Рабочая программа ФИЗИКА 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

МБОУ "Ординская СОШ"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

директор МБОУ
"Ординская СОШ"

Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

________________________
[О.Н. Сарапульцева]
Приказ № 258
от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Физика. Базовый уровень»
для обучающихся 11 классов

Орда 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физике на уровне среднего общего образования разработана на
основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в ФГОС СОО, а также с учѐтом федеральной рабочей
программы воспитания и концепции преподавания учебного предмета «Физика» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
образовательные программы.
Для реализации программы используется:
 учебник: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика – 11», М.:
Просвещение, 2014 г.;
 сборник задач: А.П.Рымкевич «Физика. Задачник 10-11 кл.», М.: Дрофа,
2009г.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 ч в год).
Изучение курса физики 11 класса направлено на достижение следующих
целей:

освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих
в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в
области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и
технологии; методах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные
знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств
веществ; практического использования физических знаний; оценивать
достоверность естественнонаучной информации;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием
различных источников информации и современных информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы и
использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;
необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач,
уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем
естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке
использования научных достижений, чувства ответственности за защиту
окружающей среды;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни,
рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
Электродинамика.
Понятия: электромагнитная индукция, самоиндукция, индуктивность, свободные и
вынужденные колебания, колебательный контур, переменный ток, резонанс,
электромагнитная волна, интерференция, дифракция и дисперсия света.
Законы и принципы: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, законы
отражения и преломления света, связь массы и энергии.
Практическое применение: генератор, схема радиотелефонной связи, полное
отражение.
Обучающиеся должны уметь:
 Измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока.
 Использовать трансформатор.
 Измерять длину световой волны.
Квантовая физика
Понятия: фотон, фотоэффект, корпускулярно – волновой дуализм, ядерная модель
атома, ядерная реакция, энергия связи, радиоактивный распад, цепная реакция,
термоядерная реакция, элементарные частицы.
Законы и принципы: законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного
распада.
Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента, принцип
спектрального анализа, принцип работы ядерного реактора.
Обучающиеся должны уметь: решать задачи на применение формул, связывающих
энергию и импульс фотона с частотой световой волны, вычислять красную границу
фотоэффекта, определять продукты ядерной реакции.
понятия: силовые линии магнитного поля, линии индукции магнитного поля; вихревое
магнитное поде, однородное магнитное поле.
физические величины: вектор магнитной индукции, модуль вектора магнитной
индукции; момент сил, действующих на рамку с током;
закон Ампера;
-Правило буравчика, правило Левой руки; правило правой руки, определяющее
направление вектора магнитной индукции, созданный прямым током.
- принцип суперпозиции для магнитного и электрического полей.
-сила Лоренца;
- правило левой руки для определения силы Лоренца- определение единицы силы тока
понятия:
-сторонние силы и ЭДС, электромагнитная индукция, индуктивность, магнитный
поток, закона электромагнитной индукции, явление: электромагнитная индукция,
- направление индукционного тока;
- правило Ленца- условия распространения механических волн;
- суть явления поляризации механической волны;- физическую сущность продольных и
поперечных волн;
- суть явления отражения волн;
- уравнение гармонической волны; суть возникновения и восприятия звуковых волн;
- механизм распространения звуковых волн;
- характеристики звука: высота, тембр, громкость, интенсивность, уровень
интенсивности, порог слышимости;
- частотный диапазон инфразвуковых, звуковых и ультразвуковых волн;
- зависимость скорости звука в веществе от потенциальной энергии взаимодействия
молекул вещества. понятия: переменного тока, мгновенное значение напряжения и
силы тока, фаза колебаний, действующее значение силы тока и напряжения, активное,
емкостное, индуктивное сопротивления в цепи переменного тока, реактивное
сопротивление;
- как гармонические колебания представляют на векторной диаграмме;

- как происходит сложение колебаний на векторной диаграмме; явление:
магнитоэлектрической индукции.
- понятия: колебательный контур, собственная частота контура, резонанс;
- почему сохраняется полная энергия электрического поля в колебательном контуре;
- как зависит период собственных колебаний в колебательном контуре от величины
электроемкости конденсатора и индуктивности катушки;
- какова зависимость от времени напряжения на катушке индуктивности и
конденсаторе в колебательном контуре, если напряжение на резисторе изменяется с
течением времени по закону.
- понятия: электромагнитная волна, плотность энергии электромагнитного поля, длина
волны
- суть опыта Герца по экспериментальному обнаружению электромагнитных волн;
- механизм распространения электромагнитных волн;
- механизм возникновения электромагнитной волны;
- принцип модуляции передаваемого сигнала;- принцип детектирования;
- отличие радиотелефонной связи от радиовещания- принцип Гюйгенса;- фронт
механической волны;
- вторичные волны;
- как можно определить положение фронта плоской и сферической волны;- закон:
отражение и преломление света;
- принцип обратимости лучей;
- мнимое изображение;
- использование полного внутреннего отражения в волоконной оптике;
- физическая величина абсолютный показатель преломления;
- явление: преломления света, полное внутреннего отражения,
- понятия: луч, угол отражения, угол падения волны, угол преломления, угол полного
внутреннего отражения.
- линейное увеличение оптической системы;
- геометрические характеристики линзы (главная оптическая ось, гл. плоскости линзы,
фокус, радиус кривизны поверхностей);
- отличие собирающей и рассеивающей линз;
- формула тонкой линзы.
физические величины: оптическая сила, поперечное увеличение линзы.
-когерентность, зона Френеля, min и max результирующая интенсивность, время и
длина; геометрическая разность хода интерферирующих волн когерентности.
явления: интерференция и дифракция.
- состав спектра электромагнитные волн: волны звуковых частот, радиоволны, СВЧизлучение, инфракрасное излучение, видимый свет, ультрафиолетовое излучение,
рентгеновское излучение, гамма-излучение;
- принципы радиосвязи.-фотон, фотоэффект, абсолютно черное тело, тепловое
излучение, корпускулярно-волновой дуализм, фототок, работа вывода электрона, длина
волны де-Бройля.- гипотеза де-Бройля;
- квантовая гипотеза Планка;
- спектральная плотность энергетической светимости;
- уравнение Эйнштейна и формулы для вычисления энергии и массы.
Закон фотоэффекта.- планетарную модель атома,- постулата Бора;
- правило квантования;
- виды излучений;
- спектральный анализ;
- лазер - источник излучения;
- применение лазера в областях науки, технике и медицине;
- поглощение света;
- виды радиоактивных излучений; альфа-распад, бета-распад, гамма-излучение,
явление радиоактивность. Закон: радиоактивного распада;
- атомное ядро, энергия связи нуклонов в ядре, изотоп, удельная энергия связи;

- почему при синтезе легких ядер выделяется значительная энергия;
- почему при делении тяжелых ядер выделяется энергия;
- сильное взаимодействие нуклонов;
Уметь:
- применять правило буравчика и правило правой руки для определения направления
вектора магнитной индукции, созданной прямым током,
- определять направление вектора магнитной индукции на оси витка с током;
- определять вектор магнитной индукции снаружи от кольцевого тока;
- применять правило левой руки для определения направления действия силы Ампера;
- решать задачи на применение закона Ампера.
- определять направления силы Лоренца по правилу девой руки;
- определять характер движения заряженной частицы в магнитном поле;
- рассчитывать поток магнитной индукции;
- рассчитывать энергию магнитного поля тока;
- объяснять почему энергия прямого проводника с током меньше, чем согнутого в
виток;
- графически определять работу сил магнитного поля
- применять правило Ленца к определению направления индукционного тока;
- объяснять явление самоиндукции;
- уметь объяснять опыты Генри;
- решать задачи в общем виде, применяя изученные законы и формулы;
- приводить примеры использования электромагнитной индукции в современной
технике.
- использовать трансформатор для преобразования токов и напряжений.
- объяснять суть волнового процесса;
- объяснять процесс возникновения и распространения продольной волны в твердом
теле и газе;
- объяснять процесс возникновения и распространения поперечной волны в твердом
теле;
-объяснять возникновение сжатия и растяжения в продольных гармонических волнах;
- объяснять процесс образования стоячей волны;
- вычислять длину волны по скорости ее распространения и частоте;
- объяснять, почему в контуре возникают гармонические незатухающие колебания
заряда и силы тока;
- охарактеризовать явление резонанса в колебательном контуре.
Объяснить, как используется явление резонанса в радиотехнике;
- объяснять, почему излучение электромагнитных волн возникает при ускоренном
движении электрических зарядов;
- объяснять зависимость напряженности электрического поля в изучаемой
электромагнитной волне от ускорения заряженной частицы;
- объяснять зависимость энергии электромагнитного поля от напряженности
электрического поля;
- объяснять механизм распространения в пространстве гармонического возмущения
электромагнитной волны;
- объяснять, почему энергетически выгодно излучение электромагнитных волн
больших частот;
- решать задачи на расчет длины электромагнитных волн, скорости их
распространения;
- по уравнению напряженности электрического поля бегущей гармонической волны
находить амплитуду, частоту, период, длину волны, скорость волны.
давать характеристики составным частям спектра электромагнитных волн;
- давать характеристики особенностям каждого вида радиосвязи;
- на примере схемы простейшего радиоприемника объяснять последовательность
радиоприѐма и детектирования высокочастотного модулированного радиосигнала;
- объяснить механизм распространения передового фронта волны на воде;

