Рабочая программа внеурочной деятельности ОТ ЭТЮДА ДО СПЕКТАКЛЯ 5-8 класс Шляпниковская ООШ.doc

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ординская средняя
общеобразовательная школа"
филиал «Шляпниковская основная общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании

директор
МБОУ
«Ординская СОШ»

педагогического совета

приказ
№
от«28»августа 2023 г.

Протокол № 01
от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Название:

Театральный

«От этюда до спектакля»

Направление: духовно-нравственное_________________________
Класс _5-8

258

Пояснительная записка
Уже давно повсеместно безоговорочно принято, что театр способствует внешней и
внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную
работу,
вырабатывает
чувство
партнёрства
и
товарищества,
волю,
целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного
взаимодействия с окружающей социальной средой;
Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей
мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого
человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.
Программа театрального кружка рассчитана на занятия с детьми с расчётом 2
часа в неделю (68 ч.).
Возраст детей: 11-14лет
Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами
эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений;
нравственное становление.
На работу кружка выделяется 2 часа в неделю.
(34 учебные недели — 68 часов)
Результаты кружковой работы.
В результате освоения программы театрального кружка «От этюда до спектакля»
учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.
К концу года они должны:
• Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и
собственных поступков;
• Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной
литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые
сроки;
• Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание,
стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
• Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя
комфортно в любой обстановке.
• Личностными результатами являются воспитание и развитие социально
значимых
личностных
качеств,
индивидуально-личностных
позиций,
ценностных установок. Раскрывающих отношение к труду. Систему норм и
правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной
деятельности.
• Метапредметными результатами является освоение учащимися универсальных
способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса,
так и в реальных жизненных ситуациях.
• Предметными результатами являются доступные по возрасту начальные
сведения о театре, искусстве и сценической деятельности, об основах культуры
творческого труда. Элементарные умения предметно-преобразовательной
деятельности, элементарный опыт творческой деятельности.
Необходимо помочь школьникам действовать в сценических условиях подлинно,
логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и
всей
пьесы
в
действии
и
взаимодействии
друг
с
другом.
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.

Программное содержание
1. Вводное занятие. Основы театральной культуры.
• Игры на знакомство: «Представься по-доброму », «Автограф» и т.д.
• Ознакомительная беседа о театральном искусстве
• Игры «Муравьи », «Кактус и ива»
• Инструктаж по технике безопасности на занятиях в театральной студии.
2. Мастерство актёра. Театральная игра.
• Упражнения психофизического тренинга:
- разогревающие – связанные, как правило, с расчленением опорно-двигательного
аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности;
- основные – упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой,
как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом.
- упражнения на включение воображения - «превращение комнаты в магазин, бассейн,
космический корабль и т.д.». Воспитанники превращаются сами, оживляя, наделяя
характером неодушевлённые предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.),
подключая физические действия.
• одиночные этюды по темам:
- этюды на эмоции,
- на выразительность жеста,
- на развитие органики.
Изучаются следующие теоретические понятия:
• актёрская оценка – это способность откорректировать своё поведение по
отношению к предмету, партнёру, событию.
• сценическое внимание – активный познавательный процесс, в котором участвуют
зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия.
Для тренировки этого важного в актёрской работе процесса существует множество
различных упражнений, помогающих воспитанникам научиться удерживать своё
внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия.
• Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии
(«Звуки улицы», «Звуки внутри нас» и т.д.)
3. Сценическая речь. Культура и техника речи.
• Правила гигиены голоса
• Способы закаливания голоса
• Гигиенический и вибрационный массаж лица
• Упражнения:
а) на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе;
б) на снятие мышечных и психологических зажимов (упражнения «Марионетка»,
«Взрыв», «Расслабляющий массаж», «Железное тело», «Шалтай-болтай» и т.д.).
• Дыхание:
а) Тренируем верное дыхание (упражнения «Мяч», «Резиновая кукла», «Шарик» и т.п.).
б) Знакомство с понятием «фонационное» (звучащее) дыхание (упражнения «Жилет»,
«Комар», «Котенок»).
в) Тренировка мышц дыхательного аппарата:
- подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц;

