Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из сложных и
противоречивых задач как идейно – политического, так и научно – педагогического содержания, от
решения которой зависит психосоциальное и духовное здоровье общества. Действующая
Конституция Российской Федерации (ст.13 п.2) указывает на то, что «никакая идеология не может
устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Рабочая программа «Мой Пермский
край:
разработана
на
основании:
•Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»
(распространяется
на
правоотношения
с
1
сентября
2021
года);
• приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего
образования»;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного
санитарноговрачаот28.09.2020№28;
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного
санитарного
врача
от
28.01.2021
№
2;
•учебного
плана
основного
общего
образования,
МБОУ
«Ординская
СОШ»
•положения
орабочей
программе
МБОУ
«Ординская
СОШ»
В «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в
качестве национальных интересов в духовной сфере провозглашено сохранение и укрепление
нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного
потенциала страны.
Анализ социально – психологических и педагогических исследований последних десятилетий
показывает, что в науке активизировался поиск решения проблемы духовно – нравственного
воспитания детей. Разработана новая концепция ФГОС второго поколения, где остро стоит
проблема развития нравственной и духовной культуры общества. Найти основу духовно –
нравственного развития детей можно в дополнительном образовании по краеведению. Интерес к
проблеме изучения родного края, своей семьи продиктован потребностями современного
российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно
относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор
духовно-нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития
ребенка. Знакомство с прошлым и настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины,
особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует
формированию у школьника мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к
определенной нации и, как следствие - гордость за это.
Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и
общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании»:
Воспитание гражданственности и любви к Родине;
Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми,
этническими, религиозными и социальными группами;
Формирование у учащихся научной основы понимания мира, адекватной современному
уровню знаний;
Защита самой системой образования национальных культур и региональных традиций в
условиях многонационального государства.
Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу
духовно-нравственного и патриотического воспитания. Краеведческая работа наглядно показывает
учащимся насколько прошлое и настоящее своего края увлекательно и интересно. А главное – все это
здесь, рядом с нами. Не нужно ехать за сотни километров, нужно только внимательно посмотреть
вокруг, изучить окружающее. И это помогает учащимся углубить и расширить свои знания,
полюбить школу, свой населенный пункт и гордиться ими. А из этой любви развивается более
глубокая любовь к своей великой Родине. Изучение родного края, района, населенного пункта, где
человек родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать свой край
процветающим, формирует чувство хозяина. Знание своего края, его прошлого и настоящего
необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая,
деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к
Родине. В содержание программы включены знания о человеке как представителе живого мира
природы и о среде его обитания. Этот курс создаѐт благоприятные предпосылки для освоения
учащимися общечеловеческих ценностей, как красота, добро, любовь, здоровье, общение, труд т. д.
Данная программа составлена с учетом концепции школьного образования, требованиями
федерального и регионального компонентов стандарта.
Курс «Мой Пермский край», рекомендован для изучения в 5-8 классах общеобразовательной школы
и связан с содержанием федерального государственного стандарта. Программа составлена для
работы в общеобразовательной школе в рамках дополнительного образования обучающихся.
В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся
практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной средой,
способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов
компетенций, способствует формированию личности учащегося как достойного представителя,
умелого хранителя, пользователя и созидателя ценностей и традиций общества. Курс «Мой
Пермский край» является комплексным интегрированным курсом, формирующим у учащихся знания
об истории родного края, способствующий воспитанию любви к родной земле, уважению к
традициям и культуре своего народа. Изучение Пермского края и своей местности позволит
школьникам ощутить себя его составной частью, почувствовать включѐнность в жизнь своего
района, города. Реализовать свою активность, ощутить социальную значимость в жизни родной
земли.
Главной целью курса является формирование базовых духовно-нравственных, гражданских и
патриотических ценностей у школьников 5-8классов через изучение истории Прикамья;
формирование системы знаний о своѐм крае, обычаях и традициях, воспитание духовнонравственной личности; привитие уважения к Пермской земле, как составной и неотъемлемой части
нашей Родины.
Задачи:
Образовательные: познакомить с историей родного края; изучить историю городов Пермского
края; выяснить особенности заселения территории края, формирование еѐ современного населения;
проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории края и своего
района и возникающие при этом экологические проблемы; оценить особенности своей местности, еѐ
природно-ресурсный потенциал, достопримечательности.
Развивающие: развивать историческую любознательность учащихся; научить применять знания,
полученные на уроках для объяснения и оценки различных процессов в истории и природе
Пермского края; развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и
истории; развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.
Воспитательные: развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине,
формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю; воспитывать гражданскую
позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Пермского края и своего
района, округа; укреплять семейные традиции и связи за счѐт взаимодействия между родителями и
учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных
архивов.
Общая характеристика учебного предмета.
Данная примерная программа реализует требования, соответствующие ФГОС.
Курс «Мой Пермский край» подробно знакомит учащихся с историей, расширяет и дополняет
знания, полученные на уроках истории, связывает историю России с историей родного края,
формирует у обучающихся знание основ исторического пространства на региональном уровне.
Курс «Мой Пермский край» позволяет глубже понимать исторические принципы и закономерности,
помогая изучению истории и других предметов учащимися, формирует личность учащегося, активно
реализуя программу патриотического воспитания.
Изучение данного курса предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе
местного материала, выполнении проектных заданий.
Изучение курса «Мой Пермский край» предполагает сочетание теоретических и практических видов
деятельности учащихся 5-6 классов.
Место предмета учебном плане.
Курс «Мой Пермский край» рассчитан на 34 часа. Он изучается на этапе дополнительного
образования в 5 и 6 классах из расчета 1 учебного часа в неделю; изучение курса предусматривается
как дополнительное образование (кружок «Мой Пермский край»).
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностным результатом является формирование всесторонне образованной, развитой личности,
обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных,
культурных и этических норм поведения.
·
ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся:
осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Пермского
края). Представление о Пермском крае как неотделимой части России, еѐ месте и роли в нашей
стране. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.
·
гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к
окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм,
любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре,
национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал учебника «Мой Пермский
край» (авт. Н.П.Горбацевич, Д.М.Софьин, О.В.Власова, Д.А.Кормилин).
Метапредметными результатами изучения курса «Мой Пермский край» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
·
способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;умение
ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях
и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при
изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
·
формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умение вести самостоятельный
поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с
помощью технических средств и информационных технологий.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего
продуктивные задания:
·
осознание роли истории и краеведения в познании окружающего мира; освоение системы
краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Пермского края, на основе которых
формируется историческое мышление учащихся; использование умений для анализа, оценки,
прогнозирования современных социальных и природных проблем; использование карт и фотографий
для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
·
отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их
фактов. понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также
использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «Мой Пермский край» в 5-8 классах являются
следующие умения :понимать роль различных источников краеведческой и исторической
информации; знать особенности природы, населения, хозяйства Пермского края и своего района;
формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных
факторов; определять исторические процессы и явления, происходящие на нашей территории.
формулировать своѐ отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих
в окружающей среде; формулировать своѐ отношение к культурному и природному наследию
Пермского края и своего района.
Методические рекомендации и технологические подходы:
При достижении поставленных образовательных, воспитательных и развивающих целей
используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский,
картографический, статистический.
А также используются различные формы обучения: практические работы, ИКТ-презентация,
исторический диктант, тест.
Для проверки знаний, умений учащихся в конце учебного года проводится контрольная работа по
текстам управления образования.
Содержание программы 5 класс
1.Введение. 1час Пермский край – это большой, богатый край, часть страны, которая называется
Россией.
2.Посмотрим глазами историка. 2часа. Какие науки и как помогают нам восстанавливать картины
прошлого. Что такое лента времени.
3.Пермский период. 1час. Вся история Земли делится на геологические эры и периоды.
4.Каменный век Прикамья. 3часа. В древние времена облик края несколько раз менялся. Тайна
Писаного камня.
5.Века металлов. 4часа.Как люди познакомились с металлами. Древности камской чуди. Пермский
звериный стиль.
6. Кто живет, тот и названия дает. 5часов.Как появляются географические названия, имена и
фамилии людей.Имена в истории Прикамья: Стефан Великопермский, Пермские боги.
7. Чердынь. Ныроб. 4часа.Чердынь – самый древний город на прикамской земле. Чердынь
православная. Чердынская крепость.Ныроб и Романовы. Ныроб православная. Строгановы. Ермак.
8. Соликамск. Усолье. 5часов.Соль Камская – Соликамск. Усолье. Как варили соль. Демидовский сад.
Имена в истории Прикамья: Нарышкины, А.Н.Воронихин.
9. Кунгур. 4часа.Кунгур – старинный город Прикамья. Роль благотворительности в развитии
Кунгура. Храмы Кунгура. Кунгурская ледяная пещера. Имена в истории Прикамья: К.Т.Хлебников.
10. Основание Перми. 5часов.Егошихинский завод. Пермь – столица огромной губернии. Пожар 1842
года. Имена в истории Прикамья: В.Н.Татищев, А.Ф.Голубцов.
Итоговый урок. Тематическое планирование курса «Мой Пермский край»
№
Тема
п/п
1
Всего
5 класс.
Теория
Практика
часов
1
1
2
1
1
1
Вся история Земли делится на
геологические эры и периоды.
5-7 Каменный век Прикамья. 3часа.
3
1
2
В древние времена облик края
несколько раз менялся.
8-11 Века металлов. 4часа.
4
2
2
5
2
3
4
5
2
2
2
3
Введение. 1час.
Пермский край, Прикамье – это
большой, богатый край, часть
страны, которая называется
Россией.
2-3 Посмотрим глазами историка.
2часа.
4
Какие науки и как помогают нам
восстанавливать картины
прошлого. Что такое лента
времени.
Пермский период. 1час.
Как люди познакомились с
металлами.
12-16 Кто живет, тот и названия дает.
5час.
Как появляются географические
названия, имена и фамилии людей.
17-20 Чердынь. Ныроб. 4часа.
21-25 Соликамск. Усолье. 5часов.
1
26-29 Кунгур. 4часа.
30-34 Основание Перми. 5часов.
Всего за 5 класс:
4
5
34
2
2
16
2
3
18
Список литературы.
1. А.М. Белавин, Н.Н. Агафонова, Н.Б. Крылысова, М.Г. Нечаев, А.Б. Суслов «Страницы истории
Земли Пермской», Пермь «Книжный мир», 1997 г.
2. Н.В. Иванова, А.А. Неулыбина, Е.А. Черных «География Пермской области» Пермское книжное
издательство, 1984 г.
3.«Твое Прикамье», Пермь книжное издательство, 2002 г.
4.Чагин «Народы и культура Прикамья в 19- 20 веках»
5.«Прикамье: страницы далѐких и близких времѐн».
6.Интернет сайт: http://www. . perm1.ru
Содержание программы 6 класс. Мир живой природы
Введение. (1 час). Роль краеведческих знаний в жизни современного человека. Что изучает
наука «Краеведение». Источники знаний о родном крае. Методы краеведческой работы. История
образования Пермского края, площадь, современная граница.
1. «В горах Пермского края» (3 часа)
Уральские Горы. Самые высокие и низкие отметки высот над уровнем моря на территории
края. Высотная поясность. Альпийские луга.
Растения гор. Грибы. Животные гор. Заповедники Басеги и Вишерский.
Рекомендуемые творческие работы:
1. Подготовка презентации о заповеднике Басеги.
2. «На болоте». (3 часа)
1. Болота. Виды болот. 2. Флора. Что растет на болотах. Растения - хищники.
3.Фауна. Животные болота. 3. «Сосновые леса». (3 часа)
Светлохвойные леса. Бор. Сосняк – беломошник. Грибы. Фитонциды. Что растет в сосняке.
Кто живет в сосняке.
Рекомендуемые творческие работы:
1. Рисунки шляпочных грибов.
4. «Темнохвойные леса». (3 часа)
Темнохвойные леса края и района. Их особенности, видовой состав, распространение,
хозяйственное использование. Животный мир темнохвойных лесов Пермского края, основные
представители. Использование и охрана животного мира. Животные края, занесѐнные в Красную
книгу.
Рекомендуемые творческие работы:
1. Растения и животные края, занесѐнные в Красную книгу (сообщение с рисунком).
