МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ординская средняя общеобразовательная школа" филиал «Шляпниковская основная общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании директор МБОУ «Ординская СОШ» педагогического совета приказ № 341 от«28»августа 2024 г. Протокол № 01 от «28» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Название: Юные патриоты России Направление: духовно - нравственное Класс 4 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса в рамках реализации духовно-нравственного направления «Юные патриоты России» разработана на основе: Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. «Об образовании РФ»; Конвенция ООН о правах ребенка Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» 4. Устав школы 5. Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16) 1. 2. 3. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края. "Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". Нравственное воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм. Программа предназначена для занятий с учащимися 4 классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Цель: • создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Задачи: • создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников; • формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; • утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования; • воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда; • повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России. Планируемые результаты Личностные -формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. -развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метапредметные результаты: Регулятивные планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные -добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Коммуникативные - выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умению координировать свои усилия с усилиями других. - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве - при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; Содержание программы «Я и семья» «Связь поколений» «Растим патриота и гражданина России». «Мой край родной» • • № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тематическое планирование Тема занятия Всероссийский урок "Мира" От Москвы до самых до окраин Россия многонациональное государство Народы России. Государственная символика России Малые летние олимпийские игры Поле русской славы Здесь я живу Школьная семья За нами не угнаться. Спортивный праздник Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Русские полководцы и флотоводцы Обычаи русского народа Дружба поколений Вместе весело шагать Лыжные соревнования Играем в Тимура Праздники России Мы все разные ко Дню Защитника Отечества: "Быстрые, сильные, меткие". Игровая программа Путешествие по стране. Слава и честь защитникам Отечества! "Веселые старты" Была война, была Победа Дети войны Наш край в годы Великой Отечественной войне Подготовка к игре "Зарничка" Подготовка к игре "Зарничка" Подготовка к игре "Зарничка" Подготовка к игре "Зарничка" Подготовка к игре "Зарничка" Подготовка к игре "Зарничка" Подготовка к игре "Зарничка" Подготовка к игре "Зарничка" Игра "Зарничка" Итоговое занятие. "Что значит быть патриотом России" Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения план факт 02.09 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Результаты освоения учебного курса и система их оценки. Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса. Ожидаемые результаты: • • • Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности; Повышение уровня духовной культуры Возрождение патриотического воспитания. Требования к результатам усвоения курса: В процессе изучения курса «Юный патриот России» учащиеся должны: иметь представления: - об истории родного края; знать: - государственную символику, края и своего района; - важнейшие события в истории родного края; - народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх); - родственные связи в семье; уметь: - приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3); - описывать наиболее важные события истории родного края; В результате реализации программы ожидается: • развитие творческих способностей; • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.