Рабочая программа курса внеурочной деятельности ШКОЛА ВОЛОНТЕРА 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации Ординского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ординская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Ординская СОШ»
Приказ №258 от 28.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Школа волонтера»
10-11 класс

Орда, 2023 г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа волонтера»
составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта
Основного Общего Образования (далее - ФГОС ООО).
В отечественной педагогике накоплен большой опыт детской социализации.
Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и
развитие социальных и, главным образом, политических взглядов детей.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по
своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие
организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим
специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с
благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается
довольно бурно. И одна из основных причин этого - добровольность и свобода
выбора. Добровольно выбранная социально- значимая деятельность неизмеримо
выше для личности ребёнка навязанной извне.
Цель:
Развитие детского волонтёрского движения в МБОУ «Ординская СОШ»
Задачи:
1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России.
2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и
красоты, духовного и физического совершенствования детей.
3. Овладение основными практическими умениями в области социальных
отношений.
4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с
ограниченными возможностями.
5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и
проектов в социальной сфере.
Правовой базой для составления программы являются:
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5);
• Конвенция ООН о правах ребенка.
Программа направлена на формирование универсальных учебных действий
(УУД):
- в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и
межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению
благотворительных акций;
- в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование
(определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного
результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
- в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой
информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России;
самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
- коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт
позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу
сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Данная программа основывается на принципах культуросообразности и
коллективности.
Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность
учащихся основывается на духовно-нравственных ценностях.
Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она
протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт
конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на
формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Срок освоения программы курса внеурочной деятельности и объем
учебного времени
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого педагогических, физических особенностей детей 16-18 лет, увлекающихся социально
значимой деятельностью.
Нормативный срок освоения программы курса внеурочной деятельности
рассчитан на один год.
Продолжительность учебного года: 10-е и 11 –е классы - 34 учебные недели.
Занятие по внеурочной деятельности проходит один раз в неделю по одному часу.
Продолжительность занятия – 45 минут.
2. Формы реализации
Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях
предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная,
фронтальная, проектная, коллективная.
Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое
занятие, беседа, участие в акции.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения,
а также их практической реализации.
3. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются
современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа,
взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей
содержания программы курса внеурочной деятельности социальной направленности
«Школа волонтера». На занятиях используются общепедагогические методы, к
которым относятся:

проблемно-поисковый;

исследовательский;

творческий (художественный);

метод учебного диалога;

наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);

игровой;

КТД.

III. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на достижение
обучающимися личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения программы «Школа волонтера» должны
отражать:
- духовно-нравственные качества, приобретение знаний о принятых в обществе
нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы являются в:
-расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами,
планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и
др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и
одноклассников.
Направления работы:
- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская
деятельность;
- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство
школы и микрорайона;
- здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
- формирование толерантности – организация досуга учащихся
Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся:
- активность участия;
- умение планировать работу волонтёров;
- самостоятельность.
В результате реализации данной программы планируется формирование у
учащихся ключевых компетенций следующего содержания:
Обучающиеся будут знать:
- о волонтерском движении в России;
- права и обязанности волонтеров;
- основные направления деятельности волонтеров;
- основные формы работы волонтеров.
Обучающиеся будут уметь:
- организовывать и проводить различные мероприятия для
соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
- аргументировано отстаивать свою позицию;

- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
- издавать агитационную печатную продукцию;
- принимать общечеловеческие ценности.

