АООП ООО ч.2-3 Сод.разд. Программа коррекционной работы

II. Содержательный раздел
Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона
«Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования обучающихся с ОВЗ.
Программа коррекционной работы направлена на:
-преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
-овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
-психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в
обучении;
-развитие творческого потенциала учащихся с ОВЗ;
Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС ООО
обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в
освоении АООП ООО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом
развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Направления и содержание программы коррекционной работы осуществляются во
внеурочное время в объеме не менее 5 часов. Объем и содержание определяются в зависимости
от образовательных потребностей обучающихся.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных
недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР;
- осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического
сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей;
- оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП ООО;
- возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного
учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об
окружающем мире и собственных возможностях.
Программа коррекционной работы содержит:
- перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих занятий,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
и освоение ими АООП ООО;
- систему комплексного психолого-медико-педагогического и социального
сопровождения обучающихся с ЗПР в условиях образовательного процесса, включающего
психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления особых
образовательных потребностей обучающихся, мониторинг динамики развития и успешности в
освоении АООП ООО, корректировку коррекционных мероприятий;
- механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий
педагогов, специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, медицинских
работников организации и других организаций, специализирующихся в области семьи и других
институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и
внешкольной деятельности;
- планируемые результаты коррекционной работы.
Программа коррекционной работы должна включать в себя взаимосвязанные направления,
отражающие еѐ основное содержание:
–
диагностическая
работа,
обеспечивающая
проведение
комплексного
обследования обучающихся с ЗПР и подготовку рекомендаций по оказанию им
психолого­медико­педагогической помощи;
–
коррекционно­развивающая
работа,
обеспечивающая
своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в
психофизическом развитии обучающихся с ЗПР;

3.

–
консультативная работа, обеспечивающая непрерывность специального
сопровождения обучающихся с ЗПР и их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого­педагогических условий обучения, воспитания, коррекции,
развития и социализации;
–
информационно­просветительская работа, направленная на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для
обучающихся с ЗПР, со всеми участниками образовательных отношений — обучающимися, их
родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Коррекционная работа включает систематическое психолого - педагогическое
наблюдение в учебной и внеурочной деятельности, разработку и реализацию индивидуального
маршрута комплексного психолого – педагогического сопровождения каждого обучающегося с
ЗПР на основе психолого-педагогической характеристики, составленной по результатам
изучения его особенностей и возможностей развития, выявления трудностей в овладении
содержанием начального общего образования, особенностей личностного развития,
межличностного взаимодействия с детьми и взрослыми и др.
Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в
овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и
коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное
формирование высших психических функций; развитие зрительно-моторной координации;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений
устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с
целью предупреждения негативного отношения к учѐбе, ситуации школьного обучения в
целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса,
при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих
занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с
ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении
АООП ООО в целом.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП
ООО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны
оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим
направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления
возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении,
взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР
направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью
выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются:
- оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации,
обеспечивающее системное сопровождение обучающихся специалистами различного профиля;
- социальное партнѐрство, предполагающее профессиональное взаимодействие
образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств,
общественными организациями и другими институтами общества).
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют
специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную
подготовку, социальный педагог. Предпочтительно наличие специалиста в штате организации.
При необходимости Программу коррекционной работы может осуществлять специалист,
работающий в иной организации (центрах психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи, ПМПК и других).
Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы специального
сопровождения обучающихся с ЗПР.
Программа коррекционной работы должна содержит: цель, задачи, программы
коррекционных
курсов,
систему
комплексного
психолого-медико-педагогического
обследования обучающихся, основные направления (диагностическое, коррекционноразвивающее, консультативное, информационно-просветительское), описание специальных
2

условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, планируемые результаты освоения
программы коррекционной работы, механизмы реализации программы.
1) Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности
Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности
проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК.
Методический аппарат системы учебников представлен заданиями, которые требуют: выбора
наиболее эффективных способов выполнения и проверки; осознания причины успеха
/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации
неуспеха.
Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают задания для групповой и
коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу и способствуя
пониманию результата. В учебниках представлена система таких работ, позволяющих каждому
ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей и способностей.
В учебниках представлен материал, направленный на формирование умений планировать
учебные действия: учащиеся составляют план учебных действий при решении текстовых задач,
при применении алгоритмов вычислений, при составлении плана успешного ведения
математической игры, при работе над учебными проектами.
Всѐ это создаѐт условия для формирования умений проводить пошаговый, тематический и
итоговый контроль полученных знаний и освоенных способов действий.
3) Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Диагностико-консультативный модуль
Педагог устанавливает усвоенный детьми объѐм знаний, умений, навыков; выявляет
трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут
быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в
различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и
добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, логопеду).
В содержание исследования ребѐнка психологом входит следующее:
1. Сбор сведений о ребѐнке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с
которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию
их родителями, педагогами или самими детьми.
2. Изучение истории развития ребѐнка. Подробный анализ собирает и анализирует врач.
Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребѐнка
(внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы
жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания ), семья, среда, в которой
живѐт ребѐнок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер
воспитания (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).
3. Изучение работ ребѐнка (тетради, рисунки, поделки и.т.п.).
4. Непосредственное обследование ребѐнка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса
представлений об окружающем мире, уровне развития речи.
5. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психологического
развития ребѐнка.
6. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребѐнке
сведения и данные собственного обследования, выявляет его резервные способности.
7. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных
образовательных маршрутов медико–психолого-педагогического сопровождения.
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребѐнком. Для
одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала;
для других – формирование произвольной деятельности, выработка самоконтроля, для третьих
необходимы специальные занятия по развитию моторики.
Программа медико-психолого-педагогического изучения ребѐнка
Изучение
Содержание работы
Где и кем выполняется работа
ребѐнка
3

Медицинское

Выявление состояния физического и
психического здоровья. Изучение
медицинской документации:
история развития ребѐнка, здоровье
родителей,
как
протекала
беременность,
роды.
Физическое
состояние
учащегося;
изменения в физическом развитии
(рост,
вес
и.т.д.);
нарушение
движений
(скованность,
расторможенность,
параличи, парезы, стереотипные и
навязчивые
движения);
утомляемость,
состояние
анализаторов.
ПсихологоОбследование актуального уровня
логопедическое психического и речевого развития,
определение
зоны
ближайшего
развития.
Внимание:
устойчивость,
переключаемость
с одного вида деятельности на
другой, объѐм,
работоспособность.
Мышление: визуальное (линейное,
структурное);
понятийное
(интуитивное,
логическое),
абстрактное, речевое, образное.
Память:
зрительная,
слуховая,
моторная, смешанная. Быстрота и
прочность запоминания; моторика;
речь.
СоциальноСемья ребѐнка: состав семьи,
педагогическое условия воспитания.
Умения учиться: организованность,
выполнение требований педагогов,
самостоятельная
работа,
самоконтроль.
Трудности в овладении новым
материалом.
Мотивы
учебной
деятельности:
прилежание,
отношение к отметке, похвале или
порицанию учителя, воспитателя.
Эмоциональноволевая
сфера:
преобладание настроения ребѐнка;
наличие аффективных вспышек;
способность к волевому
усилию,
внушаемость,
проявления
негативизма. Особенности личности:
интересы,
потребности,
идеалы,
убеждения; наличие чувства долга и
ответственности.
Соблюдение правил поведения в

Школьный
медицинский
работник, педагог.
Наблюдение во время занятий,
во время игр. (Педагог)
Обследование ребѐнка врачом.
Беседа врача с родителями

Наблюдение за ребѐнком на
занятиях и во внеурочное
время (учитель).
Специальный
эксперимент
(психолог).
Беседы
с
ребѐнком,
с
родителями
Наблюдение за речью ребѐнка
на занятиях и в свободное
время.
Изучение письменных работ
(учитель).
Специальный
эксперимент
(логопед)

Наблюдение во время занятий,
изучение
работ
ученика
(педагог).
Анкетирование по выявлению
школьных
трудностей
(учитель).
Беседа
с
родителями
и
учителями- предметниками.
Специальный
эксперимент
(педагог, психолог).
Анкета для
учителей.

родителей

и

Наблюдение за ребѐнком в
различных
видах
деятельности.

4

обществе, школе, дома;
Взаимоотношения с коллективом:
роль в коллективе, симпатии, дружба
с детьми, отношение к младшим и
старшим товарищам. Нарушения в
поведении:
гиперактивность,
замкнутость, обидчивость, эгоизм.
Уровень притязаний и самооценка.

2) Развитие творческого потенциала учащихся с ОВЗ
Развитие творческого потенциала учащихся с ОВЗ осуществляется в рамках урочной и
внеурочной деятельности.
Формирование и освоение творческих способов и приѐмов действий основывается на
разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера,
направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей. В
учебниках в каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или
создаются проблемные ситуации.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».