- дыхательный тренинг.
• Артикуляционная гимнастика:
• упражнения для языка;
• упражнения для губ;
• упражнения для челюсти.
• Игры и упражнения на речевое дыхание « Игра со свечой», «Больной зуб»,
«Капризуля», «Колокольчики»
Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным
увеличение темпа («От топота копыт», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с
простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри
творожок» и т.д.)
4. Постановочная работа. Нравственность и этикет.
Специальные театральные игры («Зеркало», «Посмотри, что я делаю», «Одно и тоже
по- разному», «Превращение предмета»)
Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций, которые
свободно могли бы стать частью любой концертной программы. Постановочная работа
делится на несколько этапов. Выбор материала должен проходить при тесном
творческом сотрудничестве и заинтересованности воспитанников. При этом, чем более
живо и активно будет проходить этот первый этап, тем проще будет строиться
дальнейшая работа над уже утверждённым коллективным решением материалом. Тем
проще воспитанникам будет «присвоить» его себе.
Кроме того, возможен вариант эпизодического участия в спектаклях групп второго и
третьего годов обучения.
5. Ритмопластика.
• Знакомство воспитанников с собственным телом: с его анатомией, с его
физическими и психофизическими качествами, с его двигательными возможностями, с
его проблемами и ограничениями.
• Разминка:
- упражнения по коррекции осанки, коррекции походки.
- упражнения на развитие гибкости и силы (различные виды отжиманий, подтягиваний,
приседаний, наклонов, прогибаний, поворотов; парные упражнения со всевозможными
видами сопротивления партнёра, локомоторные упражнения; упражнения на развитие
прыгучести; статистические упражнения; волевая гимнастика).
- упражнения, регулирующие мышечный тонус, позволяющие снимать излишние
мышечные напряжения, т.е. развивающие качество, которое в театральной практике
называется свободой мышц.
- упражнения, совершенствующие координацию движений, развивающие умение
изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими
и приспособлять к препятствиям (противовращения различных частей тела,
упражнения циклического характера, поочерёдные упражнения).
Игры на развитие двигательных способностей: «Муравьи», «Кактус и Ива», «Пальма»,
«Мокрые котята» и т.д.

Учебно-тематический план
Теория
(час)

Практика
(час)

Основы театральной культуры.
34
Вводное занятие.

-

34

Театральная игра.

14

4

10

Ритмопластика.

6

-

6

4.

Нравственность и этикет.

4

-

4

5

Культура и техника речи.

10

-

10

Итого:

68

4

64

№

Тема занятий

1.
2.
3.

Всего
часов

Календарно-тематическое планирование
№

1.

2.

Дата

Тема

Вводное занятие

Мастерство
актёра

Пластика
3.

Содержание темы

Практика

Игры на знакомство: «Назови своё имя
Знакомство друг с другом и учителем. ласково»,
«Представься
по-доброму»,
Педагог знакомит воспитанником с «Автограф»;
планом работы на учебный год.
Инструктаж по технике безопасности Общегрупповая игра:
поведения на занятиях.
«Кактус и Ива», «Муравьи»

Знакомство с понятием «мимика», «жест». Разминка.
Упражнение в изображении героев с Игры с предметами быта и игрушками. Игра
помощью мимики и жестов
«Что ты слышишь»
«Игра со свечой»
Игра «Пальма»
Разучивание скороговорки
Игра «Мокрые котята».
Объяснение новых упражнений.
Одиночные этюды. Творческие задания на
Знакомство с понятием «этюд».
развитие пантомимики
Разминка. Разогревающие упражнения на
разные группы мышц.

4.

Одну
простую Способствовать объединению детей в
сказку хотим мы совместной
деятельности.
Учить
показать.
средствами мимики и жестов передавать
наиболее характерные черты персонажа
сказки

5.

Постучимся
теремок

6.

Наш любимый
Теремок

7.

Тренинг
актерского
мастерства

8.

Мастерство
актёра

Разминка.
Игры на развитие двигательных способностей:
«Штанга», «Самолёты и бабочки».
Этюд на развитие творческого воображения.
Артикуляционная гимнастика: «Коняшки»,
«Покажи зубки», «Звонкий поцелуйчик»,
«Язык – змея»
Творческая игра «Что это за сказка?»

в Объяснение новых упражнений.
Закрепление понятия «этюд».
Совершенствовать
выразительность
движений, развивать фантазию

Игры на развитие двигательных способностей
«Баба-яга», «Гипнотизёр»
Театральная игра «Посмотри, что я делаю»
Одиночные этюды на память физических
действий.(сказка «Теремок»)
Повторение пройденного материала. Театральная игра «Одно и тоже по-разному»
Характеристика персонажей сказки.
Игра на развитие слухового внимания,
творческого воображения и фантазии.
Интонационные упражнения.
Характеристика персонажей сказки «Колобок»
Объяснение новых упражнений.
Повторение понятия «этюд».
Разбор этюдов.

Разучивание новых скороговорок
Объяснение новых упражнений.

Разминка.
Координационные упражнения. Упражнения на
коррекцию осанки.
Разминка.
Одиночные этюды на память физических
действий.
Игры на развитие двигательных способностей
«Конкурс лентяев», «гипнотезёр»
Творческие задания на развитие пантомимики.
Импровизированные упражнения на оценку
неожиданных событий, ситуаций.

Сценическая
речь

Объяснение новых упражнений.
Упражнения
на
дыхание,
дикцию,
Знакомство с законами построения этюда. артикуляцию.
Разбор этюдов.
Речевой тренинг.
Разучивание новых скороговорок
Требования к сценической речи Чтецкая
выразительность. Участие в конкурсе чтецов.

Театральное
искусство

Постановка мини-спектакля на сюжеты,
придуманные
детьми.
Закрепление
понятия «артикуляция».
Важность артикуляции в речи для актёра.

9.

10
.

Узнай героя
11
.

12
.

Разминка.
Артикуляционная гимнастика
Постановка мини-спектакля
обучающихся и руководителя)

(по

выбору

Разминка.
Учить узнавать героя по характерным Игра «Угадай героя»
признакам. Совершенствовать умение Кукольный театр. Мини - спектакль
детей передавать образы героев сказки

Учимся говорить
Дыхательные упражнения: «Кукла», «Насос и
по-разному
Развивать интонационный строй речи. шарик».
Упражнять детей в проговаривании фраз с Разучивание скороговорок.
различной интонацией

Играем в рифмы
13
.

14
.

15
.

16
.

Развивать
дикцию.
Упражнять
придумывании рифмы к словам

в Дидактическая игра
Сочинение стихов.

«Придумай

рифму»

Наши любимые Учить связно и логично передавать мысли. Разминка.
сказки
Повторение пройденного материала.
Упражнения
психофизического
тренинга:
«Клякса», «Муха», «Кошечка», «Скульптор»,
«Ракушка»,
«Кошечка»,
«Скорости»,
«Лабиринт».
Импровизированные упражнения на оценку
неожиданных событий, ситуаций.
Ритмопластика.
Разминка.
Развивать
и
совершенствовать
Пластические этюды на тему «В мире
двигательные умения и навыки
животных»

Совершенствовать
умение
детей Упражнение у зеркала «Изобрази настроение»
Сочиняем новую драматизировать
сказку.
Учить Драматизация сказки
сказку
последовательно излагать мысли по ходу
сюжета

17
.

Сценарный
замысел и
компоненты.

18

Отработка
сценического
этюда

его
Обращение»
«Зеркало»).

(«Знакомство»,

«Пожелание»,

Наши эмоции
19

20
21

. Учить распознавать эмоциональные
состояния по мимике: радость, грусть,
страх, злость. Совершенствовать умение
связно и логично излагать свои мысли
Объяснение
новых
упражнений.
с Повторение пройденного материала.

Работа
пальчиковыми
куклами. Сценки Разбор этюдов.
с
изготовленными
пальчиковыми
куклами.

22

24

25

Разминка.
Игры: «Подарок», «Бабочки», «Превращение
детей.
Импровизированные блиц этюды на оценку
неожиданных событий, ситуаций.
Читка драматургического материала по ролям.

Разминка.
Объяснение новых упражнений.
Координационные упражнения. Упражнения на
Разбор драматургического материала: коррекцию осанки.
положительные и отрицательные герои.
Игра «Баба – Яга», «Снежная королева»

Пластика.

23

Упражнение « Изобрази эмоцию»
Театральная игра «Посмотри что я сделаю»

Тренировка
ритмичности
движений.

Составляющие дыхательного аппарата.
Объяснение новых упражнений.
Объяснение
новых
упражнений,
закрепление пройденного материала.

Сценическая
речь
Работа
органами
артикуляции,
дикции
знакомство

над
и
с

Подготовка к дыхательному тренингу.
Дыхательные упражнения: «Резиновый мяч»,
«Счёт с повышением и понижением»,
«Ныряльщики», «Дирижёр».
Артикуляционная гимнастика: «Треугольник»,
«Лягушки», «Покажи зубки», «Часики», «Язык
– змея».
Читка выбранного материала по ролям.
Постановка №1.

нормами
орфоэпии.

Мастерство
актёра

Объяснение новых упражнений.
Разбор этюдов.
Одиночные этюды
(Подготовка к конкурсу чтецов)

26
.

27

Постановочная
работа.

28

Конкурс чтецов

29
.

Если
поссорился
другом

30
31
32

Разминка.
Координационные упражнения. Упражнения на
развитие гибкости.
Разминка.
Одиночные этюды на память физических
действий.

Разбор выбранного драматургического
материала: предлагаемые обстоятельства. Чтение подготовленных произведений

ты Показать детям как могут возникать Игра «Найди и покажи эмоцию». Упражнения
с конфликты. Учить находить выход из на выразительность мимики, жестов.
конфликтных ситуаций.
Конфликт в этюде.

В
мастерской Знакомство
художника.
костюмов.
Театральные
маски.
Делаем афишу и
программки.

с

костюмерной.

Эскизы Тренинг «Гномы», «Хоровод»
Выполнение эскизов костюмов, масок для
постановок.

33

34

Работа
над
Разминка.
скороговорками. Объяснение новых упражнений.
Координационные упражнения. Упражнения на
Значение скороговорок в искусстве сцен. развитие гибкости.
Организация
речи.
Разминка.
дыхания
Работа над скороговоркой

Играем в сказку
35
Игра, Игра!
36

37

Постановочная
работа

38

Расскажи
стихотворение.

39

Работа
образом.

40

Мимики лица.

над

Разбор выбранного драматургического Учить выразительно передавать характерные
героев
сказки.
Развивать
материала:
композиция
(экспозиция, особенности
самостоятельность и умение согласованно
завязка, кульминация, развязка).
действовать в коллективе.
Упражнение на изображение разных эмоций.
Вызвать у детей эмоциональный настрой
на сказку. Продолжать развивать у детей
умение различать основные человеческие
эмоции, изображать их, находить выход из
ситуаций.
Разбор взаимоотношений персонажей.

Читка по ролям.

Учить рассказывать стихотворение «Муха Упражнение
«Расскажи
– Цокотуха» используя только мимику и репетиция спектакля.
жесты; поощрять творческую инициативу
детей, желание взять роль на себя.

стихотворение»;

41
Интонация.

42

Разбор драматургического материала: Читка выбранного материала по ролям.
взаимоотношения
персонажей
в Разводка по мизансценам второго эпизода.
репетируемом эпизоде.

С.
Маршак Разбор выбранного драматургического Разминка. Знакомство
«Сказка о глупом материала:
композиция
(экспозиция, Распределение ролей.
мышонке»
завязка, кульминация, развязка).
Повторение понятия «этюд».

43

44

45
46

С.
Маршак
«Сказка о глупом
мышонке»

с

произведением.

Разминка.
Упражнение на развитие внимания.
Тренировка сценического внимания в этюдах.
Читка по ролям.

С.
Маршак
Этюдная работа по взаимоотношениям между
«Сказка о глупом Закрепление
понятия
«сценическое героями.
мышонке»
внимание».
Объяснение новых упражнений.
Сценическая
Объяснение
новых
упражнений,
речь.
закрепление пройденного материала.
Упражнения на тренировку
Работа
над
процесса
скороговорками.
Упражнение «Комар».
Работа над скороговорками.

дыхательного

47

Музыкальное
путешествие.

49

Музыкальноритмические
композиции.
Веселые этюды.

50

История театра

51

Наши
стихи

48

Учить красиво двигаться под музыку, «Веселые путешественники»,
выражать
эмоции
через «Разноцветная игра».
танцевальные движения,
развивать
музыкальные способности.
Пантомимические этюды
Вовлечь детей в сюжетно – игровую
ситуацию; учить выразительной мимике и
движениям в играх-этюдах.
Объяснение
новых
упражнений. Разминка.
Повторение пройденного материала.
Упражнение на развитие внимания.
Знакомство с русским театральным искусством

любимые Разбор драматургического материала:
взаимоотношения
персонажей
в
репетируемых эпизодах.

