«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Ординская СОШ»
О.Н.Сарапульцева
«3»сентября 2023 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по ВР МБОУ «Ординская
СОШ» Н.В. Спирина
«3» сентября 2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Отряда профилактики правонарушений
Коноваловой Елены Михайловны,
социального педагога,
МБОУ «Ординская средняя общеобразовательная школа»
с. Орда
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
Программа Отряда профилактики
правонарушений (ОПП)
Основание для разработки
программы
• Устав школы
• Международная Конвенция ООН о правах
ребёнка;
• Конституция Российской Федерации;
• Федеральный закон РФ №120-ФЗ от
24.06.1999 г. «Об основах системы
профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
•Социальный паспорт микрорайона и
школы.
•Уголовный кодекс
•Кодекс об административных
правонарушениях
Социальный педагог МБОУ «Ординская
средняя общеобразовательная
школа»
Коновалова Елена Михайловна
Разработчик программы
Цель программы
Создание комплексной системы мер по
профилактике
правонарушений
среди
несовершеннолетних, направленной на
оказание социальной помощи подросткам
через деятельность отряда ОПП
Задачи программы
• Сформировать систему профилактики
правонарушений,
включенную
в
деятельность отряда ОПП
•Сформировать
положительный
социальный опыт, социальную роль
участников отряда
•Создать условия для самовыражения,
самореализации каждого члена отряда
•Осуществить результаты работы отряда
ОПП
Контингент учащихся
Учащиеся 6 - 7-х классов
Сроки реализации
программы:
программа рассчитана на 1 год.
Формы и режим занятий:
Работа кружка ОПП рассчитана на 2 часа в
неделю. Занятия проходят в классе с
использованием
мультимедийной
установки, настольных игр, нагляднораздаточного
и
демонстрационного
материала,
просмотра
фильмов,
приглашением инспектора ОВД.
Ожидаемые результаты
-Снижение количества правонарушений
среди
подростков
образовательного
учреждения;
-Создание условий для совершенствования
системы
профилактики
детской
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних,
для
получения
обязательного образования и воспитания
детей и подростков;
-Формирование здорового образа жизни,
профилактика наркомании, алкоголизма,
табакокурения,
преступности
среди
школьников;
-Организация системы своевременной
психолого-педагогической
помощи
подросткам, попавшим в зону социального
или личностного конфликта;
-Формирование
правовой
культуры
подростков, включающей практические
навыки предупреждения правонарушения,
правильного
поведения
в
ситуации
конфликта и выхода из него;
-Формирование у детей представлений о
нравственности и опыта взаимодействия со
сверстниками и взрослыми в соответствии
с общепринятыми и нравственными
нормами, правилами культуры поведения;
-Создание в системе дополнительного
образования условий для обучения и
воспитания детей, оказавших в социальноопасном положении.
Пояснительная записка
Программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
направлена на развитие личности, профилактики правонарушений, оказание
индивидуальной помощи человеку или группы лиц, попавших в трудную
жизненную ситуацию, и является составной частью программы развития
школы.
Актуальность:
Необходимость разработки данной программы продиктована социальными
и экономическими проблемами, произошедшими в нашем обществе.
Обесцениваются
духовно–нравственные
идеалы,
растет
детская
безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается
число неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия
сказывается на детях, их проблемам стали уделять меньше внимания в семье.
В школе имеются учащиеся, проживающие в неблагополучных семьях,
где родители злоупотребляют спиртными напитками, не занимаются
воспитанием детей, семьи, находящиеся в социально-опасном положении.
Появилась категория семей, в которых родители в поисках хорошо
оплачиваемой работы уезжают за пределы района, а детей оставляют на
попечение бабушек, близких родственников. Ни для кого не является
секретом, что данная категория обучающихся в силу исторически
сложившихся условий имеет склонность к совершению правонарушений.
В результате ослабления института семьи, его воздействия на воспитание
детей растет число безнадзорных и беспризорных детей. Сегодня, как
никогда, актуален вопрос расширения возможностей внешкольной занятости
детей, организации досуга несовершеннолетних по месту жительства,
особенно в каникулярное время.
Основная цель:
Реализация программы предполагает создание комплексной системы мер
по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, направленной
на оказание социальной помощи подросткам через деятельность отряда
ОПП.
Содержание программы
Программа включает в себя следующие этапы деятельности:
1 этап – подготовительный
Срок реализации: сентябрь – октябрь 2023 года
- определение цели и задач отряда ОПП;
- пропаганда идей отряда;
- создание нормативной базы;
- изучение имеющегося опыта работы ОПП
2 этап – основной - организация деятельности ОПП.
