МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации Ординского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ординская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Ординская
СОШ»
Приказ №258 от 28.08.2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Я и закон»
9 класс
Руководитель:
Басанова Любовь Александровна
Орда, 2023 г.
Актуальность курса обусловлена необходимостью повышения
правовой культуры граждан. Учащиеся должны уметь пользоваться
своими знаниями, уметь анализировать, делать выводы,
анализировать ситуацию, сделать выбор и брать на себя
ответственность на основе своих социальных и гражданских
приоритетов. Кружок «Я и Закон» предназначен для учащихся 9
классов базовой подготовки с ориентацией на гуманитарный цикл,
и на учащихся других профилей, занимающих активную
гражданскую позицию. Кружок выполняет функцию поддержки
основных курсов предмета «Обществознание» и ориентирован на
расширение и углубление предметных знаний, на развитие
практических навыков.
Кружок рассчитан на 34 часа.
Цели и задачи кружка:
-Максимально способствовать развитию правовой культуры
учащихся - будущих самостоятельных граждан РФ - через
усвоение ими Основного Закона;
-Формирование
человека
гражданина,
гражданственности и любви к Родине;
воспитание
-Воспитание
общероссийской
идентичности,
социальной
ответственности;
приверженности
к
гуманистическим
и
демократическим ценностям, положенным в основу Конституции
Российской Федерации;
-Формирование опыта применения полученных знаний и умений
для решения типичных задач в области социальных отношений; в
сферах:
гражданской
и
общественной
деятельности,
межличностных отношений, познавательной, коммуникативной,
семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области
социальных и гуманитарных наук;
-Овладение умениями получения и осмысления социальной
информации, систематизации полученных данных; освоение
способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности в характерных социальных ролях.
Учебно-тематический план
№
Тема занятий
п.п.
1.
Введение
Кол-во Виды деятельности
часов
1
2.
3.
Право
Государство
4
4
4.
Правоотношение,
правосознание
Конституционное
право
4
Повторительнообобщающее
занятие.
Личные права
2
Политические
права
Уголовное право
Административно
е правоотношение
и
административная
ответственность
Экономические,
социальные,
культурные права
Процессуальные
права и свободы
4
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
4
4
5
5
4
5
Общие гарантии 4
прав и свобод
человека
и
гражданина
Повторительно2
обобщающее
Практикум
Лекция
с Чтение
мотивационной
Конституции РФ
беседой
Работа в группах
Анкетирование
Деловая игра «Мое Выполнение
государство»
творческих
работ
Семинар
Чтение УК РФ
Лекция
мотивационной
беседой
Тестирование
с Чтение
Конституции РФ
Деловая игра «Имею
право»
Работа в творческих
группах
Деловая игра
Семинар
Анкетирование
«Знаешь?..»
Мой выбор
Чтение УК РФ
Выполнение
творческих
работ
Работа в творческих Выполнение
группах.
творческой
работы. Таблица.
Деловая игра «Суд Посещение
идет»
судебного
заседания
Работа
с
текстом Подготовка
к
Конституции
РФ. внеклассному
Анализ.
Рефлексия. мероприятию.
Философское эссе.
Тестирование
15.
занятие
Семья и право
5
16.
Муниципальное
право
5
17.
Экологическое
право
4
18.
Итоговое занятие
2
Работа в творческих Выполнение
группах
творческих
работ.
Деловая
игра Анкетирование.
«Регулирование
местного
самоуправления.
Лекция
с Выполнение
мотивационной
творческих
беседой
работ.
Открытое внеклассное Чтение
мероприятие ко Дню Конституции РФ
Конституции
Формы и методы работы:
-Работа с научными и публицистическими текстами, работа с
источниками;
-Дискуссии, беседы, интерактивные лекции;
-Тестирование,
-Презентация творческих работ;
- Предполагается текущий и итоговый контроль.
