Рабочая программа курса внеурочной деятельности ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации Ординского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ординская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Ординская СОШ»
Приказ №258 от 28.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Основы педагогики и психологии»
10-11 класс

Орда, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшей задачей современной системы образования в нашей стране
является ранняя профориентация обучающихся, одно из направлений
которой нацелено на выявление и поддержку педагогически одаренных
детей. Деятельность по выявлению и развитию педагогической одаренности
приобретает системный характер в рамках психолого-педагогических
классов, обеспечивая создание системы непрерывного педагогического
образования.
Примерная рабочая программа учебного курса «Основы педагогики и
психологии» для учащихся 10–11 классов общеобразовательных организаций
(далее

–

Программа)

Федерального
общего

разработана

государственного

образования

(далее

–

в

соответствии

образовательного
ФГОС

СОО),

с

требованиями

стандарта

среднего

примерной

основной

образовательной программой среднего общего образования, а также
примерной программой воспитания, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2
июня 2020 г. № 2/20). Программа разработана в помощь обучающимся,
чтобы посредством метода активного включения в познавательную и
волонтерскую

деятельность

школьники

могли

принять

решение

о

правильности предпрофессионального выбора; включиться в процесс
самоопределения,

саморазвития,

самовоспитания

и

самообразования.

Программа ориентирована на достижение метапредметных результатов и
развитие функциональной грамотности обучающихся.
Нормативно-правовой базой для создания Программы являются:
− Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021);
− Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования» от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020);
− Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования, одобренная решением Федерального учебно-методического

объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з);
Программа определяет цель, задачи, содержание и организацию
изучения курса «Основы педагогики и психологии» на уровне среднего
общего образования, а также планируемые результаты его освоения. При
разработке рабочих программ учителя могут вносить свои дополнения в
структуру изучения материала и варьировать часы для его изучения.
Целью реализации
профессионального

Программы

является

самоопределения

создание условий

обучающихся

и

для

формирования

позитивной установки на выбор педагогической профессии.
Задачи реализации программы:
− мотивировать школьников на осознанный профессиональный выбор
и

потребность

в

профессиональном

самоопределении

с

помощью

формирования системного представления о педагогической деятельности;
− формировать осмысленное отношение к специфике педагогической
профессии, профессионально значимым качествам личности педагога и
требованиям к профессиональной педагогической деятельности;
− развивать у обучающихся навыки конструктивного общения,
саморегуляции поведения и деятельности, способности работать в команде.
− развивать

проектные

и

исследовательские

умения,

умения

самостоятельно работать с информацией;
− обеспечить практический опыт исследовательской работы.
Общая характеристика учебного курса
Программа учебного курса «Основы педагогики и психологии» на
уровне среднего общего образования обеспечивает междисциплинарные
связи с учебными предметами «Обществознание», «Биология», «Русский
язык», «Технология», «Учебный проект»; с примерной программой
воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 02 июня 2020 г. № 2/20).
Методологической

основой

Программы

является

системно-

деятельностный подход, предполагающий активную учебно-познавательную

деятельность обучающихся, формирование готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию, в данном случае в области психологии и
педагогики.
В рамках освоения Программы происходит развитие метапредметных
умений, включающих, наряду с другими, универсальные учебные действия:
способность формулировать и аргументировать собственную точку зрения,
самостоятельно выбирать оптимальные коммуникативные стратегии в
различных ситуациях общения. Таким образом, Программа направлена не
только на получение целостной системы знаний об основах педагогики и
психологии, но и на достижение метапредметных и личностных результатов.
Основные содержательные линии учебного курса представлены в
программе «Основы педагогики и психологии» в виде модулей, изучение
которых обеспечивает достижение поставленной цели. Программа учебного
курса не дублирует программы соответствующих дисциплин для вузов, а
является пропедевтическим курсом для обучающихся старших классов.
Каждая тема программы направлена на решение конкретной задачи, для
которой разрабатывается соответствующий кейс (основы теории, цитаты и
портреты педагогов, схемы для анализа, примеры конкретных ситуаций,
ключевые слова, проблемные вопросы, описание методов для практической
работы, др.).
Место учебного курса в учебном плане
Изучение основ педагогики и психологии на уровне среднего общего
образования