Срок реализации: ноябрь 2023 – апрель 2024 года
- освоение форм и методик деятельности отряда;
- реализация проекта;
- выявление интересов и склонностей подростков;
- разработка системы мониторинга и его осуществление.
3 этап – подведение итогов, результативность деятельности – аналитический
этап
Срок реализации: май 2024 года
- сопоставление полученных результатов с поставленными задачами;
Методика: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические
занятия, конкурсы, соревнования, викторины, настольные, ролевые,
дидактические игры.
Для
осуществления
программы
ресурсами:
Материально-технические:
- учебные кабинеты
- спортивный зал
- компьютеры
- принтер
школа
располагает
следующими
- сканер
Кадровые:
- администрация школы
- социальный педагог
- психолог
- педагоги
- тренер
Информационные:
- компьютерный класс;
- библиотека
- интернет
- электронная почта
- методическая литература
- видеофильмы
ОПП представляет собой «правоохранительные органы в миниатюре».
Возраст участников от 12 до 13 лет.
План реализации программы:
1 этап – подготовительный:
Тема 1.
•
Введение. Основные правила техники безопасности и поведения.
Формы и методы проведения занятия: лекция
Тема 2.
•
Выборы командира и заместителя. Выбор атрибутики отряда:
название, девиз, эмблема.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа, беседа.
Тема 3.
• Вручение удостоверения и именного бейджика. Составление памятки
членов отряда профилактики правонарушений.
Формы и методы проведения занятия: беседа, групповая работа.
Тема 4.
• Оформление уголка отряда. Работа с информационным материалом.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа, работа с
информационным материалом.
Тема 5.
• Изучение истории полиции в с.Орда.
Формы и методы проведения занятия: лекция, работа с историческим
материалом, просмотр презентации.
Тема 6.
• Посещение ОВД.
Формы и методы проведения занятия: экскурсия, обсуждение.
Тема 7.
• Встреча-беседа с советом ветеранов (бывшие сотрудники ОВД,
проживающие в селе)
Формы и методы проведения занятия: беседа.
Тема 8.
• Просмотр видеофильмов по пропаганде здорового образа жизни и
организация последующего обсуждения в рамках месячника
«Экстремизму – НЕТ!», «Внимание – подросток!», «Жизнь без
наркотиков».
Формы и методы проведения занятия: просмотр информационных фильмов,
обсуждение сюжета.
Тема 9.
• Выпуск «Листовок» по профилактике употребления табака, алкоголя,
психоактивных веществ и формированию здорового образа жизни в
рамках месячников «Экстремизму – НЕТ!», «Внимание – подросток!»,
«Жизнь без наркотиков».
Формы и методы проведения занятия: лекция, групповая и парная работа,
практикум.
Тема 10.
• Дебаты «Наркотикам – нет!»
Формы и методы проведения занятия: групповая и парная работа,
обсуждение, практикум.
Тема 11.
• Создание методической копилки мероприятий по профилактике
правонарушений, алкоголизма и употребления ПАВ обучающимися.
Формы и методы проведения занятия: групповая и парная работа,
обсуждение.
Тема 12.
• Организация выставки методической литературы по вопросам
профилактики правонарушений, алкоголизма и употребления ПАВ для
учащихся в школьной библиотеке.
Формы и методы проведения занятия: групповая и парная работа,
презентация.
Тема 13.
• Составление памятки для родителей по профилактике суицида.
Причины, черты подросткового суицида.
Формы и методы проведения занятия: групповая и парная работа,
обсуждение.
Тема 14.
• Оформление стендовой информации «Телефоны доверия», «Телефоны
горячей линии».
Формы и методы проведения занятия: групповая и парная работа,
практикум.
Тема 15.
• Изучение нормативных документов. Устав школы.
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и
работы с документами.
Тема 16.
•
Изучение нормативных документов. Международная Конвенция
ООН о правах ребенка.
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и
работы с законодательными актами.
Тема 17.
• Изучение нормативных документов. Конституция РФ.
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и
работы с законодательными актами.
Тема 18.
• Изучение нормативных документов. Уголовный кодекс РФ.
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и
работы с законодательными актами.
Тема 19.
• Изучение нормативных документов. Кодекс об административных
правонарушениях.
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и
работы с законодательными актами.
Тема 20.
•
Изучение нормативных
микрорайона и школы.
документов.
Социальный
паспорт
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и
работы с документами, беседа, работа с планом микрорайона и школы.
2 этап – основной - организация деятельности ОПП:
Тема 21.