Предполагается, что ученики, прошедшие кружок, будут
обладать
-хронологическими знаниями и умениями;
-знанием фактов;
-умением работать с источниками;
-Умением описывать, анализировать, объяснять;
-умением излагать, сравнивать предполагаемые исторические
версии и оценки.
Получат опыт:
-участия в групповой работе;
-планирования при проведении индивидуального или группового
исследования;
-участия в дискуссии, в деловой игре;
-устной презентации;
-рефлексии собственной деятельности;
-участия в планировании и проведении социального действия.
Содержание кружка «Я и Закон»
Введение. Лекция с мотивационной беседой. Необходимость
знания Конституции РФ, практическая ценность этих знаний.
Тема2. Право: основные понятия о системе норм и месте
права в ней. Система права. Источники права. Правовая норма.
Тема3. Государство: понятие государства, его признаки и
функции. Теории происхождения государства. Формы государства.
Механизм государства. Правовое государство.
Тема4. Правоотношение. Правосознание: понятие, признаки,
структура, виды. Правоохранительные органы и их функции.
Общественный порядок, правопорядок. Правомерное поведение,
правонарушение, юридическая ответственность.
Тема5. Конституционное право: основы конституционного
строя.Основы правового положения человека и гражданина.
Федеративное
устройство
России.
Система
органов
государственной власти.
Тема7. Личные права (определяют статус человека как
биосоциального организма): право на жизнь, на достоинство, на
свободу, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность
жилища, на выбор места жительства и свободное передвижение, на
пользование родным языком и определение национальности, право
на информацию и на защиту информации, на свободу совести,
свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав и
юридическую помощь.
Тема8. Политические права (определяют статус человека
как субъекта политической общности-государства): право на
объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций,
право участвовать в управлении государством, избирать и быть
избранным в органы государственной власти и управления.
Тема9. Уголовное право: понятие уголовного права.
Преступление. Уголовная ответственность. Уголовное наказание.
Тема
10.
Административное
правоотношение
административная ответственность: виды, признаки.
и
Тема11. Экономические, социальные, культурные права
(определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности,
члена гражданского общества, участника культурной жизни): право
частной собственности, право на свободное предпринимательство,
на труд, на отдых, на образование, на забастовку, на жилище, на
медицинское обслуживание, на социальное обеспечение, на участие
в культурной жизни, на свободу творчества.
. Тема12. Процессуальные права и свободы (определяют статус
человека как участника уголовного процесса и направлены на
исключение произволов в судебном разбирательстве): право на
юридическую помощь, презумпция невиновности, запрет
повторного осуждения, недействительность незаконно полученных
доказательств, право на пересмотр договора вышестоящим судом,
отсутствие обязанности самообвинения, запрет обратной силы
закона, права потерпевших на защиту от преступлений и
злоупотреблений властью.
Тема13. Общие гарантии прав и свобод человека и
гражданина: защита прав и свобод – обязанность государства.
Самозащита прав и свобод, судебная защита, но возможность их
ограничения.
Тема 15. Семья и право: понятие семьи. Брак и супружество.
Правоотношение родителей и детей. Воспитание детей оставшихся
без попечения родителей.
Тема16. Муниципальное право: понятие муниципального
права. Теория и история местного самоуправления. Правовое
регулирование местного самоуправления.
. Тема17. Экологическое право: понятие экологического права.
Законы об охране природы и окружающей среды. Экологические
правоотношения. Экологические правонарушения.
Источники и литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Введение в обществознание. Учебное пособие для 8-9
классов. Под редакцией Л. Н. Боголюбова - М.,1996.
3. Дианова Р. И. Тесты по обществознанию. 11 класс-М.,2000.
4. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество».
Под ред. Л. Н. Боголюбова-М.,2001.
5. ЕГЭ. Тестовые задания. Обществознание.
6. Комментарии к Конституции РФ-М.,1994.
7. Конституция РФ: словарь-справочник для школьниковМ.,1995.
8. Международное и гуманитарное право - М.,2000.
9. Методическое пособие по интерактивным методам
преподавания права в школе-М.,2002.
10. Юридический словарь.