предполагается

за

счет

часов

части

учебного

плана,

формируемой участниками образовательных отношений, в объеме 136 часов:
в 10 классе – 68 часов, в 11 классе – 68 часов.
Планируемые результаты освоения курса
В результате освоения программы курса «Педагогика и психология»
обучающиеся будут знать:
- специфику педагогической профессии,
- какие личностные качества профессионально значимы для педагога;

- основные

требования

к

профессиональной

педагогической

деятельности;
- ключевые термины и понятия, характерные для педагогики и
психологии, изучаемые в рамках данного курса;
- методы и приемы изучения поведения человека с точки зрения
различных образовательных ситуаций;
- о способностях человека, их природе, о стратегиях личностного
развития, успешного образовательного и социального взаимодействия.
Будут уметь:
− проектировать стратегию собственного профессионального и
личностного развития, в том числе в области дальнейшего освоения
педагогической профессии;
− работать в команде для совместного решения поставленных задач, в
том числе проектно-исследовательских;
− самостоятельно работать с информацией.
Будут иметь опыт:
− организации совместной деятельности и общения, в т. ч. в
виртуальной среде, проектирования условий и средств продуктивной
коммуникации в контексте учебной деятельности;
Смогут сделать осознанный профессиональный выбор в отношении
педагогической профессии.
Поскольку учебный курс «Основы педагогики и психологии» изучается
на уровне среднего общего образования за счет часов части из учебного
плана, формируемой участниками образовательных отношений, обучение
обеспечивает:
− удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
− развитие личности обучающихся, их познавательных интересов,
интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
− развитие навыков самообразования и самопроектирования;
− углубление, расширение и систематизацию знаний в психолого-

педагогической области;
− совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта
познавательной

деятельности,

профессионального

самоопределения

обучающихся.
Результаты

изучения

учебного

курса

«Основы

педагогики

и

средствами

педагогики

и

психологии» способствуют:
− развитию

личности

обучающихся

психологии: развитию их общей культуры, мировоззрения, формирование
ценностно-смысловых установок;
− развитию
способностей,

познавательных,
готовности

и

регулятивных
способности

и
к

коммуникативных
саморазвитию

и

профессиональному самоопределению;
− обеспечению профессиональной ориентации обучающихся.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Итоговая оценка складывается из результатов оценки метапредметных и
предметных результатов.
Оценка метапредметных результатов
Оценивание заявленных в Программе метапредметных результатов
осуществляется по результатам проектно-исследовательской деятельности
обучающихся.
Система оценки предметных результатов
Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе
текущего, промежуточного, так и итогового оценивания.
Критерии оценивания письменных работ (эссе)
Эссе – основная форма проверки умения правильно и последовательно
излагать свои мысли (или услышанный текст) и проверки уровня развития
речи обучающихся.
При оценивании эссе внимание обращается прежде всего на содержание
и речевое оформление, при этом учитываются:

− соответствие работы обучающегося теме и основной мысли;
− полнота раскрытия темы;
− правильность фактического материала;
− последовательность изложения;
− умение использовать языковые средства в соответствии со стилем,
темой.
Проектная и исследовательская работа
Критерии оценки проектной и исследовательской работы:
− самостоятельность в постановке проблемы в рамках определенной
темы и в выборе способов ее решения, включая поиск и обработку
информации;
− самостоятельность в формулировке, обосновании и апробации
выводов;
− сформированность предметных знаний и способов действий для
раскрытия содержания работы;
− правильность

оформления

и

изложения

результатов

исследовательской работы
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Основное

содержание

учебного

курса

«Основы

педагогики

и

психологии» делится на блоки «Основы педагогики и психологии, 10 класс»
и «Основы педагогики и психологии, 11 класс».
10 класс
Педагогические классы. Искусство самоопределения
Педагогические классы. Как и зачем создавались классы в 20-м и 21-м
веках. Искусство выбора в современном мире и образовании. Правильно ли я
выбрал профиль для обучения и карьеры? Как мы будем учиться?
Обоснование методов и подходов к построению совместного образования и
индивидуального образовательного маршрута. Как работать с текстом
учащихся, другими учебными материалами?

Кому и зачем нужна педагогика? Педагогика как часть культуры
человечества
Педагогика в динамике и развитии, педагогика как важнейший
компонент культуры человечества. Наука о счастье и благополучии
человечества.