• Выявление детей, оказавшихся в социально-опасном положении.
Взаимосвязь с классными руководителями и оказание помощи в учебновоспитательном процессе.
Формы и методы проведения занятия: беседа, обсуждение, разбор и анализ
конкретных ситуаций, исследование.
Тема 22.
• Выявление детей «группы риска», склонных к правонарушениям.
Анализ причин правонарушений, совершаемых учащимися.
Формы и методы проведения занятия: разбор и анализ конкретных
ситуаций, работа в парах, исследование.
Тема 23.
• Формирование банка данных на «трудных» подростков, подростков из
неблагополучных семей.
Формы и методы проведения занятия: разбор и анализ конкретных
ситуаций, исследование, практикум, работа с таблицей.
Тема 24.
•
Осуществление социального патронажа детей группы риска и их
семей с инспектором ПДН.
Формы и методы проведения занятия: исследование, разбор и анализ
конкретных ситуаций.
Тема 25.
•
Дискуссия: «Причины трудновоспитуемости подростков». «Роль
семьи и школы в воспитании нравственных качеств подростков. Роль
семьи в профилактике совершения правонарушений подростков».
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения,
просмотр презентации, дискуссия.
Тема 26.
• Дискуссия: «Профилактика драк и агрессивного поведения учащихся».
Составление анкет для учащихся, родителей, педагогов.
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения,
просмотр презентации, дискуссия, групповая работа.
Тема 27.
• Анализ индивидуальных профилактических бесед с учащимися,
нарушающих правила внутреннего распорядка и поведения в школе,
учащихся, отстающих в учебе.
Формы и методы проведения занятия: анализ ситуации; групповая работа,
практикум.
Тема 28.
• Составление анкет для учащихся, с целью выяснения их занятости во
внеурочное время.
Формы и методы проведения занятия: исследование, анкетирование, блицопрос, групповая, парная и индивидуальная работа.
Тема 29.
• Составление списка объединений дополнительного образования.
Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и секции.
Формы и методы проведения занятия: блиц-опрос, беседа, практикум.
Тема 30.
• Физическая подготовка.
Формы и методы проведения занятия: физическая тренировка.
Тема 31.
• Создание сайта «ОПП»
Формы и методы проведения занятия: групповая работа, практикум,
презентация.
Тема 32.
• Создание правового отдела в библиотеке, подбор нужной литературы.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа, беседа, работа с
документами о правах человека, презентация.
Тема 33.
• Оформление информационных стендов для родителей «Права и
обязанности».
Формы и методы проведения занятия: групповая, парная и индивидуальная
работа, практикум.
Тема 34.
• Оформление рубрики «Твое будущее в твоих руках»» в классных
уголках.
Формы и методы проведения занятия: групповая, парная и индивидуальная
работа, практикум, работа с законодательными актами.
Тема 35.
• Подготовка к проведению тематических классных часов: «Права и
ответственность несовершеннолетних»
Формы и методы проведения занятия: лекция-беседа, групповая работа,
практикум, презентации проектов, связанных с правовой тематикой.
Тема 36.
• Подготовка к проведению родительских лекториев:
«Что такое наркомания»,
«Здоровый образ жизни – залог жизненного успеха»,
«Курить – здоровью вредить»
Формы и методы проведения занятия: групповая работа, презентации
проектов, практикум.
Тема 37.
• Подготовка и проведение детской ролевой игры «Ребята, давайте
жить дружно!» в 4-х классах по Всеобщей декларации прав человека).
Формы и методы проведения занятия: ролевая игра, инсценировка,
групповая работа, практикум.
3 этап – подведение
аналитический этап:
итогов,
результативность
деятельности
–
Тема 38.
•
Подготовка к проведению анкетирования по изучению состояния
профилактической работы в классах
Формы и методы проведения занятия: групповая работа, практикум.
Тема 39.
• Викторина «На пороге к выбору профессий. Калейдоскоп профессий»
(подготовка и проведение)
Формы и методы проведения занятия: викторина, загадки, беседа,
презентация.
Тема 40.
•
Составление анкеты по диагностике профессионального
предпочтения учащихся, состоящих на всех формах профилактического
учета в вопросах профессионального самоопределения.
Формы и методы проведения занятия: исследование, анкетирование,
социологический опрос, групповая и индивидуальная работа.
Тема 41.
• Разработка
методических рекомендаций, в помощь классным
руководителям для более эффективной работы по
профилактике
правонарушений и формированию правовой культуры.
Формы и методы проведения занятия: групповая и индивидуальная работа,
беседа, презентация.
Тема 42.