- механизм образования сферического и плоского фронта волны;
- объяснить с помощью принципа Гюйгенса отражение сферического волнового фронта
от плоской поверхности- составлять уравнения ядерных реакций.
- охарактеризовать протонно-нейтральную модель ядра;
- объяснить зависимость радиуса ядра от массового числа;
- объяснить зависимость уд. энергии связи от массового числа;
- решать задачи на определение Есв,
- рассчитать энергетический выход ядерной реакции
- объяснить принципы действия ядерного реактора;
- объяснить назначение основных элементов принципиальной схемы АЭС;
- охарактеризовать основные меры безопасности, необходимые при работе АЭС;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Электродинамика (32 часов)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление
электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.
Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды
электромагнитных излучений и их практическое применение.
Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции,
электромагнитных волн, волновых свойств света.
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое
применение физических знаний в повседневной жизни:
при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона,
магнитофона;
для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро и
радиоаппаратурой.
Оптика (11 час.)
Световые лучи, закон преломления света, формула тонкой линзы, получение
изображений с помощью линзы, скорость света и методы ее измерения, дисперсия
света, интерференция света, дифракция света поляризация света, излучение и спектр.
Квантовая физика (22 час.)
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых
свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей
Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи
ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы.
Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления
фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы
лазера, дозиметров.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п.п.
1
2

Тема
Электродинамика
Оптика

Кол-во
часов
32
11

В том числе
лаб. работы
контр. работы
3
2
3
1

3
4

Квантовая физика
Обобщающее повторение

22
3

1
-

2
-

Итого

68

7

5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока

Тема урока

Кол
час

1.

Электроди
Взаимодействие токов. Магнитное поле. Магнитная
намика индукция. Линии магнитной индукции.
14 ч

1

2.

Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера.

1

3.

ЛР №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток».

1

4.

Применение закона Ампера. Решение задач.

1

5.

Действие магнитного поля на движущийся
электрический заряд. Сила Лоренца. Магнитные
свойства вещества.

1

6.

Решение задач по теме «Сила Лоренца».

1

7.

Открытие явления электромагнитной индукции.
Магнитный поток.

1

8.

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

1

9.

Лабораторная работа № 2 «Изучение явления
электромагнитной индукции».

1

10.

Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции.

1

11.

Самоиндукция. Индуктивность.

1

12.

Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле.

1

13.

Решение задач по теме «Электромагнитная индукция».

1

14.

Контрольная работа №1 по теме «Магнитное поле.
Электромагнитная индукция».

1

Электром
агнитные
15.
Свободные колебания. Математический маятник.
колебания
-18 ч

Дата
План Факт

04.09.
23
06.09.
23
11.09.
23
13.09.
23
20.09.
23
21.09.
23
27.09.
23
28.09.
23
04.10.
23
05.10.
23
11.10.
23
12.10.
23
18.10.
23
19.10.
23

1

16.

Гармонические колебания. Фаза колебаний.

1

17.

Превращение энергии при гармонических колебаниях.
Вынужденные колебания. Резонанс.

1

25.10.
23
26.10.
23

18.
19.
20.
21.

Лабораторная работа №3 «Определение ускорения
свободного падения при помощи маятника».
Свободные колебания в колебательном контуре.
Превращение энергии при электромагнитных
колебаниях.
Период свободных электрических колебаний.
Переменный электрический ток.
Решение задач по теме «Свободные электромагнитные
колебания».

