Рабочая программа элективного курса ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ГЕОГРАФИИ 10 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение "Ординская средняя общеобразовательная школа"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседание
педагогического совета

директор МБОУ
«Ординская СОШ»

Протокол № 1

Приказ № 258
от «28» августа 2023 г.

от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

Элективный курс по географии
«За страницами учебника географии»

для учащихся 10 класса

Орда 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «За страницами учебника
географии» составлена на основании:
1.Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федерального государственного стандарта общего образования.
3.Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253 (с внесенными
изменениями).
4.Основной образовательной программы среднего общего образования
МБОУ «Ординская СОШ».
5. Авторской программы среднего общего образования по географии для 10 11 классов. Автор: В.П. Максаковский. Программа курса «География». 10 11 классы. /авт. сост. В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2018.
Изучение элективного курса «За страницами учебника географии» в
старших классах позволяет интегрировать знания, полученные по другим
предметам,
максимально
использовать
общеобразовательный
и
культурологический потенциал географии как учебного предмета, сочетать
линейно-ступенчатый и концентрический принципы обучения.
Настоящая программа составлена на 17 часов в соответствии с
учебным планом школы.
Цели и задачи курса:
 сформировать у учащихся целостное представление о состоянии
современного общества, о сложности взаимосвязей природы и
хозяйствующего на Земле человечества;
 развить пространственно-географическое мышление;
 воспитать уважение к культурам других народов и стран;
 сформировать представление о географических особенностях природы,
населения и хозяйства разных территорий;
 научить применять географические знания для оценки и объяснения
разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
 воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное
отношение к окружающей среде.
Требования к результатам обучения
Личностным результатом обучения географии в основной школе
является формирование всесторонне образованной, инициативной и
успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих
взглядов, ценностных ориентаций, идейно - нравственных, культурных и
этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы,
отражающие их индивидуально-личностные позиции:

— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и
локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской
Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли,
материков, их крупных районов и стран мира;
— осознание значимости и общности глобальных проблем
человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде,
необходимости ее сохранения и рационального использования;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям,
традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты
— овладение на уровне общего образования законченной системой
географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной
школы программы по географии заключаются в формировании и
развитии посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций,
готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и
производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических
умений,
умения
управлять
своей
познавательной
деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной
траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся
универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в
школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного
процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и
задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки
и поступки других людей;

• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с
выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести
дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной
школы программы по географии:
• понимание роли и места географической науки в системе научных
дисциплин, ее роли в решении современных практических задач
человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира
и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций,
принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической
информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять
приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к
условиям проживания на определенной территории, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных
бедствий и техногенных катастроф.
Планируемые результаты изучения географии
Ученик научится:
- объяснять основные географические понятия и термины,
традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов,
численность и динамика населения мира, отдельных регионов и стран, их
этногеографическая специфика; различие в уровне и качестве жизни
населения, основные направления миграции; проблемы современной
урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры
мирового хозяйства, размещение его основных отраслей; географическую
специфику отдельных стран и регионов, их различие по уровню социальноэкономического развития, специализации в системе международного

географического разделения труда; географические аспекты глобальных
проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в международно - географическом разделении
труда.
Ученик получит возможность научиться:
-определять и сравнивать по разным источникам информации
географические тенденции развития природных, социально-экономических и
геоэкологических объектов, процессов и явлений;
-оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и
регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и
территориальной концентрации населения и производства;
-применять разнообразные источники географической информации для
проведения наблюдения за природными, социально-экономическими и
геоэкологическими объектами, процессами и явлениями;
-составлять комплексную географическую характеристику регионов и
стран мира; таблицы, карты- схемы, диаграммы, простейшие карты, модели,
отражающие географические закономерности различных явлений и
процессов, их территориальное взаимодействие.
Освоение элективного курса возможно с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
При переходе на дистанционное обучение связь учащегося с
учителем, руководителем класса, поддерживается посредством
контактных телефонов, электронной почты, дистанционных
образовательных платформ в сети Интернет (РЭШ, МЭШ, ЯКласс,
УЧИ.РУ), ЭЖД.
При дистанционном обучении с использованием интернет-ресурсов,
обучающийся и учитель взаимодействуют в учебном процессе в
следующих режимах:
- синхронно, используя средства коммуникации и одновременно
взаимодействуя друг с другом (online);
- асинхронно,
когда обучающийся выполняет какую-либо
самостоятельную работу (offline), а учитель оценивает правильность ее
выполнения и дает рекомендации по результатам учебной деятельности.
Родители (законные представители) систематически контролируют
выполнение их обучающимся ребенком заданий в режиме дистанционного
обучения.