Историко-культурный

анализ

динамики

развития

педагогических практик. Педагогика и ценностно-смысловое единство мира.
Педагогика и технологический прогресс. Педагогика будущего.
Психология в жизни каждого из нас
Для

чего

нужна

психология?

Житейская

и

профессиональная

психология. Место психологии в системе наук. Как психология помогает
понять человека? Будущее психологии и ее перспективы.
Человек как уникальная личность в социальном взаимодействии
Личность человека и ее уникальность. Факторы развития личности.
Внутренняя позиция личности. Потенциал и ресурсы личности. Личность в
современном

мире.

Возможности

Человек

личностного

на

пересечении

развития

и

социальных

успешного

реалий.

социального

взаимодействия.
Развитие личностного потенциала человека
Развитие

психики

человека.

Личностные

и

характерологические

особенности человека. Всё об эмоциях. Искусство управления эмоциями.
Эмоциональный

интеллект

в

жизни

и

профессии.

Психологическая

готовность к самостоятельному принятию решений.
Как мы учимся? Искусство эффективного познания. Человек как
субъект деятельности
Умение решать задачи, школа кейсовых практик. Чтение и письмо в
образовательном процессе. Эффективная обратная связь и самооценка.
Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Познание

как

совместная деятельность.
Учимся учиться самостоятельно
От «Матетики» Коменского к внутрифирменному обучению. Учимся

друг у друга, учимся вместе, учимся у лучших. Целеполагание. Внутренняя и
внешняя

мотивация

учения.

Выученная

беспомощность.

Развитие

познавательных интересов. Уровень притязаний и самооценка. Способы и
приемы самостоятельной работы. Ресурсы для самостоятельной работы.
11 класс
Как мы живем и работаем вместе? Человек как член сообщества
Человек, группа, коллектив, общество. Как организовать совместную
деятельность?

Как

общаться

и

работать

вместе?

Социальный

и

эмоциональный интеллект. Как вести за собой?
Азбука общения: от А до Я
Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения.
Конфликты и пути их разрешения. Возможности медиации при разрешении
конфликтов. Психология лидерства.
Универсальные компетенции для жизни и учебы
Искусство навыков XXI века. Успеваем всё: современный таймменеджмент. Будь уверен! Говори! Навыки самопрезентации. Искусство
переговоров.
Проектирование своей истории успеха
Психология идентичности: кто Я? Как стать успешным! Мой карьерный
путь. Папка достижений. Подготовка портфолио. Мой успех – успех для
каждого.
Где и как работают педагоги? Педагогика в современном обществе
Семейная

педагогика.

Детский

сад.

Школа.

Дополнительное

образование. Специальное образование. Педагогика для взрослых. Цифровая
педагогика.
Практическая психология на каждый день
Психология в социальной сфере. Психология в образовании. Психология
в управлении. Психология и современное производство. Психологическая
помощь в экстремальных ситуациях.
Институциональная

основа

современных

психологических

и

педагогических практик
Общее представление об институтах. Нормативная база современного
образования. Нормативная база современной психологии. Этические нормы
профессий. Волонтерство в педагогике и психологии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс (68 часов)
Краткое содержание
Модул
ь

Колво
часов

Педагог
ические
классы.
Искусст
во
самооп
ределен
ия

Кому и
зачем
нужна
педагог
ика?
Педагог
ика как
часть
культур
ы
человеч

Педагогические классы.
Как и зачем создавались
классы в 20-м и 21-м
веках? Искусство выбора
в современном мире и
образовании. Правильно
ли я выбрал профиль для
обучения и карьеры.? Как
мы
будем
учиться?
Обоснование методов и
подходов к построению
совместного образования
и
индивидуального
образовательного
маршрута. Как работать с
текстом
учеников,
другими
учебными
материалами?

8

Педагогика в динамике и
развитии. Педагогика как
важнейший
компонент
культуры человечества.
Наука о счастье и
благополучии
человечества. Историкокультурный
анализ
динамики
развития
педагогических практик.
Педагогика и ценностно-

10

Характеристика основных
видов деятельности
обучающихся
Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль

Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.

ества

смысловое
мира.

