Рабочая программа ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации Ординского муниципального
округа
МБОУ «Ординская СОШ»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педсовета
№1
от 28 августа 2023 г.

Директор МБОУ «Ординская СОШ»
Приказ № 258
от 28 августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебный предмет «Обществознание»
(базовый уровень)
для учащихся 11 класса

Орда 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по знанию общества на уровне среднего общего образования (базовый
уровень), составленная на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учетом федеральной рабочей программы воспитания. Рабочая программа по обществу на уровне среднего
общего образования реализует принципиальную принципиальность примерных рабочих
образовательных программ базового общего и среднего общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Учебный предмет «Обществознание» играет ведущую роль в системе функционирования
образовательных функций развития в современном обществе и обеспечивает условия для
формирования российской гражданской идентичности, принципов многонационального
самосознания российского народа, методологии обучающихся к развитию и непрерывному образованию, труду и творческому современному самовыражению, взаимодействию с
другими людьми. на благо человека и общества.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Целями общественного образования в средней школе являются:

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных сферах жизни,
поддержки демократии ценностности и культуры России, свободы и свободы человека и
гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

развитие личности в период ранней юности, становление ее духовно-нравственных
позиций и приоритетов, выработка правового сознания, политической культуры, мотивации к предстоящему самоопределению в различных сферах жизни: семейной, трудовой,
профессиональной;

развитие способностей обучающихся к личностному самоопределению, самореализации, самоконтролю;

развитие интереса учащихся к освоению социальных и гуманитарных дисциплин;

развитие систем знаний о обществе и человеке, обеспечение целостности структуры общества, адекватное современным стандартам научных научных знаний, и власти реализуют требования к личностным, метапредметным и предметным результатам разработки образовательной программы, представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования;

владение навыками получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать экономическую информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных, исследовательских
задач, а также в проектной деятельности;

совершенствование опыта обучающихся в применении полученных знаний (включая знание социальных норм) и умений в различных сферах общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, включая волонтерскую, в классах межличностных
отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в
противодействии коррупции, в семейно- бытовой сферы, а также для анализа и оценки
жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и нормальных поступков.
С учетом преемственности с уровнем базового общего образования учебный предмет «Обществознание» раскрывает теоретические знания, факты социальной жиз-

ни; ценности и нормы, регулирующие общественные отношения; социальное положение
человека, его права, свободы и обязанности как члена общества и гражданина Российской
Федерации; особенности современного российского общества в единстве социальной сферы и институтов и роли России в динамично меняющемся мире; различные аспекты межличностного взаимодействия и взаимодействия других видов, а также взаимодействие
людей и групп с традиционными институтами государства и социального общества и регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Освоение содержания общеведического образования осуществляется в соответствии
с указанными ориентирами, отражающими специфику учебного предмета на уровне среднего общего образования:
определение содержания научной дисциплины и практической инновационности,
включаемых в нее, и педагогических положений физических лиц с учетом познавательных возможностей учащихся старше подросткового возраста;
 представление в содержании теоретических предметов основной сферы жизни общества, типичных видов деятельности в информационном обществе, условия экономического развития на современном этапе, основные финансовые тенденции, перспективы и
прогнозы общественного развития, пути решения актуальных социальных проблем;
 обеспечение развития ключевых навыков форм, деятельностным компонентом социально-гуманитарного образования (выявление проблем, принятие решений, работа с
информацией), и компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности и при выборе профессии;
 включая содержание предмета полноценного материала о современном российском
обществе, об основах конституционного строя Российской Федерации, закрепленных в
Конституции Российской Федерации, о правах и свободах человека и гражданина, тенденциях развития России, ее роли в мире и противодействии вызовам глобализации;
 расширение возможностей самопрезентации старшеклассников, мотивирующего
креативное мышление и участие в социальных практиках.
Отличие содержания учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования от предшествующего уровня состоит в:


изучении нового теоретического содержания;
рассмотрения рядов ранее изученных социальных тенденций и процессов в более
простых и устойчивых связях и отношениях;
 освоении обучения применяются базовые методы экономического познания;
 большая опора на самостоятельную деятельность и выраженные познавательные
интересы обучающихся, в том числе связанные с выбором профессии;
 расширения и совершенствования познавательных, исследовательских, проектных
умений, которые осваивают обучающихся, и возможностей их применения при выполнении социальных ролей, типичных для старшего подросткового возраста.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ



В соответствии с учебным планом предмет «Обществознание» на базовом уровне
изучается в 10 и 11 классах. Общее количество учебного времени на два года обучения
составляет 136 часов (68 часов в год). Общая недельная нагрузка в каждом году обучения
составляет 2 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Экономическая жизнь общества

ПРЕДМЕТА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество
жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривые производственные возможности. Типы экономических систем. Экономический рост и пути
его достижений. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие экономичного
режима. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов.
Функционирование рынков. Рыночный спрос. Закон звезды. Эластичность света. Рыночное предложение. Закон предложения. Эластичность предложения. Рынки труда,
капитала, земли, информации. Государственное регулирование рынков. Конкуренция и
монополия. Государственная политика защиты конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика
Российской Федерации в области присутствия. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная ответственность. Экономическая деятельность и проблемы влияют на развитие общества. Особенности профессиональной деятельности в экономическом и финансовом сущности.
Предприятие
в
экономике. Цели
предприятия. Факторы
производства. Альтернативная стоимость, способы и источник финансирования предприятий. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации.
Финансовый
рынок. Финансовые
институты. Банки. Банковская
система. Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Цифровые финансовые
услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность. Денежные агрегаты. Монетарная политика Банка России. Инфляция: причины, виды, последствия.
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного
бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный
долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и
сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и выплаты. Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации.
Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и импорт
товаров и услуг. Выгоды и последствия от участия в международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли.
Социальная сфера
Социальные общности, группы, их разновидности. Социальная стратификация, ее
критерии. Социальное
цвето. Социальная
структура
российского
общества. Государственная поддержка незащищенных слоев общества в Российской Федерации.
Положение человека в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, ее формы и проявления в современном российском обществе.
Семья и брак. Функции и виды семьи. Семья как уважаемый социальный институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи
в Российской Федерации. Помощь государству многодетным семьям.
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и
пути разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных
отклонений. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальный конфликт. Виды социальных точек зрения, их причины. Возможности
разрешения социальных проблем. Особенности профессиональной деятельности социолога, психолога.

Политическая сфера
Политическая власть и субъекты – политика в современном обществе. Политические
институты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система Российской Федерации на современном этапе. Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет. Функции государства. Форма государства:
форма правления, форма государственного (территориального) устройства, политический
режим. Типология формирования государства.
Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти
в Российской Федерации. Государственное управление в Российской Федерации. Государственная служба и статус государственного служащего. Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции. Министерство национальной безопасности Российской Федерации. Государственная
политика Российской Федерации по противодействию экстремизму.
Политическая
культура
общества
и
личности. Политическое
поведение. Политическое участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в
обществе. Основные идейно-политические течения современности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан
в политике. Политические стороны как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная система в Российской Федерации.
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства.
Роль распространения средств информации в политической жизни общества. Интернет в современных политических коммуникациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения учащимися позволяют программе среднего общего
образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны отражать готовность и способность обучающихся руководиться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих устойчивых ценностных позиций российского общества, обеспечения жизненного опыта и опыта деятельности в В ходе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:






сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; уважение ценностей и культурных ценностей, признаний;
поддержка идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, делегации по инициативе, религиозным, расовым, национальным принцем;





готовность вести совместную деятельность в научных обществах, участвовать в
самоуправлении школ и детско-юношеских организаций;
умение взаимодействовать с конкретными институтами в соответствии с их функциями и назначениями;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
Патриотического воспитания:







сформированность российской гражданской идентичности, патриотизм, поддержка
своего народа, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край,
свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального
народа России;
ценностное отношение к государственным символам, истории и природному
наследию, памятникам, традициям народов России; достижения России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за свою судьбу.
Духовно-нравственного воспитания:







осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность морального сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение будущего;
ответственное отношение к своим родителям, создание семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
Эстетического воспитания:






эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в инновационности личности и общества национального и европейского искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
обеспечение качества творческой личности.
Физического воспитания:




сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, потребность в дальнейшем совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и форм причин вреда здоровью и психическому здоровью.
Трудового воспитания:





готовность к труду, осознание ценностей мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение осознанно
выбирать будущую профессию и реализовывать собственные жизненные пла-



ны; мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту,
учет общественного мнения при предстоящем выборе сферы деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на всю жизнь.
Экологическое воспитание:








сформированность культуры, понимание социально-экономических процессов в
состоянии природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и прогнозирование действий в окружающей среде на основе знаний
целей развития человечества;
активные неприятные действия, приносящие вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимательской деятельности, предотвращать их;
расширение опыта деятельности главной направленности.
Ценности научного познания:








сформированность мировоззрения, соответствующая современному подходу развития науки, включая социальные науки и общественную практику, основанная на
диалоге культуры, способствующая осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое развитие человека,
включая понимание языка социально-экономической и политической коммуникации;
осознание ценностей научной деятельности, готовность изучать проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на всю жизнь, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.

