Курс ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 5 класс

Пояснительная записка
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилосьв конце 60-х
годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло вобиход исследователей.
Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с
профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в
этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная
грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную
грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной
ориентации личности, интегрирующей связь образования(в первую очередь общего)
с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным
ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста,получившие обязательное
общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного
функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная
грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного
функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах
оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и
финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от
7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…>
обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение
Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2.
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и
умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном
обществе, ее развитие у школьников необходимо не только дляповышения результатов
мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ
поставленных перед ним Президентом за- дач, но и для развития российского общества в
целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения
затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому
обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои
потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым
принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется
актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне
общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг.
странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки
функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором
дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния3. Любой
школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий
уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития
функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного
процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях
обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности
учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективностиобразования, равенства

доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта
способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов,
чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину
(математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем,
связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность)4;
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих
улучшению финансового благополучия личностии общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
Читательская
5 класс
Уровень
узнавания и
понимания

находит и
извлекает
информацию из
различных
текстов

Грамотность
ЕстественноМатематическая
научная
находит и
находит и
извлекает
извлекает
математическую
информацию о
информацию в
естественнонаучразличном
ных явлениях в
контексте
различном
контексте

Личностные
Грамотность

Финансовая
находит и
извлекает
финансовую
информацию в
различном
контексте

5 класс

Читательская

Математическая

оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
отношению к
прочитанному

объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
математических
знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих ценностей

Естественнонаучная
объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
естественнонаучных знаний с
позиции норм
морали и
общечеловеческих ценностей

Финансовая
оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей,
прав и
обязанностей
гражданина
страны

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
1. Как появились деньги? Что могут деньги?
1 Беседы, диалоги, дискуссии.
2. Деньги в разных странах
1 Круглый стол, игра.
3. Деньги настоящие и ненастоящие
1 Игра, экскурсия.
4. Как разумно делать покупки?
1 Игра, круглый стол.
5. Кто такие мошенники?
1 Круглый стол, игра, квест.
6. Личные деньги
1 Беседы, диалоги, дискуссии.
7. Сколько стоит «своѐ дело»?
1 Проект, игра.
8. Проведение рубежной аттестации.
1 Тестирование.
Модуль «Основы читательской грамотности»
1. Определение основной темы в фольклорном произведении.
1 Беседа, конкурс.
Пословицы, поговорки как источники нформации.
2. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная
1 Работа в парах. Ролевая игра.
ситуация в текстах.
3. Работа с текстом: как выделить главную мысльтекста или его
1 Беседа, дискуссия в формате свободного
частей?
обмена мнениями.
4. Типы текстов: текст-описание (художественноеи техническое).
1 Круглый стол.
5. Что такое вопрос? Виды вопросов.
1 Квест, конкурс.
6. Типы задач на грамотность чтения. Примерызадач.
1 Квест, игра «Что? Где? Когда?».
7. Работа со сплошным текстом.
1 Ролевая игра.
8. Проведение рубежной аттестации.
1 Тестирование.
Модуль «Основы математической грамотности»
1. Применение чисел и действий над ними. Счет идесятичная
Беседа,
1
обсуждение,практикум.
система счисления.
Обсуждение,
практикум,брейн-ринг.
2. Сюжетные задачи, решаемые с конца.
1
3. Задачи на переливание (задача Пуассона) ивзвешивание.
1Обсуждение, урок-исследование.

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто
Беседа,
1
обсуждениепрактикум.
всегда говорит правду.
5. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Игра,
1 урок-исследование,брейн-ринг,
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание иперекраивание.
конструирование.
Разбиение объекта на части и составление модели.
6. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц
1 Обсуждение, урок-практикум,
доВселенной) длительность процессов окружающего мира.
моделирование.
7. Комбинаторные задачи. Представление данных ввиде таблиц,
1 Урок-практикум.
диаграмм, графиков.
8. Применение таблиц, диаграмм и графиков при решении задач.
1 Урок-практикум.
Тестирование
9 Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
1. Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые 1 Беседа, демонстрация записейзвуков.
и неслышимые звуки.
2. Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум 1 Наблюдение физических явлений.
и его воздействие начеловека.
3. Движение и взаимодействие частиц. Признакихимических
1 Презентация. Учебный эксперимент.
реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды.
Наблюдение физических явлений.
1
4. Углекислый газ в природе и его значение.
Работа с коллекциями минералов и
5. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство сминералами,
1
горных пород. Посещение
горной породой и рудой.
минералогической экспозиции.
6- Атмосфера Земли.
1
7.
8. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни 1
Беседа. Презентация.
на Земле. Свойства живыхорганизмов.
9. Проведение рубежной аттестации.
Тестирование.
1
34 часа
Всего
4.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».