единство

Промежуточный контроль

Педагогика
и
технологический
прогресс.
Педагогика
будущего
Психол
огия в
жизни
каждог
о из нас

Человек
как
уникаль
ная
личност
ь
в
социаль
ном
взаимод
ействии

Развити
е
личност
ного
потенц
иала
человек
а

Для
чего
психология?

нужна

10

Житейская
и
профессиональная
психология.
Место
психологии в системе
наук. Как психология
помогает
понять
человека.
Будущее
психологии
и
ее
перспектив

Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль

Личность человека и ее
уникальность. Факторы
развития
личности.
Внутренняя
позиция
личности. Потенциал и
ресурсы
личности.
Личность в современном
мире.
Человек
на
пересечении социальных
реалий.
Возможности
личностного развития и
успешного социального
взаимодействия

10

Развитие
психики
человека. Личностные и
характерологические
особенности
человека.
Всё
об
эмоциях.
Искусство
управления
эмоциями.
Эмоциональный
интеллект в жизни и

10

Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.

профессии.
Психологическая
готовность
самостоятельному
принятию решений

Групповое проектирование.
Дискуссия.

к

Как мы
учимся
?
Искусст
во
эффект
ивного
познани
я.
Человек
как
субъект
деятель
ности

Умение решать задачи.

Учимся
учиться
самосто
ятельно

От
«Матетики»
Коменского
к
внутрифирменному
обучению. Учимся друг у
друга, учимся вместе,
учимся
у
лучших.
Целеполагание.
Внутренняя и внешняя
мотивация
учения.
Выученная
беспомощность. Развитие
познавательных
интересов.

Промежуточный контроль
10

Чтение и письмо.

проблемным

Сочинение-рассуждение.

Эффективная
обратная
связь и самооценка.

Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.

Проектная деятельность.

Решение учебных задач.

Исследовательская
деятельность. Познание
как
совместная
деятельность

Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль

10

Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссии.
Выполнение
контроля.

итогового

Итоговый контроль (проект)

Уровень притязаний и
самооценка. Способы и
приемы самостоятельной
работы. Ресурсы для
самостоятельной работы
Всего

Работа
с
вопросом.

68

11 класс (68 часов)

Модуль

Краткое содержание

Колво
часов

Как мы
живем и
работаем
вместе?
Человек
как член
сообщес
тва

Человек,
коллектив, 8
общество. Как организовать
совместную деятельность?
Как общаться и работать
вместе? Социальный и
эмоциональный интеллект.
Как вести за собой?

Характеристика основных
видов деятельности
обучающихся
Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль

Азбука
общения
: от А до
Я

Навыки
эффективного 10
общения.
Культура
виртуального
общения.
Конфликты и пути их
разрешения. Возможности
медиации при разрешении
конфликтов.
Психология
лидерства

Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль

Универс
альные
компете
нции для
жизни и
учебы

Искусство навыков XXI 10
века.
Успеваем
всё:
современный
таймменеджмент. Будь уверен!
Говори!
Навыки
самопрезентации.
Искусство переговоров

Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.

Промежуточный контроль
Проекти
рование
своей
истории
успеха

Психология идентичности: 10
кто
Я?
Как
стать
успешным! Мой карьерный
путь. Папка достижений.
Подготовка
портфолио.
Мой успех – успех для
каждого

Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль

Где
и
как
работаю
т
педагоги
?
Педагог
ика
в
совреме
нном
обществ
е

Семейная
педагогика. 10
Детский
сад.
Школа.
Дополнительное
образование. Специальное
образование.
Педагогика
для взрослых. Цифровая
педагогика

Практич
еская
психолог
ия
на
каждый
день

Психология в социальной 10
сфере.
Психология
в
образовании. Психология в
управлении. Психология и
современное производство.
Психологическая помощь в
экстремальных ситуациях

Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль

Институ
циональ
ная
основа
совреме
нных
психолог
ических
и
педагоги
ческих
практик

Общее представление об 10
институтах. Нормативная
база
современного
образования (Конституция,
Закон,
Стандарт).
Нормативная
база
современной психологии.
Этические
нормы
профессий. Волонтерство в
педагогике и психологии

Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Итоговый контроль (проект)

Всего

68

ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Внеурочная деятельность направлена на реализацию общей цели, задач,
достижение планируемых результатов изучения учебного курса «Основы
педагогики и психологии».
Мероприятия внеурочной деятельности нацелены на формирование
интереса к психологии и педагогике, закрепление и развитие формируемых
компетенций

и

становление

социальной

и

профессиональной

самоидентификации.
Мероприятия представлены по классам с учетом тематических модулей
изучения

курса.