В процессе достижения личностных результатов освоения обучающиеся получают
программу среднего общего образования (на базовом уровне) у них совершенствуется
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:










самосознание, включающее способность понимать свое эмоциональное состояние,
видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным
в себе в межличностном общении и при помощи простых сигналов;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умения принимать ответственность за свое поведение, способности адаптироваться к эмоциональным изменениям и гибкости, быть открытым новым;
внутренняя мотивация, включающая подход к достижению целей и успеха, оптимизм, инициативность, умение действовать, выход из своих возможностей;
готовность и способность владеть новыми конкретными практиками, осваивать типичные социальные ролики;
эмпатии, включающая способность понимать эмоциональное состояние других,
обращать внимание на его способность к общению, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальные навыки, включающие возможность корректировать отношения с другими людьми, контролировать, регулировать интерес и разрешать конфликты.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны отражать:
1. Владение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:



























самостоятельно сформулировать и актуализировать экономическую проблему, рассмотреть ее всесторонне;
сохранение существующего признака или основания для сравнения, классификации и обобщения социальных объектов, направлений и процессов;
определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и критерии их
достижений;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах;
носить коррективы в деятельности (с учетом разных видов деятельности), оценивать соответствие последствий деятельности, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных задач, в том числе учебно-познавательных.
Базовые исследовательские действия:
развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки
разрешения проблем;
обеспечить возможность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов аналитического познания;
изучение деятельности по получению новых знаний, их преобразованию, преобразованию и применению в различных научных учреждениях, в том числе при создании научных и социальных проектов;
формировать тип научного мышления, применять научную терминологию, основные понятия и методы социальной науки;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных объектах;
выявлять причинно-следственные социальные связи и процессы и актуализировать
познавательную задачу, выдвигать гипотезу решения ее, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, оценивать их достоверность, прогнозировать изменения в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных
объектов, в социальных отношениях; оценить интеллектуальный опыт;
уметь переносить знания об объектах, явлениях и процессах в познавательной и
практической области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных регионов субъектов;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допуская альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения социальной информации из источников разных типов, самостоятельно изучать поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;








создавать тексты в различных форматах с учетом распределения информации и
изолированности, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценить достоверность, легитимность информации различных форм и представлений (в том числе полученных из интернет-источников), ее соответствие правовым
и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
обладать навыками обнаружения и защиты информации, информационной безопасности личности.

2. Владение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
интересоваться общением во всех существах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
 владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
 Подробно и логично изложить свой вопрос с использованием языковых средств.
Совместная деятельность:











понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать темы и методы действий участников с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
проводить совместную деятельность, организовывать и координировать действия в
рамках нее: составлять план действий, определять действия с учетом всех целей
участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценить качество своего вклада и вклада каждой команды в общие результаты по
разработанным критериям;
предлагать новые научно-исследовательские и социальные проекты, оценивать
идеи с позиций новизны, оригинальности, практической инновации;
Изучайте позитивное стратегическое поведение в различных устройствах, включая
креативность и воображение, чтобы быть инициативным.

3. Владение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:









самостоятельно изучать познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в
жизненных установках;
самостоятельно составить план решения проблем с учетом имеющихся ресурсов,
естественных возможностей и предпочтений;
дать оценку новым ситуациям, возникшим в познавательной и практической деятельности, в межличностных отношениях;
уточнение рамок настоящего предмета на основе личного цвета;
делать осознанный выбор, стратегии поведения, решения при наличии альтернативы, аргументировать сделанный выбор, брать на себя ответственность за общепринятое решение;
оценить интеллектуальный опыт;



Обеспечение формирования и обеспечения благоприятной эрудиции в разных областях знаний, постоянное повышение своего образовательного и культурного
уровня.
Самоконтроль:

