Рабочая программа курса В МИРЕ ЖИВОТНЫХ 7 класс Шляпниковская ООШ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Ординская средняя общеобразовательная школа"
филиал «Шляпниковская основная общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании

директор МБОУ
«Ординская СОШ»

педагогического совета

приказ № 258
от«28»августа 2023 г.

Протокол № 01
от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «В мире животных»
для обучающихся 7 класса

Составитель:
Учитель химии и биологии
Шерстобитова А.И.

с. Орда 2023

Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе авторской программы «В мире животных»

для учащихся 7-х классов 34 часа.

Программа элективного курса «В мире животных» направлена на формирование системы представлений о многообразии и биологических
особенностях животных и расширяет и углубляет курс «Биологии» ФГОС 7 класса по программе В.В. Пасечника.
Знания, полученные на занятиях, будут способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к предмету биологии и представляют
ценность для определения ими путей дальнейшего образования.
Включённый в программу материал может применяться для различных групп школьников с разной степенью обобщенности знаний и модульным
принципом построения программы.
Степень обобщенности знаний соответствует целям обучения и развития мышления обучающихся. Факультативный курс «В мире животных»
рассчитан на 34 часа (1час в неделю).
Программа составлена для обучающихся 7-х классов. Отбор материала выполнен на основе принципов научности, доступности,
познаваемости природы, развивающего обучения с опорой на базовый уровень знаний.
Актуальность программы в том, что данный курс будет способствовать развитию познавательного интереса и любовь к животным.
Цель программы:
углубление знаний о биологических особенностях различных классов и отрядов животных;
Задачи программы:
1.

формирование у учащихся системы представлений о мире животных, как родной страны, так и планеты в целом;

2.

привитие навыков гигиены и охраны труда при работе с животными;

3.

обеспечение условий для развития творческих сил, способностей и дарований обучающихся;

4.

закрепление умений и навыков работы с научной, учебно-методической, учебно-познавательной литературой, работой с

электронными носителями и пользование Интернетом.

5. развивающие - развитие у учащихся интереса к миру живой природы и формирование культуры отношений между человеком и
другими живыми организмами.
6. воспитывающие – воспитание любви к братьям нашим меньшим, аккуратного и бережного отношения к домашним питомцам и
животным, обитающим в природе. Воспитывать нетерпимое отношение к проявлению варварского отношения к живым объектам
природы. Воспитывать активную жизненную позицию по пропаганде и выработке ценностного отношения к живой природе,
развитию творческих способностей, усвоению учащимися норм и правил экологической этики.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей обучающихся, предусматривает связь науки и
жизни, а также способствует самоопределению в будущем.
Программа нацелена использовать разнообразные методы обучения

и выявление творческих способностей детей, чтобы дать им

возможность для их проявления (при работе с лабораторно-практическим материалом, работе в группах, представлении презентаций и участия в
диспутах).
В работе используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстрированный (рассказ, беседа, практическая работа,
экскурсия), поисковый (презентации, сообщения, реферативные работы), модельный (деловые игры).
Контроль за выполнением учебной программы осуществляется в виде: лабораторно-практических работ, презентаций, индивидуальных
сообщений и творческих работ.

Содержание тем факультативного курса «В мире животных»
Введение (1 ч)
Растения, животные, грибы и микроорганизмы как основные компоненты живой природы. Позвоночные и беспозвоночные животные.
Места обитания животных на Земле. Животные на суше, в воздухе, в водоёмах, в почве. Животные-паразиты.
Многообразие животных. Беспозвоночные. (13 ч)
Животные в экосистемах. Лесные виды животных (почвенные беспозвоночные, насекомые), их связь с растительностью и место в лесных
сообществах. Виды экологических связей между организмами. Представление о пищевых сетях. Животные – переносчики опасных
заболеваний; меры предохранения. Жалящие насекомые. Ядовитые животные. Наблюдения в природе: муравьи, водные беспозвоночные.
Многообразие животных. Позвоночные. (13 ч)
Многообразие видов животных (рыбы, амфибии и рептилии, птицы, млекопитающие), их связь с растительностью и место в
сообществах. Животные морских глубин. «Живые ископаемые»: мечехвост, латимерия, гаттерия. Ночные животные. Подземные обитатели.
Рыбы на суше. Животные-рекордсмены, способные развивать огромную скорость. Животные, ведущие скрытный образ жизни. Животные
болот и лугов. Животные водоёмов. Птицы и млекопитающие, связанные с водными экосистемами. Общение у животных. Поведение
животных при поиске пищи, строительстве убежищ, размножении, выращивании потомства, избегании хищника. Инстинкт как основа
поведения животных. Сложные формы поведения животных.