2. «В лиственном лесу» (3 часа).
Лиственные леса. Виды лиственных лесов. Что растет в лиственном лесу. Их особенности,
видовой состав, распространение. Растения края, занесѐнные в Красную книгу. Грибы. Симбиоз с
деревьями. Животный мир темнохвойных лесов Пермского края.
Рекомендуемая творческая работа.
1. Составление рассказов о птицах.
6. «На вырубках» (3 часа).
Вторичные леса. Вмешательство человека в естественные ландшафты и последствия. Что
растет на вырубках. Их особенности, видовой состав растений. Животный мир на вырубках,
основные представители.
7. «На лугу» (3 часа).
Виды лугов. Что растет на лугах. Их особенности, видовой состав, распространение,
хозяйственное использование. Растения края, занесѐнные в Красную книгу. Животный мир лугов
Пермского края, основные представители. Использование и охрана животного мира. Животные края,
занесѐнные в Красную книгу.
Рекомендуемые творческие работы
Оформление словарных облаков.
8. «В лесостепи» (3 часа).
Кунгурская лесостепь. Географическое положение. Что растет в лесостепи. Их особенности,
видовой состав, распространение, приспособленность к условиям обитания, хозяйственное
использование. Растения края, занесѐнные в Красную книгу (адонис весенний). Грибы в лесостепи.
Животный мир лесостепей Пермского края. Основные представители. Животные края, занесѐнные в
Красную книгу. ООПТ «Спасская гора».
Рекомендуемые творческие работы. Составление кроссвордов.
9. «На реках и озерах» (4 часа).
Прикамье – речной край. Реки Пермского края. Классификация рек. Происхождение названий
рек. Использование рек человеком. Озера Пермского края. Особенности растительности рек и озер.
Что растет на берегах рек и озер. Их особенности, видовой состав, распространение. Растения края,
занесѐнные в Красную книгу. Животный мир рек и озер Пермского края. Основные представители.
Использование и охрана животного мира. Животные водоѐмов, занесѐнные в Красную книгу.
Рекомендуемая творческая работа.
1. Видовой состав рыб водоемов Пермского края.
10. «В городе и селе» (2 часа).
Особенности растительности в городе и селе. Что растет в городах и селах. Их особенности,
видовой состав, распространение, приспособленность к условиям обитания, хозяйственное
использование. Растения края, занесѐнные в Красную книгу.
Животный мир городов и сел Пермского края. Основные представители, адаптация животных
к природным условиям региона. Мир птиц. Использование и охрана животного мира. Животные,
занесѐнные в Красную книгу.
Проект «Моѐ путешествие» (5 часов).
Правила поведения в природе. Животные и растения Красной книги Пермского края.
Растения – символы муниципальных образований Пермского края. Охраняемые территории
Пермского края и Карагайского района. Защита проекта.
Резервный урок.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
1
Раздел и тема урока
часы
Введение
1
2
Горы,
высотная 1
поясность в горах
3
Что растет в горах?
1
Практические и творческие задания
Д\З
стр. 5-6
Экскурсия 1 «В горах»
Составить список вещей, предметов и продуктов, стр.6-8
которые понадобятся для похода в горы на
несколько дней
Творческие поделки из природных материалов стр.8-12
«Дары осени»
Собрать гербарий из осенних листьев и
4
Кто живет в горах?
5
Значение
и 1
происхождение
болот
Растительный
мир 1
болот
6
1
7
Животный мир болот 1
8
ООПТ
болота
Пермского края
9
Сосновый
лес
светлохвойной тайги
Представители
растительного мира в
сосняке
Мир грибов как
отдельное царство
Птицы
и
млекопитающие
в
сосновом лесу
10
11
12
подписать.
Почему на каменных россыпях не живут стр.15-18
позвоночные животные
вопр.2-4.
Экскурсия 2 « На болоте»
Правила поведения на болоте и оказание помощи стр.20-21
при экстремальной ситуации
Презентации и сообщения об охраняемых стр.21-25
растениях болот, занесенных в Красную книгу
Пермского края и России
стр.25-31
Видеофильмы о работе специалистов в стр.31-32
заповедных местах на примере
Вишерского
заповедника
Экскурсия 3 « В сосновом лесу»
1
Опасность пожарной ситуации в тайге
1
Практическая
человека»
работа «Роль леса в жизни стр.34-38
стр.39-41
1
1
стр.33-34
Фотовыставка
животных
охраняемых
и
исчезающих стр.42-47
Экскурсия 4 « В темнохвойном лесу»
13
1415
Богатый
1
растительный
мир
леса
Обитатели тайги
2
Видовое
разнообразие
млекопитающих
ельниках
в
Сравнить ель и сосну, сосну и пихту, ель и стр.48-54
лиственницу указать сходства и различия
Практическая работа «Сходства и различия стр.55-60
светлохвойной и темнохвойной тайги»
Почему видовое разнообразие млекопитающих в
ельниках богаче. Чем в сосняках?
Экскурсия 5 «В лиственном лесу»
16-17
18
19
Флора лиственных 2
лесов
Разнообразие грибов 1
и ядовитые грибы
Кто в лиственном 1
лесу живет?
Лекарственные и пищевые растения леса, их стр.60-70
польза для организма человека
Наблюдаем, изучаем, исследуем «Сравнение стр.71-76
разных видов опят по характерным признакам.»
Рисунки, фото, промысловых животных
стр.76-80
Экскурсия 6 «На вырубках»
20
Изменение
природного
1
Что произойдет с природным комплексом, если стр.83-84
вырубить лес.
21
22
23-24
комплекса
под
влиянием
хозяйственной
деятельности
человека
Вторичный
1
растительный
покров. Травы
Грибные
места 1
вырубок.
Какие
грибы искать?