давать оценку новой ситуации, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов действиям лиц;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания происходящих действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки, выбора ситуаций верного решения;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
 принимают мотивы и приводят другие аргументы при анализе результатов деятельности.
Принятие себя и других:







принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
мотивы принятия и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Владеть принципами общества как целостности развивающейся системы в единстве и привлечь основные сферы и социальные институты; потребительское потребление
и общественные отношения; Социальный динамик и ее формы; особенности процесса
цифровизации и массовых коммуникаций во всех сферах жизни общества; выявить проблемы и вызовы современности; в перспективах развития современного общества, тенденциях развития Российской Федерации; человек как субъект общественных отношений
и сознательной деятельности; особенности социализации личности и ее развития в современных условиях; деятельность и ее разрушение; в целях, самосознании и социальном поведении; познания мира; истина и ее критерии; формы и методы мышления; особенности
профессиональной деятельности в области науки;
об исторических и этнических многообразиях культуры, связи духовной и материальной культуры, особенностях профессиональной деятельности в области науки и культуры;
об экономике, науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной политике поддержки малого бизнеса и предпринимательства, конкуренции и
импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике; участие государственного бюджета в реализации функций органов государственной
власти, механизмов принятия бюджетных решений; особенности профессиональной деятельности в экономических и финансовых явлениях.
2) Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе ценности легкой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семье, созидательному труду, нормам морали и нравственности, праву и свободе человека, гуманизму, консервативности,
справедливости, коллективизму, историческим единства народов России, преемственности. истории нашей Родины, осознания ценностей культуры России и традиций народов
России, независимости и признания государства на примерах разделов «Человек в обществе», «Духовная культура», «Экономическая жизнь общества».
3) Владеть навыками определения смысла, выявить признаки научных понятий и использовать понятийный аппарат при анализе и рассмотрении социальных перспектив, в
том числе достижений российской науки и искусства, основанных на научнотехнологическом развитии Российской Федерации, при использовании естественных суждений и построений устных и письменных высказываний, Включая понятия: общество и

его типы, социальный институт, общественный прогресс, деятельность, социальные интересы, глобализация, личность, социализация, истина, мышление, духовная культура, духовные ценности, народная культура, массовая культура, элитарная культура, ценности и
идеалы; образование, наука, искусство, религия, мораль, мировоззрение, экономическая
система, экономический рост, экономический цикл, ограниченность ресурсов, общественное благо, валовой внутренний продукт, факторы долгосрочного экономического роста; механизмы государственного регулирования экономики, международного международного труда;
определение различных смыслов многозначных понятий, в том числе: общество,
личность, свобода, культура, экономика, собственность;
классифицировать и типологизировать на основе предложенных методов использования в социальных науках понятий и терминов, отражающих явления и процессы социальной обработки, в том числе: виды и формы деятельности; формы познания, культуры; виды
знаний, науки, религии; виды и уровни образования в Российской Федерации; виды налоговых систем, издержек производства, безработицы, финансовых услуг; типы и виды рыночных структур; факторы производства; источник финансирования предприятий .
4) Владеть методами хранения, выявлять, объяснять и конкретизировать примеры
причинно-следственных, иерархических и других связей подсистем и элементов общества; материальной и духовной культуры; уровни и методы научного познания; мышление
и деятельность; общественного и индивидуального сознания; чувственного и разумного
познания; народной, массовой и элитарной культуры; экономическая деятельность и проблемы развития; макроэкономические показатели и качество жизни; блестящие идеи и
идеи;
охарактеризовать особенности и последствия преобразований в духовной, экономической жизни российского общества; противоречивого характера общественного прогресса; глобализация; культурного многообразия современного общества; возрастание роли
науки в современном обществе; влажность, безработицы; функции образования, науки,
религии
как
социальных
институтов; морально; искусство; функции
государства; Центральный банк Российской Федерации; налоговой системы Российской Федерации; предпринимательство;
отражение связей социальных объектов и направлений с помощью различных знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах, графиках.
5) Иметь представления о методах изучения социальных тенденций и процессов в
социальных науках, включая универсальные методы науки, а также специальные методы
биологического познания, в том числе социологические опросы, биологические методы,
социальное прогнозирование, методы моделирования и сравнительно-исторические методы.
6) Применять знания, полученные при изучении разделов «Человек в обществе»,
«Духовная культура», «Экономическая жизнь общества», для анализа социальной информации о путях многообразия и формирования общественного развития, российского общества, об угрозах и вызовах развития в XXI в. о развитии духовной культуры, о проблемах и современных тенденциях, направлениях и механизмах экономического развития,
полученных из источников разного типа, включая официальные публикации на интернетресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, определенные документы определенного характера, публикации в средствах массовой информации;
изучить поиск социальной информации, представленной в различных знаковых средах, из-за вероятности информации из неадаптированных источников, провести целенаправленный поиск материалов для заполнения недостающих звеньев, сделать обоснованные выводы, представить образцы компонентов в информационных материалах, предложить факты, выводы, оценочные суждения, соображения при изучении разделов «Человек
в обществе», «Духовная культура», «Экономическая жизнь общества».
7) Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность с опорой на
полученные знания об обществе, о его духовной культуре и экономической жизни, о человеке, его познавательной деятельности и творческой активности, отстаивании ее ре-

