Курс ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 7 класс

Управление образования администрации
Ординского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ординская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседание
педагогического совета

директор МБОУ
«Ординская СОШ»

Протокол № 1

Приказ № 258
от «28» августа 2023 г.

от «28» августа 2023 г.

Рабочая программа
курса

«Финансовая грамотность»
7 класс
2023-2024 учебный год

Орда, 2023 г

I. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» для учащихся 7 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных
финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно
больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека,
банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно
тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники
финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных
налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения
прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на
настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом
личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению,
который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но
также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Это определило цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности
реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной
необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Сроки реализации программы – 1 год.
Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год при 1 часе в неделю.
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая
консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа,
викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая
игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с
документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.
Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение
самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на
развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии,
литературы, искусства.

II. Результаты освоения курса
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание
финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчѐт процентов, сопоставление
доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов
собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в
газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы
связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приѐмов работы с экономической информацией, еѐ осмысление; проведение простых финансовых расчѐтов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание
источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов
сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных
проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

III. Содержание курса
7 класс (34 часа)
Модуль 1. Доходы и расходы семьи (19 часов).
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»,От чего зависит благосостояние семьи, Учимся
оценивать финансовое поведение людей, Учимся оценивать свое финансовое поведение, «Деньги: что это такое?». Урок – презентация, Мини –
проекты «Деньги». Из чего складываются доходы семьи.У чимся считать доходы семьи. Практическая работа. Исследуем доходы семьи.
Учебные мини-проекты «Доходы семьи». Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы. Практическая работа Исследуем
расходы семьи, Учебные мини-проекты «Расходы семьи», Как сформировать семейный бюджет. Практическая работа.
Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета», Учебные мини-проекты «Семейный бюджет», Обобщение результатов модуля «Доходы и
расходы семьи»
Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (9 часов).
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных
событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания.
Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».
Модуль 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что такое налоги и почему их надо платить. Какие бывают социальные пособия.
Обобщение результатов модуля «Семья и государство: как они взаимодействуют». Презентация портфолио «Семья и государство: как они
взаимодействуют».

IV. Тематическое планирование
7 класс (34 часа)
№ п/п
Название темы
Название раздела (количество часов)
Модуль 1. Доходы и расходы семьи (19 часов)
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую
1.
грамотность?»
От чего зависит благосостояние семьи
2.
Учимся оценивать финансовое поведение людей
3.
Учимся оценивать свое финансовое поведение
4.
«Деньги: что это такое?». Урок - презентация
5.
Мини – проекты «Деньги».
6.
Из чего складываются доходы семьи.
7.
Учимся считать доходы семьи. Практическая работа.
8.
Исследуем доходы семьи.
9.
Учебные мини-проекты «Доходы семьи».
10.
Как появляются расходы семьи.
11
Учимся считать семейные расходы. Практическая работа.
12
Исследуем расходы семьи
13
Учебные мини-проекты «Расходы семьи»
14
Как сформировать семейный бюджет. Практическая работа.
15
Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»
16
Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»
17
Обобщение результатов модуля «Доходы и расходы семьи»
18
Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»
19.
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
(9 часов)
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.
21.
Практическая работа.
Что такое страхование и для чего оно необходимо
22.
Что и как можно страховать.
23.
Ролевая игра «Страхование».
24.
Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.
25.
Как определить надежность страховых компаний
26.

27.
28.
29.

30.
31.
32.
33.
34.

Как работает страховая компания
Учебные мини-проекты «Страхование»
Обобщение результатов модуля «Риски потери денег и имущества и как человек
может от этого защититься».
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов)
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.
Что такое налоги и почему их надо платить
Какие бывают социальные пособия.
Обобщение результатов модуля «Семья и государство: как они
взаимодействуют».
Презентация портфолио «Семья и государство: как они взаимодействуют».
Календарно – тематическое планирование по курсу «финансовая грамотность» 7 класс (34 часа).

№

1

2

3

4

5

Дата

Тема урока ( с
указанием формы)

Введение.
Познавательная беседа
«Почему так важно
изучать финансовую
грамотность?»
От чего зависит
благосостояние семьи
Учимся оценивать
финансовое поведение
людей
Учимся оценивать свое
финансовое поведение
«Деньги: что это такое?».
Урок - презентация

Вид
Продукт
Предметные результаты
учебной
деятельности
деятельно
сти
Модуль 1. Доходы и расходы семьи (19 часов)
Учебная
Ответы на
Дает определение понятиям: финансовая
вопросы
грамотность,
указывает сферы ее применения,
Умеет объяснять, что значит
быть
финансово грамотным человеком;
Учебная
Записи в
Дает определение понятиям: ежедневные
тетради
финансовые решения, потребности, блага. умеет
объяснять, от чего зависит финансовое
благосостояние человека и его семьи.
Учебная
Таблица
Дает оценку финансовому поведению людей в
соответствии с имеющимися знаниями.
Учебноисследоват
ельская
Сообщени
я

Кластер
Конспект на
основе

Форма
тематическог
о контроля

Проверка
тетрадей

Оценивает свое финансовое поведение, строит
кластер на основе реальной информации.
Раскрывает значение терминов деньги, бартер.
умение объяснять назначение денег, в том числе

Выборочная
проверка

учащихся

сообщений

6

Мини – проекты
«Деньги».