Кто на вырубках 2
живет? насекомые,
птицы, позвоночные
животные
стр.84-86
Осторожно! Ядовитый гриб!- презентации и стр.86-88
доклады
стр.88-94
Экскурсия 7 «На лугу»
25
26
27
Горные и равнинные 1
луга
Богатый
и 1
разнообразный мир
трав
и
лекарственных
растений
Обитатели
лугов, 1
разнообразные виды
птиц
стр.95-96
Собрать
гербарий
растений
луга
продемонстрировать перед одноклассниками
и стр.97101
стр.101109
Экскурсия 8 «В лесостепи»
28
Лесостепные
растения и грибы
1
Презентация «Друзья и враги» о растениях и стр.110грибах лесостепной зоны
116
29
Позвоночные
и 1
беспозвоночные
животные лесостепи
стр.117122
Экскурсия 9 «На реках и озерах»
30
31-32
Растительный
мир 1
водоемов
Уникальные
2
обитатели водоемов
в
прудах,
водохранилищах,
реках, болотах
стр. 123128
Какие виды рыб водятся в Александровском стр.129пруду. Фото, рассказы рыболовов, уникальные 139
экземпляры рыбалки
Экскурсия 10 «В городе и селе»
33
Наши соседи рядом с 1
нами
Видеосъемка птиц, характерные черты поведения стр.140птиц, обитающих в городской черте
144
34
Кто в населенных 1
пунктах живет?
«Наши домашние питомцы, их повадки и нравы» стр.145представление домашних животных в виде 154
презентаций, на видеороликах. На фотографиях.
Повторение
1
Фотовыставка «Особоохраняме животные и
«природные
растения Прикамья, занесенные в Красную
комплексы
книгу»
Пермского края»
Пособия для учащихся
1. Ефимик Е.Г., Шепель А.И. и др. Мой Пермский край. Мир живой природы. Учебное пособие
для 6-х классов образовательных организаций Пермского края. 2016 г.
2. Животные Прикамья: учебное пособие. – Книга 1 и 2.- Пермь: «Книжный мир», 2001.
3. Назаров Н.Н., Циберкин Н.Г. «Природная география Пермской области (хрестоматия)»,
Учебное пособие / Пермь Издательство «Книжный мир», 2001 г.
4. Назаров Н.Н., Шарыгин М.Д. «География Пермской области», Учебное пособие / Пермь
Издательство «Книжный мир», 1999 г.
35
Список литературы для учителя
1. Белавин А.М., Агафонова Н.Н.,. Крылысова Н.Б, Нечаев М.Г., Суслов А.Б. «Страницы
истории Земли Пермской», Пермь «Книжный мир», 1997 г.
2. Ефимик Е.Г., Шепель А.И. и др. Мой Пермский край. Мир живой природы. Учебное пособие
для 6-х классов образовательных организаций Пермского края. 2016 г.
3. Животные Прикамья: учебное пособие. – Книга 1 и 2.- Пермь: «Книжный мир», 2001.
4. Иванова Н.В., Неулыбина А.А., Черных Е.А. «География Пермской области» Пермское
книжное издательство, 1984 г.
5. Комлев А., Черных Е. «Реки Пермской области», Пермское книжное издательство, 1984 г.
6. «Твое Прикамье», Пермь книжное издательство, 2002 г.
Содержание программы 7 класс
Введение (1час).
Включение в новый раздел знаний, связь данного курса с изучением других курсов и
образовательных областей.
Знакомство с курсом, учебным пособием, его особенности, правила пользования им. Понятие о
литературном краеведении.
Тема 1. «Об исчезнувшем городе, речном божестве и чемодане» М.А.Осоргин (3 часа).
Задача темы: формирование представления о жизни и творчестве М.А.Осоргина, связь
творчества писателя с природой Пермского края.
Тема 2. «О птичьих гнездах, авиаторах и эликсире молодости» Василий Каменский (3 часа).
Задача темы: формирование представления о жизни и творчестве В.В.Каменском, о
становлении поэтического мировоззрения писателя.
Тема 3. «О невидимом оружии, сыре – боре, Homo humanitas. Аркадий Гайдар. (4 часа).
Задача темы: формирование представления о жизни и творчестве А.П. Гайдара. Знакомство с
Пермским периодом в творчестве писателя.
Тема 4. «О таинственном золоте, кораблекрушении и пельменях» Александр Грин. ( 4 часа)
Задача темы: формирование представления о жизни и творчестве Александра Грина.
Формирование понятия о «тяжкожилых» героях Александра Грина и героях – чудотворцах.
Тема 5 «О подземном мире, коварных хранителях и динамите» Павел Бажов. (7 часов)
Задача темы: формирование представления о жизни и творчестве Павла Бажова. Знакомство с
Уральскими сказами писателя.
Тема 6. «О двух родинах, любви и ящике с петухом» Виктор Астафьев. (3 часа)
Задача темы: формирование представления о жизни и творчестве Виктора Астафьева.
Знакомство с экологической тематикой рассказов писателя.
Тема 7. « О брыкающемся коне, жадной бумаге и восторженном человеке» Борис Пастернак. (3
часа)
Задача темы: формирование представления о жизни и творчестве Бориса Пастернака.
Знакомство с Уральским периодом творчества писателя.
Тема 8. «О кино без кинокамеры, кумачовых сарафанах и тишине» Василий Немирович –
Данченко. (4часа)
Задача темы: формирование представления о жизни и творчестве Василии Немировиче Данченко.
Формирование представления о развитии киноискусства в Пермском крае.
Заключение (3 часа)
Подведение итогов, повторение и обобщение по курсу «Мой Пермский край. Литературные
расследования».
Д №
Тема К
Тип
Требования к уровню подготовки учащихся
Технолоа П урока
о урока
гии
т /
л
Пред Познавател Регуляти Комму Личнос
а п
метн ь-ные ууд
вные ууд никати т-ные
в
ые
вные
ууд
о
ууд
ч
а
с
о
в
1
2
3
Введение
Введен
1 Урок
Формиро Уметь
Осозна
Уметь
Освоен
ие
в
«откры вание
искать
ют
ставить ие
предме
тия»
Стартово и
качеств вопрос Личнос
т
нового
й
выделят о
и ы
и тного
знания
Мотивац ь
уровень обраща Смысла
ии к
необход усвоени ться за Учения
Обучени имую
я.
помощ ,
ю.
информ
ью
к Желани
ацию из
учебно я
учебник
й
Учитьс
а,
литерат я.
определ
уре
ять
понятия
,
создава
ть
обобще
ния.
«Об исчезнувшем городе, речном божестве и чемодане» М. А. Осоргин
М.А.О
1 Урок
Формиро Выделя Уметь
Устана Знание
соргин.
