АООП НОО, ч.2 СР. Программа воспитания

II. Содержательный раздел
4. Программа воспитания.
Пояснительная записка.
1.
Федеральная рабочая программа воспитания для образовательных
организаций (далее - программа воспитания) служит основой для разработки
рабочей программы воспитания АООП НОО. Программа воспитания
основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех
уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания
для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального
образования.
2. Программа воспитания МБОУ «Ординская СОШ»:
предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в образовательной организации;
разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов
управления образовательной организацией, в том числе советов обучающихся,
советов родителей (законных представителей);
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой совместно с семьѐй и другими участниками образовательных
отношений, социальными институтами воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и
нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских
базовых конституционных норм и ценностей;
предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
3.
Программа воспитания включает три раздела: целевой,
содержательный, организационный.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитанияеѐ содержание, за
исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с
особенностями образовательной организации: организационно-правовой формой,
контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей),
направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей
углублѐнное изучение отдельных учебных
предметов,
учитывающейэтнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся.
Целевой раздел.
Содержание
воспитания
обучающихся в МБОУ «Ординская средняя
общеобразовательная школа» (далее – Школа) определяется содержанием
российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые
закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы
определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный
компонент содержания воспитания обучающихся включает духовнонравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в Школе планируется и осуществляется в

соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является
развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к
мирному созиданию и защите Родины.
Цель воспитанияобучающихся в образовательной организации:
развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитанияобучающихся в образовательной организации:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных
программ включают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность
обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического,
системно-деятельностного,
личностно
ориентированного
подходов и с учѐтом принципов воспитания: гуманистической направленности
воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования
нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности,
возрастосообразности.
Программа
воспитания реализуется
в
единстве
учебнойи
воспитательной деятельности образовательной организации по основным
направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность

обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный
опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
1) гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской
Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и
субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам,
свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической
культуры.
2)
патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к
родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России;
историческое просвещение, формирование российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности.
3) духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование
традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты,
милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим,
к памяти предков.
4) эстетического
воспитания,
способствующего
формированию
эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей,
приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
5) физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических
способностей с учѐтом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного
поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
6) трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,
нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся
результатов в профессиональной деятельности.
7) экологического
воспитания,
способствующего
формированию
экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей,
навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.
8) ценности научного познания, ориентированного на воспитание
стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению
знаний, качественного образования с учѐтом личностных интересов и
общественных потребностей.
Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к
личностным результатам
освоения
обучающимисяООП НОО установлены ФГОС НОО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые
ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на
достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического
коллектива для выполнения требований ФГОС НОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным
содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых

(гражданских, конституциональных)
ценностей, обеспечивают
единство
воспитания,воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровненачального общего
образования.
Гражданско-патриотическое воспитание:
знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине - России, еѐ территории, расположении;
сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан
России, проявляющий уважение к своему и другим народам;
понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины - России, Российского государства;
понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества, проявляющий к ним уважение;
имеющий первоначальные представления о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации,
в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание:
уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности;
сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;
доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям, уважающий старших;
умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки;
владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий;
сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание:
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей;
проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре;
проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве.
28.1.3.1. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том
числе в информационной среде;
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,

безопасного поведения в быту, природе, обществе;
ориентированный на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом;
сознающий
и
принимающий
свою
половую
принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учѐтом
возраста.
Трудовое воспитание:
сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление;
проявляющий интерес к разным профессиям;
участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание:
понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду;
проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
выражающий готовность в своей деятельности придерживаться
экологических
норм.
Ценности научного познания:
выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и
неживой природы, о науке, научном знании;
имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.
Содержательный раздел.
Уклад образовательной организации.
МБОУ «Ординская средняя общеобразовательная школа» находится на
территории с. Орда Ординскогомунципального округа и включает в себя филиалы
«Шляпниковская ООШ», «Беляевский детский сад». Большинство обучающихся
проживает в микрорайоне школы, 9 % детей приезжают на учебу из других
населенных пунктов: с. Верх-Кунгур, с. Опачевка, д. Грязнуха, д. Журавлево, д.
Серкино, д. Климиха, д. Грибаны, д. Павлово.
Школа реализует программы начального общего, основного общего,
среднего общего образования. Программа ориентирована на развитие всех
учащихся с учетом индивидуальных (интеллектуальных, возрастных,
психологических, физиологических и др.) особенностей, образовательных
потребностей и возможностей путем создания в ней адаптивной педагогической
системы и благоприятных условий для умственного, нравственного,
эмоционального и физического благополучия обучающихся. Данная программа
воспитания является обязательной частью основных образовательных программ.
Главной особенностью образовательной организации является Центр

цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста», который реализуется в
Пермском крае в рамках плана мероприятий регионального проекта
«Современная школа» национального проекта «Образование» и открывает
большие возможности для развития обучающихся. Его деятельность направлена
на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том
числе по предметным областям «Технология», «Информатика», «Основы
безопасности жизнедеятельности».
Образовательная организация активно взаимодействует с учреждениями и
организациями с. Орда. Социальными партнерами являются: МБУДО «Детская
школа искусств», МБУ «Межпоселенческая центральная библиотека», ГБУЗ ПК
«Ординская ЦРБ», МБУК «Ординский Дом культуры», Психологический центр
«Согласие», Районный суд, МО МВД России «Суксунский» Пермского края, МБУ
«Ординский народный историко-краеведческий музей», Муниципальный центр
социального обслуживания населения, Центр занятности населения,
физкультурно- оздоровительный комплекс «Золотая Орда», Совет ветеранов,
общественная организация «Дети войны», СПК «Правда», Военный комиссариат
Ординского и Уинского районов Пермского края, Пожарная часть № 99 ФГКУ
«13 ОФПС по Пермскому краю», редакция газеты «Верный путь».
В школе функционируют детские объединения:
- отряд «Орлята России»;
- добровольческое военно-патриотическое объединение «Юнармия»;
- объединение «Юный инспектор движения»;
- отряд дружины юных пожарных;
- школьная служба примирения.
Школа расположена в благоустроенном районе с. Орда с развитой
инфраструктурой. В шаговой доступности от школы находится музей, ДШИ,
районная больница, дом культуры, храм пророка Илии и аллея Мужества.
Это
позволяет
повысить
эффективность
проводимых
военнопатриотических мероприятий.
Социальное окружение школы – это учреждения культуры, активного
отдыха и спорта, здравоохранения, правовых структур. Деятельность данных
учреждений нацелена на формирование законопослушного, активного, здорового
гражданина страны. Географическая близость и созвучность целей деятельности
позволяет Школе выстраивать партнерские отношения с данными учреждениями
через организацию тематических встреч, занятий, экскурсий, что повышает
эффективность организуемой в школе воспитательной работы.
Основной контингент учащихся – дети из благополучных семей,
нацеленные на получение качественного общего образования. Высокая
социальная активность учащихся способствует развитию ученического
самоуправления, позволяет привлекать учащихся к организации и проведению
различных мероприятий, что повышает качество и уровень их проведения.
Показателем высокой социальной активности учащихся является деятельность
Школьного самоуправления школы.
Источниками, оказывающими положительное влияние навоспитательный
процесс в школе, являются педагоги:
- высококвалифицированный коллектив, способный замотивировать

учащихся на высокие достижения в учебной, спортивной, творческой и
социальной деятельностях;
специалисты
социально-психологической
службы
школы,
обеспечивающие педагогическую поддержку особым категориям обучающихся;
- педагоги-организаторы, использующие в работе с учащимися современные
формы и виды деятельности, собственным примером демонстрирующие
активную гражданскую позицию.
Процесс воспитания в Школе основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и школьников:
– принцип уважения к личности ребенка, веры в способности и возможности
любого ребенка к совершенствованию;
– принцип доверия обучающимся при принятии решений, реализации дел,
отнесенных к их зоне ответственности;
– принцип гуманизации межличностных отношений, недопустимости любых
форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
– принцип взаимоуважения и сотрудничества взрослых и детей;
– принцип соблюдения прав и защиты интересов обучающихся;
– принцип учета интересов, запросов и мнения обучающихся, родителей
при принятии управленческих решений.
Основными традициями воспитания в Школе являются:
– выстраивание системы воспитательных мероприятий на основе
общешкольных дел, равноправными участниками которых на всех этапах
реализации являются сами обучающиеся;
– создание ситуаций для проявления активной гражданской позиции
обучающихся через развитие ученического самоуправления, волонтерского
движения, включение в деятельность РДДМ;
– реализация процессов воспитания и социализации обучающихся с
использованием ресурсов социально-педагогического партнерства.
Наиболее значимые традиционные дела, события, мероприятия,
составляющие основу воспитательной системы Школы:
- Акции, посвящѐнные значимым датам страны.
- Общешкольные праздники: «Здравствуй, школа», «День учителя», «День
матери», новогоднее представление у елки, день защитника Отечества, «8 марта»,
«Салют, Победа!», праздник последнего звонка, праздник «За честь школы»
- Ритуал посвящения в первоклассники.
- Праздник «Прощание с начальной школой».
-Мероприятия с использованием интерактивных локаций и тематических
активностей: «Неделя психологии», «Неделя профориентации», «Неделя
иностранного языка».
- Спортивные мероприятия в рамках деятельности школьного спортивного
клуба.
Опыт школы показал, что ненавязчивость, возможность свободного выбора,
отсутствие авторитарности и обязательности, красочность, современный дизайн
делают интерактивные локации привлекательными и востребованными среди
учащихся, позволяют охватить большое количество учащихся.

Проблемные зоны, дефициты по достижению эффективных результатов в
воспитательной деятельности:
- Несогласованность действий различных субъектов образовательного
процесса при осуществлении работы с неуспевающими обучающимися и как
следствие – работа в режиме «скорой помощи», невозможность планирования
качественной профилактической и коррекционной работы.
- Проблемы применения современных методик и технологий воспитания в
деятельности классных руководителей, преобладания мероприятийного, а не
деятельностного подхода.
Для решения обозначенных проблем реализованы следующие мероприятия:
- Разработана программа обучения классных руководителей эффективным
технологиям, методам и приѐмам работы с обучающимися, родителями
(законными представителями) в рамках школьного методического объединения
классных руководителей.
- Разработан алгоритм действий администрации, педагогов-предметников,
классных руководителей, специалистов СПС по профилактике неуспеваемости
обучающихся, работе с неуспевающими учащимися.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
Модуль «Урочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки)
предусматривает:
− максимальное
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского
исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор
соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов,
проблемных ситуаций для обсуждений;
− включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
− включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
− выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
− привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
− применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;

− побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие
укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку
доброжелательной атмосферы;
− организацию наставничества мотивированных и эрудированных
обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
− инициирование и поддержку исследовательской деятельности
обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности.
Модуль «Внеурочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в
рамках выбранных ими курсов внеурочной деятельности (далее – курс ВД),
занятий, дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
(далее – ДООП):
 занятия
патриотической,
гражданско-патриотической,
военнопатриотической, краеведческой, историко-культурной направленности: курс ВД
«Разговоры о важном», курс ВД «Россия – моя история», программа «Орлята
России», ДООП «Юнармия»; ДДОП «ЮИД»,
 курсы,
занятия
познавательной,
научной,
исследовательской,
просветительской направленности: курс ВД «Юный исследователь», курс ВД
«Калейдоскоп профессий».
 курсы, занятия экологической, природоохранной направленности: курс ВД
«Знатоки природы», курс ВД «Азбука доброты».
 курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных
видов и жанров: танцевальная студия «Ритмика», театральная студия «В мире
сказок», творческая мастерская «Рукотворный мир».
 курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности: учебный
курс «Подвижные игры». Учебный курс «Час здоровья».
Модуль «Классное руководство».
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
деятельности
педагогических
работников,
осуществляющих
классное
руководство в качестве особого вида педагогической деятельности, направленной,
в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся,
предусматривает:
− планирование и проведение классных часов/мероприятий целевой
воспитательной, тематической направленности (не реже 1 раза в неделю);
− еженедельное проведение информационно-просветительских занятий
«Разговоры о важном» (в рамках внеурочной деятельности);
− инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в
общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи
обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
− организацию интересных и полезных для личностного развития

обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разными
потребностями,
способностями,
давать
возможности
для
самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для
них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
− сплочение
коллектива
класса
через
игры
и
тренинги
на
командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
− выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в
выработке таких правил поведения в образовательной организации;
− изучение особенностей личностного развития обучающихся путем
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при
необходимости) с педагогом-психологом;
− доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами,
успеваемость и другое), совместный поиск решений проблем, коррекцию
поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их
родителями, с другими обучающимися класса;
− индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
− регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;
− проведение педагогических советов для решения конкретных проблем
класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся,
привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им
возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их
во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
− организацию и проведение регулярных родительских собраний (не реже 1
раза в четверть), информирование родителей об успехах и проблемах
обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям
и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
− создание и организацию работы родительского комитета (актива) класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;
− привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в
классе и общеобразовательной организации;
− проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других
мероприятий.
Модуль «Основные школьные дела».
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел

предусматривает:
- общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные,
литературные
и
другие)
мероприятия,
связанные
с
общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых
участвуют все классы – фестиваль «Краски Нового года и Рождества»,
благотворительная ярмарка «Дары осени», фестиваль «Наследники Великой
Победы»,
− участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в
России, акции «Блокадный хлеб», «Диктант Победы», «Свеча памяти», «Час
Земли» и др.;
− торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение
новых социальных статусов в образовательной организации, обществе – «Я –
первоклассник», «Я – пятиклассник», «Я – старшеклассник», торжествованная
церемония вручения аттестатов, праздник последнего звонка, «Прощание с
начальной школой»;
− церемония награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и
педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в
конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие Школы, села, края – «За
честь школы!»;
− социальные проекты в Школе, совместно разрабатываемые и реализуемые
обучающимися и педагогическими работниками, в том числе с участием
социальных партнеров, комплексы дел благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой и другой направленности – школьный музыкальный
клуб «Твой круг»;
− проводимые для жителей села и организуемые совместно с семьями
обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами,
значимыми событиями для жителей города - торжественное мероприятие,
посвященное Дню Победы;
− разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в
себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической,
историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и
другой направленности – Фестиваль РДДМ, юнармейская военно-спортивная игра
«Зарница»;
− вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в
разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и
оборудование, за приглашение и встречу гостей и других), помощь обучающимся
в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
− наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с
обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и другими
взрослыми.
Модуль «Внешкольные мероприятия».
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:

− общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнерами Школы;
− внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в Школе учебным предметам, курсам,
модулям;
− экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк,
на предприятие и другое), организуемые в классах классными руководителями, в
том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с
привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке
мероприятия;
− литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слеты и другие, организуемые педагогическими работниками, в том
числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для
изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой
местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и
историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и другого;
− выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих
дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
Модуль «Организация предметно-пространственной среды».
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся,
других участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию,
использованию в воспитательном процессе:
− оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в Школу
государственной символикой Российской Федерации, Пермского края, с. Орда,
изображениями символики Российского государства;
− организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного
флага Российской Федерации;
− размещение карт России, Пермского края, села Орда (современных и
исторических, точных и стилизованных, географических, природных,
культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами,
подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных
объектов местности, Пермского края, России, памятных исторических,
гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся
государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства,
искусства, военных, героев и защитников Отечества;
− изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео)
природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта,
духовной культуры народов России;
− организацию и поддержание в Школе звукового пространства позитивной
духовно-нравственной,
гражданско-патриотической
воспитательной
направленности, исполнение гимна Российской Федерации;

− разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном
процессе "мест гражданского почитания" в помещениях Школы или на
прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест,
событий в истории России; мемориалов воинской славы, памятников, памятных
досок;
− оформление и обновление "мест новостей", стендов в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчеты об интересных событиях, поздравления
педагогов и обучающихся и другое;
− разработку и популяризацию символики образовательной организации
(эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и другое),
используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
− подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их
способности, знакомящих с работами друг друга;
− поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
Школе, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение пришкольной
территории;
− разработку, оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
− создание и поддержание в фойе 1 этажа или библиотеке стеллажей
свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут
выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
− деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
− разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный
дизайн);
− разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и
других), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе Школы, актуальных вопросах
профилактики и безопасности;
− участие в проекте «Комфортная школа».
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Модуль
«Взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями)».
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:
− создание и деятельность в Школе и классах представительных органов
родительского сообщества (Родительский совет, родительские активы классных
коллективов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и
обучения;

− деятельность представителей родительского сообщества в общешкольном
родительском совете, комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений;
− тематические родительские собрания в классах, общешкольные
родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся
и педагогов, условий обучения и воспитания;
− работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих
родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и
общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания;
− проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей),
на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания,
консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей
традиционных российских религий, обмениваться опытом;
− родительские форумы на официальном сайте образовательной организации
в информационно-коммуникационной сети "Интернет", сообществе Школа в
социальной сети «Вконтакте», группы с участием педагогов, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная
деятельность;
− участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом
консилиуме в коле в соответствии с порядком привлечения родителей (законных
представителей);
− привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;
− при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей, приемных детей целевое взаимодействие с их законными
представителями.
− организацию участия родителей в вебинарах, Всероссийских родительских
уроках, собраниях на актуальные для родителей темы;
− общешкольные родительские конференции, где подводятся итоги работы
Школы за учебный год, обсуждаются проблемы и пути их решения;
презентационные площадки, где представляются различные направления работы
Школы, в том числе дополнительное образование;
− участие в деятельности Родительского патруля (профилактика ДДТТ) – в
течение первой недели после каникул, комиссии родительского контроля
организации и качества питания обучающихся (еженедельно);
− участие в проведении занятий курса внеурочной деятельности «Разговоры
о важном».
Модуль «Самоуправление».
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в
Школе предусматривает:
− организацию и деятельность органов ученического самоуправления:
классных активов, избранных обучающимися в процессе классных деловых игр и
школьного самоуправления «Ювента», избранных учащимися в процессе
деловой игры «Выборы Президента школы»;

− представление органами ученического самоуправления интересов
обучающихся в процессе управления Школой;
− защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав
обучающихся;
− участие органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и
реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной
работы, в анализе воспитательной деятельности в Школе;
− организация и проведение социальных акций, направленных на
формирование социальной активности обучающихся: деловая игра «Выборы
Президента школы», «День самоуправления» и др.
− осуществление органами ученического самоуправления деятельности по
соблюдению обучающимися Правил внутреннего распорядка обучающихся
Школы.
Модуль «Профилактика и безопасность».
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности
в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в Школе
предусматривает:
− организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
Школе эффективной профилактической среды обеспечения безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
− проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение
групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение,
зависимости и другое);
− проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп
риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов,
работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и других);
− разработку и реализацию профилактических программ, направленных на
работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию
межведомственного взаимодействия;
− вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных рисков в
Школе и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными
партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в
деструктивные детские и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы
в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде,
безопасности
дорожного
движения,
противопожарной
безопасности,
антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне
и другие);
− организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
− профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению, - познания (путешествия),

испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в
том числе профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной,
художественной и другой);
− предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в Школе маргинальных групп
обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с
агрессивным поведением и других);
− профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной
психолого-педагогической
поддержки
и
сопровождения
(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные детимигранты, обучающиеся с ОВЗ и другие).
Модуль «Социальное партнѐрство».
Реализация воспитательного потенциала социального партнѐрства
предусматривает:
− участие представителей организаций-партнѐров, в том числе в соответствии
с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках
рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
(дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники,
торжественные мероприятия и т. п.);
− участие представителей организаций-партнѐров в проведении отдельных
уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей
тематической направленности;
− проведение на базе организаций-партнѐров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
− проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждений
актуальных проблем, касающихся жизни Школы, с. Орда, Пермского края,
страны;
− реализация
социальных
проектов,
совместно
разрабатываемых
обучающимися, педагогами с организациями-партнерами благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и другой направленности,
ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего
социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Социальными партнерами МБОУ «Ординская СОШ» являются:
Соц. партнер
ФОК «Золотая Орда»
МБУ «Ординский народный
историко – краеведческий
музей»
МБУ ДО «Ординская ДШИ»

Содержание совместной деятельности
Организация и проведения спортивных
мероприятий (День здоровья, тренировочные
занятия, Фестивали ГТО)
Организация образовательных экскурсий
Организация и проведение мастер-классов и
музыкальных гостиных

КМОО «Союз ветеранов
боевых действий «Братство»
Ординский районный совет
ветеранов войны и труда
МБУК «Ординский Дом
культуры»
Социальный кинозал
МБУ «Межпоселенческая
центральная библиотека»
ОГИБДД МО МВД России
«Суксунский»
99 пожарно-спасательная
часть 13 пожарноспасательного отряда ФПС
ГПС первого разряда ГУ МЧС
России по Пермскому краю

Проведение Уроков мужества
Проведение Уроков мужества
Организация и проведение совместных акций и
мероприятий. Подписано соглашение о
сотрудничестве.
Организация и проведение тематических
классных часов
Проведение тематических классных часов, обзор
книжных выставок, проведение экскурсий
Посвящение в пешеходы, проведение
тематических классных часов
Организация профориентационных экскурсий,
проведение мастер-классов, творческих
конкурсов

Модуль «Профориентация».
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
Школы предусматривает:
− проведение циклов профориентационных часов, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
− профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты,
кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий,
особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
− экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы;
− посещение
профориентационных
выставок,
ярмарок
профессий,
тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в
организациях профессионального, высшего образования;
− организацию на базе летнего пришкольного лагеря профориентационных
смен с участием экспертов в области профориентации, где обучающиеся могут
познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике,
попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие
навыки;
− совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям
профессионального образования;
− участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
− индивидуальное консультирование педагогом-психологом обучающихся и

их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей,
иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь
значение в выборе ими будущей профессии;
− освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов,
включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках
компонента участников образовательных отношений, внеурочной деятельности,
дополнительного образования.
Модуль «Детские общественные объединения»
Детское общественное объединение — это добровольное, самоуправляемое,
некоммерческое
формирование,
созданное
по
инициативе
граждан,
объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,
указанных в уставе, основными участниками которого являются граждане,
достигшие 8 лет. В нашей школе таким объединением является Всероссийское
движение детей и молодежи «Движение первых». Деятельность этого
объединения представляет совместные действия детей и взрослых, объединенных
одной целью - накопление социального опыта, формирование ценностных
ориентаций и самореализация.
Модуль «Школьный спортивный клуб»
С 2022 года в школе работает школьный спортивный клуб (далее - ШСК), цель
которого – организация и проведение спортивно-массовой работы в школе во
внеурочное время. Руководит клубом учитель физической культуры Илья
Владимирович Чухарев. Членом спортивного клуба может быть любой желающий
ученик школы, имеющий медицинский допуск к занятиям физкультурой и
спортом.
Организационный раздел.
Кадровое обеспечение.
Реализацию рабочей программы воспитания обеспечивают следующие
педагогические работники Школы:
Должность
Кол-во Функционал
Директор
1
Осуществляет
контроль
развития
системы
организации воспитания обучающихся.
Заместитель
1
Осуществляет
контроль
реализации
директора по
воспитательного потенциала урочной и внеурочной
УР
деятельности, организует работу с неуспевающими
и слабоуспевающими учащимися и их родителями
(законными
представителями),
учителямипредметниками.
Организует
методическое
сопровождение и контроль учителей-предметников
по организации индивидуальной работы с
неуспевающими
и
слабоуспевающими
обучающимися,
одаренными
учащимися,
учащимися с ОВЗ, из семей «группы риска».
Заместитель
1
Организует обучение педагогов на курсах

директора по
методической
работе
Заместитель
директора по
ВР

повышения квалификации по вопросам воспитания
и социализации.
1

Социальный
педагог

1

Педагогпсихолог

1

Организует воспитательную работу в Школе:
анализ, принятие управленческих решений по
результатам анализа, планирование, реализация
плана, контроль реализации плана.
Руководит социально-психологической службой,
является куратором Школьной службой медиации.
Курирует
деятельность
Школьного
самоуправления,
волонтѐрского
объединения,
Родительского общешкольного совета.
Курирует
деятельность
объединений
дополнительного
образования,
Школьного
спортивного клуба.
Курирует деятельность педагогов-организаторов,
педагогов-психологов, социальных педагогов,
педагогов дополнительного образования, классных
руководителей.
Организует работу с обучающимися, родителями
(законными
представителями),
классными
руководителями, учителями-предметниками по
профилактике правонарушений и безнадзорности
несовершеннолетних, в том числе в рамках
межведомственного взаимодействия. Проводит в
рамках своей компетентности коррекционноразвивающую работу с учащимися «группы риска»
и их родителями (законными представителями).
Организует
психологическое
сопровождение
воспитательного
процесса:
проводит
коррекционные занятия с учащимися, состоящими
на различных видах учѐта; консультации родителей
(законных представителей) по корректировке
детско-родительских отношений, обучающихся по
вопросам личностного развития.
Проводит занятия с обучающимися, направленные
на
профилактику
конфликтов,
буллинга,
профориентацию др. Сопровождение учащихся с
ОВЗ.

Педагогорганизатор

2

Педагогдополнительно
го образования

3

Классный
руководитель

34

Учительпредметник
Советник по
воспитанию,
куратор РДДМ

62

Куратор
по
реализации
адаптивной
программы

1

1

Организует проведение школьных мероприятий,
обеспечивает
участие
обучающихся
в
муниципальных, региональных и федеральных
мероприятиях.
. Вовлекает обучающихся, состоящих на различных
видах учета в программы различные мероприятия.
Разрабатывает
и
обеспечивает
реализацию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ.
Вовлекает обучающихся, состоящих на различных
видах учета в программы дополнительного
образования.
Организует
воспитательную
работу
с
обучающимися и родителями на уровне классного
коллектива.
Реализует воспитательный потенциал урока.
Осуществляет анализ и организует участие в
планировании деятельности различных детских
общественных объединений, деятельность которых
направлена
на
укрепление
гражданской
идентичности, профилактику правонарушений среди
несовершеннолетних, вовлечение детей и молодежи
в общественно полезную деятельность;
Оррганизует деятельность по созданию социальных
инициатив
учащихся
ОО,
осуществляет
сопровождения детских социальных проектов.
Организует взаимодействие с заинтересованными
общественными организациями по предупреждению
негативного
и
противоправного
поведения
обучающихся.
Обеспечивает проведение школьных мероприятий и
организацию участия в мероприятиях внешкольного
уровня по линии РДДМ
Обеспечивает учебный и воспитательный процессы,
психолого-педагогическое
сопровождение
обучающихся с ОВЗ, инвалидов и обучение на дому.

Нормативно-методическое обеспечение.
Воспитательная деятельность в Школе регламентируется следующими
локальными актами:

 Положение о классном руководстве;
 должностные
инструкции
педагогических
работников
по
вопросамвоспитательной деятельности;
 Положение о социально-психологической службе;
 Положение о школьной управленческой команде;
 Положение о школьном (ученическом) самоуправлении;
 Положение о ВСОКО;
 Положение о поощрениях и взысканиях;
 Положение о школьном спортивном клубе;
 Положение о Школьной службе медиации;
 Образовательная программа дополнительного образования;
 Календарные планы воспитательной работы по уровням образования;
 Планы воспитательной работы классных руководителей;
 План работы социально-психологической службы;
 Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы;
 Положение о методическом объединении классных руководителей;
 Положение о церемонии награждения «За честь школы»;
 Положение о Штабе воспитательной работы.
Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями.
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ,
одарѐнных, с отклоняющимся поведением, созданы особые условия:
Категория
Условия
Обучающиеся с Разработаны
адаптированные
основные
инвалидность,
общеобразовательные программы для детей с ОВЗ.
ОВЗ
Педагогом-психологом
проводятся
регулярные
индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие
занятия.
При
необходимости,
обучение
осуществляется
индивидуально на дому.
Имеются специальные учебники и учебные пособия (ФГОС
ОВЗ для образовательных организаций, реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы).
Организовано бесплатное двухразового питания (ОВЗ).
Обучающиеся с Обеспечено социально-психологическое сопровождение.
отклоняющимс
Организована педагогическая поддержка.
я поведением
Проводятся
консультации
родителей
(законных

Одаренные
дети

представителей)
педагога-психолога,
социального
педагога.
Проводятся коррекционно-развивающие групповые и
индивидуальные занятия.
Оказывается помощь в решении семейных и бытовых
проблем.
Проводятся консультации педагога-психолога.
Организовано психолого-педагогическое сопровождение.

Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
− налаживание
эмоционально-положительного
взаимодействия
с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в Школе;
− формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям
со стороны всех участников образовательных отношений;
− построение воспитательной деятельности с учѐтом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
− обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями педагогический коллектив ориентируется на:
− формирование личности ребѐнка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
− создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с
использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приѐмов,
организацией совместных форм работы классных руководителей, педагоговпсихологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования;
− личностно-ориентированный подход в организации всех видов
деятельности, обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся.
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у
обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность,
максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной
успешности обучающихся строится на принципах:

− публичности, открытости поощрений - информирование всех
обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии
значительного числа обучающихся;
− соответствия артефактов и процедур награждения укладу Школы,
качеству воспитывающей среды, символике Школы;
− прозрачности правил поощрения - наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур;
− регулирования частоты награждений - недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.;
− сочетания индивидуального и коллективного поощрения - использование
индивидуальных и коллективных наград даѐт возможность стимулировать
индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не
получившими награды;
− привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского
сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учѐтом наличия
ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных
представителей;
− дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся
и социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги,
благотворительная поддержка.
Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при еѐ
организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке
родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению)
артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма,
фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т.
д.). Кроме индивидуального портфолио, возможно ведение портфолио класса.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов)
может заключаться в материальной поддержке проведения в Школе
воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий,
различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в
индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей,
педагогических работников.
Благотворительность
предусматривает
публичную
презентацию