Проектная

Сравнительна
я таблица

7

Из чего складываются
доходы семьи.

Проектная

Таблица
«Расходы и
доходы моей
семьи»

8

Учимся считать доходы
семьи.
Практическая
работа.

Учебная

9

Исследуем доходы семьи.

Учебноисследоват
ельская

Схема
«Распределен
ие денежных
средств»
Записи в
тетрадях

10

Учебные мини-проекты
«Доходы семьи».

Учебная

Записи в
тетрадях

11

Как появляются расходы
семьи.

Учебная

Записи в
тетрадях

12

Учимся считать семейные
расходы. Практическая
работа.

Учебная

Решенные
задачи

историю их возникновения, а также функции
Центрального банка Российской Федерации в
управлении денежной системой страны.
Дает определение понятиям наличные и
безналичные деньги, фальшивые деньги.
Умеет объяснять, какие современные
разновидности денег существуют.
Раскрывает значение терминов: семейный
бюджет, доходы (доходы семьи и личные
доходы), источники доходов (заработная плата,
собственность, пенсия, стипендия, пособие,
проценты по вкладам).
Умеет называть основные источники основные
направления дохдов семьи, указывая их
примерную величину с учѐтом региона
проживания.
На основе реальной ситуации называть
основные источники доходов семьи, указывая
их примерную величину с учѐтом региона
проживания.
Решает и составляет задачи, требующие
денежных расчѐтов.
Решает и составляет задачи, требующие
денежных расчѐтов. Дает определение
понятиям: услуги, коммунальные услуги. Дает
определение понятию товары длительного
пользования, товары текущего потребления,
Понимает зависимость благосостояния семьи,
семейного бюджета от грамотности
принимаемых финансовых решений;
умеет объяснять, как формируется семейный
бюджет;
Раскрывает значение терминов: расходы,
направления расходов (обязательные платежи,
товары текущего потребления, товары
длительного пользования),

тетрадей
Оценка
устного
выступления

Проверка
тетрадей

Оценка
устного
выступления

Проверка
тетрадей

13

Исследуем
семьи

расходы

Учебноисследоват
ельская

Записи в
тетради

14

Учебные мини-проекты
«Расходы семьи»

Проектная

Ответы на
вопросы

15

Как
сформировать
семейный
бюджет.
Практическая работа.

Учебная

Решенные
задачи

производит расчѐт доходов и расходов
семейного бюджета, умеет делать выводы о
сбалансированности семейного бюджета.
Дает определение понятиям денежный долг,
сбережения;
решает и составляет задачи, требующие
денежных расчѐтов.
Производит расчѐт доходов и расходов
семейного бюджета, умеет делать выводы о
сбалансированности семейного бюджета.
Решает и составляет задачи, требующие
денежных расчѐтов.

16

Ролевая игра «Семейный
совет по составлению
бюджета»

Учебная

Ответы на
вопросы

Решает и составляет задачи, требующие
денежных расчѐтов.

Оценка
устного
выступления

17

Учебные мини-проекты
«Семейный бюджет»

Проектная

Ответы на
вопросы

Оценка
устного
выступления

18

Обобщение результатов
модуля
«Доходы
и
расходы семьи»

Учебная

Проверочная
работа

Понимает зависимость благосостояния семьи,
семейного бюджета от грамотности
принимаемых финансовых решений;
умеет объяснять, как формируется семейный
бюджет;
производит расчѐт доходов и расходов
семейного бюджета, умеет делать выводы о
сбалансированности семейного бюджета.
Обобщает и систематизирует полученную
информацию, применяет ее в решении
жизненных задач

19

Презентация портфолио
«Доходы
и
расходы
семьи»

Учебная

Портфолио,
план
выступления

Владеет навыками публичного выступления.

Оценка
презентации и
устного
выступления

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (9 часов)

Оценка
устного
выступления

Проверка
тетрадей

20

Почему возникают риски
потери
денег
и
имущества и как от этого
защититься.
Практическая работа.

Учебная

Записи в
тетрадях

21

Что такое страхование и
для чего оно необходимо

Учебная

Ответы на
вопросы

22

Что
и
как
страховать.