«откры вание
ть
и оценива вливаю основн
Детств
тия»
разных
формул ть
и т
ых
о
и
нового
способов ировать формул Рабочи принци
юность
знания
и
познава ировать е
пов и
форм
тельну
то, что Отнош правил
действия ю цель
уже
ения,
отноше
усвоено учатся
ния к
Эффект природ
ивно
е.
Сотруд
ничать
Творче
1 Урок
Беседа,
Осозна Осозна
модели формир
ская
общеме работа с нно и
ют
ровать
ование
биогра
тодичес учебнико произво качеств моноло навыко
фия
кой
м,
льно
ои
гическо в
М.А.О
направл разработк строят
уровень е
исследо
соргин
енности а
речевые усвоени высказ вания
а
маршрут высказ
я,
ывание, текста с
а
ывания коррект аргуме опорой
Здоровье
сбережени
я,
дифферен
цированно
го
подхода,
икт
Здоровьес
бережения
,
личностно
ориентиро
ванного,
ИКТ,
развитие
творчески
х
способнос
тей
Здоровьес
бережения
,
дифферен
цированно
го
подхода,
икт
экскурси
и
по
родному
городу
4
5
6
Роль
пермск
ого
края в
творче
стве
М.А.
Осорги
на
Формиро
вание
разных
способов
и
форм
действия
ируют
свою
работу.
уметь
определ
ять
меры
усвоени
я
изученн
ого
материа
ла
нтиров
ать
свою
позици
ю.
не
только
на
информ
ацию
задает
Позити Здоровьес
вопрос вная
бережения
ы,
мораль ,
слушае ная
дифферен
т,
самооц цированно
отвечае енка
го
т
на
подхода,
вопрос
икт
ы
других;
формул
ирует
собстве
нные
мысли,
высказ
ывает и
обосно
вывает
свою
точку
зрения
«О птичьих гнездах, авиаторах и эликсире молодости» Василий Каменский
Рассле
1 Урок
Знакомст уметь
Ставят
уметь
Любовь Здоровьес
довани
«откры во с
синтези учебну
делать
к
бережения
е
тия»
творчеств ровать
ю
анализ родной ,
первое:
нового
ом
получен задачу
текста, природ дифферен
птенец
знания
писателя. ную
использ е.
цированно
в
информ
уя
Чувств го
гнезде
ацию
изучен о
подхода,
для
ную
гордост проблемно
составл
термин и за
го
ения
ологию свою
обучения,
ответа
и
страну
ИКТ,
(текст)
получе
педагогик
нные
а
знания
сотруднич
Рассле
1 Урок
формиро извлека уметь
Обмени Оптими ества,
проектной
довани
общеме вание
ет
определ ваются зм в
е
тодичес навыков
необход ять
знания воспри деятельно
сти,
второе:
кой
исследов имую
меры
ми
ятии
формиров
певчая
направл ания
информ усвоени между
мира.
ания
птица –
енности текста с ацию из я
членам
умственн
обрете
опорой
текстов, изученн и
ых
ние
не только относя
ого
группы
действий,
голоса
на
щихся к материа
«критичес
информа различн ла
кого»
цию
ым
мышления
жанрам;
определ
яет
1
Урок
общеме
тодичес
кой
направл
енности
в
устной
и
письме
нной
форме.
синтези
ровать
получен
ную
информ
ацию
для
составл
ения
ответа
(текст)
7
8
9
1
Рассле
довани
е
третье:
«крыло
вейнос
ть»,
поэт –
переле
тная
птица
уметь
Уважен
делать
ие
анализ истори
текста, и,
использ культур
уя
ных и
изучен истори
ную
ческих
термин памятн
ологию иков.
и
получе
нные
знания
«О невидимом оружии, сыре – боре, Homo humanitas. Аркадий Гайдар
Рассле
1 Урок
Знакомст Выделя Сличаю Адеква Любовь
довани
«откры во с
ют и
т свой
тно
к
е
тия»
творчеств формул способ
использ родной
первое:
нового
ом
ируют
действи уют
природ
добрые
знания
писателя. познава я с
речевы е.
дела
тельну
эталоно е
Чувств
ю
м.
средств о
цель.
а
гордост
для
и за
дискусс свою
ии и
страну
аргуме
нтации
Пермск 1 Урок
формиро извлека Составл уметь
Уважен
ий
рефлек вание
ет
яют
делать
ие
период
сии
навыков
необход план и
анализ истори
в
исследов имую
последо текста, и,
биогра
ания
информ вательн использ культур
фии
текста с ацию из ость
уя
ных и
А.Гайд
опорой
текстов, действи изучен истори
ара
не только относя
й.
ную
ческих
на
щихся к
термин памятн
информа различн
ологию иков
цию
ым
и
жанрам;
получе
определ
нные
яет
знания
основну
ю
и
второст
епенну
ю
информ
ацию
Рассле
1 Урок
Характер Устанав Составл Обмени Оптими
1
Урок
общеме
тодичес
кой
направл
енности
Характер
истика
образа.
Обобщен
ие и
системат
изация
изученно
го.
основну
ю
и
второст
епенну
ю
информ
ацию
Устанав
ливают
причин
носледств
енные
связи.
Составл
яют
план и
последо
вательн
ость
действи
й.
0
довани
е
второе:
невиди
мое
оружие
1
1
«А
дальше
была
война
…»
1
2
1
3
рефлек
сии
истика
образа.
Обобщен
ие и
системат
изация
изученно
го.
Урок
формиро
общеме вание
тодичес навыков
кой
исследов
направл ания
енности текста с
опорой
не только
на
информа
цию
ливают
причин
носледств
енные
связи.
яют
план и
последо
вательн
ость
действи
й.
Выделя
ют и
формул
ируют
познава
тельну
ю
цель.
Ставят
учебну
ю
задачу
ваются
знания
ми
между
членам
и
группы
зм в
воспри
ятии
мира.
Адеква Доброж
тно
елатель
использ ное
уют
отноше
речевы ние к
е
окружа
средств ющим.
