Рабочая программа элективного курса ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации
Ординского муниципального округа
МБОУ "Ординская СОШ"
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогический совет

Директор МБОУ
«ОРдинская СОШ»

Протокол №1
от «28» августа 2023 г.

Приказ №258
от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
Информационная грамотность
10-11 класс
2023-2024 учебный год

с. Орда, 2023

Пояснительная записка
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у учащихся умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания.
Цель курса: Показать учащимся роль и место информационнокоммуникационных технологий в развитии современного общества и
жизнедеятельности человека через формирование знаний и умений по
целенаправленной работе с информацией.
Задачи курса:
_ дать понимание информационных и коммуникационных технологий и их
влияние на жизнедеятельность человека;
_ изучить основные приемы обработки текстовой и числовой информации в
современных офисных приложениях;
_ систематизировать знания в области информатики и информационных
технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного
профиля обучения;
_ заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку
современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный
характер;
_ сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными
моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других
предметов.
В программе соблюдается преемственность с федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования; учитываются
возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. В
программе предложен авторский подход в части структурирования учебного
материала, определения последовательности его изучения, путей формирования
системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и
социализации учащихся.
Общая
характеристика
элективного
курса
«Информационная
грамотность»
Элективный курс «Информационная грамотность» не только направлен на
формирование ключевых компетентностей, но также дает возможность охвата
широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. При
исследовании важно опираться на традиционные предметны знания, без которых
довольно сложно в доступной форме объяснить причинно-следственные связи,
проблемные ситуации, практическую значимость теоретического материала. С
помощью данного курса можно добиться интеграции содержания образования,
формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные практики с
учетом психофизических особенностей учащихся.
Общеобразовательный предмет информатики отражает:
_ сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности протекания информационных процессов в различных средах
(системах);

_ основные области применения информатики, прежде всего
информационные и коммуникационные технологии, управление и социальную
сферу;
_ междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности.
Методы и средства информатики с каждым днѐм всѐ больше проникают во
все сферы жизни и области знания. Изучение информатики в школе важно не
только для тех учащихся, которые планирует стать специалистами,
разрабатывающими новые информационные технологии; не менее важно оно и
для тех, кто планирует стать в будущем физиком или медиком, историком или
филологом, руководителем предприятия или политиком, представителем любой
другой области знаний или профессии.
Результаты базового уровня изучения предмета ориентированы, в первую
очередь, на общую
функциональную
грамотность,
получение
компетентностей
для
повседневной жизни и общего развития. Они включают в себя:
_ понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих
элементов изучаемой предметной области;
_ умение решать основные практические задачи, характерные для
использования методов и инструментария данной предметной области;
_ осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов
и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.
Описание места элективного курса в учебном плане
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального
компонента государственного стандарта общего образования данными в
рекомендациях по организации внеурочной и дополнительной деятельности
учащихся. На изучение курса выделяется 0,5 часа в 10 классе и 1 час в 11 классе в
неделю, как дополнительное образование.
В соответствии с Учебным планом МБОУ «Ординская СОШ»,
утверждѐнным на 2023 - 2024 учебный год, рабочая программа составлена из
расчѐта 34 учебных недель, 1 час в неделю.
Планируемые результаты изучения элективного учащихся 10 -11
классов
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели
и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской
идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные), способность их использования в познавательной и
социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной
траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
К личностным результатам, на становление которых оказывает влияние
изучение курса информатики, можно отнести:
_ ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;
_ принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому
и психологическому здоровью;
_ российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;
_ готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
_ нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
_ развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
_ мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно - техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира
и общества;
_ готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

_ уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности;
_ осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
_ готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены тремя группами универсальных учебных действий
(УУД).
А именно, выпускник научится:
_ самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
_ оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
_ ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
_ оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
_ выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
_ организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
_ сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
_ критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
_ использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
_ находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого;
_ спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
_ выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.

Учебно – тематический план элективного курса «Информационная
грамотность» в 10 – 11 классах
Тема

Количество
реализуемых
программе
Основы теории информации
6
Представление информации в компьютере
10
Элементы теории множеств и алгебры логики
12
Компьютер и его программное обеспечение
10
Современные технологии создания и обработки 10
информационных объектов
Резерв учебного времени
3
Итого
51

в

часов,
рабочей

Содержание тем элективного курса
Введение. Информация и информационные процессы.
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.
Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в
автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для
восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.
Математические основы информатики.
Тексты и кодирование Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Системы счисления.
Сравнение
чисел,
записанных
в
двоичной,
восьмеричной
и
шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел,
записанных в этих системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики.
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры
логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение
логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших
логических уравнений.
Компьютер — универсальное устройство обработки данных.
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных
систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер.
Многопроцессорные
системы.
Суперкомпьютеры.
Распределенные
вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые
устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры.
Микроконтроллеры. Роботизированные производства. Выбор конфигурации
компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного
обеспечения компьютеров.

Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем.
Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения
мобильных устройств. Организация хранения и обработки данных, в том числе с
использованием интернет сервисов, облачных технологий и мобильных
устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии
с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное
программирование. Инсталляция и деинсталляция программных средств,
необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации.
Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.
Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы
средств ИКТ. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение,
технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места.
Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями
его использования.

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Тематическое планирование по элективному курсу
«Информационная грамотность» для 10 - 11 кл.
Тема урока
Информация. Информационная грамотность и информационная
культура
Подходы к измерению информации
Подходы к измерению информации. Алфавитный метод
Подходы к измерению информации. Содержательный метод.
Вероятностный метод
Обработка информации. Кодирование информации
Передача и хранение информации
Представление чисел в позиционных системах счисления.
Классификация систем счисления
Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в
другую
Арифметические операции в позиционных системах счисления
Кодирование текстовой информации
Кодирование графической и звуковой информации
Резерв
Некоторые сведения из теории множеств. Алгебра логики
Понятия, высказывания, логические функции. Таблицы
истинности
Законы логики. Преобразование логических выражений
Элементы схемотехники. Логические схемы
Логические задачи и способы их решения
История развития вычислительной техники
Основополагающие принципы устройства ЭВМ

Кол-во
1
1
2
2
1
1
2
2
2
1
1
1
2
2
2
3
3
2
2

20
21
22
23
24
25
26

Программное обеспечение компьютера. Классификация ПО
Файловая система компьютера. Решение задач
Текстовые документы. Обработка и создание текстовых
документов
Объекты компьютерной графики
Компьютерные презентации
Резерв
Всего

3
3
5
2
3
2
51


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».