зультатов в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ, социальной и
междисциплинарной направленность; готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по изученным темам, составлять сложный и тезисный
план ответов, анализировать неадаптированные тексты.
8) использовать обществеведческие знания для взаимодействия с другими национальностями и культурами в целях достижения выполнения типичных социальных ролей,
ориентации в текущих общественных событиях, определения политической политической
позиции, осознания принципов здорового образа жизни, продвижения непрерывного образования; использовать средства информационно-коммуникационных технологий в рамках различных задач при изучении разделов «Человек в обществе», «Духовная культура»,
«Экономическая жизнь общества».
9) сформулировать силу социальных ценовых принципов и усвоения людьми знаний
в обществе, духовной культуре, экономической жизни общества, собственные мнения и
аргументы по проблемам общественных социокультурных факторов, влияющих на поведение личности; противоречивых последствий глобализации; принципы свободы и потребности в деятельности человека; значение культурных ценностей и норм в жизни общества, в духовном развитии личности; роль государства в экономике; пути достижения
экономического роста; взаимосвязи экономической свободы и социальной ответственности;
конкретизировать концептуальные положения, в том числе о таких обществах; пути
многообразия форм и общественного развития; человек как результат биологической и
социокультурной эволюции; многообразия видов деятельности и ее мотивации; методы
социализации; особенности
научного
познания
в
социально-гуманитарных
науках; духовных ценностей; субкультура и контркультура; диалоговая культура; категории моральные; возможности самовоспитания; особенности образования и
науки в современном обществе; свободное совести; понимание поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации; многообразия функций искусства; достижения современного российского искусства; Меры государственной поддержки молодежи и среднего предпринимательства в Российской Федерации; выбрать метод
разумного экономического поведения людей,
10) Применять знания о финансах и бюджетном регулировании при использовании
финансовых услуг и инструментов, в том числе находить, анализировать и использовать
информацию для принятия ответственных решений для достижения финансовых целей и
управления личными финансами при реализации прав и использования потребителя финансовых услуг с учетом основных способов. риски и права личной финансовой безопасности.
11) Оценивать бюджетную информацию по проблемам современного общества, общественного и индивидуального сознания, взглядов и интересов личности, научного познания в социально-гуманитарных науках, духовной культуры, экономической жизни общества, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, определения степени устойчивости информации; соотносить перенос различных социальных явлений, содержащихся в источниках информации; давать оценку действиям людей в типичных (модельных) точках зрения социальных норм.
12) Самостоятельно оценивать практические ситуации и принимать решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные методы противодействия
коррупции; определение стратегии решения социальных и межличностных вопросов; оценивать поведение людей и поведение людей с точки зрения экономики, социальных норм, включая нормы морали и права, экономической разумности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, опасность алкоголизма и наркомании.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название разделов и
тем программы