а
для
дискусс
ии и
аргуме
нтации
«О таинственном золоте, кораблекрушении и пельменях» Александр Грин
Рассле
1 Урок
Знакомст уметь
Ставят
уметь
Любовь
довани
«откры во с
синтези учебну
делать
к
е
тия»
творчеств ровать
ю
анализ родной
первое:
нового
ом
получен задачу
текста, природ
зов
знания
писателя. ную
использ е.
моря
информ
уя
Чувств
ацию
изучен о
для
ную
гордост
составл
термин и за
ения
ологию свою
ответа
и
страну
(текст)
получе
нные
знания
Рассле 1
Урок
формиро извлека уметь
Обмени Оптими
довани
общеме вание
ет
определ ваются зм в
е
тодичес навыков
необход ять
знания воспри
второе:
кой
исследов имую
меры
ми
ятии
сказоч
направл ания
информ усвоени между
мира.
ник
енности текста с ацию из я
членам
опорой
текстов, изученн и
не только относя
ого
группы
на
щихся к материа
информа различн ла
цию
ым
жанрам;
определ
яет
основну
ю
и
второст
епенну
ю
информ
ацию
1
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
Рассле
довани
е
третье:
герой
уметь
Уважен
делать
ие
анализ истори
текста, и,
использ культур
уя
ных и
изучен истори
ную
ческих
термин памятн
ологию иков.
и
получе
нные
знания
Чудо в 1 Урок
формиро Уметь
Ставят
уметь
Любовь
нашей
«откры вание
синтези учебну
делать
к
жизни
тия»
навыков
ровать
ю
анализ родной
нового
исследов получен задачу
текста, природ
знания
ания
ную
использ е.
текста с информ
уя
Чувств
опорой
ацию
изучен о
не только для
ную
гордост
на
составл
термин и за
информа ения
ологию свою
цию
ответа
и
страну
(текст)
получе
нные
знания
«О подземном мире, коварных хранителях и динамите» Павел Бажов
Павел
1
Урок
Знакомст Выделя Уметь
Устана Знание
Бажов:
«откры во с
ть
и оценива вливаю основн
испыта
тия»
творчеств формул ть
и т
ых
ние
нового
ом
ировать формул Рабочи принци
умом
знания
писателя. познава ировать е
пов и
тельну
то, что Отнош правил
ю цель
уже
ения,
отноше
усвоено учатся
ния к
Эффект природ
ивно
е.
Сотруд
ничать
Павел
1
Урок
Беседа,
Осозна Осозна
модели формир
Бажов:
общеме работа с нно и
ют
ровать
ование
испыта
тодичес учебнико произво качеств моноло навыко
ние
кой
м,
льно
ои
гическо в
красот
направл разработк строят
уровень е
исследо
ой
и
енности а
речевые усвоени высказ вания
вернос
маршрут высказ
я,
ывание, текста с
тью
а
ывания коррект аргуме опорой
экскурси в
ируют
нтиров не
и
по устной
свою
ать
только
сказке
и
работу. свою
на
письме
позици информ
нной
ю.
ацию
форме.
Павел
1
Урок
Формиро Синтези уметь
задает
Позити
Бажов:
общеме вание
ровать
определ вопрос вная
1
Урок
общеме
тодичес
кой
направл
енности
Характер
истика
образа.
Обобщен
ие и
системат
изация
изученно
го.
Устанав
ливают
причин
носледств
енные
связи.
Составл
яют
план и
последо
вательн
ость
действи
й.
Испыта
ние
трудом
тодичес
кой
направл
енности
разных
способов
и
форм
действия
получен
ную
информ
ацию
для
составл
ения
ответа
(текст)
ять
меры
усвоени
я
изученн
ого
материа
ла
1
9
Павел
1
Бажов:
испыта
ние
темнот
ой
и
молчан
ием
Урок
общеме
тодичес
кой
направл
енности
Формиро
вание
разных
способов
и
форм
действия
Устанав
ливают
причин
носледств
енные
связи.
Составл
яют
план и
последо
вательн
ость
действи
й.
2
0
Испыта 1
ние
золото
м
и
дружбо
й
Урок
общеме
тодичес
кой
направл
енности
Характер
истика
образа.
Обобщен
ие и
системат
изация
изученно
го.
Устанав
ливают
причин
носледств
енные
связи.
Составл
яют
план и
последо
вательн
ость
действи
й.
2
1
Испыта 1
ние
талант
ом
Урок
«откры
тия»
нового
знания
Формиро
вание
навыков
исследов
ания
текста с
опорой
не только
на
информа
Уметь
синтези
ровать
получен
ную
информ
ацию
для
составл
ения
Ставят
учебну
ю
задачу
ы,
слушае
т,
отвечае
т
на
вопрос
ы
других;
формул
ирует
собстве
нные
мысли,
высказ
ывает и
обосно
вывает
свою
точку
зрения
уметь
делать
анализ
текста,
использ
уя
изучен
ную
термин
ологию
и
получе
нные
знания
уметь
делать
анализ
текста,
использ
уя
изучен
ную
термин
ологию
и
получе
нные
знания
уметь
делать
анализ
текста,
использ
уя
изучен
ную
термин
ологию
мораль
ная
самооц
енка
Уважен
ие
истори
и,
культур
ных и
истори
ческих
памятн
иков.
Уважен
ие
истори
и,
культур
ных и
истори
ческих
памятн
иков.
Любовь
к
родной
природ
е.
Чувств
о
гордост
и за
свою
цию
2
2
Испыта 1
ние
благор
одство
м
и
бескор
ыстием
2
3
Рассле
довани
е
первое:
родина
«с
ноготь
величи
ной»
2
4
Рассле
довани
е
второе:
«Не у
каждог
о жена
Марья,
а кому
бог
даст»
2
5
Рассле
довани
е
третье:
Урок
общеме
тодичес
кой
направл
енности
Беседа,
работа с
учебнико
м,
разработк
а
маршрут
а
экскурси
и
по
родному
городу
ответа
(текст)
и
получе
нные
знания
модели
ровать
моноло
гическо
е
высказ
ывание,
аргуме
нтиров
ать
свою
позици
ю.
страну
Осозна Осозна
формир
нно и
ют
ование
произво качеств
навыко
льно
ои
в
строят
уровень
исследо
речевые усвоени
вания
высказ
я,
текста с
ывания коррект
опорой
в
ируют
не
устной
свою
только
и
работу.