Учебная

Записи в
тетрадях

можно

Дает определение понятию непредвиденная
жизненная ситуация.
Осознает возможность возникновения в жизни
особенно сложных ситуаций (рождение ребенка,
потеря работы, болезни, несчастные случаи,
форс-мажорные ситуации), которые могут
привести к снижению благосостояния семьи;
понимает, что социальные пособия
– это
помощь государства гражданам в определѐнных
сложных жизненных ситуациях;

Выборочная
проверка
тетрадей

Знает виды социальных пособий и их
примерную величину; умеет приводить
примеры выплат различных видов социальных
пособий; умеет высчитывать долю социальных
пособий в доходах семейного бюджета.
Знает основные понятия: материнский
(семейный) капитал, резервный фонд семьи,
банковская ссуда, залог, пособие по
безработице.
Понимает необходимость иметь сбережения и
осознает возможности страхования для решения
финансовых проблем семьи в непредвиденных
жизненных ситуациях;
Дает оценку условий и возможности
использования социальных пособий в
определѐнных жизненных ситуациях.

Знает основные понятия: страхование, ОМС,
ДМС, ОСАГО, каско, страховая компания,
страховой полис,
Анализирует финансовые последствия
непредвиденных жизненных ситуаций для
семьи; объясняет сущность страхования и его

Проверка
тетрадей

целей; умеет называть виды страхования;
соотносит виды страхования и его цели.
23

Ролевая
«Страхование».

24

УчебноИсследуем,
что
застраховано в семье и исследоват
ельская
сколько это стоит.

25

Как
надежность
компаний

Учебноопределить
исследоват
страховых
ельская

Ответы на
вопросы

Рассчитывает суммы страховки жилья,
имущества, автомобиля, жизни, здоровья с
помощью калькулятора на сайте страховой
компании; рассчитывает доли годовых
страховочных выплат в семейном бюджете.
Умеет приводить примеры добровольного
страхования и указывать примерную стоимость
страховки; умеет приводить примеры
обязательного страхования и указывать
примерную стоимость страховки.
Находит актуальную информацию о страховых
компаниях и их услугах.

26

УчебноКак работает страховая
исследоват
компания
ельская
Учебные мини-проекты Проектная
«Страхование»

Ответы на
вопросы

Находит актуальную информацию о страховых
компаниях и их услугах.

27

игра

Учебная

Ответы на
вопросы

Записи в
тетради

Записи в
тетрадях

28

Обобщение результатов
модуля «Риски потери
денег и имущества и как
человек может от этого
защититься».

Учебная

Проверочная
работа

29

Презентация портфолио
«Риски потери денег и
имущества и как человек
может
от
этого

Проектная

Портфолио,
план
выступления

Оценка
устного
выступления

Оценка
устного
выступления

Рассчитывает суммы страховки жилья,
имущества, автомобиля, жизни, здоровья с
помощью калькулятора на сайте страховой
компании; рассчитывает доли годовых
страховочных выплат в семейном бюджете.
Обобщает и систематизирует полученную
информацию, применяет ее в решении
жизненных задач

Оценка
устного
выступления

Владеет навыками публичного выступления.

Оценка
презентации и
устного
выступления

Проверка
тетрадей

защититься».
30

31

32

Модуль 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов)
Учебная
Записи в
Знает основные понятия: налог, налоговая
Могут ли люди быть
тетради
инспекция, подоходный налог, налоговая ставка,
финансово независимыми
налог на прибыль, физические лица,
от государства.
юридические лица, налоговая декларация, пеня,
налоговые льготы, налог на добавленную
стоимость, акциз, социальное пособие, пособие
по безработице, материнский (семейный)
капитал, пособие по уходу за ребѐнком, пенсия
по старости, пенсия по инвалидности,
пенсионные накопления.
Учебная
Записи в
Понимает суть налогов и их роль в жизни
Что такое налоги и
тетради
общества; осознает необходимости уплаты
почему их надо платить
налогов как важной составляющей
благосостояния общества и государства; умеет
различать прямые и косвенные налоги;
рассчитывает суммы подоходного,
транспортного налога, налога на имущество,
НДС; умеет проверять на сайте налоговой
службы наличие налоговой задолженности
членов семьи; рассчитывает долю годовых
налоговых выплат в семейном бюджете; умеет
называть основные виды налогов в Российской
Федерации; умеет приводить примеры налогов,
которые выплачиваются семьѐй, и указывать их
примерную величину.
Учебная
Ответы на
Какие
бывают
Умеет перечислять основные условия
вопросы
социальные пособия.
получения различных видов социальных
пособий в Российской Федерации; - умеет
высчитывать долю социальных пособий в
доходах семейного бюджета; умеет находить
нужную информацию
на сайтах
государственных ведомств и услуг.

Проверка
тетрадей

33

34

Обобщение результатов
модуля
«Семья
и
государство: как они
взаимодействуют».
Презентация портфолио
«Семья и государство:
как
они
взаимодействуют».

Учебная

Проверочная
работа

Обобщает и систематизирует полученную
информацию, применяет ее в решении
жизненных задач

Проектная

Портфолио,
план
выступления

Владеет навыками публичного выступления.

Проверка
тетрадей

Оценка
презентации и
устного
выступления


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».