II. Содержательный раздел 3. Программа коррекционно-развивающей работы Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы обеспечивает: -выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; -создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; -осуществление индивидуально-ориентированного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК); -разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и групповых коррекционных занятий для обучающихся с ЗПР с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей; -оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО и их интеграции в образовательном учреждении; -возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях; -оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением. Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе. Задачи программы: -определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; -повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс; -своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательновоспитательном процессе; -создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитикосинтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических и психологических средств воздействия в процессе комплексной психолого-педагогической коррекции; -оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по социальным, психологическим, правовым и другим вопросам. Программа коррекционной работы должна содержать: перечень, содержание и план реализации коррекционных занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и освоение ими АООП НОО; систему комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР в условиях образовательного процесса, включающего: психолого-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей; мониторинг динамики развития обучающихся и их успешности в освоении АООП НОО; корректировку коррекционных мероприятий; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических работников, специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, медицинских работников (при наличии). Организации и других организаций, специализирующихся в области социально-психолого-педагогической поддержки семьи и других социальных институтов, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; планируемые результаты коррекционной работы. Принципы коррекционной работы: 1. Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. 2. Принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционновоспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников. 3. Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения с учетом личностных изменений. 4. Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития. 5. Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы. 6. Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы. 7. Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития обучающегося и успешность его интеграции в общество. Коррекционная работа с обучающимися с ЗПР осуществляется в ходе всего учебнообразовательного процесса: -через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, несколько сниженный темп обучения, структурная упрощенность содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении); -в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психокоррекционные и логопедические занятия, занятия ритмикой); -в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся. Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание: 1. Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием ФАОП НОО. Проведение диагностической работы предполагает осуществление: -психолого-педагогического обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей: развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей; развития эмоциональноволевой сферы и личностных особенностей; определения социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося; -мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП НОО; -анализа результатов обследования коррекционных мероприятий. с целью проектирования и корректировки 2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования. Коррекционно-развивающая работа включает: -составление индивидуальной программы психологического обучающегося (совместно с педагогическими работниками); сопровождения -формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся; -организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее социально-личностное развитие; -разработка оптимальных для развития обучающихся с ЗПР групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приемов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями; -организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся; -развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения; -социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. 3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР. Консультативная работа включает: -психолого-педагогическое консультирование педагогических работников по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся; -консультативную помощь семье в вопросах воспитания и оказания возможной помощи обучающемуся в освоении АООП НОО. 4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, взаимодействия с педагогическими работниками и сверстниками, их родителями (законными представителями). Информационно-просветительская работа включает: -Проведение тематических выступлений для педагогических работников и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально типологических особенностей обучающихся с ЗПР; -оформление информационных стендов, печатных и других материалов; -психологическое просвещение педагогических работников с целью повышения их психологической компетентности; -психологическое просвещение родителей (законных представителей) с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности. Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО педагогические работники, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется на комплексное обследование в ПМПК с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог. Предпочтительно наличие специалистов в штате образовательной организации. При необходимости Программу коррекционной работы может осуществлять специалист, работающий в иной организации (Центре психолого-педагогической коррекции и реабилитации, ПМПК). Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов Организации, обеспечивающее комплексное, системное сопровождение образовательного процесса, и социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами. Взаимодействие специалистов образовательной организации предусматривает: -многоаспектный анализ психофизического развития обучающего с ЗПР; -комплексный подход к диагностике, определению и решению проблем обучающегося с ЗПР, к предоставлению ему квалифицированной помощи с учетом уровня психического развития; -разработку индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ЗПР. Социальное партнерство предусматривает: -сотрудничество с образовательными организациями и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития, социализации, здоровьесбережения обучающихся с ЗПР; -сотрудничество со средствами массовой информации; -сотрудничество с родительской общественностью. Программа коррекционной работы должна содержать: цель, задачи, программы коррекционных курсов, систему комплексного психолого-педагогического обследования обучающихся, основные направления (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское), описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, планируемые результаты освоения программы коррекционной работы, механизмы реализации программы. Курсы коррекционно-развивающей области Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)" (фронтальные и (или) индивидуальные занятия), "Ритмика" (фронтальные и (или) индивидуальные занятия). Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)". Логопедические занятия. Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи. Основными направлениями логопедической работы является: -диагностика и коррекция дифференциация звуков речи); звукопроизношения (постановка, автоматизация и -диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение); -диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); -коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта); -коррекция нарушений чтения и письма; -расширение представлений об окружающей действительности; -развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и других познавательных процессов). Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)". Психокоррекционные занятия. Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Основные направления работы: -диагностика и развитие познавательной сферы, целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорноперцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственновременных представлений); -диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы, коррекция ее недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности); -диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию); -формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения (формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях); -формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю). Коррекционный курс "Ритмика". Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки. Коррекционная работа на занятиях ритмикой базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. На занятиях осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся.