Рабочая программа курса внеурочной деятельности ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 9 класс

РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета

УТВЕРЖДЕНО
Директор

укажите ФИО
Приказ №
от «» 2023 г.

Сарапульцева О. Н.
Приказ №
от «» 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Естественно-научная грамотность»
для обучающихся 9 классов

с. Орда 2023

Рабочая программа по учебному курсу «Естественнонаучная грамотность» для 9
класса МБОУ «Ординская СОШ» с. Орды.
Предлагаемая программа разработана в связи с внедрением регионального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных
организаций Оренбургской области (приказ министерства образования Оренбургской
области от 19.07.2013 № 01-21/1061) в соответствии с положениями федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том
числе - требованиями к результатам освоения основной образовательной программы.
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в
ФГОС.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение учебного курса
«Естественнонаучная грамотность» в 9 классах отводится 1 час в неделю, 34 часа в
год.
Основной целью программы является развитие естественнонаучной грамотности
обучающихся 9 классов как индикатора качества и эффективности образования,
равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: способности
человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и
постановки
вопросов,
для
освоения
новых
знаний,
для
объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать
основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология
оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы
общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем,
связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность).
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГО КУРСА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Характер заданий для оценивания ЕНГ российских учащихся в рамках
национального мониторинга основывается на материалах международного
исследования PISA. Эти материалы включают в себя собственно концепцию ЕНГ,
модель заданий по ее оцениванию и образцы таких заданий. Согласно определению,
используемому в PISA, естественнонаучная грамотность – это способность человека
занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам,
связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться
естественнонаучными идеями.
Естественнонаучно
грамотный
человек
стремится
участвовать
в
аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и
технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
• научнообъяснять явления;
• пониматьосновныеособенностиестественнонаучногоисследования;

• интерпретироватьданныеииспользоватьнаучныедоказательствадляполучения
выводов.
Из приведенного выше определения вытекают требования к заданиям по
оцениванию ЕНГ. Они должны быть направлены на проверку перечисленных выше
компетентностей и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях.
Именно такие задания, объединенные в тематические блоки, составляют
измерительный инструментарий PISA. Типичный блок заданий включает в себя
описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и
ряд вопросов-заданий, связанных с этой ситуацией. При этом каждое из заданий
классифицируется по следующим параметрам:
•
компетентность,наоцениваниекоторойнаправленозадание;
•
типестественнонаучногознания,затрагиваемыйвзадании;
•
контекст;
•
познавательныйуровень(илистепеньтрудности)задания.
Нижесмыслкаждогоизэтихпараметровраскрываетсяподробнее.
Компетенциииумения
Каждая из трех основных компетенций, составляющих ЕНГ, включает в себя
набор конкретных умений, на проверку которых может быть непосредственно
направлено задание. В таблице 1 приводятся эти умения, раскрывающие содержание
каждой из основных компетенций, и краткая характеристика учебного задания, с
помощью которого можно формировать или оценивать соответствующее умение.
Таблица1.Умения,раскрывающиесодержаниеЕНГ,ихарактеристиказаданийп
о формированию/оценке этих умений
Оцениваемыекомпетенции,
Характеристика
учебного
задания,
умения
направленногонаформирование/оценку
умения
1 Компетенция:научноеобъяснениеявлений
1.1 Применить
соответствующие Предлагается описание достаточно стандартной
естественнонаучныезнаниядля ситуации,
для
объяснения
объяснения явления
которойможнонапрямуюиспользовать
программный материал.
1.2 Распознавать,использоватьи
Предлагается
описание
нестандартной
создавать
объяснительные ситуации,длякоторойученикнеимеет
готового
модели и представления
объяснения. Для получения
объясненияонадолжнабытьпреобразована(в
явном виде или мысленно) или в типовую
известную модель или в модель, в которой
ясно прослеживаются нужные взаимосвязи.
Возможнаобратнаязадача:попредставленной

модели узнать и описать явление.

1.3 Делать и научно обосновывать Предлагается на основе понимания механизма
прогнозыопротеканиипроцесса (илипричин)явленияилипроцессаобосновать
или явления
дальнейшее развитие событий.
1.4 Объяснятьпринципдействия
Предлагаетсяобъяснить,накакихнаучных
техническогоустройстваили
знаниях
основана
работа
описанного
технологии
технического устройства или технологии.
2 Компетенция:пониманиеособенностейестественнонаучногоисследования
2.1 Распознаватьиформулировать
цель данного исследования
2.2

2.3

2.4

3
3.1

Пократкомуописаниюходаисследованияили
действий исследователей предлагается четко
сформулировать его цель.
Предлагатьилиоцениватьспособ Поописаниюпроблемыпредлагаетсякратко
научного исследования данного сформулировать или оценить идею
вопроса
исследования,направленногонаеерешение,
и/илиописатьосновныеэтапытакогоисследования.
Выдвигать
объяснительные Предлагается не просто сформулировать
гипотезыипредлагатьспособы их гипотезы,объясняющиеописанноеявление,но
проверки
иобязательнопредложитьвозможныеспособы их
проверки.
Набор гипотез может предлагаться в самом
задании,тогдаучащийсядолженпредложить
только способы проверки.
Описыватьиоцениватьспособы, Предлагается охарактеризовать назначение того
которые используют учёные, или
иного
элемента
исследования,
чтобы обеспечить надёжность
повышающего
надежность
результата
данныхидостоверность
(контрольная группа, контрольный образец,
объяснений
большаястатистикаидр.).Или:предлагается
выбрать более надежную стратегию
исследованиявопроса.
Компетенция:интерпретацияданныхииспользованиенаучных доказательств
для получения выводов
Анализировать,
Предлагаетсяформулироватьвыводына
основе
интерпретироватьданныеи
интерпретации данных,
делатьсоответствующиевыводы представленныхвразличныхформах:графики,

таблицы, диаграммы, фотографии,
географическиекарты,словесныйтекст. Данные
могут быть представлены и в сочетании форм.
3.2 Преобразовывать одну форму Предлагаетсяпреобразоватьоднуформу
представленияданныхвдругую представлениянаучнойинформациивдругую,
например: словесную в схематический рисунок,
табличную форму в график или
диаграммуи т.д.
3.3 Распознаватьдопущения,
Предлагаетсявыявлять и формулировать
доказательстваирассужденияв
допущения, на которых строится то или иное
научных текстах
научноерассуждение,атакжехарактеризовать
сами типы научного текста: доказательство,
рассуждение, допущение.
3.4 Оцениватьcнаучнойточки зренияПредлагаетсяоценитьснаучнойточкизрения
аргументы и
корректность и убедительность утверждений,
доказательстваизразличных
содержащихся
в
различных
источниках,
источников
например,
научно-популярных
текстах,
сообщениях СМИ, высказываниях людей.
Данную
таблицу можно рассматривать в
качествекодификатора,который используется для разработки и
оценки выполнения заданий по ЕНГ.
Типынаучногознания
Каждая из компетентностей, оцениваемых в задании, может демонстрироваться
на материале научного знания следующих типов:
• Содержательноезнание,знаниенаучногосодержания,относящегосякследующим
областям: «Физические системы», «Живые системы» и «Науки о Земле и Вселенной».
• Процедурноезнание,знаниеразнообразныхметодов,используемыхдляполучения
научного знания, а также знание стандартных исследовательских процедур.
Содержательные области можно формально соотнести с предметными знаниями.
Так, «Физические системы» – это преимущественно материал физики и химии,
«Живые системы» – биология, «Науки о Земле и Вселенной» – география, геология,
астрономия. Однако с точки зрения содержания задания по ЕНГ, используемые в
PISA, часто имеют межпредметный характер.
Что касается процедурного знания, то оно в равной мере относится ко всем
естественнонаучным предметам, что, в первую очередь, и позволяет объединять их в
одну группу и говорить именно о естественнонаучной, а не о какой-то узко
предметной, грамотности. В нашей практике комплекс знаний, умений,
компетентностей, относящихся к типу процедурного знания, принято объединять под
рубрикой «Методы научного познания».
Контексты

Контекстом можно назвать тематическую область, к которой относится
описанная в задании проблемная ситуация. Например, в PISA эти ситуации
группируются по следующим контекстам:
•
здоровье;
•
природныересурсы;
•
окружающаясреда;
•
опасностиириски;
•
связьнаукиитехнологий.
При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней:
личностном(связанномссамим учащимся,егосемьей,друзьями),местном/национальном
(связанном с проблемами данной местности или страны) и глобальном (когда
рассматриваютсяявления,происходящиевразличныхуголкахмира).Посмотрим,
например, как выглядит на разных уровнях ситуация, относящаяся к контексту «связь
науки и технологий» и содержательному типу знания «Физические системы». На
личностном уровне она может быть связана с работой бытовых электрических
приборов. На местном/национальном уровне – с работой ветряного электрогенератора,
используемого для обеспечения энергией небольшого поселения. На глобальном
уровне – с использованием в целом возобновляемых и не возобновляемых источников
энергии.
Контекст – очень важное условие того, чтобы данное учебное задание можно
было считать заданием на естественнонаучную грамотность. Ведь ЕНГ (как и другие
виды функциональной грамотности) как раз и предполагает способность применить
знания в реальной ситуации, а не в рафинированных абстрактных условиях. На
последнее рассчитаны задания (задачи) другого типа.
Именно наличие контекста, в который помещена проблемная ситуация, дает ответ
на вопрос, зачем может понадобиться то или иное естественнонаучное знание.
Задания (задачи) вне контекста оставляют этот вопрос открытым, что делает для
многих учеников бессмысленным приложение усилий к таким задачам.
Познавательные уровни
Для заданий по ЕНГ в PISA определяются уровни познавательных
действий,которые должен выполнить ученик для выполнения данного задания.
Трудность любого задания – это сочетание его собственной интеллектуальной
сложности (т.е. сложности требуемых мыслительных процедур) и объема знаний и
умений, необходимых для его выполнения. Выделяются следующие познавательные
уровни:
• Низкий
Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины,
принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на
графике или в таблице.
• Средний

Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение
явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более,
интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или
графиков.
• Высокий
Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать
доказательства,обосновывать,формулироватьвыводы,учитываяразныеисточники
информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению
проблемы.
Определение познавательного уровня, или степени трудности, задания в
соответствии с этими критериями – порой само по себе нелегкая задача. Чаще всего
мы оцениваем эту трудность интуитивно, «на глазок», или она определяется
эмпирически, в зависимости от того, какой процент ребят на той или иной выборке
выполняет данное задание.
ЕстественнонаучнаяграмотностьиФГОСосновногообщего образования
Понятие
ЕНГ,
как
и
задача
формирования
этого
вида
функциональнойграмотности,
абсолютно
согласуются
с
требованиями
к
образовательным результатам, определенным в ФГОС ООО. Чтобы убедиться в этом,
достаточно сравнить набор основных компетенций, определяющих ЕНГ, с
требованиями ФГОС ООО к ряду метапредметных и предметных образовательных
результатов.
Таблица2.КомпетенцииЕНГитребованияФГОСОООкобразовательным
результатам
Компетенции ЕНГ
Требования
ФГОС
ООО
к
образовательнымрезультатам
1
Научное объяснение явлений, включая: Создание, применение и преобразование
применениеестественнонаучныхзнаний знаков
и
символов,
для объяснения явлений;
моделейисхемдлярешенияучебныхи
использованиеисоздание
познавательных
задач
объяснительныхмоделей; и др.
(метапредметный результат
образования).

Пониманиеосновныхособенностей
Овладение научным подходом к
естественнонаучногоисследования,
решениюразличныхзадач;овладение
включая:
умениями формулировать гипотезы
распознаваниеиформулированиецели
(общие предметные результаты для
данного исследования;
предметной области
выдвижениеобъяснительныхгипотези
«Естественнонаучныепредметы»).
предложение способов их проверки;
предложение или оценка способов Приобретение
опыта
применения
научного исследования данного вопроса. научных
методов
познания
(предметныйрезультатизучения
физики).
Приобретение опыта использования
различныхметодовизучениявеществ
(предметный
результат
изучения
химии).