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Часть I. Волонтёрство и твоя будущая профессия
№
п/
п
1

2
3

4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14

Тема занятия

Количество академических часов
Всего

Теоретические
занятия
1

Практические
занятия
—

Техника
2
безопасности.
Направления
волонтёрства и
профессии
Волонтёры в
3
1
—
социальной сфере
Волонтёры в сфере
2
1
—
физической
культуры и спорта
Волонтёры в сфере
2
—
—
культуры
Эковолонтёры
2
—
—
Событийные
1
—
—
волонтёры
Медиаволонтёры
2
—
—
Киберволонтёры
2
—
—
Волонтёры в сфере
2
—
—
здравоохранения
Волонтёры в сфере
1
—
—
предупреждения и
ликвидации
последствий
чрезвычайных
ситуаций
Часть II. От твоей идеи к твоему проекту
Продумываем свой
4
2
1
социальный квест
Квест как форма
5
2
2
социального проекта
Этапы социального
4
2
1
проекта
Анализ социальных
1
—
1
проектов. Деловая
игра

Самостоятельная
работа
1

2
1

2
2
1
2
2
2
1

1
1
1
—

15 Итоговое занятие.
Защита проектов
ИТОГО

1

—

1

—

34

9

6

19

Отчет о работе проходит в форме массовых мероприятий, ведения
Дневника волонтеров, статей в газете, на школьном сайте, фотоотчетов.
V. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направления волонтёрства и профессии (2 ч)
Поиск ответов на вопросы во время занятия добровольчеством.
Соотношение направлений волонтёрства и профессий. Волонтёрство в сфере
охраны природы (биоэколог и инженер-эколог). Волонтёрство в социальной
сфере (социальный работник). Волонтёрство в сфере физической культуры и
спорта (спортивные тренер, судья, арбитр, рефери, менеджер). Событийное
волонтёрство (event-менеджер, культорганизатор). Волонтёрство в сфере
здравоохранения (врач, архитектор медицинского оборудования, валеолог).
Волонтёрство в сфере предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций (инженер по защите в чрезвычайных ситуациях,
сотрудник МЧС, спасатель).
Задания выполняются по принципу: инструктаж для школьников (и
ответы на вопросы) - практическое выполнение задания школьниками (от 1
дня до 1–2 недель) - демонстрация школьниками результатов выполнения
задания. Демонстрация результатов выполнения заданий.
Виды деятельности обучающихся
Изучают, какие профессии соответствуют направлениям волонтёрства.
Выполняют практические задания с использованием изученного материала.
Волонтёры в социальной сфере (3 ч)
Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к первому
занятию. Пример проекта «Компьютерный ликбез». Рекомендации по работе
с пожилыми людьми. Помощь ученикам младших классов. Рекомендации по
работе с учениками младших классов.
Виды деятельности обучающихся
Обсуждают, чем занимаются волонтёры в социальной сфере. Изучают
советы социальному волонтёру. Выполняют задания с использованием
изученного материала. Проводят социальный квест на одну из тем.
Волонтёры в сфере физической культуры и спорта (2 ч)
Требования к волонтёру в сфере физической культуры и спорта.
Примеры направлений участия в волонтёрстве.
Виды деятельности обучающихся
Изучают полезные советы для волонтёров в сфере физической культуры
и спорта. Выполняют практические задания с использованием изученного
материала.

Волонтёры в сфере культуры (2 ч)
Требования к волонтёру в сфере культуры. Участие в восстановлении
памятников культурного и исторического наследия, археологических
исследованиях. Экскурсоведение. Проект «Доброхоты» (девиз: «Узнавая
памятники – узнаёшь себя»). Акция «Танцуй, Россия!». Проект «Искусство в
городском пространстве». Проект «Судьба моего рода в судьбе моего края».
Всемирная образовательная акция «Тотальный диктант».
Виды деятельности обучающихся
Обсуждают и изучают, чем могут заниматься волонтёры в сфере
культуры. Организовывают и показывают театральную постановку.
Выполняют практические задания с использованием изученного материала.
Эковолонтёры (2 ч)
Акция «Чистый двор». Проект «ЭкоГТО». Юные добровольцы РДДМ.
Виды деятельности обучающихся
Изучают, какие есть экологические проекты. Выполняют практические
задания с использованием изученного материала.
Событийные волонтёры (1 ч)
Пять ключевых умений событийного волонтёра. Как стать событийным
волонтёром?
Виды деятельности обучающихся
Узнают о ключевых умениях событийного волонтёра. Выполняют
практические задания с использованием изученного материала.
Медиаволонтёры (2 ч)
Почему новости интересно читать? Особенности создания и
редактирования новости.
Виды деятельности обучающихся
Изучают, чем может заниматься медиаволонтёр. Выполняют
практические задания с использованием изученного материала.
Киберволонтёры (2 ч)
Попробовать читать тексты. Заниматься репетиторством онлайн. Писать
статьи для Википедии. Помогать школе распространять новости в интернетсреде.
Виды деятельности обучающихся
Изучают, чем может заниматься киберволонтёр. Выполняют
практические задания с использованием изученного материала. Создают
виртуальное сообщество друзей волонтёрского движения.
Волонтёры в сфере здравоохранения (2 ч)
Особенности допуска волонтёров к работе с пациентами. Направления
работы: досуговая работа, обучающая работа, хозяйственная и
организационная помощь, поддержка родителей и родственников пациентов
не на территории лечебных отделений медицинского учреждения в рамках
программ, реализуемых медицинским учреждением, информационная
помощь.