• Обсуждение предварительной летней занятости учащихся, состоящих
на учете. Сбор информации.
Формы и методы проведения занятия: исследование, анкетирование,
социологический опрос, беседа.
Тема 43.
• Организация помощи в трудоустройстве выпускникам и учащимся, в
организации летнего отдыха.
Формы и методы проведения занятия: практикум, беседа, групповая и
парная работа.
Тема 44.
• «Пропаганда идей отряда» в школе - «Вступайте в ОПП!».
Формы и методы проведения занятия: групповая работа, презентация.
Тема 45.
• Итоговое заседание ОПП. Анализ проделанной работы за 4 четверть и
за учебный год.
Формы и методы проведения занятия: анализ ситуации; групповая работа,
практикум, презентация.
Рейды отряда охраны правопорядка (в течение года, по графику)
Учебно-тематический план
№
Тема
Всего
часов
Теорети
ческие
занятия
Практи
ческие
занятия
Введение. Основные правила техники
безопасности и поведения.
Выборы командира и заместителя.
Выбор атрибутики отряда: название,
девиз, эмблема.
Вручение удостоверения и именного
бейджика. Составление памятки
членов отряда профилактики
правонарушений.
Оформление уголка отряда. Работа с
информационным материалом.
Изучение истории полиции в
Республике и в городе.
Посещение ОВД.
1
1
2
2
Встреча - беседа с советом ветеранов
(бывшие сотрудники ОВД,
проживающие
в селе).
Просмотр видеофильмов по
пропаганде здорового образа жизни и
организация последующего
обсуждения в рамках месячника
«Экстремизму –НЕТ», «Внимание –
подросток», «Жизнь без наркотиков».
Выпуск «Листовок» по профилактике
употребления табака, алкоголя,
психоактивных веществ и
формированию здорового образа
жизни в рамках месячника
«Экстремизму –НЕТ!», «Внимание –
подросток!», «Жизнь без наркотиков»
Дебаты «Наркотикам – нет!»
2
2
Создание
методической
копилки
мероприятий
по
профилактике
3
I четверть
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
1
1
1
2
2
2
2
4
2
2
3
1
2
1
1
2
1
12
13
14
15
16
правонарушений,
алкоголизма и
употребления ПАВ обучающимися.
Организация выставки литературы по
вопросам
профилактики
правонарушений,
алкоголизма и
употребления ПАВ для учащихся в
школьной библиотеке.
Составление памятки для родителей по
профилактике суицида. Причины,
черты подросткового суицида.
Оформление стендовой информации
«Телефоны доверия», «Телефоны
горячей линии».
Изучение нормативных документов.
Устав школы.
Анализ работы ОПП за 1 четверть
2
1
1
2
1
1
2
2
6
4
2
2
1
1
Изучение нормативных документов.
Международная Конвенция ООН о
правах ребенка.
Изучение нормативных документов.
Конституция РФ.
6
5
1
6
5
1
Изучение нормативных документов.
Уголовный кодекс РФ.
Изучение нормативных документов.
Кодекс об административных
правонарушениях.
Изучение нормативных документов.
Социальный паспорт микрорайона и
школы.
Анализ работы ОПП за 2 четверть
6
5
1
6
5
1
4
2
2
2
1
1
3
1
2
3
1
2
II четверть
1
2
3
4
5
6
III четверть
1
2
Выявление детей, оказавшихся в
социально-опасном положении.
Взаимосвязь с классными
руководителями и оказание помощи в
учебно-воспитательном процессе.
Выявление детей «группы риска»,
10
склонных к правонарушениям. Анализ
причин правонарушений,
совершаемых учащимися.
Формирование банка данных на
«трудных» подростков, подростков из
неблагополучных семей.
Осуществление социального
патронажа детей группы риска и их
семей с инспектором ПДН
Дискуссия: «Причины
трудновоспитуемости подростков».
«Роль семьи и школы в воспитании
нравственных качеств подростков».
«Роль семьи в профилактике
совершения правонарушений
подростков».
Дискуссия: «Профилактика драк и
агрессивного поведения учащихся».
Составление анкет для учащихся,
родителей, педагогов.
Анализ индивидуальных
профилактических бесед с учащимися,
нарушающих правила внутреннего
распорядка и поведения в школе,
учащихся, отстающих в учебе.
Составление анкет для трудных
учащихся, с целью выяснения их
занятости во внеурочное время.
Составление списка объединений
дополнительного образования.
Вовлечение учащихся «группы риска»
в кружки и секции.
Физическая подготовка .
