МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации Ординского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ординская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Ординская СОШ»
Приказ №258 от 28.08.2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Основы читательской грамотности»
8 класс
на 2023 – 2024 учебный год
0,5 часа в неделю
34 учебных недель
17 часов в год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы читательской
грамотности» для учащихся 8 класса составлена с опорой на:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. № 189);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования");
- Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования»;
- Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС
ООО»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
На усвоение данного курса в 8 классе отводится 17 ч ( 0,5 часа в неделю)
Цель программы: Создать условия, актуализирующие потребность в свободном,
осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста
как социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
1. Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к
книге, работе с текстом;
2. Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет
обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
3. Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения
как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и
интерпретация информации; оценка информации;
4. Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные
формы социального и учебно-исследовательского проектирования с
использованием потенциала текстов разной природы;
5. Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью
своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
6. Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для
формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей,
родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностнозначимой ценности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного
тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность
человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения
учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве
результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных
действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В
Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве
приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности
школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
1. умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
2. умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте
собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте
информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Общая характеристика курса.
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие
навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных
(возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)
особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей.
Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного,
эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система
базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей,
которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Содержание курса.
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов.
Функционально- стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный
стиль, официально-деловой стиль, научный стиль).. Языковые особенности разных стилей
речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые
средства..
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения
читательского опыта, освоения и использования информации.
Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Способы связи
предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.. Смысловые части текста,
микротема, абзац, план текста Простой, сложный, тезисный план. Понимание
информации, представленной в неявном виде.
Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы,
знака. Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).
Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании
текста. Составление схем с опорой на прочитанный текст.
Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация. Недостающая или
избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
учащиеся научатся
- осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения
положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных
познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
- использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования
собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметныерезультаты:
учащиеся овладеют
- элементарными навыками работы с книгой;
- умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид
чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
- элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь
научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе
умений:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и
жизненный опыт;
- находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
- находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную,
фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
- выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе
умений:
- понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и
письменной форме главное в содержании текста;
- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
- сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в
несплошных текстах);
- интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключѐнную в тексте
информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи,
делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли
текста;
- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
- прогнозировать содержание текста;
- находить скрытую информацию в тексте;
- использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе
умений:
- составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
- делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом;
- приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
- преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления
информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить
деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со
своими представлениями о мире;
- оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений / тезисов;
- оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиеся получат возможность
- использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках
разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных)
действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях
моделирования и проектирования;
- обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с
информацией (текстами) в разных предметных областях.
Календарно-тематическое планирование.
№
Дата
По плану
Тема урока
Фактически
1
Восприятие на слух и понимание различных видов
сообщений. Типология текстов.
2
Функционально- стилевая дифференциация текстов
(разговорный стиль, художественный стиль, официальноделовой стиль, научный стиль)..
3
Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста
4
Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и
языковые средства..
5
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса,
приобретения читательского опыта, освоения и использования
информации.
6
Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция
7
Способы связи предложений в тексте. Средства связи
предложений в тексте..
8
Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста
9
Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации,
представленной в неявном виде..
10
Разные способы представления информации: словесно, в виде
символа, таблицы, схемы, знака.
11
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).
12
Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов,
основанных на содержании текста
13
Составление схем с опорой на прочитанный текст.
14
Выражение собственного мнения о прочитанном и его
аргументация.
15
Недостающая или избыточная информация. Пути
восполнения недостающей информации.
16
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой
зрения.
17
Итоговый урок.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга
для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева,
И.П.Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования Российской академии образования», 2018.
2. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык
издательский дом ―Первое сентября‖
3. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки
для учителей и родителей.-- Тлн.: Арго, 2017
4. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития
познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.
5. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm
6. . Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
7. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://www.gramota.ru
8. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru