех! – Москва, 1999 Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986 Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – Москва, Панкеев И. Русские народные игры.- Москва, 1998 Степанова О.А. Подвижные игры и физминутки в начальной школе/Москва, Баласс,2008. Фролов В.Г. Физкультурные занятия и спортивные игры на прогулке. –Москва ,1986. Календарно-тематическое планирование 1 класс 3 № Планир уемая дата проведе ния Фактичес кая дата проведени я Тема 1 четверть Игры с бегом -13 ч. 1 Теория. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Значение подвижных игр для здорового образа жизни. 2 Практические занятия: Комплекс ОРУ на месте 3 Комплекс ОРУ с рифмованными строчками. 4 Игры «На прогулку», «Пустое место». 5 Игры: «Космонавты» ,«Медведи и пчёлы». 6 Игры «Ловля обезьян», «Салки – ноги от земли». 7 Игры «Третий лишний», «Второй лишний». 8 Игры «Хитрая лиса», «Мы – весёлые ребята». 9 Игры « «У медведя во бору», «Карусель». 10 11 Игра «Бег сороконожек». Эстафета «Зверей» Игры «Вызов номеров», «Шишки, жёлуди, орехи». 12 . Игры "Кондалы прорваны»,»,«Третий лишний». 13 Спортивная эстафета с флажками. Русские народные игры- 6ч 14 Игры "У медведя во бору", "Жмурки". 15 Игры "Филин и пташка", " Пол,пол,потолок" 16 Игры "Горелки","Казаки- разбойники" 17 Игры"Кот и мышь" ,"Гуси". 4 ПРИМЕЧАНИЕ: 2 четверть 18 Игры"Салки","Прятки". 19 Игры" Руки вверх","Ха-ха-ха!". 20 Игры на развитие восприятия. Игры" "Выложи сам", " магазин ковров", "Что изменилось". 21 Игры на внимание.Игры нос","Салют- о-кей!" 22 Игры на развитие памяти.Игры" повтори за мной"," Запомни движения". 23 Игры на развитие яйцо","Узнай,кто я". 24 Игры на развитие мышления отгадай!","Определи игрушку". 25 Игры на коррекцию характера","Баба Яга" 26 Игры -знакомство""Ну-ка шире, шире круг""Я спешу сюда с утра" "Кулак, ребро, воображения и эмоциональной ладонь", "Ухо- .Игры"Волшебное речи.Игры"Ну- сферы.Игры ка "Три Зимние забавы - 12 ч. 27 Теория. Первая помощь при обморожении. 28 Теория Закаливание и его влияние на организм. 29 Практические занятия:Игра «Не ходи на гору». 30 Игра «Скатывание шаров». 5 31 Эстафета на лыжах. 32 Катание на санках с горки. ПРИМЕЧАНИЕ: 3 четверть 33 Игра «Салки со снежками» 34 Игра «Льдинка». 35 Игра «Гонки снежных комов». 36 Игра «Гонка с шайбами». 37 Игра «Снежная крепость». 38 Игра «Попади в цель» Игры с мячом - 11ч. 39 Теория. История возникновения игр с мячом. Игры разных народов с мячом. 40 Практические занятия: движений. Перекаты мяча. 41 Укрепление основных мышечных групп: мышц рук и плечевого пояса.Передача мяча 42 Комплекс ОРУ с мячом 43 Обучение бросанию, метанию и ловле мяча в игре.Метание мяча «Кто меткий?» 44 Игры «Метко в цель», «Мяч соседу». 45 Игры «Мяч по полу», «Передача мяча в колоннах». 46 Игра «Гонка мячей», «Бегуны и метатели». 47 Игра «Подвижная цель»,«Зайчик». Совершенствование координации 6 48 Игра «Одиннадцать»,«Картошка». 49 Веселые старты «Мой веселый звонкий мяч». ПРИМЕЧАНИЕ: 4 четверть Игры малой подвижности - 5 ч. 50 Теория. Правильная осанка и её значение для здоровья и хорошей учёбы. 51 Упражнения для формирования правильной осанки. Практические занятия:Комплекс специальных упражнений «Ровная спина» 52 Упражнения для укрепления мышечного корсета. Игра «Замри». 53 Комплекс упражнений с мешочками. Игра «Исправить осанку!» 54 Комплекс упражнений с мешочками. Игра строгий». «У ребят порядок Подвижные игры- 8ч. 55 Теория. Профилактика детского травматизма. 56 Знакомство с правилами дыхания Последовательность обучения прыжкам. 57 Практические занятия: Комплекс ОРУ «Скакалочка». 58 Игры «Зеркало»,«Прыжки по кочкам». 59 Комплекс упражнений «Верёвочка»,«Удочка». с во время длинной прыжков. скакалкой 60 Комплекс ОРУ с короткими скакалками «Солнышко». «Выше ножки от земли 61 Игра «Алфавит», «Салки с предметами». 7 62 Игры «Море волнуется, «День-ночь». Спортивные игры-4ч 63 Футбол 64 Пионербол с элементами волейбола. 65 Пионербол с элементами волейбола. 66 Спортивный праздник. ПРИМЕЧАНИЕ: 8