Содержание программы элективного курса
Часть 1. Общая характеристика мира
Современная география (1 час)
География как наука. Методы географических исследований. Виды и
значение географической информации. Геоинформационные системы.
Основные понятия: геоинформационные системы.
Тема 1. Страны современного мира (2 часа)
Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой
продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны
переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики,
новые индустриальные страны.
Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны,
страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны,
страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».
Практическая работа: 1. Составление графиков, картосхем и
диаграмм на основе статистической информации.
Тема 2. География населения мира (5 часа)
Динамика численности населения мира в разные исторические
периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и
регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные
демографические показатели. Естественный прирост населения в разных
странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический
кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория
«демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в
странах с разным типом воспроизводства населения.
Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы
мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения
мира. Мировые и этнические религии. Этно-религиозные конфликты.
Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.
Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема
безработицы и ее географические особенности.
Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность
населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения.
Роль природных, экономических и демографических факторов. География
мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка
умов».
Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и
развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира.
Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.
Основные
понятия: демография,
демографический
переход,
демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные
пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии,
плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.

Практические работы: 1. Сравнительный анализ карт народов и
мировых религий. 2. Анализ половозрастных пирамид разных стран,
объяснение причин выявленных различий. 3. Подбор примеров стран
однонациональных и многонациональных. 4. Объяснение причин
миграционных процессов в Европе. 5. Составление списка стран, в которых
государственным языком являются: а) английский, б) французский, в)
русский, г) немецкий. 6. Обозначение на контурной карте крупнейших
агломераций и мегалополисов.
Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые
природные ресурсы и экологические проблемы (9 часов)
Развитие отношений между природой и человеком: охотничий,
аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и
производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и
географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и
нерациональное.
Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных
стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности.
Классификация стран по ресурсообеспеченности.
Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных,
рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным
сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса.
Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные
сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование
пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная
проблема.
Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный
лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и
регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.
Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека.
Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути
преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные
воды. Оборотное водоснабжение.
Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества
разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и
марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы:
используемые и потенциальные.
Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии.
Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли.
Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в
связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты
Всемирного наследия.
Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования.
Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение

литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение
озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы
и безотходные технологии.
Основные
понятия: рациональное
и
нерациональное
природопользование,
природные
ресурсы,
ресурсообеспеченность,
металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание,
рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология,
экологические проблемы.
Практическая
работа: 1. Определение
обеспеченности
стран
различными видами природных ресурсов.
Освоение
образовательной
программы
сопровождается
промежуточной аттестацией учащихся (проект). Промежуточная
аттестация проводится в соответствии с календарным учебным графиком.
Направления проектной деятельности курса
1.Мой любимый туристический маршрут.
2.Описание одного из народов мира (его национальных традиций, обычаев,
современных проблем).
3.Культура, обычаи и ремѐсла.
4.Проект-прогноз «Численность населения мира в 21 веке».
5.Роль курортов в развитии хозяйства мира.
Рекомендуемые темы рефератов, докладов, презентаций
1. «Теории происхождения Земли»
2. «Теория А. Вегенера»
3. «Религии мира»
4. «Великие народы мира»
5. «Уникальные представители человечества»
6. «Религиозный состав населения мира»
7. «Национальный состав населения мира»
8. «Демографические проблемы населения»
9. «Урбанизация: проблемы и перспективы»
10. «Демографическая политика стран мира»
11. «Горячие точки» планеты
12. «Значение открытия «Индии» Х. Колумба»
13. «М.Ломоносов – великий ученый России»
14. «А. Гумбольдт»
15. «Демографические проблемы Земли»
16. «Проблема разоружения»
17. «Продовольственная проблема Земли»
18. «Энергетическая проблема Земли»
19. «Уникальные объекты Земли»
20. «Культура, наука и быт древних цивилизаций Земли»
21. «Политическое устройство стран мира»

