МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Управление образования администрации Ординского муниципального округа МБОУ "Ординская СОШ" РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Педагогический совет Директор МБОУ «ОРдинская СОШ» Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Приказ №258 от «28» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса Информационная грамотность 10-11 класс 2023-2024 учебный год с. Орда, 2023 Пояснительная записка Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у учащихся умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Цель курса: Показать учащимся роль и место информационнокоммуникационных технологий в развитии современного общества и жизнедеятельности человека через формирование знаний и умений по целенаправленной работе с информацией. Задачи курса: _ дать понимание информационных и коммуникационных технологий и их влияние на жизнедеятельность человека; _ изучить основные приемы обработки текстовой и числовой информации в современных офисных приложениях; _ систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения; _ заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер; _ сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов. В программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Общая характеристика элективного курса «Информационная грамотность» Элективный курс «Информационная грамотность» не только направлен на формирование ключевых компетентностей, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. При исследовании важно опираться на традиционные предметны знания, без которых довольно сложно в доступной форме объяснить причинно-следственные связи, проблемные ситуации, практическую значимость теоретического материала. С помощью данного курса можно добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные практики с учетом психофизических особенностей учащихся. Общеобразовательный предмет информатики отражает: _ сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных средах (системах); _ основные области применения информатики, прежде всего информационные и коммуникационные технологии, управление и социальную сферу; _ междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности. Методы и средства информатики с каждым днѐм всѐ больше проникают во все сферы жизни и области знания. Изучение информатики в школе важно не только для тех учащихся, которые планирует стать специалистами, разрабатывающими новые информационные технологии; не менее важно оно и для тех, кто планирует стать в будущем физиком или медиком, историком или филологом, руководителем предприятия или политиком, представителем любой другой области знаний или профессии. Результаты базового уровня изучения предмета ориентированы, в первую очередь, на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Они включают в себя: _ понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области; _ умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области; _ осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания. Описание места элективного курса в учебном плане Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования данными в рекомендациях по организации внеурочной и дополнительной деятельности учащихся. На изучение курса выделяется 0,5 часа в 10 классе и 1 час в 11 классе в неделю, как дополнительное образование. В соответствии с Учебным планом МБОУ «Ординская СОШ», утверждѐнным на 2023 - 2024 учебный год, рабочая программа составлена из расчѐта 34 учебных недель, 1 час в неделю. Планируемые результаты изучения элективного учащихся 10 -11 классов Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. К личностным результатам, на становление которых оказывает влияние изучение курса информатики, можно отнести: _ ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; _ принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; _ российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм; _ готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; _ нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; _ развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. _ мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно - техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; _ готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; _ уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности; _ осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; _ готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). А именно, выпускник научится: _ самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; _ оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; _ ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; _ оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; _ выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; _ организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; _ сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; _ критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; _ использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; _ находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; _ спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; _ выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия. Учебно – тематический план элективного курса «Информационная грамотность» в 10 – 11 классах Тема Количество реализуемых программе Основы теории информации 6 Представление информации в компьютере 10 Элементы теории множеств и алгебры логики 12 Компьютер и его программное обеспечение 10 Современные технологии создания и обработки 10 информационных объектов Резерв учебного времени 3 Итого 51 в часов, рабочей Содержание тем элективного курса Введение. Информация и информационные процессы. Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации. Математические основы информатики. Тексты и кодирование Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано. Системы счисления. Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики. Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений. Компьютер — универсальное устройство обработки данных. Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование. Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения. Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Тематическое планирование по элективному курсу «Информационная грамотность» для 10 - 11 кл. Тема урока Информация. Информационная грамотность и информационная культура Подходы к измерению информации Подходы к измерению информации. Алфавитный метод Подходы к измерению информации. Содержательный метод. Вероятностный метод Обработка информации. Кодирование информации Передача и хранение информации Представление чисел в позиционных системах счисления. Классификация систем счисления Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую Арифметические операции в позиционных системах счисления Кодирование текстовой информации Кодирование графической и звуковой информации Резерв Некоторые сведения из теории множеств. Алгебра логики Понятия, высказывания, логические функции. Таблицы истинности Законы логики. Преобразование логических выражений Элементы схемотехники. Логические схемы Логические задачи и способы их решения История развития вычислительной техники Основополагающие принципы устройства ЭВМ Кол-во 1 1 2 2 1 1 2 2 2 1 1 1 2 2 2 3 3 2 2 20 21 22 23 24 25 26 Программное обеспечение компьютера. Классификация ПО Файловая система компьютера. Решение задач Текстовые документы. Обработка и создание текстовых документов Объекты компьютерной графики Компьютерные презентации Резерв Всего 3 3 5 2 3 2 51