на
письме
информ
нной
ацию
форме.
«О двух родинах, любви и ящике с петухом» Виктор Астафьев
1
Урок
Знакомст Выделя Сличаю Адеква Любовь
«откры во с
ют и
т свой
тно
к
тия»
творчеств формул способ
использ родной
нового
ом
ируют
действи уют
природ
знания
писателя. познава я с
речевы е.
тельну
эталоно е
Чувств
ю
м.
средств о
цель.
а
гордост
для
и за
дискусс свою
ии и
страну
аргуме
нтации
1
Урок
формиро извлека Составл уметь
Уважен
рефлек вание
ет
яют
делать
ие
сии
навыков
необход план и
анализ истори
исследов имую
последо текста, и,
ания
информ вательн использ культур
текста с ацию из ость
уя
ных и
опорой
текстов, действи изучен истори
не только относя
й.
ную
ческих
на
щихся к
термин памятн
информа различн
ологию иков
цию
ым
и
жанрам;
получе
определ
нные
яет
знания
основну
ю
и
второст
епенну
ю
информ
ацию
1
Урок
Характер Устанав Составл Обмени Оптими
рефлек истика
ливают яют
ваются зм в
сии
образа.
причин план и
знания воспри
Обобщен нопоследо ми
ятии
«Не
навред
и!»
ие и
следств вательн между
мира.
системат енные
ость
членам
изация
связи.
действи и
изученно
й.
группы
го.
« О брыкающемся коне, жадной бумаге и восторженном человеке» Борис Пастернак
2 Рассле 1
Урок
Знакомст Выделя Сличаю Адеква Любовь
6 довани
«откры во с
ют и
т свой
тно
к
е
тия»
творчеств формул способ
использ родной
первое:
нового
ом
ируют
действи уют
природ
Пастер
знания
писателя. познава я с
речевы е.
нак и
тельну
эталоно е
Чувств
Урал
ю
м.
средств о
цель.
а
гордост
для
и за
дискусс свою
ии и
страну
аргуме
нтации
2 Рассле 1
Урок
Формиро извлека Составл уметь
Уважен
7 довани
рефлек вание
ет
яют
делать
ие
е
сии
навыков
необход план и
анализ истори
второе:
исследов имую
последо текста, и,
пять
ания
информ вательн использ культур
секрето
текста с ацию из ость
уя
ных и
в
опорой
текстов, действи изучен истори
не только относя
й.
ную
ческих
на
щихся к
термин памятн
информа различн
ологию иков
цию
ым
и
жанрам;
получе
определ
нные
яет
знания
основну
ю
и
второст
епенну
ю
информ
ацию
2 Рассле 1
Урок
Характер Устанав Составл Обмени Оптими
8 довани
рефлек истика
ливают яют
ваются зм в
е
сии
образа.
причин план и
знания воспри
второе:
Обобщен нопоследо ми
ятии
пять
ие и
следств вательн между
мира.
секрето
системат енные
ость
членам
в
изация
связи.
действи и
изученно
й.
группы
го.
«О кино без кинокамеры, кумачовых сарафанах и тишине» Василий Немирович – Данченко
2 Биогра 1
Урок
Осужден Выбира Опреде Умеют Ориент
9 фия
«откры ие
ют
ляют
работат ация в
В.Неми
тия»
безделья, наиболе последо ь в
особен
ровича
нового
лени,
е
вательн парах,
ностях
знания
хвастовст эффект ость
эффект социал
Данчен
ва.
ивные
промеж ивно
ьных
ко
Аллегори способ
уточны сотруд отноше
яи
мораль в
басне.
Особенно
сти
языка 18
века.
ы
решени
я
задачи в
зависим
ости от
конкрет
ных
условий
.
Урок
Комическ Анализ
общеме ое
ируют
тодичес изображе объект,
кой
ние
выделяя
направл «знатока существ
енности », не
енные и
понимаю несуще
щего
ственны
истинног е
о
признак
искусства и.
.
х
ничать
целей с
учетом
конечно
го
результ
ата.
ний и
взаимо
действи
й.
Предвос
хищают
временн
ые
характе
ристики
достиже
ния
результ
ата
(когда
будет
результ
ат?).
Ориент
ация в
системе
мораль
ных
норм и
ценнос
тей
Составл
яют
план и
последо
вательн
ость
действи
й.
Исполь
зуют
языков
ые
средств
а
для
отобра
жения
своих
чувств,
мыслей
и
побужд
ений.
уметь
делать
анализ
текста,
использ
уя
изучен
ную
термин
ологию
и
получе
нные
знания
Обмени
ваются
знания
ми
между
членам
и
группы
Оптими
зм в
воспри
ятии
мира.
Освоен
Пробле
3
0
Зарожд 1
ении
кинема
тограф
а как
искусс
тва
3
1
3
2
Роль
1
Пермск
ого
края в
творче
ской
биогра
фии
В.Неми
ровича
Данчен
ко
Урок
рефлек
сии
Формиро
вание
навыков
исследов
ания
текста с
опорой
не только
на
информа
цию
3
3
Кунгур 1
на
большо
м
экране
Урок
рефлек
сии
Характер
истика
образа.
Обобщен
ие и
системат
изация
изученно
го.
3
Итогов
Урок
Выдвига
1
извлека
ет
необход
имую
информ
ацию из
текстов,
относя
щихся к
различн
ым
жанрам;
определ
яет
основну
ю
и
второст
епенну
ю
информ
ацию
Устанав
ливают
причин
носледств
енные
связи.
Составл
яют
план и
последо
вательн
ость
действи
й.
Заключение
Оценив Умеют
Уважен
ие
истори
и,
культур
ных и
истори
ческих
памятн
иков
4
ый
урок конфер
енция
рефлек
сии
ют и
обосновы
вают
гипотезы,
предлага
ют
способы
их
проверки
ают
достигн
утый
результ
ат
слушать
и
слышат
ь друг
друга.