11
12
3
4
5
6
7
8
9
13
14
4
1
4
3
4
4
2
2
4
2
2
4
2
2
2
2
2
1
1
4
4
Создание сайта «ОПП»
1
1
Создание правового отдела в
библиотеке, подбор нужной
литературы.
Оформление информационных стендов
для родителей «Права и обязанности».
Оформление рубрики «Твое будущее в
2
2
3
3
3
3
15
твоих руках» в классных уголках.
Анализ работы ОПП за 3 четверть
2
1
1
Подготовка к проведению
тематических классных часов: «Права
и ответственность
несовершеннолетних»
Подготовка к проведению
родительских лекториев:
«Что такое наркомания?»,
«Здоровый образ жизни – залог
жизненного успеха»,
«Курить – здоровью вредить!»
3
2
1
4
2
2
Ролевая игра «Юный Юрист»
(подготовка и проведение детской
игры «Ребята, давайте жить дружно!»
в 4 классах по Всеобщей декларации
прав человека)
Подготовка к проведению
анкетирования по изучению состояния
профилактической работы в классах.
Викторина «На пороге к выбору
профессий. Калейдоскоп профессий»
(подготовка и проведение).
Составление анкеты по диагностике
профессионального предпочтения
учащихся, состоящих на всех формах
профилактического учета
в вопросах профессионального
самоопределения.
Разработка методических
рекомендаций, в помощь классным
руководителям для более
эффективной работы по
профилактике правонарушений и
формированию правовой культуры
Обсуждение предварительной летней
занятости учащихся, состоящих на
учете. Сбор информации.
Организация помощи в
трудоустройстве выпускникам и
4
1
3
2
1
1
3
1
2
3
1
2
4
1
3
3
1
2
3
1
2
IV четверть
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
учащимся, в организации летнего
отдыха.
«Пропаганда идей отряда» в школе «Вступайте в ОПП!».
Итоговое заседание ОПП. Анализ
проделанной работы за 4 четверть и за
учебный год.
Итого:
2
2
2
1
1
99
48
51
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ
ПРОГРАММОЙ
Для решения поставленных задач учитывается сложившееся социальнопедагогическое
правонарушений.
воспитательной
пространство
Программа
работы
школы,
связанное
используется
в
как основной документ.
с
профилактикой
школьной
При
системе
планировании
профилактической работы учитываются районные и республиканские
положения
о
сотрудничество
правовом
воспитании
осуществляется
с
обучающихся.
учреждениями,
Более
тесное
находящимися
на
территории муниципального образования, разрабатываются совместные
планы работы, проводятся общие мероприятия. Образовательное учреждение
активно сотрудничает с отделом внутренних дел и ГИБДД по району, что
позволило создать систему работы по профилактике правонарушений.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Результаты программы можно будет оценить по следующим критериям:
•
Стабильный интерес учащихся к отряду;
•
Массовость, активность участия детей в мероприятиях по данной
направленности;
•
Проявление лидерских качеств, самостоятельности;
•
Результативность по итогам школьных, районных, республиканских,
российских конкурсов.
Информационные ресурсы
1. Всеобщая Декларация прав человека.
http://www.un.org/russian/topics/humanrts/hrschool.htm
2. Гражданский кодекс РФ (извлечения)
3. Григорьева Н.А. Подготовка учащихся 9-11 классов к олимпиадам по
праву.- Панорама, 2006
4. Иоффе А.И. Методические материалы по гражданскому образованию:
учебное пособие – М.: 2003
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях (извлечения)
6. Конвенция о правах ребенка (извлечения): http://www.hri.ru
7. Конституция Российской Федерации
8. Международный пакт о гражданских и политических правах (извлечения)
9. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
(извлечения)
10. Мозаика граждановедения: учебно-методические рекомендации.- Брянск:
2005
11. Семейный кодекс РФ (извлечения)
12. Трудовой кодекс РФ
13 Уголовный кодекс РФ
14. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (извлечения)
15. Элективный курс практического права «Детский правозащитный
университет»:
методическое пособие/ сост. О.А.Северина., Е.Н.Сорокина; под ред. О.В.Козачек,
В.В.Черникова.- М.: Глобус, 2017
16. 900igr.net - Презентации по праву
17. www.pravo.aodb-blag.ru - Детский центр правовой информации
18. http://www.pravadetey.ru/index.html - «Права ребенка - твои права» информационно-правовой ресурс для детей
19. Детский правовой сайт http://mir.pravo.by/
20. Школьный сектор ассоциации "Реларн" : правовая защита детей, новости для
детей, учителей http://school-sector.relarn.ru/