22. «Великие метрополии мира»
23. «Межрегиональные и региональные экономические группировки стран»
24. «Монархии мира»
25. «Международные организации»

Учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
1. Горбанев Владимир Афанасьевич. Общественная география мира.
Элективные курсы. - М.: Дрофа, 2008.-335
2. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод.
пособие. - М.: Дрофа, 2009.
3. Учебник Максаковский В.П. География. 10-11 классы – М. : Просвещение,
2018
4. Сайт федеральной службы государственной статистики /www.gks.ru
5. Кузнецов А.П. «География населения и мирового хозяйства», М., «Дрофа»,
2008.
6. Левицкий Ю.И. Решение задач по географическим картам. М.,
Просвещение», 2008.
7. Страны мира: Политико-экономический справочник. – М.: Республика,
2017.
8. А.В.Хохлов Справочный материал по географии Мирового хозяйства 2017
Статистический сборник
Для учащихся:
1. Географический атлас. «Экономическая и социальная география мира» 10
класс. - М.: Дрофа, 2010.
2. Учебник Максаковский В.П. География. 10-11 классы – М. : Просвещение,
2018
Интернет-ресурсы:
www.geo.1september.ru – для учителей "Я иду на урок Географии".
www.it-n-ru – сайт творческих учителей (презентации и методические
разработки учителей)
WWW.mirgeografii.ru – материалы к урокам географии, презентации
www.openklass.ru – презентации к уроку
www.pedsovet.org – презентации к уроку
www.prosv.ru – презентации и методические разработки учителей
www.proshkolu.ru – сайт творческих учителей (презентации и методические
разработки учителей)
www.uroki.ru – материалы к урокам

Календарно-тематическое планирование по географии для 10 класса
на 2023-2024 учебный год (17 часов)
№

1.

2.
3.

Тема урока

Современная
география
Географическая
наука
Страны
современного мира
Типы стран
современного мира
Развитые и
развивающиеся
страны
География
населения мира
Численность и
динамика населения
мира

Колво
часо
в
1

Дата по
плану

Дата
по
факту

Самостоятельная и
практическая дея-ть
учащихся

Д/з

1 неделя

Анализ карт различной
тематики

1

3 неделя

П.1

1

5 неделя

П/р Составление таблицы
«Государственный строй
стран мира»

П/р Определение степени
обеспеченности крупных
регионов и стран
трудовыми ресурсами

П.3

1
2

П.2

5
1

7 неделя

Расовый и
половозрастной
состав населения
Этнический и
религиозный состав
населения
Размещение
населения и его
миграции.
Сельское и
городское население

1

9 неделя

П.4-5

1

11 неделя

П.6

1

13 неделя

Анализ карт

П.7

1

15 неделя

Анализ карт

П.8

Взаимоотношение
природы и
общества.
9. История
взаимоотношений
между природой и
обществом
10. Природопользование
и экологические
проблемы
11. Природные ресурсы

9

4.

5.

6.

7.

8.

1

17 неделя

П.9

1

19 неделя

П.10

1

21 неделя

П/р Определение степени
обеспеченности крупных
регионов и стран
природными ресурсами

П.11

12. Минеральные
ресурсы
13. Рудные и нерудные
полезные
ископаемые
14. Земельные ресурсы
и лесные ресурсы
16. Водные ресурсы,
ресурсы мирового
океана
19. Загрязнение
окружающей среды
21. Взаимоотношение
природы и общества
(Обобщающий урок)
22. Промежуточная
аттестация (проект)

1

23 неделя

П.12

1

25 неделя

П.13

1

27 неделя

1

29 неделя

1

31 неделя

1

33 неделя

Самостоятельный поиск и
анализ информации
Составление таблицы
Самостоятельный поиск и
анализ информации
П. 915


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».