ие
общем
ировог
о
культур
ного
наслед
ия
мы
благоро
дства,
достои
нства и
чести
Нравст
венные
пробле
мы
Литература для обучения
Учебное пособие Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки: литературные
расследования/Под. ред. Р.А. Кассиной/(А.В.Фирсова, Е.В. Лившиц, Е.А.Князева, З.С. Антипина,
К.Э. Шумов, Т.И. Пастаногова, М.Г. Вершинина). – М.:Издательство ВЛАДОС, 2017
Средства обучения
Портреты поэтов и писателей
Раздаточный материал по темам курса
Интернет-ресурсы:
https://sites.google.com/site/literaturnoeprikameproekt/ - Мой Пермский край. Литературные
расследования.
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/154700.html - авторы Пермского края
Календарно-тематическое планирование курса «Мой пермский край. географические экспедиции» 8
класс (34 часа, 1 час в неделю)
Курс состоит из 8 разделов в виде туристических маршрутов.
№ урока Раздел и тема урока
1
часы Практические и творческие задания
Введение
1
Формула места: горы, реки, соль
Д\З
стр.
4- 5
2
Маршрут 1 «Пермский 1
север- страна горных
хребтов»
Составить список вещей, предметов и стр.
продуктов, которые понадобятся для
7-17
похода в горы на несколько дней
3
Маршрут 2
1
Вишерский заповедник, его красоты и стр.18-25
уникальность
1
Практическая работа «Сходства
различия 3 городов Верхнекамья»
1
Культурные ценности коренных народов стр.39-44
Прикамья
1
Презентации
и
сообщения
об стр. 45-54
охраняемых растениях, занесенных в
Красную книгу Пермского края и
«Река
Вишера
древний путь»
4
–
Маршрут 3
«Соликамск,
Березники,
Усольебратья по соли»
5
Маршрут 4
«Древняя парма – коми
– пермяки»
6
Маршрут 5
«Ландшафтная
мозайка
Северной
и стр.26-36
пармы»
России
7
Маршрут 6 «Заветные 1
деревья и природная
аптека пармы»
Видеофильмы,
презентации
и стр.56-62
сообщения об охраняемых растениях,
занесенных в Красную книгу Пермского
края и России
8
Маршрут 7
Проектное задание «Будущее Коми- стр.63-73
Пермяцкого
округа
глазами
современного специалиста»
«Южная
пармавстреча природы и
культуры»
Горнозаводское Прикамье
9
Маршрут 8
1
Окаменевшие
ископаемые,
горные стр.75-79
породы и минералы Пермского края
1
Практическая работа «Города – заводы, стр.80-86
чем они отличаются от современных
городов»
1
Каковы
основные
пути
решения стр.87-94
городов, где основой является одно
градообразующее предприятие?
1
Социальные последствия ликвидации стр.95-104
угольных шахт.
1
Проект
«Моя
родословная
Прикамской земле»
«Древняя тектоника и
современное богатство
края»
10
Маршрут 9
«Горнозаводский край
–
прошлое
и
настоящее»
11
Маршрут 9
«Города
–
заводы
Чусовой и Лысьва»
12
Маршрут 10
«Кизел-Губаха
векторы развития»
Формула пути
13
Маршрут 11
«Любопытный ребенок
и научные открытия»
14
Маршрут 12
Маршрут 13
Практическая работа «Сходства и стр.
различия г Оханска и г. Перми» почему
118-127
Оханск не стал крупным городом.
1
В.В. Верещагин и город – станция на стр.
Пермской земле
128-137
1
Наблюдаем,
изучаем,
исследуем- стр.
практическая
работа
стр
149
139-149
«Сравнительная характеристика народов
Прикамья по различным признакам»
«Ворота Прикамья»
16
Маршрут 14
«Нижнекамье – имена
и люди»
107-117
1
«Оханский
перекресток»
15
на стр.
17
Маршрут 15
1
Рисунки
гербов
Куединского, стр.
Осинского,
Чернушинского
и
150-157
Чайковского районов их сходства и
различия стр. 151
1
Почему сельские населенные пункты стр.
стали городами
159-167
2
Какие уникальные природные объекты стр.
могут быть использованы в сфере
169-175
туризма?
2
Кунгурские мастера их
керамическом производстве
«Плодородный юг»
18
Маршрут 16
«Чайковский – город
труда и романтиков»
19-20
Маршрут 17
«Природные феномены
Урала»
21-22
Маршрут 18
«Предпринимательство
и территория»
23-24
Маршрут 19
опыт
в стр.
176-187
2
Индивидуальный проект «Моя визитная стр.
карточка Пермского края»
188-199
2
История Перми в лицах и событиях
стр.201-214
1
Традиционные фестивали в г Перми
стр.215-221
2
Один день выходного дня в Перми
стр.222-230
«Туристическая
визитная
карточка
пермского края»
Формула движения
25-26
Маршрут 20
«Судьба
города
география и время»
27
–
Маршрут 21
«Современная Пермь –
город инноваций
28-29
Маршрут 22
«Пермская
агломерация
и
маршруты выходного
дня»
30
Маршрут 23
стр.231-241
1
«Пространство
креативной Перми»
31
География Ординского 1
района
(3
часа)
Туристический
маршрут в
Орду
и
окрестности
32
его
1
Отличительные
особенности
нашего
«Географическое
положение
Ординского района», практическая
работа по картам атласа Пермского края
села
33
Роль
Ординского 1
района в масштабе
края и страны.
Роль Ординского района
время.
в военное
34
Экскурсия
в 1
краеведческий музей.
История возникновения села Орда
Учебно-методическое обеспечение.
1 Н.П.Горбацевич, Д.М.Софьин, О.В.Власова, Д.А.Кормилов изд-во «Книжный мир», «Мой
Пермский край»(Странички далеких и близких времен), -2015.
Список литературы.
1. А.М. Белавин, Н.Н. Агафонова, Н.Б. Крылысова, М.Г. Нечаев, А.Б. Суслов «Страницы истории
Земли Пермской», Пермь «Книжный мир», 1997 г.
2. Н.В. Иванова, А.А. Неулыбина, Е.А. Черных «География Пермской области» Пермское книжное
издательство, 1984 г.
3.«Твое Прикамье», Пермь книжное издательство, 2002 г.
4.Чагин «Народы и культура Прикамья в 19- 20 веках»
5.«Прикамье: страницы далѐких и близких времѐн».
6.Интернет сайт: http://www. . perm1.ru
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)