благотворителей и их деятельности.
Анализ воспитательного процесса.
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся
на уровне начального общего образования, установленными ФГОС НОО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной
организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью
выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при
необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как
сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие
деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками,
обучающимися и родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и
задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, подбора видов,
форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами,
социальными партнѐрами);
распределѐнная ответственность
за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие - эторезультат
образовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе, советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом, социальным педагогом с последующим обсуждением
результатов на заседании Штаба воспитательной работы, методическом
объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития, обучающихся является педагогическое
наблюдение,которое осуществляется в течение всего учебного года как в режиме
обычной жизнедеятельности классного коллектива, так и в специально
создаваемых педагогом ситуаций ценностного и нравственного выбора. По
результатам педагогического наблюдения в конце учебного года проводится

мониторинг уровня сформированности личностных результатов, обучающихся по
направлениям воспитательной деятельности и личностным результатам,
заданным ФГОС НОО, ООО, СОО. Результаты педагогического наблюдения
заносятся в автоматизированные карты учащихся, а затем – в автоматизированные
таблицы по Школе, что значительно облегчает процесс обработки данных и
получения информации о «западающих» направлениях воспитательной работы в
классе, параллелях, уровнях образования, Школе. Полученные результаты
анализируются в сравнении с результатами предыдущего учебного года, по
наиболее проблемным направлениям воспитания планируется работа,
направленная на повышение эффективности воспитательных воздействий.
Кроме этого, в течение учебного года педагогами-психологами проводится
ряд психологических исследований личностных результатов обучающихся,
результаты которых также учитываются при анализе воспитательного процесса.
При проведении анализа воспитательной работы за учебный год внимание
педагогов сосредоточивается на вопросах: насколько сформированы те или иные
личностные результаты и ценностные ориентации у обучающихся и класса в
целом, какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся
удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить
не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем
предстоит работать педагогическому коллективу.
Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности обучающихся и взрослых в соответствии с модулями
данной программы.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе при
помощи советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими
общественными объединениями, классными руководителями с привлечением
родительских активов класса, Родительского совета школы, Школьного
самоуправления.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников является анкетирование
обучающихся, родителей и педагогов с использованием онлайн-сервисов
(приложение 2). Результаты обсуждаются на заседании методических
объединений классных руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
− реализация воспитательного потенциала урочной деятельности;
− организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
− деятельности классных руководителей и их классов;
− проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
− внешкольных мероприятий;
− создания и поддержки предметно-пространственной среды;
− взаимодействия с родительским сообществом;
− деятельности ученического самоуправления;
− деятельности по профилактике и безопасности;

− реализации потенциала социального партнерства;
− деятельности по профориентации обучающихся.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением
которых предстоит работать педагогическому коллективу в течение следующего
учебного года.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчѐта, составляемого
заместителем директора по воспитательной работе совместно с советником
директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными
объединениями в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются
педагогическим советом.

Приложение 1
Карта педагогического наблюдения в рамках
мониторинга личностных результатов, обучающихся (НОО)
(автоматизированная форма)
0
Дата
заполнения
Направление
воспитательной
деятельности
Гражданскопатриотическо
е воспитание

Класс

Показатели/качества

Знает и
любит свою малую родину, свой край,
имеет
представление о Родине — России, еѐ
территории, расположении.
Сознает принадлежность к своему народу и к
общности граждан России, проявляет уважение к
своему и другим народам.
Понимает свою сопричастность к прошлому,
настоящему и будущему родного края, своей
Родины — России, Российского государства.
Демонстрирует уважение к своему и другим
народам.
Понимает
значение
гражданских
символов
(государственная
символика
России,
своего
региона), праздников, мест почитания героев и
защитников Отечества, проявляет к ним уважение.
Имеет первоначальные представления о правах и
ответственности человека в обществе, гражданских
правах и обязанностях.
Принимает
участие
в
жизни
класса,
общеобразовательной
организации, в доступной
по возрасту социально значимой деятельности.
Средний балл по направлению "Гражданско-патриотическое
воспитание"
Уважает духовно-нравственную культуру своей
Духовнонравственное семьи, своего народа, семейные ценности с учѐтом
национальной, религиозной принадлежности.
воспитание
Сознаѐт ценность каждой человеческой жизни,
признаѐт индивидуальность и достоинство каждого
человека.
Доброжелательный, проявляет сопереживание,

Балл

готовность оказывать помощь.
Выражает неприятие поведения, причиняющего
физический и моральный вред другим людям.
Уважает старших.
Умеет оценивать поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, осознает
ответственность за свои поступки.
Владеет
представлениями
о
многообразии
языкового и культурного пространства России,
имеет первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
Сознает нравственную и эстетическую ценность
литературы, родного языка, русского языка,
проявляет интерес к чтению.
Средний
балл
по
направлению
"Духовно-нравственное
воспитание"
Эстетическое Демонстрирует способность воспринимать и
чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
воспитания
творчестве людей.
Проявляет интерес и уважение к отечественной и
мировой художественной культуре.
Проявляет стремление к самовыражению в разных
видах художественной деятельности, искусстве.
Средний балл по направлению "Эстетическое воспитание"
Бережно относится к физическому здоровью,
Физическое
соблюдает основные правила здорового и
воспитание,
формирование безопасного для себя и других людей образа жизни,
в том числе в информационной среде.
культуры
здоровья
и Владеет
основными
навыками
личной
и
эмоционально общественной гигиены, безопасного поведения в
го
быту, природе, обществе.
благополучия Ориентирован на физическое развитие с учѐтом
(далее
- возможностей здоровья, занятия физкультурой и
Физическое
спортом.
воспитание)
Сознает
и
принимает
свою
половую
принадлежность,
соответствующие
ей
психофизические и поведенческие особенности с
учѐтом возраста.
Средний балл по направлению "Физическое воспитание"
Осознаѐт ценность труда в жизни человека, семьи,
Трудовое
общества.
воспитание
Проявляет уважение к труду, людям труда,
бережное отношение к результатам труда,
ответственное потребление.
Проявляет интерес к разным профессиям.