Виды деятельности обучающихся
Изучают проекты добровольчества в сфере здравоохранения.
Выполняют практические задания с использованием изученного материала.
В игровой форме учатся оказывать первую медицинскую помощь. Проводят
добрый урок на одну из тем.
Волонтёры в сфере предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций (1 ч)
Требования к волонтёрам в сфере предупреждения и ликвидации
последствий
чрезвычайных
ситуаций.
Возможности
участия
несовершеннолетних.
Виды деятельности обучающихся
Знакомятся с содержанием работы волонтёров в сфере предупреждения
и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Выполняют
практические задания с использованием изученного материала. Учатся
взаимодействовать в условиях игровой ЧС. Организуют школьный патруль
для обеспечения контроля безопасности школьников на переменах.
Продумываем свой социальный проект (4 ч)
Что такое квест? проект? Понятие социального проекта. Что нужно
знать, чтобы продумать социальный проект? Как реализовать проект?
Виды деятельности обучающихся
Узнают о понятиях «квест» и «социальный квест». Изучают технологию
организации и проведения квестов. Выполняют практические задания с
использованием изученного материала.
Квест как форма социального проекта (5 ч)
Изучение содержания квеста. Планирование работы по организации и
проведению квеста. Распределение ролей. Проведение квеста «Потерянные
ценности».
Виды деятельности обучающихся
Организовывают проведение квеста, знакомящего с ценностями
волонтёрского движения. Изучают понятия «проект» и «волонтёрский
проект». Придумывают социальный волонтёрский проект.
Этапы социального проекта (4 ч)
Понятие проекта. Волонтёрский социальный проект. Ключевые пункты
проекта (название, цель, задачи, целевая аудитория, мероприятия проекта и
их периодичность, ресурсы, схема взаимодействия участников команды
проекта, риски). О чём подумать в начале создания проекта? Выполнение
практического задания.
Виды деятельности обучающихся
Изучают понятия «проект» и «волонтёрский проект». Придумывают
социальный волонтёрский проект.
Анализ социальных проектов. Деловая игра (1 ч)
«Гимнастика для всех!». «Беречь малую родину — значит беречь
Россию».
Виды деятельности обучающихся

Обсуждают примеры школьных волонтёрских проектов. Отвечают на
вопросы по теме.
Итоговое занятие. Защита проектов (1 ч)
Защита проектов.
Виды деятельности обучающихся
Выполняют итоговые задания по всему изученному материалу курса.
Обсуждают мифы о волонтёрстве. Придумывают и презентуют свой
социальный проект.
VI.ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
№ п/п Разделы программы
1
Волонтёрство и твоя будущая
профессия

2

От твоей идеи к твоему проекту

Виды контроля
Вводный,
текущий,
итоговый

Форма контроля
Беседа
Акция
Ведение дневника
волонтера
Проект
Беседа
Акция
Ведение дневника
волонтера


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».