МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации Ординского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ординская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
педагогического совета
директор
МБОУ
«Ординская СОШ»
Протокол №1
от «28» августа 2023 г.
приказ № 258
от «28» августа 2023 г.
Рабочая программа
«Рассказы по истории Отечества»
5 класс
2023-2024 учебный год
Руководитель: Басанова Любовь Александровна
2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Рассказы по истории Отечества» для 5 класса, входящего в предметную область
«Общественнонаучные предметы» и реализующего воспитательный потенциал учебного предмета «История России», составлена с
учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к
результатамосвоения и к структуре основной образовательной программы основного общего образования,
Примерной программы учебного курса «Рассказы по истории Отечества» (предметнаяобласть «Общественно-научные
предметы») для образовательных организаций, реализующих программыосновного общего образования Одобрена (решением
федерального учебно-методическогообъединения по общему образованию (протокол от 26 октября 2020 г. № 4/202020 г.
https://fgosreestr.ru);
Примерной программы воспитания на уровне основного общего образования и с опорой на следующие нормативные
документы ( Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня
2020 г. № 2/20). https://fgosreestr.ru).
Рабочая программа курса "Рассказы по истории Отечества'' реализовывается
-Общественно-научные предметы. Рассказы по истории Отечества. 5 класс: учебник/ Д М . Володихин, С Н Рудник; под редакцией О.
Ю. Васильевой - 2 изд., стер. - Москва: Просвещение, 2022.
Общественно-научные предметы. Рассказы по истории России. 5 класс : методическое пособие для учителя / О. А. Борисова. —
Москва : Просвещение, 2021.
Общая характеристика курса
Учебный курс «Рассказы по истории Отечества» использует воспитательные возможности содержания учебного предмета «История
России» в рамках модуля «Курсы внеурочной деятельности», определяемого Программой воспитания.
Цель курса «Рассказы по истории Отечества» - патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся посредством
приобщения ихк историческому и культурному наследию нашей страны и реализации воспитательного потенциала содержания
предмета «История России» через подбор соответствующего материала для чтения, создание проблемных ситуаций для обсуждения
на занятиях, использование интерактивных форм работы с обучающимися, характерных для внеурочной деятельности.
Направленность курса на личностное развитие обучающихся отвечает целевым установкам Программы воспитания.
Сформулированный в Программе воспитания современный национальный воспитательный идеал определяет цель воспитания в
общеобразовательной организации как создание условий для личностного развития обучающегося, в процессе которого формируется
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального
народа Российской Федерации.
Воспитательный идеал основывается на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек), к которым можно отнести и историю как одну из основных форм самосознания нашего народа.
В цели предмета «История России» традиционно входит передача от поколения к поколению нравственных ценностей единого
российского народа, что способствует формированию и воспитанию личности и гармонично сочетается с целями программы по
воспитанию и социализации обучающихся подросткового возраста на уровне основного общего образования. Программа воспитания
называет целевым приоритетом на этом уровне образования создание благоприятных условий для развития, социально значимых
отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая
завещана ему предками и которую нужно оберегать;
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со
стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе
в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают
ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать
чувства одиночества;
* к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное
будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития обучающегося, так как именно
ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Содержательно курс «Рассказы по истории Отечества» соотносится с учебным предметом «История России», предваряя его
систематическое изучение в 6-9 классах. Данный учебный курс направлен на личностное развитие обучающихся в соответствии с
практической реализацией цели и задач воспитания в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности, что
позволяет соединить решение следующих воспитательных и образовательных задач:
*
усваивать знание основных норм, которые российское общество выработало на основе своих базовых ценностей;
*
формировать позитивное отношение к базовым общественным ценностям;
приобретать соответствующий этим ценностям опыт поведения, опыт применения сформированных знаний и отношений на
практике;
создавать благоприятные условия для формирования ценностного отношения к Родине, родному краю, бережного отношение к
природе и человеку;
воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к историческому прошлому на основе осознания значимости
цивилизационного наследия России;
формировать желание вносить личный вклад в сохранение и преумножение культурного наследия нашего государства, мира в целом;
формировать отношение к истории как одной из основных форм самосознания нашего народа;
формировать гражданскую идентичность через расширение исторической грамотности, сопереживание и осознание принадлежности
к истории Отечества;
развивать познавательный интерес к историческим знаниям; развивать умение самостоятельно оценивать события прошлого;
развивать умение излагать свою точку зрения, творчески представлять исторические знания, осознавать значимость изучения
истории Отечества для своего дальнейшего развития;
создавать условия для раскрытия творческого потенциала обучающихся.