3

Приобретениеопытаиспользования
методов биологической
науки(предметныйрезультатизучения
биологии).
Интерпретацияданныхииспользование Определение
понятий,
создание
научных доказательств для получения обобщений, установление аналогий,
выводов, включая:
классификация,
установление
анализ, интерпретацию данных и причинно-следственных
связей,
получениесоответствующихвыводов;
построениелогическихрассуждений,
преобразование одной формы
умозаключений (индуктивных,
представленияданныхвдругую; и др.
дедуктивныхи
по
аналогии)
и
получениевыводов(метапредметный
результат образования).

Оценка результатов экспериментов,
представлениенаучнообоснованных
аргументов своих действий (общие
предметные
результаты
для
предметной области
«Естественнонаучныепредметы»).
Сравнениепоказывает,чтокомпетентности,составляющиеЕНГ,итребования
стандартавполнесогласуютсядругсдругом,однаковФГОСдляопределения
соответствующихуменийчастоиспользуютсядругиеслова,ноглавное,этиумения

«рассеяны» по группам метапредметных и предметных результатов,не образуя в
стандарте единого блока, показывающего общие цели и планируемые
результатыизучения всех естественнонаучных предметов. Это и в целом отражает
современную ситуацию в российском школьном естественнонаучном образовании,
характеризуемом разрозненностью учебных предметов инепониманиемобщих задач. В
этом, по-видимому, состоит одна из причин отсутствия прогресса российских
учащихся в PISA по направлению «естественнонаучная грамотность».
ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы
личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения являются:
• сознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
• постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
• осознавать потребность и готовность к самообразованию в рамках
самостоятельной деятельности вне школы.
• оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
• формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и
поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта
жизни и благополучия людей на Земле.
• повышение мотивации к научно-исследовательской деятельности; развитие
организаторских, лидерских и коммуникативных способностей детей через участие в
совместных мероприятиях научного профиля.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении курса,
являются:
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно.
в диалоге с учителем совершенствовать
самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
• выявлять причины и следствия простых явлений.
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций. строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных связей.
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта.
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
• осваивать основные методики учебно-исследовательской деятельности;
осваивать основы смыслового чтения и работа с текстом.
Коммуникативные УУД:
• активное использование речевых средств в соответствии с целями
коммуникации;
• умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и педагогами;
• готовность и способность учитывать мнения других в процессе групповой
работы;
• способность осуществлять взаимный контроль результатов совместной учебной
деятельности; находить общее решение;
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(Темы) курса
(число часов)
Звуковые явления –

Основное содержание

Основные виды
деятельности обучающихся
Звуковые явления. Звуки живой и Принимает решение на
неживой природы.
основе оценки и
Слышимые и неслышимые звуки. интерпретации информации
Звуковые явления – Шум и его воздействие на
Принимает решение на
человека.
основе оценки и
интерпретации информации
Строение вещества Вода. Уникальность воды.
Принимает решение на
основе оценки и
интерпретации информации
Строение вещества Углекислый газ в природе и его
Принимает решение на
значение.
основе оценки и
интерпретации информации
Земля и земная кора Земля, внутреннее строение
Принимает решение на