1

08.11.
23

1

09.11.
23

1

15.11.
23

1

16.11.
23

22.

Резонанс в электрической цепи.

1

23.

Решение задач по теме «Механические и
электромагнитные колебания».

1

24.

Генерирование электрической энергии. Трансформатор.

1

25.

Производство и использование электрической энергии.

1

26.

Волновые явления. Длина волны. Скорость волны.

1

27.

Волны в среде. Звуковые волны.

1

28.

Излучение электромагнитных волн.

1

29.

Изобретение радио А.С. Поповым. Принцип радиосвязи.
Модуляция и детектирование.

1

30.

Свойства электромагнитных волн. Радиоволны.

1

31.

Решение задач по теме «Колебания и волны».

1

Контрольная работа № 2 по теме «Электромагнитные
колебания.
Оптика - Развитие взглядов на природу света. Скорость света.
33.
10 ч
Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.
32.

1
1

28.12.
23

Закон преломления света. Полное отражение.

1

35.

Лабораторная работа № 4 «Измерение показателя
преломления стекла».

1

36.

Линза. Построение изображения в линзе.

1

37.

Линза. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.

1

39.

Лабораторная работа №5 «Определение оптической силы
и фокусного расстояния собирающей линзы».
Дисперсия и интерференция механических волн и света.
Применения интерференции.

1
1

25.01.
24

Дифракция света. Дифракционная решетка.

1

41.

Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой
волны».

1

42.

Поляризация света. Решение задач по теме « Оптика».

1

43.

Контрольная работа №3 по теме «Оптика».

1

Квантовая Постулаты теории относительности. Релятивистская
физика - динамика.

10.01.
24
11.01.
24
17.01.
24
18.01.
24
24.01.
24

40.

44.

29.11.
23
30.11.
23
06.12.
23
07.12.
23
13.12.
23
14.12.
23
20.12.
23
21.12.
23
27.12.
23

34.

38.

22.11.
23
23.11.
23

1

31.01.
24
01.02.
24
07.02.
24
08.02.
24
14.02.
24

11 ч
45.

Связь между массой и энергией.

1

46.

Виды излучений. Источники света. Спектры и
спектральные аппараты.

1

47.

Виды спектров и спектральный анализ.

1

48.
49.

Лабораторная работа №7 «Наблюдение сплошного и
линейчатого спектров».
Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения.
Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных
излучений.

1

22.02.
24
28.02.
24

1

29.02.
24

50.

Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна.

1

51.

Решение задач по теме «Фотоэффект. Уравнение
Эйнштейна».

1

52.

Фотоны. Применение фотоэффекта.

1

53.
54.

Давление света. Химическое действие света. Решение
задач по теме «Световые кванты».
Контрольная работа № 4 по теме: «Световые кванты.
Строение атома».

Атомная
физика и
физика
55.
Строение атома. Опыты Резерфорда.
атомного
ядра – 11
ч

1
1

20.03.
24
21.03.
24

1

1

03.04.
24
04.04.
24
10.04.
24

1

11.04.
24

Квантовые постулаты Бора.

1

57.

Лазеры.

1

59.

Методы регистрации элементарных частиц. Виды
радиоактивных излучений.
Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного
распада. Период полураспада. Изотопы.

60.

Решение задач по теме «Закон радиоактивного распада».

1

61.

Строение атомного ядра. Энергия связи ядер.

1

62.

Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные
реакции. Ядерный реактор.

1

63.

Термоядерные реакции.

1

64.
65.

Применение ядерной энергии. Биологическое действие
радиоактивных излучений. Решение задач по теме
«Атомная физика».
Контрольная работа №5 по теме «Атомная физика и
физика атомного ядра»

06.03.
24
07.03.
24
13.03.
24
14.03.
24

56.

58.

15.02.
24
21.02.
24

17.04.
24
18.04.
24
24.04.
24

1

25.04.
24
02.05.
24

1

08.05.
24
15.05.
24

66.

Повторен
Повторение по теме "Электродинамика "
ие – 3 ч

1

67.

Повторение по теме "Оптика"

1

68.

Повторение по теме "Квантовая физика"

1

16.05.
24
22.05.

24

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА


Физика, 11 класс/ Мякишев Г.Л., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. под редакцией
Парфентьевой Н.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».