Место курса в учебном плане
Учебный курс «Рассказы по истории Отечества» изучается на уровне основного общего образования в качестве предмета
формируемого участниками образовательных отношений в 5 классе. Общая недельная нагрузка составляет по 0,5 час в неделю, 17
часа в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»
Планируемые результаты освоения учебного курса «Рассказы по истории Отечества» соответствуют планируемым результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО), которые представляют собой систему
ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу
образовательной программы. Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной,
сущностный вклад примерной программы курса «Рассказы по истории Отечества» в развитие личности обучающихся, их
способностей.
Сохраняя содержательную связь с учебным предметом «История», учебный курс «Рассказы по истории Отечества» 5 классе
поможет в решении разнообразных задач, направленных на достижение планируемых освоения предмета «История». Прежде всего,
он поможет закрепить результаты, достигнутые обучающимися в начальной школе при освоении модуля по отечественной истории
как составляющей курса «Окружающий мир», а затем, постепенно усложняя содержание и формы деятельности на занятиях, нести
пятиклассников к новому уровню предметной компетентности, отраженному в стандарте основного общего образования. В то же
время учебный курс «Рассказы по
истории Отечества» как курс внеурочной деятельности поможет активнее добиваться именно тех результатов, которым обычно
меньше внимания уделяется на меньше внимания уроках истории. Формат курса внеурочной деятельности предусматривает создание
обучающимися самостоятельно или под руководством учителя, индивидуально или в группе сложных творческих «продуктов»,
организацию и проведение межклассных и межвозрастных мероприятий, направленных на обеспечение позитивной динамики
развития личности обучающихся.
В соответствии с положениями ФГОС основного общего образования личностные результаты изучения курса должны отражать:
*
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
*
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
*
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
*
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
*
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
*
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
*
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
*
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты освоения курса должны отражать:
*
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
*
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
*
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией;
*
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
*
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
*
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
*
смысловое чтение;
*
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
*
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей
и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью;
*
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
Предметные результаты освоения курса:
*
приобретение первоначальных навыков работы с исторической информацией;
*
формирование умения восстанавливать последовательность и длительность событий;
*
расширение исторических представлений о разных эпохах истории Отечества, приобретение начального опыта осмысления
деяний личностей и народов в истории своей страны;
*
готовность пополнять исторические знания, применять их для сохранения исторических и культурных памятников страны.
Федеральный государственный стандарт среди планируемых результатов образования не случайно на первое место ставит
личностные характеристики обучающегося. Воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности, нравственной
требовательности - первостепенная задача всего школьного обучения. Материал курса «Рассказы по истории Отечества»
предоставляет подростку возможность в полной мере ощутить принадлежность к своему народу, своей стране, её культуре.
Знакомясь со сложными, порою трагическими событиями прошлого нашей страны учащиеся смогут соприкоснуться с примерами
героизма и самоотверженности во имя Родины. В этом заключается воспитывающая функция истории. По мере освоения содержания
у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осознания приоритета общественного интереса над личностным и
уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на том, что личность проявляется только в сотрудничестве,
согласии с обществом и благодаря ему.
Данная программа имеет ценностно - ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе
самоидентификации младших подростков основной школы.
Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие
индивидуальности. Личностно-деятельностное усвоение курса в соответствии с программой обеспечит сформированность у
школьников таких качеств, как целеполагание, интерес к познанию, готовность ко всему новому, дисциплинированность,
ответственность, коммуникативность, социальная активность.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА» 5 КЛАСС.
Тема 1. Введение. Рождение Руси
Формы организации и виды деятельности: беседа, создание карты-аппликации, диалог-игра, инсценировка.
Тема 2. Древняя Русь
Великая княгиня Ольга — устроительница Руси. Отвага и гибель князя Святослава. Крещение Руси. Владимир Святой.
Образование в Древней Руси. Ярослав Мудрый. Господин Великий Новгород. Нашествие Батыя. Ледовое побоище. Сергий
Радонежский — игумен земли Русской. За свободу Руси! Куликовская битва.
Тема 3. Московское государство)
Русь обретает свободу. «Стояние» на реке Угре. Единая страна — единые законы. Судебник 1497 года. Москва строит новый
Кремль. В Россию приходит книгопечатание. Смута. Освобождение Москвы. Освоение Сибири. Семен Дежнев.
Тема 4. Российская империя
Основание Петербурга. «Гром победы, раздавайся!». Полтава и Гангут. Заводская держава Урала. Век императриц. Борьба за
Крым. Отечественная война 1812 года. Бородинская битва. Освобождение крестьян. Строительство Транссибирской магистрали.
Первая мировая война: героизм и милосердие.
Тема 5. Советская Россия
СССР Россия на переломе истории. Революция и Гражданская война. К чужим берегам. «В буднях великих строек...».
Сражение под Москвой. Разгром гитлеровских войск под Сталинградом. Первые в космосе! Когда взрослые были детьми.
Тема 6. Современная Россия
«Петр Великий» выходит в море. Время доброй надежды. Воссоединение Крыма с Россией.
Тематическое планирование по учебному курсу «Рассказы по истории Отечества» с учетом рабочей программы воспитания
Тематическое планирование по учебному курсу «Рассказы по истории Отечества» для 5 класса составлено с учетом рабочей
программы воспитания. Важнейшим приоритетом воспитания обучающихся ООО является создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений школьников.
Тематическое планирование
по учебному курсу «Рассказы по истории Отечества»
С определением основных видов учебной деятельности.
5 класс (17 ч)
№ п\п Тема
Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся (на
уровне учебных действий)
1
Введение. Рождение
постановка минисцен с опорой на исторический источник, составление устного
Руси (1час)
рассказа; выступление с подготовленным сообщением, составление «репортажа с места
событий», викторина, работа с интернетресурсами
2
Древняя Русь (3 часов)
работа с историческими источниками (летописными рассказами), постановка минисцен
с опорой на исторический источник, составление устного рассказа; выступление с
подготовленным сообщением, составление «репортажа с места событий», викторина,
работа с интернетресурсами
3
Московское государство работа с историческими источниками (текстами законов), составление устного рассказа;
(1 часов)
выступление с подготовленным сообщением, игра с пословицами, составление
экскурсионного буклета, работа с интернетресурсами, организация модели музейной
выставки, диспут, создание плаката Освобождение Москвы» ко Дню народного
единства, создание картыаппликации
4
Российская империя (5
работа с интернетресурсами, прослушивание аудиозаписей, работа с историческими
часов)
исто чниками (текстом Манифеста 1861 г ), проведение исторического диспута
«Опровержение исторических мифов об Отечественной войне 1812 года», заполнение
контурных карт, виртуальная поездка по железной дороге на Дальний Восток
5
Советская Россия. СССР составление устного рассказа; выступление с подготовленным сообщением, составление
(6 часов)
плана рассказа, работа с интернетресурсами, создание плакатов, защита проекта,
прослушивание удиозаписей, составление «репортажа с места событий», создание
рисунков, интервьюирование старших членов семьи, создание выставки «Когда
взрослые были детьми», создание фотоколлажей
6
Современная Россия (1 составление устного рассказа; выступление с подготовленным сообщением, составление
часа)
плана рассказа, работа с интернетресурсами, создание рисунков, интервьюирование
старших членов семьи
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО КУРСА «РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»
3
Нашествие Батыя
4
Ледовое побоище
5
Освоение
Дежнев.