Возможно

проведение

мероприятий

внеурочной

деятельности в каникулярное время, праздничные и выходные дни.
Мероприятия

внеурочной

деятельности

реализуются

в

группах

постоянного или переменного состава и индивидуально.
Основным
волонтерская

содержанием
(вожатская)

внеурочной

деятельность,

деятельности

самостоятельная

является
творческая

проектная и исследовательская работа, направленная на реализацию задач
повышенной сложности в кружковых и иных творческих объединениях;
углубленная работа в сообществах, включенных в межрегиональные и

всероссийские проекты, включая олимпиадное движение; работа в системе
самоуправления.
Клас
с

10

Формат

Тема

мероприяти
я
Фестиваль
«Учись учиться!
открытий.
Ученик – профессия
Учащиеся
будущего»
разрабатыва
ют
и
представляю
т в рамках
выставочног
о
пространств
а
разработки,
направленны
е
на
повышение
эффективнос
ти учебного
труда

Характеристика основных
видов деятельности
обучающихся
Участвовать
в
научноисследовательской работе, читать
научно-популярную литературу.
Знакомиться
с
научными
исследованиями
известных
ученых-педагогов (психологов).
Искать научную информацию в
области
своего
исследовательского интереса.
Выявлять
сходные
отличительные признаки.

и

Использовать
разные
виды
чтения
(поисковое,
просмотровое, ознакомительное,
изучающее,
реферативное),
извлекать
необходимую
информацию
из
различных
источников об изучаемых или
исследуемых проблемах.
Наблюдать и анализировать в
целях
проверки
своих
предположений.
Выявлять
ошибки,
вносить
коррективы в свои планы.
Оценивать
правильность
обоснования, выводов.
Совершенствовать
исследовательской,
деятельности.

навыки
творческой

Развивать устную диалогическую
речь, цитировать собеседника,
учиться поддерживать диалог,
задавать вопросы и отвечать на
них
10–
11

Групповой
проект

«Волонтеры
будущего – это мы»,
серия
групповых
проектов,
направленных
на
волонтерскую
помощь
школе,
социуму

Сотрудничать
в
группе.
Выступать в качестве лидера
(или члена группы, генератора
идей, критика, исполнителя,
выступающего,
эксперта)
группы,
проявлять
организаторские
способности,
управлять подгруппами, ставить
цели, реагировать на получение
результата
совместной
деятельности

Дискуссии,
открытые
дискуссии и
участием
младших
учащихся

«Может ли робот Участвовать в дискуссии, в
быть учителем?»;
разрешении спорных вопросов.
Различать
суждения
«Можно ли прожить
(утверждение или отрицание о
без Интернета?»;
свойствах
или
отношениях
«Можно ли развить в между
обсуждаемыми
себе способность к предметами)
и
дискуссии
(4 дискуссии
познанию?»;
(обсуждение-спор, столкновение
в год)
зрения,
позиций).
«Нужен
ли
нам точек
Доказывать свою точку зрения,
эмоциональный
обосновывать
примерами.
интеллект?»;
примечание (лучше, Доказывать, что язык является
если темы дискуссий основной формой проявления
(взгляды,
будут предложены национального
особенности духовного развития
учащимися»
нации)
и
личностного
самосознания
(самопознания,
самобытности,
самоидентификации
самоопределения,
мировосприятия) человека
10–
11

Конференци «Стратегия открытий Читать тексты и расширять
я по итогам и преобразований»
знания
о
психологии
и
реализации
педагогике
для
решения

проектных и
исследовател
ьских работ.

поставленных задач. Оформлять
результатов работы. Защищать
проектов с учетом требований.
Строить
монологическое
высказывание,
используя
различные средства наглядности,
отвечать на заданные вопросы.

Проводится
1 раз в год

Участвовать
конференции.