Минералы

Земли. Знакомство с минералами, основе оценки и
горной породой и рудой.
интерпретации информации
Земля и земная кора Атмосфера Земли.
Принимает решение на
Минералы
основе оценки и
интерпретации информации
Живая природа
Уникальность планеты Земля.
Принимает решение на
Условия для существования
основе оценки и
жизни на Земле. Свойства живых интерпретации информации
организмов.
Самостоятельная
Самостоятельная работа
Принимает решение на
работа
основе оценки и
интерпретации информации
Строение вещества Тело и вещество. Агрегатные
Оценивает информацию и
состояния вещества.
принимает решение в
условиях неопределённости
и многозадачности
Строение вещества Масса. Измерение массы тел.
Оценивает информацию и
принимает решение в
условиях неопределённости
и многозадачности
Строение вещества Строение вещества. Атомы и
Оценивает информацию и
молекулы. Модели
принимает решение в
атома.
условиях неопределённости
и многозадачности
Тепловые явления
Тепловые явления. Тепловое
Оценивает информацию и
расширение тел. Использование принимает решение в
явления теплового расширения
условиях неопределенности
для измерения температуры
и многозадачности
Тепловые явления - Плавление и отвердевание.
Оценивает информацию и
Испарение и конденсация.
принимает решение в
Кипение.
условиях неопределенности
и многозадачности
Земля, Солнечная
Представления о Вселенной.
Оценивает информацию и
система и
принимает решение в
Вселенная
условиях неопределенности
и многозадачности
Земля, Солнечная
Модель Солнечной системы.
Оценивает информацию и
система и
Изучение и исследование Луны. принимает решение в
Вселенная
Исследования ближайших планет условиях неопределенности
– Марса, Венеры.
и многозадачности
Живая природа
Царства живой природы
Живая природа
Царства живой природы
Самостоятельная
Самостоятельная работа
Оценивает информацию и
работа
принимает решение в
условиях неопределенности
и многозадачности

Повторение

Явления –
Явления
Явления
Явления
Электроэнергия
Электроэнергия
Организм
Самостоятельная
работа
Вещества

Вещества-

Вещества-

Системы-

Объекты-

Повторение

Оценивает информацию и
принимает решение в
условиях неопределенности
и многозадачности
Химические реакции
Принимает решение на
основе оценки и
интерпретации информации
Электрические явления.
Принимает решение на
основе оценки и
интерпретации информации
Тепловые явления
Принимает решение на
основе оценки и
интерпретации информации
Электромагнитные явления.
Принимает решение на
основе оценки и
интерпретации информации
Производство электроэнергии
Принимает решение на
основе оценки и
интерпретации информации
Производство электроэнергии
Принимает решение на
основе оценки и
интерпретации информации
Внутренняя среда организма.
Принимает решение на
Кровь.
основе оценки и
интерпретации информации
Самостоятельная работа
Принимает решение на
основе оценки и
интерпретации информации
Структура и свойства веществ
Оценивает информацию и
принимает решение в
условиях неопределённости
и многозадачности
Химические изменения
Оценивает информацию и
состояния вещества
принимает решение в
условиях неопределённости
и многозадачности
Физические состояния и
Оценивает информацию и
изменения веществ
принимает решение в
условиях неопределённости
и многозадачности
Экологические системы
Оценивает информацию и
принимает решение в
условиях неопределённости
и многозадачности
Наследственность биологических Оценивает информацию и
объектов
принимает решение в
условиях неопределённости

и многозадачности
Объекты-

Здоровье человека.

Земные процессы и
циклы

Земные процессы и циклы.

Оценивает информацию и
принимает решение в
условиях неопределённости
и многозадачности
Оценивает информацию и
принимает решение в
условиях неопределённости
и многозадачности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1:
учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А.
Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. :
Просвещение, 2020.
2. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2:
учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А.
Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. :
Просвещение, 2021.
3. Естественно-научная грамотность. Физические системы. Тренажёр. 7-9 классы:
учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев; под ред.
И.Ю. Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020.
4. Естественно-научная грамотность. Живые системы. Тренажёр. 7-9 классы:
учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев; под ред.
И.Ю. Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020.
5. Естественно-научная грамотность. Земля и космические системы. Тренажёр. 79 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В.
Ляпцев, Д.С. Ямщикова; под ред. И.Ю. Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1.Медиабанк
по
функциональной
грамотности
ГК
«Просвещение»
https://media.prosv.ru/fg/
2. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской
Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности
учащихся» http://skiv.instrao.ru/
3. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VIIIX
классы)
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-

gramotnosti
4. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
https://fg.resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».