Сибири.
подготовленным
сообщением, составление
8
1
«репортажа
с
места
Тема 3. Московское государство
(1 часов) викторина,
событий»,
работа
с
14
27.72
интернетресурсами
1
7
Семен
1
httD://www.hro стр. 19-22
no.inlb
httD://www.hro стр.34^0
no.inlb
httnV/www.hro стр.76-81
no.mlb
Тема 4. Российская империя (5 часов)
6
7
8
9
«Гром победы, раздавайся!».
Полтава и Гангут
Заводская держава Урала
Отечественная война 1812
года.
Бородинская
битва
Освобождение
крестьян
10
Первая
мировая
война:
героизм и милосердие
11
12
Россия на переломе истории.
Революция и Гражданская
«В буднях Великих строекм
война.К чужим берегам.
Сражение под Москвой.
13
14
15
Разгром гитлеровских войск
под Сталинградом
Первые в космосе!
16
Повторительнообобщающий урок по теме:
Советская Россия. СССР.
17
«Петр Великий» выходит в
море.
Время
доброй
надежды.
Воссоединение
Крыма с Россией
работа
с
интернетресурсами,
прослушивание
аудиозаписей, работа с
19
1
историческими
исто
чниками
(текстом
20
1
Манифеста 1861 г ),
22
1
проведение исторического
Тема 5. Советская Россия. СССР
(6 часов)
диспута
«Опровержение
16
17
24
25
26
27
28
30
31
1
1
составление
устного
рассказа; выступление с
1
подготовленным
сообщением, составление
1
плана рассказа, работа с
1
интернетресурсами,
создание плакатов, защита
1
проекта, прослушивание
1
удиозаписей, составление
«репортажа с места
Тема 6. Современная Россия (1 часа)
событий^^, создание
рисунков,
1
составление
устного
интервьюирование
рассказа; выступление с
старших
членов семьи,
подготовленным
создание
выставки
«Когда
сообщением,
составление
взрослые
бьыи детьми»,
плана рассказа,
работа с
создание
фотоколлажей
интернетресурсами,
1
httD://www.hro стр.92-96;
no.inlb
97- 101
htto: //WWW. стр. 119-126
hrono.
info
httD://www.hro
стр. 126-132
no.info
httn://www.hro стр. 137-143
no.inlb
httD://www.hro стр. 143no.iiif6
15М54
стр. 154-159
httD://www.hro стр. 159 165
iio.in(o
httD://www.hro стр. 165-174
no.ir)lb
httD://www.hro стр.174-179
no.infb
httn://www.hro Повторить
no.mlb
стр.143-179
htto://www.hro стр.179-184no.info
188
(баз
овы
й
уро
вен
ь) 5
кла
сс
Сроки прохождения материала
№
Наименование раздела,
темы, урока
5
№
п/п
план
факт
Реализация Приложение
Характеристика основных электронного (домашнее
обучения и/или
видов деятельности
задание)
(на
уровне
учебных дистанционного
обучения
доетижений)
Тема . Введение. Рождение Руси (1 час)
1
Введение. Рождение Руси
1
2
Великая княгиня Ольга —
устроительница Руси
2
постановка минисцен с www.schoolВведение
опорой на исторический collection.edu.ru стр. 3; стр.
источник,
составление
4-8
устного
рассказа;
выступление
с
Тема 2. Древняя Русь (3 часов)
подготовленным
сообщением,
составление httnV/www.hro стр. 8-13
14.09
работа
с историческими
1
«репортажа
с
места no.inlb
источниками
событию^,
(летописными викторина,
работа
1штернет
рассказами),с постановка
рсс\'рсами
минисцен с опорой на
исторический источник,
составление
устного
рассказа; выступление с
1
11