в

ученической

Совершенствовать
опыт
исследовательской работы, сбора
информации.
Расширять
и
закреплять
знания
о
психологических
и
педагогических процессах и
явлениях.
Обобщать
и
систематизировать знания о себе,
об образовательном процессе, о
будущей
профессиональной
деятельности
10–
11

Встречи
с
представите
лями
профессий

«Профессии,
которые
будут
актуальны
вечно»,
серия
встреч,
в
рамках
которых
выступают лидеры
мнений «человек –
человек»

Ориентироваться на достижение
позитивных
жизненных
установок,
развивать
инициативность, креативность,
готовность и способность
к
личностному самоопределению,
способность ставить цели и
строить
жизненные
планы.
Выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию;
выходить за рамки учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный
поиск
дополнительных знаний для
продолжения
обучения
в
соответствии с интересами и
возможностями; отличать типы
профессий

10–

Участие

в Мои олимпиады

Выстраивать

индивидуальную

11

конкурсноолимпиадно
м движении

образовательную
траекторию;
выходить за рамки учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный
поиск
дополнительных знаний для
продолжения
обучения
в
соответствии с интересами и
возможностями; отличать типы
профессий.
Проявлять
способность
к
планированию
деятельности,
корректировать и реализовывать
планы
в
зависимости
от
полученных результатов

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое

обеспечение

программы

включает

в

себя

учебники для 10-11 классов, учебные пособия, рабочие тетради, словари,
справочники, методические пособия для учителей, работающих в психологопедагогических классах, а также электронные образовательные ресурсы.
Учебно-дидактические материалы могут разрабатываться учителями на
основе материалов, указанных в списке литературы, самостоятельно как для
коллективной, групповой работы, так и для индивидуальной работы с
обучающимися с целью поиска образовательного маршрута конкретного
обучающихся в зависимости от его образовательных потребностей.
Реализация программы обеспечивается доступом обучающихся
библиотечным

фондам,

электронным

изданиям

основной

к

учебной

литературы, информационно-образовательным ресурсам и инструментам
образовательных организаций.
Кабинеты для проведения занятий по возможности должны быть
оснащены

техническими

интерактивными

досками,

средствами

обучения,

компьютерами,

мультимедийными

проекторами,

многофункциональным оборудованием.

Список литературы
1. Коломинский Я. Л. Основы психологии. Учебник для учащихся
старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений. М. :
АСТ, 2010. 239 с.
2. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. М. : Юрайт,
2019. 472 с.
3. Немов Р. С. Психология: Пособие для учащихся 10-11 классов. М. :
Просвещение, 1995.
4. Психология: Учебное пособие. Х класс / Под ред. И. В. Дубровиной.
М. : Изд-во МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2008.
5. Реан А. А., Гатанов Ю. Б., Баранов А. А. Психология 8-11 класс.
Учебник. СПб. : Питер, 2001. 212 с.
6. Социальная компетентность: учебное пособие для 10-11 классов
средней школы / под ред. В. Н. Журкова, С. А. Маничева. М., 2008.
7. Факторович А. А. Педагогические технологии: учебное пособие для
СПО ; 2. изд., испр. и доп . М. : Юрайт, 2020 . 128 с.
Словари
1. Психология развития: словарь / Под ред. А. Л. Венгера. М., 2005
2. Энциклопедия для детей. Т. 18. Ч. 2. Архитектура души. Психология
личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. М., 2002.
3. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М. :
ИЭТ, 2013. 268 с.

Научная литература (монографии, статьи)
8. Бакштанский, В. Л., Жданов О. И. Менеджмент жизни: Стратегия
личной эффективности. М. : Беловодье, 2008. 464 с.
9. Битянова, М. Р., Вачков М. Р. Я и мой внутренний мир. Психология
для старшеклассников. СПб. : Питер, 2009.
10. Кейн С. Интроверты. Как использовать особенности своего
характера. М. : 2012. 376 с.
11. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. М. : Альпина
Бизнес Букс, 2008. 374 с.
12. Кравцова Е., Кравцова М. Мыльные бомбы, или как избежать
конфликтов. М. : БерИнгА. 2016.
13. Крашенинников Е. Любовь к педагогике. М. : MyBook, 2017. 167 с.
14. Макеева А.Г. Что делать???... если делать этого не хочется. М. :
Клевер-Медиа-Групп, 2018.
15. Марок А. Почему я? История белой вороны. М. : Манн, Иванов и
Фабер, 2016.
16. Мишель Мира Пон. Вопросы памяти. М. : Пешком в историю, 2019.
17. Млодик И. Почти неволшебные превращения. Ростов н/Д : Феникс,
2015.
18. Млодик И. Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического
психолога. М., 2011. 184 с.
19. Нехаева Е. Г. Я чувствую мир. Практикум по развитию каналов
восприятия информации и памяти для детей и взрослых. М. : КТК Галактика,
2020. 100 с.
20. Омберген ван: В моей голове. Как устроен мозг и зачем он нам
нужен. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019
21. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора, 2000.
22. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии, или путеводитель
выпускника. М., 2005.
23. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: программа профессионального