Количество часов
Электронные (цифровые) образоваВсего Контр. Пракработы тич. ра- тельные ресурсы
боты
Раздел 1. Экономическая жизнь общества
1.1
Экономика — основа 6
[[Библиотека ЦОК
жизнедеятельности
https://m.edsoo.ru/7f
общества
41c418 ]]
1.2
Рыночные отноше6
[[Библиотека ЦОК
ния в экономике
https://m.edsoo.ru/7f
41c418 ]]
1.3
Экономическая дея2
[[Библиотека ЦОК
тельность
https://m.edsoo.ru/7f
41c418 ]]
1.4
Экономика предпри- 4
[[Библиотека ЦОК
ятия
https://m.edsoo.ru/7f
41c418 ]]
1,5
Финансовый рынок и 3
[[Библиотека ЦОК
финансовые инстиhttps://m.edsoo.ru/7f
туты
41c418 ]]
1.6
Экономика и государ- 3
[[Библиотека ЦОК
ство
https://m.edsoo.ru/7f
41c418 ]]
3.7
Мировая экономика
2
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41c418 ]]
1,8
Повторно2
[[Библиотека ЦОК
обобщающий урок по
https://m.edsoo.ru/7f
разделу «Экономиче41c418 ]]
ская жизнь общества»
Итого по разделу
28
Раздел 2. Социальная сфера
2.1
Социальная структу- 2
[[Библиотека ЦОК
ра общества
https://m.edsoo.ru/7f
41cf62 ]]
2.2
2
Социальное положе[[Библиотека ЦОК
ние личности в общеhttps://m.edsoo.ru/7f
стве и пути его изме41cf62 ]]
нения
2.3
2
Семья и семейные
[[Библиотека ЦОК
ценности
https://m.edsoo.ru/7f
41cf62 ]]
2,4
2
Этнические общно[[Библиотека ЦОК
сти и нации
https://m.edsoo.ru/7f
41cf62 ]]
2,5
2
Социальные нормы и
[[Библиотека ЦОК
социальный конhttps://m.edsoo.ru/7f

2,6

троль
Социальный конфликт

2,7

2

Повторнообобщающий урок по
разделу «Социальная
сфера»
Итого по разделу
Раздел 3. Политическая сфера
3.1
Политическая власть
и политические отношения
3.2
Политическая система. Государство —
основной институт
полит. системы
3.3
Государство Российская Федерация. Гос.
управление в Российской Федерации
3.4
Политическая культура общества и личности.Политическая
идеология
3,5
Политический процесс и его участники

2

3.6

2

3,7

Избирательная система

Политические элиты
и политическое лидерство
2,8
Повторно-обобщ.
урок по разделу «Политическая сфера»
Итого по разделу
Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательской деятельности
Всего

41cf62 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41cf62 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41cf62 ]]

14
2

3

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41cf62 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41cf62 ]]

4

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41cf62 ]]

2

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41cf62 ]]

3

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41cf62 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41cf62 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41cf62 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41cf62 ]]

2

2

20
6

68

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41cf62 ]]

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Количество часов

Тема урока
всего

Контр.
работы

Дата
изучения

Практич. работы

1

Экономика - основа жизнедеятельности общества

1

08.09.
2023

2

Макроэкономические показатели и качество жизни

1

08.09.
2023

3

Экономика как наука

1

4

Экономические системы

1

15.09.
2023
15.09.2
023

5

Экономический рост

1

22.09.
2023

6

Экономический циклы

1

7

Рыночные отношения в экономике

1

22.09.
2023
29.09.
2023

8

Рыночные механизмы

1

29.09.
2023

9

Рынки

1

06.10.
2023

10

1

06.10.
2023
13.10.
2023

12

Государственное регулирование рынков
Особенности рыночных отношений в современной экономике
Рынок труда

1

13.10.
2023

13

Экономическая деятельность

1

20.10.
2023

11

1

Электр. (цифровые) образ.
ресурсы

[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ecd1d0 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ecf408 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ecd1d0 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ecf598 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ecd360 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ecd5f4 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ecd7b6 ]]

[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ece56c ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.

14

Рациональное экономическое 1
поведение

20.10.
2023

15

Экономика предприятия

1

27.10.
2023

16

Факторы производства

1

27.10.
2023

17

Эффективность предприятия

1

10.11.
2023

18

Предпринимательская деятельность

1

10.11.
2023

19

Финансовый рынок и финансовые институты

1

17.11.
2023

20

Банковская система

1

17.11.
2023

21

Инфляция

1

24.11.
2023

22

Экономика и государство

1

24.11.
2023

23

Бюджетная политика

1

01.12.
2023

24

Государственное регулирование экономики. Налоги и
налоговая система Российской Федерации
Мировая экономика

1

01.12.
2023

1

08.12.
2023

Особенности международной торговли

1

08.12.
2023

25

26

ru/f5ecf408 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ece8aa ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ecd950 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ecd1d0 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ecd950 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ecdaf4 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ecdd38 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ecdd38 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ece328 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ecea80 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ecec2e ]]

[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ecf7aa ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.