Исчезнувшие и истреблённые человеком виды животных. Причины сокращения численности животных. Редкие виды животных.
Красная книга. Пути сохранения видов животных от вымирания.
Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (7 ч)
Покровы тела, способы передвижения животных, органы дыхания и газообмен, нервная система, органы чувств. Регуляция деятельности
организма.

Календарно – тематическое планирование
7 КЛАСС
№
п/
п

1

2

3

4

Количество часов
Тема урока

В мире животных
Строение и жизнедеятельность животной клетки
Ткани животных. Органы и системы органов
животных. Лабораторная работа «Исследование
под микроскопом готовых микропрепаратов
клеток и тканей животных»
Опора и движение животных. Практическая
работа «Ознакомление с органами опоры и

Всег
о

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

Дата
изучен
ия

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
7744
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
78a2

1

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
7c26

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
7d98

движения у животных»

5

Питание и пищеварение у простейших и
беспозвоночных животных

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
7f1e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
809a

Дыхание животных. Практическая работа
«Изучение способов дыхания у животных»

6

7

8

9

10

11

Кровообращение у позвоночных животных
Выделение у животных

Раздражимость и поведение животных
Формы размножения животных. Практическая
работа «Строение яйца и развитие зародыша
птицы (курицы)»
Основные систематические категории
животных

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
82ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
84fa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
86c6

1

1

1

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
8856
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d

12

13

14

15

16

17

Жгутиконосцы и Инфузории
Многообразие простейших. Значение
простейших в природе и жизни человека.
Лабораторная работа «Многообразие
простейших (на готовых препаратах)»
Многообразие кишечнополостных. Значение
кишечнополостных в природе и жизни человека.
Практическая работа «Исследование питания
гидры дафниями и циклопами (школьный
аквариум)»
Паразитические плоские черви. Лабораторная
работа «Изучение приспособлений
паразитических червей к паразитизму (на
готовых влажных и микропрепаратах)»
Круглые черви
Кольчатые черви. Практическая работа
«Исследование внутреннего строения дождевого
червя (на готовом влажном препарате и
микропрепарате)»

89d2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
8d74

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
8f9a

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
9260

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
93b4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
93b4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
9526

1

18

Ракообразные. Особенности строения и
жизнедеятельности

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
974c

19

Паукообразные. Особенности строения и
жизнедеятельности

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
974c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
974c

20

Насекомые. Особенности строения и
жизнедеятельности. Практическая работа
«Исследование внешнего строения насекомого
(на примере майского жука или других крупных
насекомых-вредителей)»

1

21

Многообразие моллюсков. Значение моллюсков
в природе и жизни человека

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
9a30

22

Многообразие рыб. Значение рыб в природе и
жизни человека

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
9ba2

23

Многообразие рыб. Значение рыб в природе и
жизни человека

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
9d50

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
a070

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d

24

25

Многообразие земноводных и их охрана.
Значение земноводных в природе и жизни
человека
Общая характеристика пресмыкающихся

9efe

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Многообразие пресмыкающихся и их охрана.
Значение пресмыкающихся в природе и жизни
человека
Поведение птиц. Сезонные явления в жизни
птиц
Значение птиц в природе и жизни человека
Общая характеристика и среды жизни
млекопитающих
Воздействие человека на животных в природе
Сельскохозяйственные животные
Многообразие млекопитающих
Поведение млекопитающих. Размножение и
развитие млекопитающих
Животные в городе. Меры сохранения
животного мира

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
9efe

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
a3c2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
a53e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
a6a6

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
a89a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
a89a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
a89a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d
ab7e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d

acd2

Всего

34

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».