самоопределения для подростков. М., 2000.
24. Селезнева Е.В. Увлекательная психология. М. : Аванта, 2021.
25. Танг Д. Быть интровертом. История тихой девочки в шумном мире.
М. : Манн, Иванов и Фабер, 2018.
26. Тимошенко Г. В. 50 лайфхаков: психологические квесты. М. : АСТ,
2017.
Учебно-методическая литература
(методические рекомендации, программы дополнительного
образования и др.) для учителей по организации
образовательной деятельности
1. Бадмаев Б. Психология в работе учителя. Кн. 2. Практическое
пособие по теории развития, обучение, воспитание. М. : Владос. 2004. 158 с.
2. Блага К. Я, Шебек М. Я – твой ученик, ты – мой учитель: кн. для
учителя |; пер. с чеш. Д. М. Прошуниной. М. : Просвещение, 1991. 140 с.
3. Воспитательная деятельность педагога / под ред. В. А. Сластенина,
И. А. Колесниковой. М. : 2006.
4. Гамезо М. В. Атлас по психологии: информационно-методическое
пособие по курсу «Психология человека». М. : Педагогическое общество
России, 2001.
Дополнительная

литература,

направленная

на

формирование

личностных результатов
1. Бен-Шахар Т. Научиться быть счастливым. Минск : Попурри, 2009.
240 с.
2. Берджес Д. Обучение как приключение. Как сделать уроки
интересными. М. : Альпина Паблишер, 2015. 155 с.
3. Вачков И. В. Психологическая азбука. Сказки о самой душевной
науке. Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. М.
: Генезис, 2012. 424с.
4. Кассар Р., Велла К. Я не люблю Учиться. М. : ИТРК, 2017.

5. Кляйн С. Формула счастья. Как настроится на позитивный лад. М. :
ОЛМА Медиа Групп, 2009. 352 с.
6. Петрановская Л. В. Однажды в сказке. Читаем и развиваемся с
психологом. М. : АСТ, 2021.
7. Саманта Сноуден: Управление гневом. Рабочая тетрадь для детей. М.
: Диалектика, 2021.
Информационные ресурсы
1. Белова

Ю.В.

Педагогика

[Электронный

ресурс]:

учебно-

методическое пособие. Электрон. текстовые данные. Саратов : Вузовское
образование, 2018. 83 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/72353.html.

ЭБС

«IPRbooks», по паролю.
2. Захарова И. Ю., Моржина Е. В. Игровая педагогика: таблица
развития, подбор и описание игр. [Электронный ресурс]. М. : Теревинф,
2019.

152

c.

ISBN

978-5-4212-0507-4.

URL:

https://www.iprbookshop.ru/89933.html
3. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие [Электронный
ресурс]

М.

:

Академический

Проект,

2015.

336

с.

URL:

http://www.iprbookshop.ru/36853.
4. Ковалев А. В., Кузнецов В. В., Федоров В. А. Введение в
профессионально-педагогическую специальность [Электронный ресурс] :
учебное пособие для вузов [Гриф УрО РАО]. Екатеринбург : УрО РАО, 2012.
98 с. URL: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/8508.
5. «Педагогическая библиотека» (http://www.pedlib.ru/)
6. Электронная

библиотека

психологической

литературы

(http://bookap.info/)
7. Электронная

библиотека

«Koob.ru»:

подраздел

«Психология»

(http://www.koob.ru)
8. «Психея» (http://www.psycheya.ru/)
9. Газета «Школьный психолог» (http://psy.1september.ru/)

10. Журнал «Вопросы психологии» (http://www.voppsy.ru/)
11. Электронный журнал «Психологическая наука и образование»
(http://www.psyedu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».