27- Повторно-обобщающий урок
28 по теме «Экономическая
жизнь общества»

2

15.12.
2023

29

Социальная структура общества

1

15.12.
2023

30

Социальная стратификация российского общества

1

22.12.
2023

31

Социальное положение
личности в обществе и пути его изменения

1

22.12.
2023

32

Социальная мобильность и
ее виды
Семья как социальный институт

1

29.12.
2023
29.12.
2023

34

Семья и семейные ценности

1

12.01.2
024

35

Этнические общности и
нации

1

12.01.
2024

36

Национальная политика в
Российской Федерации

1

19.01.
2024

37

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

1

19.01.
2024

38

Социальный контроль

1

26.01.
2024

39

Социальный конфликт

1

26.01.
2024

40

Особенности профессиональной деятельности социолога и психолога
Повторно-обобщающий

1

02.02.
2024

1

02.02.

33

41

1

ru/f5ecf962 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ecfce6 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed0088 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed0286 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed0416 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed112c ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed129e ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed0de4 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed0fba ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed092a ]]
[[Библиотека
ЦОК
41https://m.39e
dsoo.ru/40f5ed0
ad8 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed07a4 ]]
[[]]
[[]]

42
43

урок по теме «Социальная
сфера»
Повторно-обобщающий
урок по теме «Социальная
сфера»
Политическая власть и политические отношения

2024
1

09.02.
2024

[[]]

1

09.02.
2024

[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed2b30 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed2964 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed2cf2 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed2efa ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed3274 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f84050c4 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed347c ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed363e ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f8409a34 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed49b2 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed414c ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.

44

Политические институты

1

16.02.
2024

45

Политическая система

1

16.02.
2024

46

Государство – основной
институт политической системы.

1

23.02.
2024

47

Формы государства

1

23.02.
2024

48

Основы конституционного
строя Российской Федерации

1

01.03.
2024

49

Государство Российская
Федерация

1

01.03.
2024

50

Государственное управление в Российской Федерации

1

15.03.
2024

51

Национальная безопасность

1

15.03.
2024

52

Политическая культура
общества и личности

1

22.03.
2024

53

Политическая идеология

1

22.03.
2024

54

Политический процесс

1

01.04.
2024

55

Участники процесса

1

01.04.
2024

56

Политические партии

1

08.04.
2024

57

Типы избирательных систем

1

08.04.
2024

58

Избирательная система
Российской Федерации

1

15.04.
2024

59

Политическая элита

1

15.04.
2024

60

Политическое лидерство

1

22.04.
2024

61

Повторно-обобщающий
урок по теме «Политическая сфера»

1

22.04.
2024

62

Повторно-обобщающий
урок по теме «Политическая сфера»

1

29.04.
2024

63

Итоговое повторение,
представление результатов проектноисследовательской деятельности
Итоговое повторение,
представление результатов проектноисследовательской деятельности
Итоговое повторение,
представление результатов проектноисследовательской деятельности
Резерв

1

29.04.
2024

2

05.06.
2024

2

13.05.
2024

1

20.05.
2024

64
65
66
67
68

ru/f5ed4b56 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed4dae ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed4444 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed39c2 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed380a ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed3d46 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed3f94 ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed536c ]]
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/f5ed5538 ]]

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций /
под ред. Л. Н. Боголюбова. 3-е изд. М.: «Просвещение», 2017.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный
уровень. 11 класс. М.: «Вако», 2009.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. http://www.alleng.ru. - сайт для всех категорий кто учится. Здесь множество учебников и методических материалов для учебы и подготовке к ЕГЭ.
Все материалы в формате PDF.
2. http://www.4ege.ru/- сайт по подготовке к ЕГЭ. Много диагностических
работ от МИОО.
3. http://www.fipi.ru/-на сайте в разделе контрольно-измерительные материалы представлены демонстрационные материалы.
4. http://www.edu.ru/moodle/-демонстрационные варианты тестов для 9 и 11
классов.
5. http://inf.reshuege.ru-подготовка к ЕГЭ по математике, информатике, физике, биологии, истории, обществознанию, русскому языку и литературе
6. http://www.xenoid.ru/shp/shp_obsh/ - шпаргалки по обществознанию
7. http://www.uchportal.ru/load/143 - презентации по обществознанию
8. http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ob/gloss.html - термины по обществознанию


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».