Инсценирование стихов А.Л.Барто

52

53

Музыкальная
импровизация

Импровизации на стихи и музыку: «Театр
мимики» , «Театр пластики», «Театр
слова».

54
Такие
эмоции.

разные Познакомить с понятия «Эмоция».
Знакомить
с
пиктограммами, Упражнение «Изобрази эмоцию».
изображающими радость, грусть, злость и Этюды на изображение этих эмоций.
т.д.; учить распознавать эмоциональное
состояние по мимике; учить детей
подбирать нужную графическую карточку
с эмоциями в конкретной ситуации и
изображать соответствующую эмоцию у
себя на лице.

Игра в рифмы.
55

56

57

58

59

60

Игра «Придумай рифму»
Развивать у детей дикцию. Упражнять в
придумывании рифмы к словам.

Упражнения на
Этюды, сценки, «Сочиняем сказку», «Бином
развитие
– фантазия и т. д.
творческого
воображения,
фантазии.
Мы
расскажем Заучивание стихотворения по методике Сценические этюды в паре.
вам стишок.
«Расскажи стихи руками»
Объяснение новых упражнений.
Диалог как форма
раскрытия темы.
«В
Сказочном
- Игра-имитация «Маленькие человечки»
царстве
– Объяснение новых упражнений.
(воспроизведение выразительных поз и
небывалом
движений)
государстве»
- Подвижная игра: «Карлики и великаны»
- Дыхательное упражнение «Волшебные
слова» (произносить на выдохе: «Трахтибидох-тибидох-тух»)
- Упражнения на осанку: «Аладдин» (сидеть,
скрестив руки и ноги), «Шапка-невидимка»
(ходьба с мешочком на голове)
Сценическая
Объяснение
новых
упражнений,
речь.
закрепление пройденного материала.
Упражнения на тренировку дыхательного
процесса
Работа над скороговорками: «Сшит колпак..»,
«На дворе трава», «33 корабля…»

Музыкальные
постановки

Объяснение
новых
упражнений, Игры под музыку.
закрепление пройденного материала.

Репетируем
сказку.

Совершенствовать
умение
детей Репетиция сказки.
драматизировать сказку; учить детей
коллективно
и
согласованно
взаимодействовать,
проявляя
свою
индивидуальность.

61

62

63

64

Репетируем
сказку.

Подготовка
показу.

65
66

Подготовка
творческого
отчета кружка.

67
68

Праздничный
концерт.

Совершенствовать
умение
детей
драматизировать сказку; учить детей
коллективно
и
согласованно
взаимодействовать,
проявляя
свою
индивидуальность.

Декорация
к
сказке,
музыкальное
сопровождение, костюмы и маски.

к Повторение изученных игр и упражнений.
Музыкальное
сопровождение,
Вызвать у детей эмоциональный настрой шапочки для сказки.
на сказку; воспитывать уверенность в
себе, в своих силах и возможностях.

маски

и

Литература, используемая для написания программы:
1. Гарбузова С. А. "Театр, в котом играют дети"
2. Новикова Т.В. «Театральная мастерская».
3. Таберко Н.М. «Интерактивный театр»
4. Сарафанова Е.Н. Программа театральной студии «Карусель»
5. Андрющенко А.И. Театральная студия. Журнал. Начальная школа. 2009. №12.
72с.
6. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. –
сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
7. Давыдова М.А. Школьный театр: воспитание детей и воспитание родителей. –
Журнал – Начальная школа. 2009. №12.- 68с.
8. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996
– 416 с.
9. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе:
Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
10. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до
реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
11. С.С. Богданова, В.И. Петрова «Воспитание культуры поведения учащихся
начальных классов» М. «Просвещение» 1990 г.
12. Сурина Т.Б. Театральная работа в классе: год за годом. – Журнал. Начальная
школа. 2009. №12. – 71 с.
13. Хренова Л.А.. Работа театрального объединения в начальной школе. Журнал.
Начальная школа. 2009. №12. 74с.
14. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей
средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
15. Г. Т. Шпарева, И.П. Коновалова «Театрализованные праздники в школе» - М.
«Педагогическое общество России» 2001 г.
16. Н.Г. Кувашова «Праздники в начальной школе» Издат. «Учитель» г. Волгоград
1999 г.
17. http://dramateshka.ru/index.php/programmih-malogo-objhyoma/
18. http://muzruk.net/2011/09/plan-raboty-teatralnogo-kruzhka-na-3-goda/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».