Участвует в различных видах доступного по
возрасту труда, трудовой деятельности.
Средний балл по направлению "Трудовое воспитание"
Экологическое Понимает ценность природы, зависимость жизни
людей от природы, влияние людей на природу,
воспитание
окружающую среду.
Проявляет любовь и бережное отношение к
природе, неприятие действий, приносящих вред
природе, особенно живым существам.
Выражает готовность в своей деятельности
придерживаться экологических норм.
Средний балл по направлению "Экологическое воспитание"
Выражает познавательные интересы, активность,
Ценности
любознательность и самостоятельность в познании,
научного
интерес и уважение к научным знаниям, науке.
познания
Обладает первоначальными представлениями о
природных и социальных объектах, многообразии
объектов и явлений природы, связи живой и
неживой природы, о науке, научном знании.
Имеет первоначальные навыки наблюдений,
систематизации
и
осмысления
опыта
в
естественнонаучной и гуманитарной областях
знания.
Средний балл по направлению "Ценности научного познания"
Приложение 2
Анализ видов совместной деятельности
Анкета для учащихся 2-4 классов
1. Мне нравится учиться в моѐм классе/моей школе.
да
нет
не всегда
2. Если нет или не всегда, напиши, что именно тебе не нравится: (развернутый
ответ)
3. Большинство мероприятий, которые проводятся в школе или классе, мне
интересны, и я с удовольствием принимаю в них участие.
да
нет
затрудняюсь ответить
4. Я с уважением отношусь к своему классному руководителю, доверяю ему.
да
нет
затрудняюсь ответить
5. В школе (классе) я чувствую себя в безопасности, комфортно, защищенно.

да
нет
не всегда
6. В моѐм классе (школе) есть ребята, которых постоянно обижают, задирают
(травят).
да
нет
затрудняюсь ответить
7. На уроках мне обычно интересно, и я с удовольствием выполняю задания,
которые предлагает учитель.
да
нет
только на некоторых
8. Мы с классом ходим на экскурсии, в театр, музей, кинопарк и т.д.
да
нет
9. Учитель рассказывает нам, как нужно себя вести; как общаться друг с
другом, что можно делать, а чего - нельзя.
да
нет
10.Если кто-то нарушает правила поведения, то учитель объясняет ему, что так
делать нельзя.
да
нет
затрудняюсь ответить
11.Я знаю, что всегда могу обратиться к учителям за помощью.
да
нет
12.Если я что-то сделал не так, педагоги спокойно объясняют, в чем я был не
прав, не кричат и не повышают голос.
большинство да
большинство нет
13.Мне нравится, как оформлена наша школа, наш классный кабинет.
да
нет
14.На каникулах я скучаю по школе (по моим одноклассникам)
да
нет
15.Наш класс можно назвать дружным.
да
нет
затрудняюсь ответить

Анкета для родителей
Уважаемые родители, для повышения качества образования в школе просим
Вас оценить утверждения, выбрав один из вариантов ответа.
Выберите класс, в котором обучается Ваш ребенок:
1. В школе уделяется достаточно внимания интеллектуальному развитию
детей.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
2. В школе уделяется достаточно внимания духовно-нравственному развитию
детей.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
3. В школе уделяется достаточно внимания социальному развитию детей.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
4. Я регулярно получаю информацию об успехах, неудачах своего ребенка в
школе.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
5. Мой ребенок в школе всегда находится в безопасности (всегда защищен).
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
6. Педагоги школы всегда корректны, доброжелательны и конструктивны в
общении с моим ребенком.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
7. Педагоги школы всегда корректны, доброжелательны и конструктивны в
общении с родителями.
Да
Нет

Затрудняюсь ответить
8. Педагоги школы заинтересованы в успехах моего ребенка.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
9. В классе/школе проводятся мероприятия, в которых при желании могут
принять участие родители.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
10.В школе есть педагоги (в т. ч. педагоги-психологи, соц. педагоги,
администрация), к которым я могу обратиться в трудной ситуации за
советом, помощью.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
11.Находясь в школе, я чувствую себя комфортно.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
12.Мне понятны система управления школой, схема распределения функций и
ответственности в школе. Я знаю к кому нужно обращаться по различным
вопросам.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
13.Меня устраивает качество проведения уроков
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
14.Меня устраивает качество организации внеурочной жизни класса.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
15.Меня устраивает качество проведения профориентационной работы в
школе.
Да
Нет

Затрудняюсь ответить
16.Меня устраивает качество взаимодействия с классным руководителем.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
17.Я чувствую себя равноправным участником образовательного процесса.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
18.Проблемы, которые, на мой взгляд, требуют внимания педагогического
коллектива для повышения качества образования детей, создания
комфортных условий пребывания в школе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».